Конспект это сжатое изложение

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формировать умения, необходимые для написания сжатого изложения.

Задачи урока:

  • Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
  • Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом. (Презентация. Слайд 1)

Оборудование:

  • раздаточный материал (текст по Солоухину);
  • критерии оценивания изложения (таблица);
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Хорошее владение языком необходимо для решения многих задач, в том числе для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Одно из заданий ОГЭ – написание сжатого изложения – требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно изложить.

III. Актуализация знаний

– Что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)

– Какое может быть изложение? (подробное и сжатое (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

– Какие приемы сжатия текста вы знаете? (повторение памятки)

– После применения приёмов сжатия, что должно остаться в тексте? (авторский замысел, ключевые слова и микротемы) (Слайд 3)

IV. Практическая работа

- Перед вами на партах текст без разделения на абзацы и таблица, которую вы заполните по мере выполнения заданий.

Задания:

1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики.

Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессоницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (По В.Солоухину)

3. Выделите первый абзац.

Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение, замена и объединение) (Слайд 6)

1 абзац. Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (59 слов)

Заменим

Объединим

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка

. на земном шаре на Земле
…автомобилей, тракторов, мотоциклов,
поездов, самолётов транспорт
…от шума которых современный человек
не спасается даже в своём жилище
проникая в дома
…Но это стоит нервов, нервов и нервов.
И сердца. И психики.
Но это стоит здоровья

Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной

Но это стоит здоровья.

Сжатое изложение 1-го абзаца

Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова)

4. Выделите второй абзац.

Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение, замена и объединение) (Слайд 7)

2 абзац

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. (35 слов)

Заменим

Объединим

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
повторы (слов, близких понятий)

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
грязный воздух

Прибавьте к этому
современные скорости,
ядовитые газы, которые
ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
эти предложения:
Прибавьте к этому скорости,
грязный воздух, спешку,
нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди,
городскую скученность, и вы
поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.

Сжатое изложение 2 абзаца

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (22 слова)

5. Выделите третий абзац.

Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение) (Слайд 8)

3 абзац

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (50 слов)

Исключим

Исключим

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.
Вот растение, которому в наш
суматошный век истрёпанных нервов, изнурительны х бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
это предложение продолжает авторскую мысльпричастный оборот

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.
Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
дополнение к уже известной информации

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.
Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
Определение сравнение

Сжатое изложение 3-го абзаца

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (31 слово) - 85 слов (Слайд 9)

6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7. (Слайд 10)

VI. Рефлексия

– Что должно быть отражено в сжатом изложении?

– Какие способы сжатия текста вы знаете?

– По каким критериям оценивается сжатое изложение? (Слайд 11)

Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту, предложенному в 3 варианте сборника ОГЭ (2018г. Под ред. И.П.Цыбулько). (Слайд 12)

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста.

Микротема – это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

Текст – (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

4. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

Как составить сложный план

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.
  3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.
  4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.
  2. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.
  3. Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.
  4. Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

Приёмы сжатия текста

Исключение подробностей и деталей

Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.

Обобщение однородных явлений

Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.

Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения)

Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

Как готовиться к сжатому изложению

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите его основную мысль.
  3. Исключите из текста подробности, повторы.
  4. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.

Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

Рассмотрим текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.

Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.

Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите заголовок, отражающий содержание текста:

Правильный ответ: 1.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа

Выберите из предложений то, в котором выражена основная мысль текста.

а) мичман решил записать слово, чтобы его не забыть;

б) морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни В. И. Даля. В этот день он принял решение собирать слова для словаря.

Разбор задания:

Слово, которое записал мичман, стало основой для дальнейшей работы по составлению словаря. Именно в этот морозный день было принято решение собирать слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)

Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.

Задачи урока:

формировать структурированное восприятие и содержание текста;

формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

метапредметные:

развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);

воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выявление отсутствующих, причины. Запись в журнал и тетрадь приёма-передачи обучающихся.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план.

Записывают число, классная работа, тема.

Слушают и настраиваются на работу.

Мотивация УД. Введение в работу.

Эпиграф нашего занятия:

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия (компрессии) текста.

Словарная работа

Лаконизм – краткость и четкость изложения;

Краткий – предельно сжатый;

Короткий – небольшой по размеру;

Компрессия – сжатие;

Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания;

Тема – то, о чем говорится в тексте;

Главная мысль – раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.

Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

Слушают, настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний.

( тезис = микротема + основная мысль; тезис - это мысль или положение, истинность которого требуется доказать)

- В каких текстах по стилю и типу речи встречаются тезисы?

(Тезисы встречаются в научном и публицистическом стилях, тип речи - рассуждение)

- При написании сжатого изложения нам необходимо уметь составлять тезисы.

(Микротема - это то, о чём говорится в определённом отрезке текста.)

-Как формулируется микротема?

(Формулировка микротем может быть в виде утвердительных предложений или в виде вопросов.)

- Что такое основная мысль?

(Идея; в основной мысли выражено то, к чему призывает автор).

- Мы повторили, что такое тезис, обратили внимание на его структурные составляющие, чтобы перейти к следующему этапу работы над текстом.

Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

1. Этап определения темы текста.

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора)

по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Работа с текстом.

Знакомство с содержанием

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

2) Определения типа и стиля речи.

3) Информация о тексте (определение микротем)

Раздать по одному тексту на парту. Вслух прочитать одному из учащихся.

hello_html_m52f54b9a.jpg

Записать микротемы

4)Сжатие текста Записать

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена предложения или его части определительным или

отрицательным местоимением с обобщающим значением.

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным место имением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражении

5) Редактирование текста по абзацам

Редактирование 1 и 2 абзацев

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение фрагмента предложения;

исключение одного предложения

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Редактирование 3 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

( упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения;

исключение одного предложения;

исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Редактирование 4 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение одного предложения;

исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Редактирование 5 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение нескольких предложений;

исключение фрагмента предложения и

слияние нескольких предложений в одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.(90 слов)

Что узнали? Чему научились? Какие приемы использовали при выполнении заданий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение написания сжатого изложения. Подготовка к ОГЭ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Завойскина Елизавета Николаевна

Тема: Урок развития речи. Обучение сжатому изложению.

Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения.

1)образовательные:

- подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста;

- развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

- развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;

2)развивающие:

- формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

3)воспитательные:

- формировать у учащихся любовь к изучению языка.

Оргмомент. Целеполагание. (Слайд 2)

- Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста?

Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.

Для справки: Пьер Буаст (1765—1824 гг.) – лексикограф, автор универсального словаря французского языка

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке, после чего открывается слайд 3)

Слово учителя. (Слайды 4 – 8)

Приемы сжатия текста.

Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.

Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст.

Для этого следует:

1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.

2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.

повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;

рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;

описания – исключаются незначительные, несущественные детали.

Приемы сжатия текста:

- Выделяют три способа сжатия текста:

а) Исключение подробностей, деталей;

б) Обобщение конкретных, единичных явлений;

в) Упрощение (сочетание исключения и обобщения)

III. Тренировочные упражнения по группам.

Работа по группам. Каждая группа работает над одним из приемов сжатия текста, затем результаты работы оглашаются.

Первая группа получает задание: Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рас­суждения. Разбейте текст на абзацы.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем — зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун — не отрывая тело от земли. (С.Волков)

Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят_________________________, то сравнивают человека___________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном._______________________? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, ________________________, были способны_________________________, а передвигаясь,________________.

Исходный текст

(после разбивки на абзацы)

Полученный текст

(после заполнения пропусков в опорных предложениях)

Приёмы сжатия

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем — зайца, волка, турка.

Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун?

Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени такие разведчики и получили прозвище пластунов.

А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун — не отрывая тело от земли. )

Когда говорят прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зай­цем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.

Исключение второстепенной информации:

Из нескольких однородных примеров к первому тезису оставляем один, так как они равноценны.

Исключаем детали: во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени

Задание для второй группы:

Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант фрагмента.

Язык не нужен животным-одиночкам: зверю, льву, птице орлу. Охотятся, строят гнезда, выводят потомство, защищают детенышей они инстинктивно, ни о чем друг не совещаясь и не сговариваясь. Учить друг друга, вразумлять один другого им тоже не приходится. Их простые естественные чувства – гнев, боль, нежность – легко выражаются ревом, стоном, мурлыканьем, гавканьем, без всяких слов, без какого-либо языка. У них просто нет языка.

Но животные, ведущие стадный образ жизни: антилопы, птицы, саранча и даже пчелы и муравьи – тоже не овладели языком.

( По Л. Успенскому)

Исходный текст

(после разбивки на абзацы)

Полученный текст

Приёмы сжатия

Язык не нужен животным-одиночкам: зверю, льву, птице орлу. Охотятся, строят гнезда, выводят потомство, защищают детенышей они инстинктивно, ни о чем друг не совещаясь и не сговариваясь. Учить друг друга, вразумлять один другого им тоже не приходится. Их простые естественные чувства – гнев, боль, нежность – легко выражаются ревом, стоном, мурлыканьем, гавканьем, без всяких слов, без какого-либо языка. У них просто нет языка.

Но животные, ведущие стадный образ жизни: антилопы, птицы, саранча и даже пчелы и муравьи – тоже не овладели языком.

Язык не нужен животным-одиночкам, потому что они все делают инстинктивно, а простые естественные чувства они выражают без всяких слов, без какого-либо языка.

Животные, ведущие стадный образ жизни: тоже не овладели языком.

Прием обобщения

Вместо однородных членов употреблены обобщающие слова.

Простые предложения объединяем в сложное

Представитель группы оглашает результаты своей работы, объясняя приемы сжатия текста.

IV. Работа с текстом.

Учитель: Прием исключения второстепенного и обобщение частной информации помогут нам написать сжатое изложение.

Внимательно прослушайте текст, выделите главное и второстепенное в содержании, определите количество смысловых частей:

У каждого народа - свои способы строить жилища. Эскимосская снеговая хижина - иглу - не похожа на русскую деревянную избу, а турецкий глинобитный дом - на казахскую юрту из войлока. То же происходит и в разных языках: в каждом - свои способы строительства слов. В русском, как и во многих других языках мира, слова делятся на части, которые что-то значат, - морфемы. Язык устроен очень экономно: из одних и тех же морфем можно строить разные слова, так же как, комби­нируя разные вагоны, можно составлять разные поезда. Главная часть поезда, конечно, паровоз. И в слове тоже есть главная часть - корень. Он может составлять слово и один, сам по себе, а может - в сочетании с другими морфемами; зато слов без корня не бывает. (В. Плунгян)

Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль.

Как можно озаглавить текст?

Сколько микротем вы выделили?

Работа в парах (каждая пара получает текст изложения).

Разбейте текст на абзацы

Работа с микротемами:

В каждом абзаце подчеркните тезис(ы), вычеркните второстепенную информацию, т.е. те отрезки текста, которые не несут смысловой нагрузки.

У каждого народа - свои способы строить жилища. Эскимосская снеговая хижина - иглу - не похожа на русскую деревянную избу, а турецкий глинобитный дом - на казахскую юрту из войлока. То же происходит и в разных языках: в каждом - свои способы строительства слов.

В русском, как и во многих других языках мира, слова делятся на части, которые что-то значат, - морфемы. Язык устроен очень экономно: из одних и тех же морфем можно строить разные слова, так же как, комби­нируя разные вагоны, можно составлять разные поезда.

Главная часть поезда, конечно, паровоз. И в слове тоже есть главная часть - корень. Он может составлять слово и один, сам по себе, а может - в сочетании с другими морфемами; зато слов без корня не бывает.

Своими словами сформулируйте и запишите содержание микротем.

1. Как у каждого народа свои способы строить жилище, так и в каждом языке свои способы строительства слов.

2. В русском языке слова делятся на части – морфемы. Из одних и тех же морфем можно строить разные слова.

3. Главная часть слова – корень, слов без него не бывает.

Перескажите выделенный фрагмент, используя приемы сжатия текста.

V. Домашнее задание.

1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.

Алгоритм работы над сжатым изложением

1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

Темато, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.

Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.

2. Выделите микротемы.

Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.

Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.

3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.

4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.

Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.

6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.

2. Прочитайте текст и выполните задания к тексту.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

(По Юрию Марковичу Нагибину)

- Выпишите опорные слова.

(воспитание, семья, нравственность)

- Какова тема текста?

- Найдите ключевые слова. Определите основную мысль.

(Если в семье не занимаются воспитанием ребенка, то его жизнь обедняется)

- Сформулируйте тезисы каждого из абзацев.

(1. Самая большая проблема – уменьшение значения семьи в воспитании ребенка.

2. Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями.

3. Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребенком, то ребенок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, его жизнь обедняется.)

- Запишите сжатый текст по микротемам.

- Посчитайте количество слов в отрывке, с которым вы работали, до и после его сжатия.

Примерный вариант сжатого изложения

Мы часто говорим о сложностях воспитания. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществу он доставит немало хлопот.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, не верящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется.

Используемая литература:

1. Канакина Г.И., Родионова И.Г. Учимся работать с текстом: Учебно-методическое пособие для подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. 9 класс. / Под общей редакцией Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;

- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

-формировать структурированное восприятие и содержание текста;

- формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

- формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста

- развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста)

- воспитать интерес к литературе, к чтению.

Повторение понятия о сжатом изложении.

-На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.

Вспомните, в чём особенность такого вида изложения?

- При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем

пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

- Действительно, сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста

при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

- Цель нашего урока заключается в том, чтобы каждый из вас на-

учился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

-Тема- это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

-Что такое микротема?

-Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста

( пункты или подпункты плана раскрытия всей темы).

Знакомство с текстом.

- Текст слушаете, воспринимаете его как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который поможет написать сжатое изложение.

В семье Попельских родился слепой ребёнок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределённым взглядом, каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом.

выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьёзным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:

- Скажите мне, отчего он такой?

- Какой ?- равнодушно переспрашивали посторонние.- Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

- Дитя не может ещё координировать движения рук с зрительными впечатлениями,- ответил доктор.

- Отчего он смотрит всё в одном направлении. Он… он слеп ?- вырвалась

вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог её успокоить.

Доктор взял ребёнка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребёнка к груди.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп.

Он зажёг свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущённым видом:

- К сожалению, сударыня, вы не ошиблись… Мальчик действительно слеп,

и притом безнадёжно…

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

- Я знала давно,- сказала она тихо.

- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для

этого мы поработаем над содержанием текста.

- Назовите признаки текста.

- Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики. Текст имеет идею. Грамматическая связь между предложениями.

-Слова темы или основной мысли, повторяющиеся в тексте в од-

ной и той же или в разных формах или заменённые синонимами,

Велика роль первого и последнего предложения в тексте, которые особенно подчёркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

- Определите тему текста и выпишите ключевые слова.

-Темой текста является рождение слепого ребёнка, ключевые слова, определяющие тему: глаза, взгляд, зрачок, зрительные впечатления, слеп, офтальмолог, глаза, слеп.

Странное выражение детского лица.

Обращение матери по поводу своей тревоги к разным людям.

Первый осмотр мальчика доктором.

Беспредельная боль души матери.

Спокойная грусть матери.

- Определите тип данного текста. Докажите.

- У каждого типа речи своя композиция и определённый способ связи между предложениями.

ПОВЕСТВОВАНИЕ (цепная связь). ЭКСПОЗИЦИЯ – ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА.

Первое предложение является вступлением, констатирующим

Связь между предложениями - цепная. Она осуществляется контекстуальными синонимами ( мать, молодая женщина, сударыня), антонимами ( равнодушно- с беспокойством, смотрит- слеп), чередованием глаголов совершенного и несовершенного вида (глядел, глядят, не поворачивало; родился, не заметил, прояснились, сошла, заметила), местоимениями, однокоренными словами (слепой ребёнок- этого; смотрят новорождённые- нового человека- его глаза).

- Главная мысль автора?

- Безмерность материнского горя и мужества матери, её готовности

и способности выдержать всё из любви к сыну.

- Как можно озаглавить текст?

- Определите стиль данного текста. Обратите внимание на лексику

- Это художественный стиль. Приметами его являются: ритм, образность, эпитеты (спокойная грусть, страшная догадка), сравнения ( как испуганная горлица, как подстреленная птица),

метафора (уходили дни, сошла поволока).

5.Работа над сжатием текста.

- По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

- К основным приёмам сжатия текста относятся:

* однородных членов обобщающим словом;

* фрагмента предложения синонимичным выражением;

* предложения или его части указательным местоимением , определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

* сложноподчинённого предложения простым предложением;

* прямой речи косвенной.

Пример до сжатия: ( коллективная работа)

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

( Сокращение количества структурных частей сложного предложения).

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

* отдельных членов предложения, однородных членов;

* фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

Пример до сжатия: ( коллективная работа)

Он знал разные языки: французский, итальянский и молдавский, и

никто не мог распознать в нём русского.

( Удаляем из текста ряд однородных членов при обобщающем слове)

Пример после сжатия:

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

* образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи

Рассмотрим эти способы подробно.

Пример до сжатия: ( коллективная работа)

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали

о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.

В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться её

- Выделите в тексте важные мысли ( микротемы)

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Составьте план, озаглавив каждую микротему.

-Подумайте, что можно исключить в каждой части

- Какие факты можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

- Обдумайте средства связи между частями.

- Запишите изложение грамотно.

- Прочитайте текст ещё раз. Создайте сжатое изложение.

Вариант сжатого изложения:

В семье Попельских родился слепой ребёнок.

Мать первая заметила неподвижное и очень серьёзное выражение детского лица.

Молодая женщина с тревогой спрашивала у людей, отчего он такой.

Но люди считали, что ребёнок ничем не отличается от других детей своего возраста. Он просто не может координировать движения рук. Но

мать догадалась, что её ребёнок слеп.

Доктор внимательно осмотрел мальчика, а затем уехал, но обещал вернуться.

Мать горько плакала, прижимая ребёнка к груди.

Доктор привёз офтальмоскоп, ещё раз осмотрел ребёнка и смущённо

сообщил женщине, что её сын слеп.

Мать выслушала это известие со спокойной грустью.

- Я знала давно,- сказала она тихо.

Список использованной литературы:

Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА; учебно-методическое пособие ( под ред. Н. А. Сениной).

Читайте также: