Конспект фонетические единицы орфоэпические нормы

Обновлено: 06.07.2024

Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.

Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.

В русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [у], [и], [ы]) и 36 согласных ([б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р', [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [й'], [щ']).

Согласные звуки могут быть: 1) звонкими и глухими, 2) твёрдыми и мягкими. Могут образовывать пары по звонкости-глухости и твёрдости мягкости.

Непарные согласные по звонкости-глухости: [й'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [р]-[р'], [х]-[х'], [ц], [ч'], [щ'].

  • в начале слова: ест-[й' эст];
  • после Ъ и Ь: вьюга -[в' й' уга];
  • после гласного звука: приехал -[п р' и й' эхал].

Акцентологические нормы

Гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным, образуют слог, если произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове выделяется столько слогов, сколько в нём гласных: ка-ре-та (3 слога), во-да (2 слога), пар (1 слог).

Один из слогов русского слова обычно произносится с большей силой. Это явление называется ударением .

Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентологией .

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: пОлночь, полУчка, полукрУг. Кроме того ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сестрЫ – сЁстры) и разные слова (Атлас – атлАс).

Нормы ударения
Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры
Имя существительное
1. Установите аналогию с однокоренным словом. а) дОговор или договОр?
Дог…в…р – приговОр, поговОрка, наговОр, уговОр и т.д. (искл. зАговор). Следовательно, договОр.
б) нефтепрОвод или нефтепровОд?
Нефтепр…в…д – водопровОд, провОдит, (воду, нефть, газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд и т.д. Значит, нефтепровОд.
в) ПротокОл или прОтокол?
(ОрехокОл, дырокОл; значит, протокОл).
2. Правильно склоняйте существительное. Нет (чего?) простЫнь (не простыней!), грАбель (не граблЕй!) и т.д.
3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании. БинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ, и т.д.
4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. КвартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр.
Краткие формы имени прилагательного
5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -К-, -Л-, -Н-, -ОК-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). ПрАв, правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны и т.д.
6. Если в форме краткого прилагательного ударение падает на окончание, то в сравнительной степени ударение падает на суффикс -ЕЕ. Если же ударение в краткой форме женского рода сохраняется на основе, то и в сравнительной степени оно тоже падает на основу. НежнА – нежнЕе, светлА – светлЕе, но красИва – КрасИвее, питАтельна – питАтельнее.
Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия
7. Имеют ударения на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). Дал, далА, дАло, дАли; пОнял, понялА, пОняло, пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;прОдан, проданА, прОдано, прОданы.
8. У значительной части глаголов на -ИРОВАТЬ ударение падает на гласный звук А в суффиксе. ГравировАть, гримировАть, пломбировАть, премировАть.
Обратите внимание!
9. Иногда предлог (чаще всего НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным. ПО морю, ИЗ дому, БЕЗ толку, ДО ночи и т.п.
10. В словах с частью – лОгия ударным всегда является корень. КардиолОгия, метеоролОгия.
11. В словах с частью -ГРАФИЯ ударным всегда является корень -ГРАФ. ДемогрАфия, картогрАфия.

Орфоэпические нормы (произносительные)

В процессе речи гласные и согласные звуки подвергаются определённым изменениям. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5)уподобление; 6) упрощение.

Оглушение – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими согласными и на конце слова произносятся как глухие: книжка – кни[ш]ка, дуб – ду[п].

Озвончение – процесс, при котором глухие согласные в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать – [з]делать, отбор – о[д]бор.

Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с']ть, ка[з']нь, ле[с']ть.

Уподоблени е – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук (например, сочетания СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ произносится как один долгий звук [щ'], а сочетания тся, ться произносятся как один долгий звук [ц]: объе[щ']ик, весну[щ']атый, му[щ']ина, [щ']астье, учи[ц]а).

Упрощение групп согласных – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст,дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце – [с'Эрцъ], солнце – [cОнцъ].

Для точной передачи звучащей речи используется фонетическая транскрипция – особый вид письма, содержащий как буквы, так и специальные значки.

Упражнение № 1

Агрономия, асимметрия, балованный, блокировать, вогнутый, гравированный, гофрированный, заворожен¬ный, жалюзи, затопленный, индустрия, каталог, кормопровод, медикаменты, погнутый, прожитый, свекла, терминология, углубленный, цементный, щавель, элек¬тропровод, эпиграф, юродивый.

Упражнение № 2

АристокрАтия – аристократИя, договОр – дОговор,кАучук – каучУк, Эксперт – экспЕрт, брАла – бралА, создАн – сОздан, звонЯт – звОнят, столЯр – стОляр, ворОта – воротА, оптОвый – Оптовый, цЕмент – це-мЕнт, дЕфис – дефИс.

Упражнение № 3

Упражнение № 4

Автограф, алиби, аргумент, значимость, баржа, ат¬лет, астроном, диагноз, договор, добыча, верба, дремота, инструмент, столяр, валовый, предложить.

Упражнение № 5

Фонетика. Орфография

О – Е (Ё) в корнях после шипящих

Ё (под ударением) шёлк – шелка
зачёт – вычет
щёголь – щеголять
шёпот – шептать
О (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия
Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

Упражнение № 6

Б. ч. вка, веч. рка, деш. вый, ж. ваный, ж. лоб, ж. лтый, ж. лудь, ж. рнов, ж. сткий, зач. т, кош. лка, печ. нка, пощ. чина, прич. ска, пч. лка, пш. нка, расч. ска, реш. тка, сч..т, уч. ба, уч. т, ч. лка, ч. рточка, ш. пот, щ. голь, щ. лка, щ. тка.

Загрузить презентацию (107 кБ)

Цели:

  • Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике, орфоэпии; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).
  • Способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
  • Воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

На доске представлен план урока :

А. Фонетика

  • Фонетическая система русского языка
  • Основные фонетические процессы
  • Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э],
  • Фонетический разбор

Б. Орфоэпия

  • Произношение сочетаний чн, чт
  • Произношение согласных перед е в заимствованных словах
  • Ударение. Акцентологические нормы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:

  • Что изучает фонетика? (звуки речи)
  • В чем различие между буквой и звуком?
  • В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
  • В чем различие между глухими и звонкими согласными?
  • Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?

Не образуют пар по глухости/звонкости:

5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

  • В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
  • Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?

Не образуют пар по твердости/мягкости:

3 твердых согласных

3 мягких согласных

[ж], [ш], [ц]

[ч'], [ш'], [й]

  • А почему согласные [ш] и [ш'] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)
  • Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
  • В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)
  • Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч'], [ш'])
  • Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?
  • С помощью каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал'йон])

III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

Первая группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Вторая группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Третья группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Четвертая группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].
  2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].
  3. Ассимиляция - озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в']): молотьба [д'б'], к дубу [гдубу].
  4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].
  5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится: здн — [зн], стн — [сн], стл — [ел], рдц - [рц], лнц - [нц], нтг - [нг]

V. Тренировочные упражнения:

1. Прочитайте стихотворение С.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

Вариант 1.

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

Вариант 2.

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

3. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Вариант 1.

Вариант 2.

Г) гроздь – горсть;

VI. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Конечно, орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

VII. Произношение сочетаний чн, чт

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Чн [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч'н] и [шн]:
    подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч'н] приступ — друг сердечный [шн];

Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

Роль ударения в слове:

  • различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
  • различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

IX. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

документ – инструмент – медикамент

средства для детства

X. Конкурс дикторов. Проверка задания отработанного ребятами дома.

ТЕКСТ 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕКСТ 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

ТЕКСТ 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

XI. Подведение итогов урока.

Слово учителя: обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

В чём основная мысль данного высказывания?

Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям., ведь в правильности произношения есть свой определенный смысл. И именно такая правильность демонстрирует реальную красоту русского языка. Его строгость и волшебство.

Орфоэпия (от греч. ortos — прямой, правильный и epos — речь) — раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков и их сочетаний, а также совокупность исторически сложившихся правил и норм литературного произношения и ударения.

Орфoэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, т. к. они свойственны литературному языку. Oрфоэпические нормы подвержены изменениям, но всё же сохраняют свою действенность достаточно долго и отражены в орфоэпических словарях.

Правильное произношение, наряду с правописанием, — признак общей культуры человека.

Основные нормы литературного произношения

5 языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет. Гласные звуки бывают ударными (например, в словах сок, вар, бур, лес, синь, быль) и безударными (например, в словах вода, трава, суда к, лесо к, лиса, была ). Под ударением гласный произносится наиболее чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяются своё звучание. Безударная позиция гласных является слабой. Процесс изменения звучания гласных звуков называется редукцией. Редукция бывает количественная и качественная. Редукция количественная это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын сыны сынав'j'а ], [су дна суда - судаво й']. Редукция качественная это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге. Гласные [а] и [о] после твёрдых согласных в первом предударном слоге произносятся как ослабленный звук [а] - [а]: [сады ], [дама ]. 4. Фонетическая разминка: 1. Какие фонетические процессы можно увидеть в записанных словах? Дуб, просьба, пробка, ясный, группа, садовод, конечно, льет, ненастная. (Процессы оглушения, озвончения, редукция гласных, обозначение двух звуков в начале слова, после мягкого знака и после букв я, ё, удлинение согласного, непроизносимые согласные). 2. Какие ошибки допущены в обозначении звуков в следующих словах? [Ц ]епь, [с]тепь, ре[ш ]ение, [ч]увство, лед[о]кол, по[э]л. 5. Практическая работа студентов: Студенты выполняют по два задания: фонетический разбор слов и транскрипцию текста. Задания выполняются в рабочих тетрадях. Задания

6 выбирают сами студенты по двум уровням: базовый уровень и уровень повышенной сложности. Слова для фонетического разбора базового уровня: съезд, тяжкая, знаем, ночью, изморозь. Слова для фонетического разбора повышенного уровня: предъявить, всерьез, предположение, яростная, шьёшь. Предложения для транскрипции базового уровня: 1. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром 3. У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. 4. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Предложения для транскрипции повышенного уровня: 1. Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте. 2. Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность 3. Мы знаем, что со словом нужно обращаться осторожно. 4. Человек, умеющий и любящий читать счастливый человек. 6. Тест: Студенты выполняют тест в рабочих тетрадях, выбирают лишь верный вариант ответа на поставленные вопросы. 1. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? А) Колос, доцент, баловать. Б) Мельком, торты, августовский.

7 В) Арбуз, столяр, щавель. Г) Свекла, фарфор, арест. 2. В каком ряду во всех словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? А) Енот, пройдя, яблоко. Б) На станцию, сеять, иней. В) Белый, объявление, съехать. Г) Закипая, ель, сгибаю. 3. В каком ряду написание слов совпадает с их произношением? А) Повозка, закат, грибы. Б) Молотьба, разведчик, низкий. В) Трудный, метет, резьба. Г) Бумага, шкаф, громкий. 4. Соотнесите слова и фонетическое явление. Слова Фонетическое явление Город Оглушение Косьба Озвончение Пяти Качественная редукция Сыны Количественная редукция Шьет Буква означает два звука. 7. Рефлексия: Студенты оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы, высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал Было интересно Было трудно

8 Я выполнял задания Я понял, что Теперь я могу Я почувствовал, что Я приобрел Я научился У меня получилось Я смог Я попробую Меня удивило Урок дал мне для жизни Мне захотелось 8. Итог урока: Студенты под руководством преподавателя подводят итог урока, выставляют общее количество баллов в листы учета знаний. Преподаватель выставляет оценки за урок, делает вывод по уроку. Анализирует задачи, которые были намечены и как они были достигнуты в ходе урока. 9. Домашнее задание: [3] Упр.38, [1] c (теоретический материал), опорный конспект. При подготовке к экзамену по дисциплине необходимо использовать интернет источник: Справочник Д.Э. Розенталя

Читайте также: