Конспект интегрированной образовательной деятельности по методике экологического образования

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Корытова Светлана Евгеньевна

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Пояснительная записка

Актуальность:

История человечества непрерывно связана с историей природы. На современном этапе её вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Человек-часть природы, он не может жить отдельно от неё, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в дошколь- ном возрасте. Экологическое воспитание -это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. Как же приучить их беречь и охранять природу, как живое, окружающее нас? В.А. Сухомлинский считал, необходимым вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Поэтому, целью моей работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования стало: -Целенаправленность и согласованная деятельность на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависи-мостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки в природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство.

Цель моей работы: теоретически обосновать и практически доказать возможность и эффективность применения интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников.

Гипотеза: сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более лёгкому и эффективному формированию экологических знаний, и ответственно му отношению к окружающей среде детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Изучить состояние проблемы интегрированного подхода в экологическом образовании детей; -создать благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию;

-совершенствовать воспитательную, образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности; -приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье; -формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно -эмоциональные реакции.

Степень новизны:

Использование интегрированного подхода в организации, оборудовании и предметно-развивающей среды. Выдержан принцип системности подачи материала. Сотрудничество педагогов, детей и родителей в сфере образовательного воспитательного проекта.

Ожидаемый результат:

-сформированное у детей уважительное отношение к природе родного края через интеграцию всех видов деятельности;

-посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

-непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологичес- ких мероприятий;

-повышение знаний у детей об экологии родного города, охране природе.

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения и воспитания ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе и окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Система работы по экологическому воспитанию включает в себя:

-организацию воспитательного-образовательного процесса;

-использование различных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Формы работы с детьми:

-познавательные занятия и беседы; -чтение познавательной литературы; -наблюдения, труд в природе, экскурсии; -уход за объектами живой природы; -экологические праздники, инсценировки; -опытно-экспериментальная деятельность; -игры (дидактические, интеллектуальные, подвижные); -НОД.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь познавательной, исследовательской, изобразительной деятельности, музыки, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, литературы, экскурсий, а также экологизацию различных видов самостоятельной деятельности ребёнка.

Основным направлением экологического воспитания является формирование предметно-развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей. Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, в котором есть комнатные растения, дети имеют возможность знакомиться с условиями, необходимыми для роста и развития растений, для наблюдений за ними и осуществляют уход за комнатными растениями. Здесь мы также наблюдаем за цветением комнатных растений.

Большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов. В центре экспериментирования дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком, изучать их свойства, играть с ними, проявляя творческие качества, развивая воображение и наблюдательность.

В феврале мы с воспитанниками посеяли семена. Огород на окне позволяет расширить представления детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста и развития.

Экскурсия с детьми в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Во время экскурсий ребята закрепляют представления о сезонных изменениях в природе, любуются красотой, собирают природный материал.

Во время трудовой деятельности дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или иному живому существу, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путём связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребёнка.

Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Метод диагностики экологических знаний старших дошкольников:

В основе этой методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предпо- лагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а так же ознакомление детей с природой, в основе которой должен лежать экологический подход. Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предполагались контрольные задания.

Направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенно -стях представления мира животных. Испытуемым предлагается распределить карточки следующим образом:

1 Выбрать животных и разместить их на карте с учётом места их проживания;

2 Выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;

3 Выбрать насекомых и разместить их на карте.

После того, как испытуемый справился с заданием педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых, а затем ответить на соответствующие вопросы.

Направлено на определение характерных особенностях растительного мира (индивидуально с каждым ребёнком). Педагог называет пять комнатных растений,

предполагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношение к раститель- ному миру. Затем предлагается из представленных растений выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, берёза).

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберёзовик, клубника).

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Направлено на определение характерных особенностей неживой природы. Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того, как ребёнок назовёт объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах использования.

Направлено на определение знаний времён года (индивидуально или малыми группами). Педагог задаёт вопросы об особенностях времён года, затем предлагается назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы.

Направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы.

Цель: Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы. Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой, о возможной помощи зимующим птицам.

Оценка результатов диагностики в подсчёте баллов по каждому блоку и определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире, животных, растениях, неживой природе, временах года (уровни: высокий, средний, низкий).

1 ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса. (3 балла)

2 ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя (2балла).

3 ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать требуемое на картинке. (1балл)

Результаты начальной диагностики:

Средний уровень-16-18баллов (7человек-48%)

Высокий уровень-20-24баллов. (5человек-36%)

Результаты конечной диагностики:

Низкий уровень (1человек-8%)

Средний уровень (6человек-40%)

Высокий уровень (7человек-52%)


Анализ результатов диагностики экологического воспитания детей показывает:

-уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

-значительно вырос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших

В начале года низкие результаты. Изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей за ложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимно обуславливают друг друга, что организм и среда нераздельное целое.

Практическая значимость:

Данная методическая разработка может быть полезна слушателям повышения квалификации и студентам педагогических вузов. В ней содержится практическая реализация образовательной деятельности по экологическому воспитанию с учётом интеграционного подхода.

Эффективность и результативность.

В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей, дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, использовать практические действия по её охране. Развитие умственных способностей детей, проявляющиеся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Список литературы:

1АксёноваЗ.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. Москва Т.Ц. Сфера 2011,-128с

2 Горькова. Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников /Л.Г. Горькова Кочергина, Л.А. Обухова-Москва: ВАКО .2005-240с.

3Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений -Москва: АРКТИ ,2001-128с.

4Кавинько Л, В. Секреты природы -это так интересно-Москва: Линка-Пресс,2004.-72с.

6Луконина. Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе /Н.Н. Луконина Москва-Айрис-Пресс.2002 -240с.

9ФедотоваА.М. Познаём окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников -Москва: Т.Ц. Сфера 2015.-112

Образовательные : продолжать расширять и систематизировать знания детей об окружающем мире, закреплять элементарные познания в области живой и неживой природы.

Развивающие: развивать память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство радости и удивления от познания нового, неизвестного, бережного отношения к окружающему миру.

Задачи по областям:

- продолжать расширять и систематизировать знания детей об окружающем мире, закреплять элементарные познания в области живой и неживой природы;

- развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев;

- расширять представления о временах года и их последовательности, их характерных особенностях;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- развивать память, логическое мышление.

- формировать связную речь детей;

- формировать у детей богатый и активный словарный запас;

- развивать связную речь, учить составлять предложения и небольшие рассказы.

- развивать детскую фантазию, творчество.

- накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

- формирование у детей двигательной активности.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы к детям, поощрения.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной снежинкой…

- Почему снежинка? (потому, что сейчас зима)

- А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

(Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо).

- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?

(Солнце! – если дети дают неправильный ответ, подвести детей при помощи наводящих вопросов).

- Действительно, Солнце – самое большое и доброе. А еще, какое оно? (Круглое, желтое, теплое)

- Солнце желтое, как…

- Солнце круглое, как …

- Солнце ласковое, как …

- Солнце румяное, как …

- Ребята, давайте нарисуем солнце, но только необычным способом. При помощи выдувания из трубочек.

(Дети выполняют работу в технике кляксографии).

- Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Нет)

- Конечно, нет! Как же солнце помогло Весне? Давайте с вами отправимся в лес и узнаем.

(На доске картинки – яркое солнце, тает снег, текут ручьи, и звенит капель – дети составляют рассказ по картинкам)

- Что солнце сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

- Ребята, а что же было дальше?

(На доске картинки с изображением веток с набухшими и лопнувшими почками и изображение первых цветов – дети составляют продолжение сказки).

- Но еще раньше, чем появились листочки, появились из под снега первые цветы : подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине.

(На фланелеграфе – 10 берез)

- Давайте под каждой березкой прикрепим по два подснежника (Дети выполняют задание).

- А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку. (собрались на ковре полукругом.) А, что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие? (ответы детей с опорой на наглядность – гусеницы, жуки, муравьи, мухи.)

- А как вы думаете, кто этому обрадовался? (птицы)

- Закройте, пожалуйста, глаза, и послушайте. Что вы слышите? (Птичье пение)

- Давайте представим, что мы птички и попрыгаем, пощебечем. (Дети под музыку имитируют движения птиц).

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

И на место сели.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

(Находят еще один конверт)

- Ребята, посмотрите, еще один конверт. Только теперь на нем нарисовано Солнце! Посмотрим, что внутри? (Да)

Воспитатель открывает конверт и вынимает из конверта бумажные солнышки, раздает их детям в благодарность от волшебника, за то, что они помогла Весне победить холод.

- Скажите, ребята, вы любите весну? (Да)

(На ковре лежит обруч, внутри, которого ленточки)

- Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из обруча, лежащего на полу.

- Посмотрите, ребята, что у на получилось? (Солнышко)

- Да, солнышко, а вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. А сейчас все идеи раздевалку, оденемся и на улице поиграем в игры про весну и солнышко.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием ИКТ (подготовительная группа) Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Цель: Обобщить знания детей в рамках образовательных областей.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП (подготовительная группа) Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Подготовительная группа. Воспитатель Царёва Л. А. МДОУ «ЦРР – детский сад.

Экологические занятия в детском саду. Старший дошкольный возраст

Методическое пособие является результатом работы авторов.

Предлагаемые занятия рассчитаны на 5-6-летних детей.

На занятиях дети познакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения писателей-классиков.

Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернерами.

Желаем творческих успехов!


Конспект занятия по экологии "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья" для детей старшей группыОписание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей старшей группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах деятельности. Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности "Дошкольное образование".


Конспект занятия


Экологическое воспитание. Презентация для дошкольников "Природа и мы"Автор: Топольникова Надежда Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 14 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Цель: Прививать бережное отношение к природе. Задачи: - Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни; - Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех к.

Экология в старшей группе. НОДКонспект НОД по экологии в старшей группе. Виртуальная экскурсия на лугАвтор: Жолобова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ № 22. Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание: - активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга; - продолжать учить пользоваться микроскопом; - учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; - развивать любознательность, внимание; - развивать интерес к исследов.



Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкальная.

Цель: формировать экологические знания, обеспечивать развитие нравственно-ценностного отношения детей к природе.

образовательные: расширение представлений детей о природе родной страны;

развивающие: развитие познавательной активности, любознательности, связной речи, воображения, игровых умений детей;

воспитательные: воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологии.

Необходимые материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, видеоролики о полярном сиянии, радуге и вулкане; письмо, 2 рюкзака, 2 бутылки с водой, 2 компаса, 2 лупы, 2 фотоаппарата, 2 яблока, ванночка, фонарь, зеркало, лист белой бумаги, 2 макета вулкана, смесь (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., гуашь красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл., листы тонированной бумаги на каждого, кисти, акварельные краски, баночки с водой.

Дети. А вы хотите разгадать эти тайны и увидеть чудеса (ответы детей?

Воспитатель: замечательно. Я думаю, что наше путешествие в мир природы будет очень увлекательным. Но, для того, чтобы оно прошло успешно, к путешествию надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. А для этого давайте разделимся на 3 команды. Перед каждой командой стоит стол с разными предметами и рюкзак. В него необходимо положить то, что нам пригодится в дороге. А потом мы объясним для чего необходимы эти предметы. Итак, начнём.

(бутылочка с водой, кепка, спички, бутерброд, лопатка, пакет для мусора, бинокль, фотоаппарат, защитные очки, спрей от комаров, компас и другие предметы).

А теперь, давайте рассмотрим эти предметы, и объясним, зачем нам они нужны (воспитатель вытаскивает предмет. А дети поочереди отвечают полным ответом).

Итак, всё необходимое мы взяли, теперь в путь.

Мы идём цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберём (наклоны вперед)

Где – то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеёк по камушкам пройдём (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдём (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползём (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

К природе в гости попадём (обычная ходьба на месте).

Звучит первая загадка (слайд: загадка, картинка радуги)

От края до края

Дорожка цветная. (Радуга)

Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги?

Но как же появляется радуга? Может, кто хочет поделиться с нами своими познаниями? (ответы детей) А давайте узнаем. (показ видеоролика о появлении радуги)

Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проходите к столу. Что стоит на столе? (на нем стоит ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги)

Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.

Итак, что же такое радуга? (ответы детей) Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.

Давайте продолжим наше путешествие.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Хорошо мы погуляли.

И немножечко устали!

(сели на коврики)

А вот и следующая загадка природы, приготовились отгадывать.

слайд: загадка №2

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Воспитатель: Правильно. Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Оно наблюдается в Антарктиде, на севере нашей страны.

Давайте посмотрим видеоролик о северном сиянии.(видеоролик)

Дети, что же такое северное сияние?

Это явление природы, которое можно увидеть на северном и южном полюсе зимой.

Это, когда небо окрашивается в разные яркие цвета.

Как же происходит северное сияние?

От солнца до земли доходит не только солнечный свет, но и поток частиц – солнечный ветер. И когда эти частицы пронизывают воздух, он начинает светиться разными цветами.

Верно дети. Пойдем дальше. Посмотрите, у нас на пути речка и пещера. Реку надо перейти по веревочному мосту, и пройти через пещеру. Двигаться надо осторожно, не толкая друг друга.

Посмотрите вот следующая загадка.

слайд: загадка, картинка вулкана

Есть опасная гора,

Может вдруг ожить она.

Дымом, пламенем дышать,

Магму может извергать.

Люди в мире разных стран

Знают, что она —. (Вулкан)

Как вы думаете, это явление опасно для жизни? (ответы детей) давайте посмотрим, как же происходит извержение.

Просмотр видеоролика о вулкане.

Дети, но мы можем провести эксперимент и посмотреть на одно из чудес природы – извержение вулкана. Давайте разделимся на 2 группы и пройдем к столам с макетами вулканов, которые мы с вами сделали заранее.

Дети на столах размещены материалы. Назовите их (ответы детей: сода, лимонная кислота, гуашь красного цвета, жидкое мыло и вода). В кратер вулкана нальём воды (все дети распределились, поставили перед собой и выбрали один из препаратов, положили 2 ст. л. лимонной кислоты, 1 ч. л. гуаши красного цвета, размешали и наконец, положили 2 ст. л соды.

Вот мы и увидели извержение вулкана. Напомните, как же происходит извержение вулкана (ответ детей).

Наша экспедиция подошла к концу. Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).

Что больше всего вам понравилось? Почему? Что нового узнали? (ответы детей).

Не разрушайте природы дом,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.


-75%

Читайте также: