Конспект экскурсии осенние изменения в природе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Жукова Ольга Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тимашевск

Я, Жукова Ольга Викторовна учитель начальных классов СОШ №1 города Тимашевска, Краснодарского края. Мой педагогический стаж 40 лет.

Работаю с младшими школьниками.

На этом уроке применяется проблемно-исследовательский метод. В начале

урока создана проблемная ситуация. Все гипотезы нуждаются в

доказательстве. В процессе выдвижения гипотез у детей возникают споры и

возражения. Дети идут на экскурсию, чтобы проверить гипотезы и собрать

информацию о том, как растения готовятся к зиме.

Конспект урока по теме: "Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью"

2 класс

Цели урока:

• выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

работать над развитием речи;

• продолжить воспитание любовного отношения к родному краю;

• развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы

-.выявлять признаки подготовки растений к зиме;

• проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;

• фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

• следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

- проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе

*определять признаки подготовки к зиме лиственных деревьев, кустарников, хвойных деревьев и трав;

*определить цель и план наблюдения;

*фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

*следовать инструкции (плану) проведения наблюдений;

*собирать необходимую информацию и организовывать её в виде схемы;

Оборудование: ПК, презентация, запись звуков живой природы, кроссворд, мяч, раздаточный материал, рисунок дерева (для рефлексии) папки для сбора растений, коробочки для плодов и семян, лупа, рабочие листы, лопатка.

Тип урока: урок-исследование

Форма урока: экскурсия

Межпредметные связи: литература, ИЗО, русский язык, технология

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель читает стихотворение

Заунылый ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес

На ручей рябой и пёстрый

За листком летит листок

И струёй сухой и острой

Учитель: О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что это осень?

Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – " в багрец и золото одетые леса", "прощальная краса" природы, которая засыпает, чахнет, готовясь к долгой и суровой зиме.

III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились подробно с таким важным осенним явлением в природе, как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?

Дети: Листопад – одно из приспособлений лиственных деревьев к зимним холодам. Листья испаряют много влаги, которую корни высасывают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замёрзло.

Учитель: А какие ещё есть признаки подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения, используя слова-подсказки. ( Дано начало предложений для формулирования гипотез)

Плоды и семена__________________

Семена растений _________________

Дети выдвигают гипотезы. Учитель записывает слова на доске.

Учитель: Молодцы! Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

Дети: Собрать факты о том, как растения готовятся к зиме, и проверить гипотезы.

Учитель: Для того чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.

IV. Исследование.

Придя в городской парк.

Учитель: Ребята, давайте тихо постоим и послушаем звуки парка.

Учитель: Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная). Какое небо? (безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрыто тучами).

Учитель: Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад? Какие признаки осени вы наблюдаете? (изменили окраску листья, облетают листья). Как называется это явление? (Листопад)

Учитель: По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А для вас, осень, какая? С чем у вас ассоциируется осень?

Дети: (с ненастьем, со сбором урожая, желтым листопадом слякотью, моросящим дождиком, увядшей травой, холодным ветром,1сентября.)

Дети по очереди называют прилагательные, которыми можно описать осень.

Словарная работа.

Учитель: В ваших ответах прозвучало слово "золотая". Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную "краску" осени – желтый.)

Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово "золотой" употребляется в переносном смысле?

Дети: Золотая голова, золотые руки.

Физминутка: Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени (листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке и т.д.)

Работа в группах

Учитель: Дети давайте сформируем группы. На березке в парке висят желтые бумажные листья задания для 1 группы, которые будут наблюдать листопад. 2 группа ваше задание находится на клёне, распространение плодов и семян. 3группа будет исследовать деревья, которые сбрасывают листву и хвойные деревья, ваше задание на ёлочке. Для 4 группы задание на кусте барбариса они будут исследовать зимующие почки. Подойдите и выберите то, которое вам более интересно. Группы готовы к работе. Каждая группа получает следующий материал:

1.Рассмотри рабочий лист.

2.По цепочке прочитайте вслух в группе каждый пункт рабочего листа.

3.Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он сделает.

4.Роли распределены, можно приступать к работе

(Содержание работы в малых группах и примеры рабочих листов для группы представлены в Приложении к уроку)

Как только группы закончили исследование, ученики идут в класс.

2.Обмен информацией.

Отчет по группам.

1группа

1.Мы изучали опавшие листья и выяснили, что листопаду предшествует изменение окраски листьев.

2.Мы сделали вывод, что при ветре листьев опадает больше, чем в затишье.

2 группа

1.Мы изучали распространение плодов и семян и выяснили, что ветер переносит семена на другое место в землю.

2.Мы сделали вывод, что семена будут зимовать под снегом или в траве. Плоды являются кормом для животных и птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния

3 группа.

1.Мы изучали сбрасывание листвы у лиственных деревьев и у хвойных и выяснили, что сбрасывают листву только лиственные деревья.

2.Мы сделали вывод, что у хвои маленькая поверхность- испаряется мало влаги. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.

4 группа

1.Мы изучали зимующие почки у веток и травянистых растений и выяснили, что у травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли.

2.Мы сделали вывод, в земле остаются корни с почкой, а весной из почки разовьётся новое травянистое растение

После представления отчёта каждой группы учитель записывает на доске ту особенность подготовки растений к зиме, которая была выявлена в ходе наблюдения.

На доске появляется следующий перечень признаков подготовки растений к зиме.

*образование зимующих почек

3.Организация, связывание информации.

Учитель: Ребята, для проверки достоверности выдвинутых гипотез необходимо уточнить, какие из выделенных признаков подготовки к зиме характерны для всех групп растений, а какие относятся только к некоторым. К каким группам можно отнести растения, у которых мы наблюдали признаки подготовки к зиме?

Дети: Мы наблюдали признаки подготовки к зиме у лиственных деревьев, хвойных деревьев, кустарников и кустов.

4. Обобщение.

Учитель: Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся к зиме растения? Какие важные признаки подготовки растений к зиме?

Дети: Растения готовятся тоже к зиме. Происходит сбрасывание листвы, созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с гипотезами, высказанными вами в начале урока. Итак, какие предположения о подготовке растений к зиме вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть?

Учитель вместе с детьми исправляет ошибки в сравнительной таблице.

Плоды и семена ________(зреют)

Семена растений _______(разносятся, сохраняются в плодах)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким способом мы получили новые знания?

Дети: Мы получили новые знания с помощью собственных наблюдений

Посмотрите на доску, нашему дереву не хватает листиков. Кто считает, что на уроке все получалось - прикрепляет красный листик. Кто недоволен своей работой – жёлтый, а если вам на уроке было скучно - прикрепите зеленые листочки. Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево получилось у нас!

Проверим, чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):

Я хотел бы узнать про …

Новым для меня стало …

VI. Домашнее задание

Домашнее задание будет по выбору: кто хочет, может нарисовать осень какой вы ее сегодня увидели, а кто хочет, может написать сочинение.

Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с приметами осени, с разнообразием растений и животных в природе; развивать умение распознавать растения и животных, наблюдать за ними в природной обстановке; развитие внимания, наблюдательности, речи; воспитание бережного отношения к природе, любви к своей Родине, воспитание культурного поведения.

Оборудование: гербарные образцы растений леса, фотографии зверей и птиц леса, пакетики для сбора природного материала для уроков технологии, фотоаппараты.

Маршрут: берёзовая роща, смешанный участок леса.

Ход урока

1-й этап. Организационный выход из школы.

Предварительно проводится беседа о культуре поведения на улице; по технике безопасности.

2-й этап. Прибытие в берёзовую рощу.

Учитель: Скажите, ребята, какое время года сейчас наступило?

Назовите, пожалуйста, осенние месяцы.

Послушайте его и сравните с тем, что вы видите вокруг себя.

Учитель: Сравнили? Итак, у кого какие мысли? Давайте послушаем.

А кто догадался, какова цель нашей сегодняшней экскурсии?

Да, ребята, наша задача сегодня познакомиться с разнообразием растений и животных в природе, в частности, нашего леса; понаблюдать за тем, какие изменения произошли в их жизни с приходом осени.

Посмотрите, ребята, вокруг. Скажите, где мы находимся? (Берёзовая роща)

Сейчас я проверю вашу наблюдательность. Послушайте загадку.

Рыжий Егорка пал на озёрко.
Сам не утонул и воды не всколыхнул.

Что это такое? (Лист дерева)

Что происходит с листьями деревьев осенью?

А какие деревья здесь преобладают? (Берёзы)

Понаблюдайте, какие сейчас листья на берёзе. Сравните с летними листьями у меня в гербарном образце (ответы детей)

Учитель: Ребята, берёза живёт 100-120 лет. Чем она отличается от других деревьев?

У неё белый ствол с чёрными отметинами. Листочки у берёзки – зубчатые. Крона ажурная или плакучая. Это дерево любит солнце и тянется к нему.)

3-й этап. Переход в смешанный лес.

Учитель: Где, ребята, мы сейчас оказались? Правильно. Это смешанный лес. А почему он так называется? Давайте подойдём к дубу. Посмотрите на его листья.

Какой они формы? Какого они цвета? Потрогайте кору на стволе. Какая она на ощупь? Попробуйте обхватить наш дуб руками. Получилось?

А какие ещё растения вы здесь видите? Правильно, это лещина. Лещина – это лесной орешник Скажите, а почему лещина растёт под другими деревьями?

Лещина-это кустарник и очень любит тень. Поэтому растёт под другими деревьями. Обратите внимание на листья. Какие они? Посмотрите на гербарный образец. Какими листья были летом? А какого цвета ствол у лещины? Плоды этого кустарника можно употреблять в пищу.

Посмотрите, а где здесь красавица осина? Вот она. Осина живёт 80-100 лет.

А это что за дерево, ребята? Да, это липа. Что вы знаете об этом дереве?

Живёт она 100 лет и растёт очень медленно. Липа хорошо переносит тень и мороз. А какое насекомое любит липу и почему? Да, это пчёлы. Листья липы хорошо пахнут и пчёлы к ним летят. Липовый мед очень полезен для здоровья.

Учитель: Ребята, посмотрите какие красивые деревья вокруг. Художник-осень раскрасила их своими необыкновенными красками. А какие правила поведения в природе вы знаете? Да, деревья надо беречь. Не надо напрасно ломать ветки. Деревья приносят огромную пользу, поглощают вредные вещества. Ну, а осень приносит радость обилием красок, переливающихся на солнце.

Учитель: А сейчас, ребята, попробуем увидеть животных. Их заметить труднее, чем растения. Ведь растения живут на одном месте, а животные подвижны. К тому же часто ловко прячутся. Между животными и растениями существует тесная связь. Кто знает, какая? Растения образуют дом для животных. Кроме того, для многих животных растения служат кормом. А какие изменения произошли в жизни животных с приходом осени?

Сейчас мы с вами немного помолчим. Только в тишине можно увидеть или услышать животное. Слышите, кто-то шуршит в листве. Кто это? Ёжик.

Давайте-ка, понаблюдаем. Нам повезло, что мы его увидели, т.к. ёж- это ночное животное и скоро впадёт в спячку. Ест червей, жуков, змей. Ёж – враг ядовитых змей-гадюк.

Перед зимой ежи жиреют и впадают в глубокую спячку среди лесного хвороста.

Проснётся ёж только с прекращением заморозков. Давайте его сфотографируем и лучшие снимки поместим в Уголке природы.

Учитель: Посмотрите, кто это там прыгает с ветки на ветку? Белка! Что вы знаете об этом зверьке? Правильно. Белка линяет на зиму. Это важная примета осени.

Шубка у неё становится серенькой. Правильно вы сказали, что белка делает запасы на зиму, т.к. в спячку она не впадает. Питается она желудями, орехами, грибами. Если корма мало, то белки перекочёвывают в другие места.

Не будем ей мешать. Пускай трудится и готовится к зиме.

А каких ещё животных можно увидеть в лесу? Я буду показывать вам фотографии с их изображением, а вы называйте. (Лиса, заяц, волк, кабан, лось…)

Учитель: Вспомните, ребята, лето. Что вы обязательно летом слышали в лесу? Правильно, птичьи голоса. Весь лес был наполнен пением птиц. Послушайте аудиозапись их пения. А что вы слышите сейчас? Почему? Птицы улетают в тёплые края, т.к. становится мало корма.

Учитель: Какие же, ребята, птицы улетают на юг? Посмотрите на фотографии.

Этих птиц мы с вами не увидим до весны. О некоторых из них вам расскажут наши ребята.

А кто остаётся с нами зимовать? Почему?

О ком эта загадка?

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Посмотрите на фотографию.

Синичка будет с нами всю зиму. Синица – друг человека. Она поедает вредных насекомых. Птиц, которые остаются с нами на зиму надо обязательно подкармливать и в городе, и в лесу.

Учитель: А эта загадка о ком?

Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)

Посмотрите на фотографию.

Что вы знаете о дятле? (ответ подготовленного ученика)

Учитель: А эта загадка о ком?

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая
Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она. (Ворона)

Посмотрите на фотографию.

Учитель: А эта загадка о ком?

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

Посмотрите на фотографию.

Учитель: Молодцы, ребята. Конечно, мы рассказали не о всех птицах нашего леса. Это тема не одной экскурсии. Мы обязательно ещё раз побываем в лесу и поговорим о других его обитателях. А где же насекомые?

Правильно. Их не видно, т.к. многие уже спрятались и собираются спать всю зиму. Потому птицы и улетели. Есть-то нечего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность

"Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать

духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности,

в родной стороне, то будет много людей, похожих

на иссушенное растение перекати-поле." Д.С.Лихачев.

Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.

Экскурсии являются одним из основных видов занятий и особой формой организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одной из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Это наиболее эффективное средство комплексного воздействия на формирование личности школьника.

Э кскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

Наиболее часто организую учебные и краеведческие экскурсии. Особенность экскурсий в нашем городе состоит в том, что при проведении любой из них тесно сочетаются ознакомительные, природоохранные и патриотические цели. В какой уголок города или пригорода мы не пойдём- везде мы знакомимся с историей двух оборон, восстановления города и уникальными природными объектами, которыми богата наша родная земля.

Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней. Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

Так, в лесу, дети учатся различать окраску листвы, травы, форму листьев. Учат название деревьев, цветы и т.д. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если учитель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. На берегу моря мы можем наблюдать за изменением цвета, услышать шум прибоя, крики чаек, "разговор" волн, почувствовать ни с чем ни сравнимый запах, насладиться красотой пейзажа, полюбоваться дарами, которые море выбрасывает на берег и обо всём поговорить друг с другом. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления.

На экскурсиях школьники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности ученика. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

- Послушайте стихотворение об осени :

Осень наступила,

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

- Какие там перечислены признаки осени? (пожелтели листья, улетели перелетные птицы)

- А какие вы еще знаете приметы осени? (Холодно, часто идут дожди, опадают листья с деревьев)

- Правильно. Посмотрите на небо, какое оно стало хмурое, как мало листочков осталось на деревьях:

- Сейчас мы с вами прогуляемся вокруг детского сада и понаблюдаем, как изменилась природа с наступлением осени.

- Вот наша клумба. Помните, какие красивые цветы были здесь летом? Цветов было много, мы их поливали, рыхлили.

Посмотрите, что же с ними случилось теперь? (Они засохли, почернели, завяли).

- Правильно, ребята, а на месте цветов,которые отцвели, появились семена, из которых потом вырастут новые цветы.

- Ребята, посмотрите, а как изменились деревья и кустарники? (Листья пожелтели, листья опадают, некоторые уже без листьев)



- Неужели мы не увидим больше ни одного цветочка? Есть цветы, которые не так боятся холодов, как другие. Вот посмотрите, остались еще цветы на Гортензии:

- А теперь посмотрите сюда. Что это за деревце? (Рябина)

Правильно, подойдите поближе, мы ее рассмотрим. Что мы видим на ветках рябины? (Ягоды).

- Кто будет рад этим ягодам (Птички)

- Правильно, птицы, которые остаются с нами зимовать.

- Неужели мы не найдем с вами ни одного зеленого дерева?

(Найдем, елки остались зеленые)

- Правильно, зелеными остаются почти все хвойные растения. Пойдемте рассмотрим ель поближе. Как называются иголки у ели? (Хвоя) Что вы можете сказать о еловой хвое? (зеленая, колючая. не опадает на зиму)


Ребята вам понравилась наша экскурсия? (Да)

Мы прогуляемся здесь с вами еще, когда наступит следующее время года, чтобы понаблюдать, как изменится природа. Какое время года будет после осени? (Зима)


Читайте также: