Конспект гершвин 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Джордж Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики XX века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И. Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше. Поэтому он является основоположником американской музыки. Дж.Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз ( см. муз.словарь ).

Вспомним что такое джаз ( см. муз.словарь ), его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки.

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях

сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.

Так, жанр хоровой песни - спиричуэл ( см. муз.словарь ) - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, ( см. муз.словарь ) в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады.

Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

"Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет, писал один из исследователей творчества Гершвина, - Джоржу Гершвину удалось решить проблему. Подобно Принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешеную злобу ее завистливых сестер. "

Характерные черты джаза:

Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):

Ранний джаз - корнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).

Современный джаз - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).

Опера "Порги и Бесс" - первая американская национальная опера

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой Порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 имени Ю.В.Лукьянчикова

Выполнила: учитель музыки Казьмина Е.А.

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Структура урока:

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

Сегодня мы поговорим о таком жанре музыки как джаз. Вспомним что такое джаз, его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки!

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады. Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

Характерные черты джаза:

1. Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

3. Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые.

Откройте страницу 40 и прочитайте первый абзац. Кто такой Джордж Гершвин ? С оздатель американской национальной классики XX века. Его родители переехали в Америку из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов и если бы он родился раньше, то стал открытием для России. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.

Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом произведении?

Откройте учебник на странице 42, прочитайте первый абзац. С чем сравнивается опера Гершвина?

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Прочитайте следующую страницу. Что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Прочитайте второй абзац страницы 43. Какую роль играет хор в опере?

Почему в начале оперы звучит колыбельная? Почему композитор вводит фортепианный эпизод после вступления?

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

3. Слушание Вступления

4. Слушание Выход Кармен и Хабанера

5. Слушание Адажио

6. Слушание Тореро

Задумав создать образ Кармен на балетной сцене, Родион Щедрин не мыслил его вне музыки Бизе. Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью поклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен ещё ярче засверкал благодаря исполнительницы главной роли, жене Родиона Щедрина – Майе Плисецкой. Слайд 3

В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Слайд 4

Повторяет ли Щедрин во вступлении темы увертюры к опере? Какие приемы оркестровки усиливают национальный характер музыки?

Слушание Выход Кармен и Хабанера

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки балета от оперных номеров?

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? В чем проявляется необычность звучания оркестра в балете при воплощении образа Хосе?

В Тореро раскрывается образ Эскамильо – бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он показан теми же музыкальными темами, что и в опере – куплеты и марш. Яркое, празднично-приподнятое настроение и знакомые мелодии сменяет устрашающий одинокий аккордовый маршевый аккомпанемент. Недосказанность текста, угрожающий мотив, накладывающийся на знакомую музыку открывает новые грани образа Эскамильо.

Как Щедрин рисует образ Тореро? Какие творческие находки композитора в воплощении этого образа произвели на вас впечатление?

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

В Финале, построенном на нескольких контрастных разделах, встречаются все темы действующих лиц балета. Ещё раз возникает тема марша Тореро. Последний раз звучит музыкальная характеристика Хосе. Её взволнованную мелодию, как отзвук о неразделенной любви, мы слышим перед эпизодом гибели Кармен, музыка которого основана на звучании темы роковой страсти. Музыка обрывается на самом напряженном, кульминационном аккорде, после чего наступает успокоение.

Какую роль в этом эпизоде выполняет тема Тореро? Почему композитор повторяет тему вступления?

В тетради опишите одного из главных героев с точки зрения музыки. Какими средствами музыкальной выразительности композитор охарактеризовал персонажа. Данная работа должна занимать не меньше половины страницы.

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Личностные: Ч увство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Сегодня вы получаете оценку за знание песни.

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Запишите тему урока и автора балета.

Борис Тищенко – один из видных советских композиторов второй половины XX века . Им написаны симфонические произведения, сонаты, инструментальные концерты, романсы, балет, музыка к кинофильмам и спектаклю. Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию, его учителем был Д. Шостакович. Впоследствии он сам стал профессором Ленинградской консерватории. Именем Бориса Тищенко назван музыкальный колледж в Санкт – Петербурге.

Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления?

Какой инструмент солирует?

Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо.

Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты?

Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику.

Откройте 32 страницу учебника, прочитайте и выделите главное в сцене битвы.

Какие звучат инструменты? Каковы характерные интонации русских и какие половцев? Кто победил в этой битве?

Какие приемы музыкальной изобразительности использует композитор? (Свист летящих стрел) Рассмотрите необычную запись этой партитуры на странице 33.

Откройте следующую страницу и скажите что такое плач.

Какое эмоциональное состояние передает хор?

Почему композитор в финале обращается к жанру молитвы? Запишите третью особенность – использование молитвы.

Перечислите особенности драматургии балета: Введение хора, использование жанра плача и молитвы. Последняя особенность драматургии это выведение образа Ярославны на первый план . Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко? Почему балет посвящен Ярославне, а не Игорю?

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время? Актуален ли он?

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

Сегодня мы поговорим о таком жанре музыки как джаз. Вспомним что такое джаз, его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки!

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады. Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

Характерные черты джаза:

1. Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

3. Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые.

Откройте страницу 40 и прочитайте первый абзац. Кто такой Джордж Гершвин ?С оздатель американской национальной классики XX века. Его родители переехали в Америку из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов и если бы он родился раньше, то стал открытием для России. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.

Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом произведении?

Откройте учебник на странице 42, прочитайте первый абзац. С чем сравнивается опера Гершвина?

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Прочитайте следующую страницу. Что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Прочитайте второй абзац страницы 43. Какую роль играет хор в опере?

Почему в начале оперы звучит колыбельная? Почему композитор вводит фортепианный эпизод после вступления?

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Личностные: Ч увство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Умение определять понятия, устанавливать анализ.

Предметные: Расширение музыкального кругозора, и нтерес к классическому искусству.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

Драматургия оперы построена на конфликте двух сил , изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырёх действий и эпилога.

Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней. Антонида ждёт своего жениха Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина. Каватина Антонины раскрывает типичные черты русской девушки - нежность, верность и простоту.

Слушание Каватина и рондо Антониды

Второе действие .Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков. Второе действие полностью посвящено полякам, тем самым Глинка проявляет уважение к образу врага.

Слушание Польский полонез

Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Песня Вани "Как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка русским народным песням.

Слушание Песня Вани

Четвёртое действие. Собинин со своими людьми разыскивает Сусанина. Ваня ночью прибегает к воротам монастыря, где находятся ополченцы, и сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски Сусанина. Сусанин привёл поляков в непроходимую глушь, поляки угнетены. Они засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поляки понимают, что Сусанин обманул их, и убивают его.

Центральный эпизод действия речитатив и ария Сусанина. Здесь полностью раскрывается образ Сусанина - образ героя-крестьянина, отдавшего жизнь за Родину, за царя. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

У главного героя в опере должна быть песня, каватина и ария. Но Глинка распределил эти композиции: Каватину спела Антонида, песню – Ваня и только последнюю арию сам Сусанин

Слушание Ария Сусанина

Эпилог. В Москве народ празднует победу. Появляется Антонида, Собинин и Ваня и рассказывают о гибели отца. В заключительном хоре "Славься" народ славит родную землю и погибших героев. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка хора величава и торжественна, это придаёт ей черты гимна. (16 страница учебника)

С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

композиторов, выявить особенности классической оперы и современной рок-оперы, познакомиться на уроке с композитором Д. Гершвином и его произведениями.

познакомить с жизнью и творчеством Дж. Гершвином – создателем американской национальной классики ХХ века;

формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;

воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.

Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, магнитофон, CD диск, портрет Дж. Гершвина.

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные: знакомство с американскими произведениями.

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следовательные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Предметные: формирования навыка анализа муз.произведения, расширение опыта, активного слушания.

Структура: орг. момент; беседа о Гершвине; показ презентации;

Беседа об опере; распевание;

Разучивание песни: LouisArmstrong – HalloDolly

Тип урока: смешанный

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы: словесный (рассказ, беседа); наглядно – зрительный.

- Посмотрите на слайд.

Назовите его имя. (Джордж Гершвин)(слайд)

- Кончился ХХ век и начался ХХI! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших сердцах навсегда, а что уйдет, не затрагивая нас?

Джаз – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в Америке на основе негритянских песен. (записать)

На экране фото поющих негров.

- какие интонации услышали вы в Молитве?

- красота, поэтичность и богатство ее мелодии сразу же дают представление о музыкальной одаренности негров, чья музыка впоследствии заинтересовала и оказала влияние на многих крупнейших композиторов не только в Америке, но и по всему миру. Джордж Гершвин – один из них. Сейчас о нем прочитают Цику Саида и Ещук Адам.

.Блюз – это народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком (записать).

Звучит у кларнета

Звучит у медных духовых инструментов - танцевальная

Синкопированная по ритму, песенная

Праздничная – кульминация всего

- К какой музыке – серьёзной или лёгкой – можно отнести эту рапсодию?

Например, следующая мелодия признана золотым хитом 20 века. К её интерпретациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.

Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")

Летняя пора, и жизнь стала легче,
Плещется рыба и вырос хлопок,
Твой папа богат, а мама отлично выглядит,
Так тише, малютка, не плачь.
Однажды утром ты поднимешься с песней
Ты расправишь крылья и полетишь в небо.
А до того утра, ничто не сможет навредить тебе,
Когда папа и мама рядом с тобой.
Так не плачь.

- Знакома ли вам эта мелодия?

- На что она похожа? На танцевальную, свадебную, колыбельную или же похоронную? (ответы обучающихся).

- Схожа ли она с другими колыбельными? (Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю).

- эту колыбельную исполняли и исполняют уже как отдельный концертный номер лучшие мастера джаза всего мира

- Послушайте ее в исполнении великого маэстро джаза – Луи Армстронга.

На экране портрет Армстронга.

Звучит колыбельная в его исполнении.(2 мин)

- это чисто негритянская джазовая манера исполнения. Обратите внимание, как сочетается блестящее звучание трубы в самых высоких регистрах с низким хрипловатым голосом Армстронга.

- любят петь джаз и женщины.

Эту колыбельную также пела великая джазовая певица – ЭллаФитцжеральд.

На экране портрет Фитцжеральд.

А теперь откройте учебники. На стр. 40 найдите и прочтите 3-й абзац (читает ученик). Что имел в виду этот ученый? Что он хотел этим сказать? (что никто кроме Гершвина не осмелился соединить серьёзную музыку с лёгкой т.е. симфоническую музыку с джазом)

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Симфонический джаз- Симфоджаз — джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза (записать).

представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (США). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней "Летние дни", которую поет молодая жена и мать, Клара. В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке КраунаБесс. Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием наркотика, которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.Её впускает к себе лишь Порги.

Прошел месяц. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортинг-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой дуэт "Теперь ты моя, Бесс".

Пикник на острове начинается. Краунтоже приходит. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.

Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауномлежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов доктор помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, 'но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.

Следующее действие происходит в комнате Сирины.

Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.

Буря стихла. Женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.

Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краунумирает. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: "Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!".

Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс добиться Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он убеждаетБесс в том, что Порги арестовали и уговаривает её поехать с ним.

Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерятьБесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

- Что общего в прослушанных произведениях?

Прежде чем петь, надо сначала проговорить все слова, прохлопать ритм песни. Пение по рядам.

Острый ритм - джаза звуки
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?
Светит солнце,небо ясно
Есть любимый ,счастья ль можно большего ждать?
Возле двери радость бродит,
В мой дом входит благодать
Блещут звёзды,сладок сон мой,
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?

счастья ль можно большего ждать?

I got rhythm, I got music
I got my man
Who could ask for anything more?
I got daisys, in green pastures
I got my man
Who could ask for anything more?

Old man trouble
I don't mind him
You won't find him 'round my door
I got starlight
I got sweet dreams
I got my man
Who could ask for anything more ?

Сегодня мы говорили о первой американской национальной опере.

- Что необычного вы услышали?

- Вспомните понятие СИМФОДЖАЗ? (СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки)

- В какой стране впервые появился джаз?

- Самый известный исполнитель джазовой музыки:

Со времени своего создания джаз успел пройти огромный путь. Сегодня всему миру известны имена Луи Армстронга, Скотт Джоплин, Беси Смит, Глена Миллера. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Бриля, Ларису Долину и Алексея Козлова.

Вам все понравилось сегодня на уроке? Чтоб это определить, давайте мы посмотрим на слайды. Рефлексия

Читайте также: