Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с акустической дисграфией

Обновлено: 05.07.2024

I. Организационный момент

Садится тот, кто отгадает загадку и назовет первый звук в слове отгадке.

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

Картинки птиц вывешиваются на доску.

Логопед:

II. Основная часть

1. Образование звуков

Первый ученик:

Второй ученик:

2. Характеристика звуков (с использованием сигналов) – твердый – синий кружок; глухой – колокольчик перечеркнутый.

– положение языка;
– воздушная струя.

Логопед: Молодцы. Хорошо поработали. Каждый получает фишку.

4. Выделение изолированного звука:

– С, Ц, К, Кь, С, ТЬ, Ц, К, Ш, Щ, Ц, С, Ш, С, Ц

Логопед: Хорошо. Каждый получает по фишке.

5. Связь звука с буквой.

Логопед:

в) Ориентировка на листе бумаги. Предварительно вспомнить правую - левую руку. Раздать детям чистые альбомные листы.

Логопед:

Логопед: чтобы наша картинка стала веселей – мы украсим её птицами.

За правильное выполнение фишка.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слога и слова.

Логопед:

Карточка № 1

Пти.. .(ца), кури …(ца), сини.. (ца), лиси…(ца).
Куни….(ца), умни…(ца), певи…(ца) спи…(ца).

Логопед:

– Выберите из этих слов зимующую птицу. (синица)
– Молодцы. Получайте фишки.

7. Фонематический анализ и синтез с составлением звуковой схемы:

9. Развитие навыков словообразования.

Сорока – сороки синица – синицы сова – совы скворец – скворцы
Аист – аисты соловей – соловьи цапля – цапли снегирь – снегири
Ласточка – ласточки Свиристель – свиристели

Молодцы. Справились с заданием. (фишка)

– Как много сейчас мы с вами вспомнили птиц. Скажите:
– аист, цапля, соловей, ласточка, скворец – это какие птицы? (Перелетные)
– синица, сова, свиристель, снегирь, сорока – это какие птицы? (Зимующие)
– Почему одни птицы от нас улетают, а другие остаются зимовать? (Нечем питаться и негде жить)
Про какую птицу в сказках говорится, что она принесла на своем хвосте новость? (Про сороку)

Вот и мне сорока на хвосте принесла такое известие, что один ученик сейчас пойдет выполнять задание за компьютер, а другой будет выполнять его в тетради. А потом поменяются местами.

Конспекты коррекционных уроков по устранению акустической дисграфии у учащихся начальной школы.

ВложениеРазмер
Мягкий знак в конце слов 1.16 МБ
Мягкий знак в середине слов 667.21 КБ
А - Я. Занятие 1 243.76 КБ
А -Я. Занятие 2 50.26 КБ
У - Ю. Занятие 1 319.73 КБ
У - Ю. Занятие 2 1.13 МБ
О - Ё. Занятие 1 1.06 МБ
О - Ё. Занятие 2 306.06 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия по акустической дисграфии

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова).

Развитие зрительного восприятия и внимания

Задание 1. Вставь в слова Ь. Сравни пары слов. Сделай вывод о месте и роли Ь в каждом слове.

КОН _ - КОН_КИ УГОЛ_ - УГОЛ_КИ

ПЕН_ - ПЕН_КИ ДЕН_ - ДЕН_КИ

КУЛ_ - КУЛ_КИ ОГОН_ - ОГОН_КИ

2. Тема сегодняшнего занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь"

II. Основная часть

- У нашей знакомой белочки есть детеныши - бельчата. Эти малыши очень любят играть со словами. Первый бельчонок любил вставлять мягкий знак в конце слова, а второй все норовил запрятать его в самую середину слова. Давай поможем второму бельчонку.

Задание 2. Образуй слова по схемам и прочти их.

киль ни огонь ки уголь со

ель по пень ки зверь ник

Работа со словами-омофонами

- Прослушай стихотворение о девочке, которая все забывала. Вот что из этого получилось:

Маша баньку истопила

Мягкий знак позвать забыла.

Сразу банька банкой стала.

Вот как Маша сплоховала.

Задание 3. Подбери пару к каждой картинке, сравни слова по написанию, значению и звучанию:

БАНКА - БАНЬКА ГАЛКА - ГАЛЬКА

УГОЛКИ - УГОЛЬКИ ПЕНКИ - ПЕНЬКИ

Задание 4. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Отметь Ь в середине слова

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись.

Крыльями машет, а улететь не может.

Вкусны - оближешь пальчики -

Но только я в них не играю,

А неизменно их съедаю.

В степь пришла весна.

Степь красна, желта,

А цветник у меня

Запылал весь от огня.

Дифференциация слов с Ь на конце и в середине слова

- Предлагаю тебе интересное задание. Посмотри на схемы для слов с мягким знаком.

Слова: фонарь, больно, тишь, будильник, день, ночь, беленький, больше, скажешь, кольцо, меньше.

Найди слова с противоположным значением:

Развитие фонематического восприятия на уровне словосочетания

- Составь и запиши словосочетания, используя слова на карточках:

Образец: сильная метель

III. Итог занятия

- Припомни тему занятия.

- Назови слова с мягким знаком в конце слова.

- В середине слова.

Предварительный просмотр:

коррекционного занятия по акустической дисграфии

Тема: Дифференциация гласных А-Я.

  1. Закреплять знания о гласных А – Я.
  2. Учить детей дифференцировать гласные А – Я в словах.
  3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза , фонематическое восприятие;
  4. Закреплять знания о звуковом составе слова.
  5. Развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание.

- Придумай слово с гласной А, теперь с гласной Я.

- Подними букву А, а теперь букву Я на прослушивании слогов и слов.

Ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ…

Ряд слов: БАК, РАК, ВЯЗ, ДЯДЯ, ЛАПА, КАША, ЛАК…

- Запиши несколько слов (5-6) и укажите место гласных А- Я и согласные перед ними.

3. Развитие орфографического навыка письма.

- Рассмотри картинки и сделай к ним подписи.

Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).

4. Развитие слогового анализа и синтеза

Вместо точек вставь слоги ЛА — ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу.

То. пет. ска. топо.

5. Развитие зрительного внимания

Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки — запиши слова правильно

- Подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу по какому-либо признаку.

- Запиши слова – названия картинок . Выдели в словах буквы А – Я и согласные перед ними.

- С какими согласными дружит гласная А?

  1. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.:ГНОМ, 2014.
  2. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии.

Предварительный просмотр:

коррекционного занятия по акустической дисграфии

Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте.

  • Закреплять знания детей о буквах А – Я;
  • Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и текстах;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза;
  • Учить соотнесению звуков с символами и буквами.
  1. Развитие умения составления слов из отдельных букв

Собери и запиши слова из данных наборов букв. Объясни их значение. Отметь мягкость — твёрдость согласных перед гласными А — Я.

- Запиши слова и отметь согласные перед гласными А – Я. Объясни значение записанных слов.

2. Тренировка в составлении словосочетаний. Запись словосочетаний и обозначение согласных перед гласными А – Я.

- Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому слову из левого столбика подходящее слово из правого. Образец: погода + холодная = холодная погода

ХИТРА_ Б_БОЧК_ ________________________________

ЛОВК_Я МЫШК_ ________________________________

ПУШИСТА_ ЗМЕ_ ________________________________

СЕР_Я ОБЕЗЬ_Н_ ________________________________

ЯДОВИТ_Я КОШК_ ________________________________

ЯРКА_ ЛИС_ ________________________________

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Из данных наборов слов составь предложения. Запиши предложения по порядку так, чтобы получился рассказ.

Ваня, лесом, любовался.

Ваня, собирать, землянику, стал.

Деревья, праздничные стояли.

Соком, налилась, алым, земляника.

Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные.

Угостил, свою, он, ягодами, сладкими, бабушку.

4. Работа на уровне предложения (запись на карточках).

- Вставьте буквы А – Я в слова и прочитайте предложения. Укажите в словах наличие и место гласных А – Я, а также согласные перед ними.

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

Н… столе леж…л… тр…пк… .

5. Развитие фонематического анализа на уровне текста

Вставь пропущенные буквы А — Я и впиши в предложения подходящие по смыслу слова. Придумай название к этому рассказу.

Пол___нки н___дели_____________пл___тья. На первой полянке распустились_____________нез___будки. На второй пол___нке расцвел___ гвоздик___Третья пол___нк___ ст___л___ _____________ от ром___шек. Четвёрт___я полянк___ был__ ______________от колокольчиков.

- Назовите слова из текста с гласной, которая дружит с твердыми согласными, теперь назовите слова с гласной, которая дружит с мягкими согласными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать простые формы звукового анализа и синтеза.

- учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- закреплять знания о гласных и согласных звуках;

-совершенствовать высшие психические функции: мышление, память, внимание;

-воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь, предметные картинки, демонстрационные картинки.

1. Организационный момент.

-Послушай загадки и отгадай их. Запиши ответы так, чтобы последний звук предыдущего слова был первым звуком следующего слова.

1.По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит . (Крокодил)

2. Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)

3. Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
(Ветер)

4. Поднялись ворота, всему миру красота.
(Радуга)

Цепочка: Крокодил-лягушка, ветер-радуга.

-Обрати внимание, в слове крокодил звук л-твердый, а в слове лягушка- звук л-мягкий, почему?

Сегодня мы будем учиться определять количество звуков в слове и составлять из звуков новые слова.

II.Основная часть.

Введение в тему

-Отгадай имя героя занятия по первым буквам слов - названий картинок.Картинки: Горох, нос, огурец, машина. (гном)

1.Закрепление знания о гласных звуках.

Гному очень нравятся гласные звуки и он забрал их себе.

-Помоги вернуть в слова гласные звуки А, О, У, И.

МШК – МИШКА,ГРД – ГРАД,СХР – САХАР,БРБН – БАРАБАН,НТК – НИТКА,

-Подчеркни гласные буквы красным цветом.

2.Дифференциация звуков и букв в словах

-Теперь вспомним, как ты умеешь различать звуки и буквы в словах и определять их количество.

-Подпиши, пожалуйста, под каждой картинкой количество букв и звуков.

Пример: (на доске) ЛИСА-4 буквы,4 звука, лось– 4 буквы, 3 звука, елка - 4 буквы, 5 звуков.

Картинки: дождь, улитка, еж, морковь, лампа, лось, елка.

-Наш гном нашел в книге много интересных слов и перевернул их. Прочитай слова справа – налево и запиши слова, которые у тебя получились.

ЛАЗ – ЗАЛ, ШАЛАШ – ШАЛАШ, КОТ – ТОК, НОС – СОН, МИР – РИМ

По дороге мы идем, путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим, мы под дубом полежим,

Полежим, отдохнем, а потом дальше пойдем.

2.Развитие анализа и синтеза на уровне звуков и букв

-Гному очень нравится играть со словами, и он придумал игру “ Найди слово”.

-Переставь буквы в словах и запиши спрятавшиеся в них другие слова.

Слова: Зубр, Дерево, Кроты, Рыбак

3.Развитие анализа и синтеза на уровне слова

-Нам пора прощаться с Гномом. Наш гость предлагает тебе последнюю игру. Прочитай слова левого и правого столбика, запиши их парами так, чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

Данное занятие предназначено для устранения дисгафических ошибок с детьми - логопатами. В ходе занятияя закрепляем четкую дифференциацию фонем /т/ - /д/ по глухости-твердости в слогах, словах и предложениях.Далее развиваем у детей зрительное восприятие, внимание, пространственную ориентировку. Расширяем и уточняем словарь детей по лексической теме " Профессии".

Оценить 2757 0

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии

для учащихся 2-3 классов.

Дифференциация звуков [т] – [д] , букв Т – Д

Закрепить чёткую дифференциацию фонем [т] – [д] по глухости – звонкости в слогах, словах и предложениях;

Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;

Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;

Оборудование:

Слоговая таблица для составления слов, предметные картинки, пословицы, звуковые линейки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний, те, в которых есть звуки [т], [д]. Запишем число в тетради.

Увидел я на той неделе,

Как в небе уточки летели!

Мы сегодня будем продолжать работу по различению звуков [т] – [д].

Дифференциация изолированных звуков [т] и [д].

О каком звуке [т] или [д] сказано:

Языком, передним краем,

В дёсна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [т], дают ему характеристику, доказывают глухость звука различными приёмами контроля)

Послушайте другие строчки:

Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

(Аналогичная работа со звуком [д].)

Так чем же похожи и чем отличаются звуки [т] и [д]?

Дифференциация звуков [т] – [д] в слогах.

Составьте свои слова, покажите их на таблице.

Давайте узнаем, где живут наши дежурные звуки. Для этого нужно из слогов на экране составить слова. Читаем. (Город мастеров)

Кто такой мастер? (Мастером можно назвать человека любой профессии, который хорошо знает своё дело. Это профессионал своего дела. ) Людей каких профессий вы знаете? Кем работают ваши родители?

Давайте угадаем, люди каких профессий живут в нашем городе с помощью вывесок. Вывески зашифрованы: зачеркните лишний слог в представленных словах, если всё сделаете правильно, вывески появятся на доске.(Работают в тетрадях со словами: газедата, автодобус, метмедла, гратусдусник, картидина, лопадата. На каждое правильно названное слово на доске появляется изображение данного предмета. )

Теперь по вывескам вы можете назвать, какие мастера здесь живут и что они делают. Составим по два предложения. Например. Здесь живет дворник. Он убирает мусор, подметает улицы. Затем помещаем картинку с изображением мастера, в зависимости от того, какой в слове звук: звонкий или глухой согласный, на Жёлтую или Коричневую улицу. А в зависимости от места дежурных звуков в слове, укажите номер дома на звуковой линейке.

Дифференциация звуков в предложении.

Как вы думаете, что необходимо, чтобы стать мастером? (Знания, способности,желание, а самое главное труд.)

Давайте назовём слова, близкие по значению слову ТРУД (работа, дело), противоположные (лень, отдых, безделье).

Читайте также: