Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико грамматического строя речи

Обновлено: 07.07.2024

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

2. Новый материал.

Дидактическая игра “Что лишнее”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

- Что лишнее? (Лисичка)

Морковь, огурец, капуста-это овощи

- Сегодня мы поговорим об овощах.

- Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

- Где растут овощи? (На огороде)

В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

- Овощи на огороде растут по-разному:

- У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

- У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

- У помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. У нас Крайнем Севере нет огородов, потому что лето короткое и овощи не успеют созреть, а где в нашем городе можно взять овощи ? (Правильно можно купить в магазине)

- Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной)

По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе)

3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

- Что это? (Помидор)

- Помидор – это фрукт или овощ?

- Где растёт? В саду или на огороде?

- В каком виде употребляем в пищу?

Кто попробует рассказать об луке по плану? (Ребёнок рассказывает о луке. с помощью картинно-графического плана)

5. Физминутка

В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

6. Развитие пространственного гнозиса.

- Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.


(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Дидактическая игра “Повар и овощи”

- Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

- Сделаем из овощей салат

- Какой получился салат? (Получится овощной салат)

- Салат из капусты? (Капустный)

- Из свёклы? (Свекольный)

- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

- Из помидор сделаем сок - томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с воском , разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко -

- Ох,ох,ох - слепим мы горох!

- Поднесите воск к носу сделайте глубокий вдох носом. Плечи не поднимаем.

- Сейчас мы вдыхаем очень полезные вещества – которые защищают от простуды.

- Слепите две горошины.

- Ребята давайте расскажем нашим гостям о пчелином воске.

- Наверное все любят мёд?

Мёд хранится у пчёл в сотах (показ), соты строят пчёлы из воска, который выделяется у них из специальных желез на брюшке. Воском пчёлы закрывают ячейки заполненные мёдом. Мёд- это еда которой пчёлы питаются всю зиму.

- Положите горошины на салфетки.

9. Итог

- О чём мы говорили на занятии?

- Что вы нового узнали об овощах?

- Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

- А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Тип занятия : занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

2. Формировать навыки словообразования и подбора действий к предметам;

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать логическое мышление и долговременную память;

2. Развивать умение находить пути решения, проблемной ситуации.

1. Воспитывать аккуратность, навыки культурного поведения в доме;

2. Способствовать проявлению сотрудничества, самостоятельности, инициативности в детском коллективе.

Дом из камня (какой) каменный

Дом из дерева (какой) деревянный

Дом из кирпича (какой) кирпичный

Дом из соломы (какой) соломенный

Дом из стекла (какой) стеклянный

Дом из одного этажа (какой) одноэтажный,

Дом из двух этажей (какой) двухэтажный,

Дом из трех этажей (какой) трехэтажный,

Дом из четырех этажей (какой) четырехэтажный,

Дом из пяти этажей (какой) пятиэтажный,

Дом из шести этажей (какой) шестиэтажный и т. д.,

В детской комнате спят и играют дети.

В кухне готовят еду, моют посуду, завтракают, обедают, ужинают.

В ванной комнате умываются, чистят зубы, моются в ванной, принимают душ.

В гостиной смотрят телевизор, устраивают праздники, принимают гостей.

В детской комнате есть: кровать, шкаф для игрушек, полка для книг, компьютерный стол, компьютер.

В кухне есть: плита, стол, стулья, шкаф для посуды, газовая колонка, мойка для мытья посуды.

В ванной есть: ванна, раковина, зеркало, полочка для предметов личной гигиены, душ.

В гостиной комнате есть: стол, диван, кресла, телевизор, музыкальный центр, журнальный столик.

Где ходит котенок? Котенок ходит по забору.

Где построен забор? Забор построен перед домом.

Где находится солнышко? Солнышко находится над домом в небе.

Где находится дом? Дом находится за забором.

Мой адрес: город Самара, улица, дом №, квартира №

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем помогать строить домик поросенку Наф - Нафу, а для этого нам нужно будет выполнить много интересных заданий.

2. Основная часть

Ребята, сегодня у нас гость- поросенок Наф-Наф, который выбрал себе самую сложную задачу – строить домик из камня. Но поросенку трудно сделать это одному и он просит помощи у нас. Поможем ему? Наф-Наф прислал нам сундучок с заданиями, если мы, верно, выполним все задания, то окажем поросенку большую помощь! За каждое выполненное задание, поросенок будет получать строительные материалы для своего домика.

Письма- задания из сундучка

Ребята, я слышал, что дома бывают разными. А вы знаете, как они называются?

Дом из камня – каменный

Дом из дерева – деревянный

Дом из кирпича – кирпичный

Дом из соломы – соломенный

Дом из стекла – стеклянный

(логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом).

Молодцы, ребята! Вы все назвали правильно! Поросенок получает кубики - кирпичи!

Дети, в каждом доме есть разные комнаты. Каждая комната имеет свое предназначение. Ответьте, пожалуйста, что делают в детской комнате, в кухне, в ванной комнате, в гостиной?

Все правильно! Молодцы! За выполнение этого задания, наш поросенок, получает доски для строительства пола и потолка!

Ребята, какие предметы, должны находиться в каждой комнате? Составьте предложение. (В детской комнате есть… и т. д.)

Все правильно! Молодцы! За выполнение этого задания, наш поросенок, получает черепицу, чтобы накрыть крышу (крыша от конструктора).

А теперь, давайте встанем в круг. Настал новый день! Сейчас мы улыбнемся друг другу! Как хорошо, что мы встретились, что все мы здоровы и в хорошем настроении! Давайте сделаем солнышко, будем подавать друг другу руки-лучики и называть свое имя. Я лучик - Елена Валерьевна, а ты? (дети подают друг другу руки и называют свои имена, берутся за руки)

Посмотрите, какое большое солнышко у нас получилось, чтобы оно ярко светило давайте пройдем два круга в одну сторону, а теперь в другую.

Ребята, я слышала, что дома могут состоять из этажей. Объясните, мне, пожалуйста, что это значит? (строительство домиков из кубиков).

Назовите, пожалуйста, какой дом вы построили?

Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный, небоскреб.

Хорошо! Вы справились с заданием! Поросенок получает инструменты, необходимые для строительства дома!

Где ходит котенок? (по забору)

Где построен забор? (перед домом)

Где находится солнышко? (над домом, в небе)

Где находится дом? (за забором)

Все верно! Молодцы! За выполнение этого задания, наш поросенок, получает цемент.

Дети по очереди называют свои адреса (логопед дает образец, как назвать адрес правильно: я живу в городе Кинель, по улице Некрасова, дом 63, квартира 11, а где живешь ты)

Какой домик получился у Наф-Нафа, как вы думаете? (крепкий, прочный, надежный, красивый, теплый). Правильно!

Ребята, поросёнок благодарят вас за помощь!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

Возрастная группа: подготовительная

Речевое нарушение: ОНР 3 уровня

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.

Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать имена прилагательные от имен существительных, подбирать однокоренные слова.

Закреплять правильное употребление предлогов.

Учить подбирать антонимы.

Формировать навыки словообразования и подбора действий к предметам. Развивать логическое мышление.

Развивать двигательные навыки: ходьба по канату, прыжки с одной ноги на другую.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Путь туда не простой, чтобы попасть, надо преодолеть препятствия. Будьте внимательны в пути!

- Посмотрите, ребята, нам надо пройти по навесному мосту (канату). Я пойду впереди, а вы за мной друг за другом.

В этом волшебном городе живут самые маленькие жители. Все у них маленькое и одежда, и обувь, и домашние животные. Маленькие гномики любят носить не колпаки , а …(колпачки) не ботинки, а …(ботиночки), не штаны, а …(штанишки) играть не мячом, а …(мячиком). Кушать не конфеты, а …(конфетки), не яблоки, а…(яблочки). У них в доме живут не кошки, а… ( кошечки), которые любят пить не молоко, а …(молочко). На клумбах растут не цветы, а…(цветочки).

- Молодцы, ребята. Все назвали правильно.

-Дорога трудная, пойдем по кочкам через болото. Смотрите, не упадите! Шагаем с одной кочки на другую.

(дети идут по мягким модулям округлой формы. Звучит музыка .

- Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны сказать, как это слово будет наоборот и вернуть мяч мне.

Занятие для детей старшей группы с ОНР III уровня. В ходе занятия дети учатся составлять предложения с предлогами в, на, под. Упражняются в употреблении предложно-падежных конструкций, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблении существительных родительного падежа, множественного числа. В занятие включены игры и упражнения оздоровительной направленности: массаж, дыхательные упражнение, а также упражнения для развития общей и мелкой моторики, психических процессов.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.

Лексическая тема: Транспорт

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, речевая, физическая, познавательная, художественно-эстетическая.

Программное содержание: Учить составлять предложения с предлогами в, на, под. Закреплять предложно-падежные конструкции. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблении существительных родительного падежа, множественного числа. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, вести профилактику дисграфии, вести оздоровительную работу. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Развитие внимания, памяти. Закрепление предложно-падежных конструкций.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкие страны. Путь будет не близкий. Чтобы не заблудиться мы возьмём с собой карту. Посмотрите и запомните на чём мы поедем сначала, а на чём потом?

Дети: Сначала мы поедем на поезде, потом на машине, потом полетим на самолёте, а потом поплывём на лодке!

Дети: Мы возьмём одежду, продукты, полотенце, мыло расчёску и т.д.

Закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под.

Логопед: Вот как много разных вещей мы взяли с собой. В первом вагоне мы повезём вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во втором вагоне – вещи, про которые можно составить предложение со словом на, а в третьем – со словом под.

(Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов).

Дети: Мишка сидит в кресле. Ваза стоит на столе. Мяч лежит под стулом и т.д.

Логопед: Молодцы, ребята уложили багаж! Пора и самим занимать места в поезде.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!

Логопед: Железная дорога закончилась. На чём поедем дальше? Кто запомнил?

Дети: Дальше поедем на машине.

Употребление существительных родительного падежа, множественного числа.

Логопед: Как много транспорта на улице. Чего много?

Дети: Много трамваев, много автобусов, много троллейбусов, много автомобилей.

Логопед: А вот и горы. Дальше полетим на самолёте.

Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.

Дети встают на носочки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, разводят руки в стороны.

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: Самолёт летит высоко над землёй и если посмотреть в иллюминатор, то всё кажется очень маленьким. Назовите ласково: Река — …, поле — …, город — , дом — , лес — …, мост — …и т.д.

Логопед: Мы летели-летели и к морю прилетели. На чём мы будем путешествовать по морю?

Дети: По морю поплывём на лодочке.

Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.

Развитие зрительного восприятия, профилактика дисграфии.

Логопед: Вода в море чистая, прозрачная. Посмотрите, чей там виден силуэт?

Дети: Силуэт дельфина, силуэт медузы, силуэт морского конька, силуэт рыбы, силуэт ракушки и т.д.

10. Итог занятия.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. На чём мы путешествовали? На чём бы вы ещё хотели попутешествовать?

Оборудование: картинный материал(овощи, грядки на огороде),гном

Лексический материал:

-- словарь предметов : овощи, морковь, капуста, редиска, картофель, огурец, помидор(томат), баклажан, горох, кабачок, тыква, лук, чеснок, сок, суп, каша, земля ;

-- словарь признаков : оранжевая, длинная, сладкая, круглые, сырой, соленый, сочные, красная, крупные, желтая, зеленый, большой, маленький

-- словарь действий: растут, цветёт, созревают копается, зеленеют, краснеют, приготовить, варить, жарить, собирать, срывают, срезают, выкапывают, выдёргивают, нарубили, перетерли, посолили

1. Организационный момент

Ребята , к нам в гости пришел гномик и он хочет загадать вам загадки, послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Расту в земле на грядке я, Оранжевая, длинная, сладкая.

Ребята,а какая морковь? А теперь ответим красиво, начиная со слова морковь…(Морковь длинная, оранжевая)

Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. ( помидоры )

Помидор еще называют томат. В русском языке существуют такие слова как синонимы, т.е, слова, которые совершенно различные по звучанию, но обозначают один и тот же предмет . Помидор и томат –это одно и тоже. Когда созревают помидоры? А теперь ответим красиво, начиная со слова помидоры… (Помидоры созревают осенью)

Круглый бок, жёлтый бок,

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(огурец)

Ребята,а какой огурец? А теперь ответим красиво, начиная со слова огурец …( Огурец длинный, зеленый.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи- меня ищи.

Ребята,а какая капуста?(Капуста большая, белая)

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
( редиска )

В темноте, значит в земле, редиска растет в земле.

Кругла, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная.

Как можно приготовить картошку? А теперь ответим красиво, начиная со слова

(Картошку можно варить, жарить, тушить.)

2.Основная часть


Ребята, а вы знаете как морковь, лук, баклажан, огурец, помидор , горох назвать одним словом(Овощи). Овощи растут в огороде на грядках. Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Посмотрите на картинки и назовите, а какие еще овощи растут под землей? Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь, редиска. Вы знаете какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. овощи, которые растут на земле срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле выкапывают, выдёргивают.

3. Игра “Один- много”

Инструкция: Давайте поиграем в игру, я буду назвать один овощ, а вы мне много.

Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

Инструкция: Ребята, а вы помогаете маме дома? (Да). Тогда давайте сейчас поможем маме заготовить капусту на зиму? Смотрите внимательно, сейчас я покажу, как заготавливать капусту ( педагог показывает выполнение упражнений). Ребята, а теперь давайте все вместе заготовим капусту.


Ребята, давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли,
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
и теперь у нас все в порядке. (Отряхивают руки.)

Игра “Назови сок, салат”.

Инструкция: Ребята, а что можно приготовить из овощей? А сок можно приготовить? Какой сок можно приготовить из…?

Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный

Игра “Большой- маленький”

Инструкция: Ребята наш гномик, живет в стране, где все маленькое: маленькие домики, маленькие огороды, маленькие овощи, поэтому там все называют ласково. Давайте подумаем как в стране гномика будут называть…?
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

Цель: повторение и обобщение материала , с которым дети познакомились на занятии.

Ребята, давайте еще раз повторим, что изображено на картинках. Педагог по очереди показывает на картинке, а дети называют. Как мы можем назвать одним словом все эти картинки? Где растут овощи? Какие овощи растут на земле, а какие под землей? Что можно приготовить из овощей? Молодцы ребята! Сегодня все старались!

Читайте также: