Конспект экологической игры в младшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Данная тема посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании в 1 младшей группе. Я раскрываю задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания. Особое внимание уделено видам дидактических игр, подробно описаны способы их применения. Я прихожу к выводу, что дидактическая игра – одна из основных видов деятельности для экологического воспитания в 1 младшей группе.
Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В своей работе на занятиях мной используются всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры); создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаю занимательные и творческие задания и др., в учебном помещении созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.
Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми работаем, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает наше внимание в данном типе игр.
В занятиях с детьми использую систему дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.
Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел дополнительной образовательной программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка в целом.
В своей работе на занятиях, в совместной деятельности Я использую всё многообразие средств экологического воспитания: подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создаем положительный эмоциональный настрой и даем хороший результат в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.
При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:
1. Формирование экологических представлений о мире животных
2. Формирование экологических представлений о морском мире
3. Формирование экологических представлений о среде питания
4. Формирование экологических представлений о среде обитания

Приведу примеры дидактических игр на каждую образовательную задачу: Формирование экологических представлений о мире животных

Сценарий досуга разработан для детей 3-4 лет, проводится в игровой форме (подвижные игры; дидактические игры, физминутка, загадки, звукоподражание). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии.
Цель:
Через эмоциональное отношение формировать у детей гуманное отношение к окружающей природе
Образовательные задачи:
- расширять и систематизировать представление детей о растительном и животном мире природы;
- закреплять правила поведения в лесу.
Развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, продолжать учить детей отгадывать загадки;
- упражнять в звукоподражании;
- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;
- упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и интерес к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
- воспитывать у детей чувство радости, веселья от совместно проведенного досуга.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на лесную полянку. И здесь мы с вами окунёмся в богатый, прекрасный и бесконечно разнообразный и удивительный мир природы.


Воспитатель: Где же все лесные жители? Наверное, каждый занят своим делом. А давайте отгадаем с вами загадки о лесных обитателях. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает.
Отгадывание загадок со звукоподражанием.
1.В шар свернулся под ногами.
На спине с тремя грибами.
Не споткнись — вдруг упадешь!
Это же колючий … еж.
Звукоподражание: ф-ф-ф.
2.До ушей зеленый рот,
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает … лягушка.
Звукоподражание: ква-ква.
3.Очень тоненько жужжит

Воспитатель: Молодцы, ребята! А каких еще жителей леса вы знаете?

Воспитатель: Я вижу, вы знаете много лесных зверей. А теперь назовите их ласково.

Воспитатель: А мы по лесной дорожке дальше пойдём. Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. А сколько на ней цветов!
Отгадайте, о каком цветке загадка.
Стоит в поле цветок - жёлтый глазок, белые реснички.
На что похожа ромашка? Что вы о ней знаете? А ещё ромашка лечит людей от болезней, поэтому нельзя сорвать ромашку и бросить её погибать на землю. Тогда пользы от неё не будет, она погибнет.
Воспитатель: Вот ромашка, посмотри,
Потеряла лепестки.
Лепесточки вы возьмите
И ромашку соберите.


Воспитатель: Ребята, в лесу можно заблудиться. Давайте держаться все вместе. Но если вдруг кто-нибудь из нас заблудится, что надо кричать? (ау)
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте поиграем в игру.


Воспитатель: Молодцы! Замечательно узнавали друг друга по голосу. Я уверена, никто не потеряется в лесу.
А сейчас отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка:
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)
А сейчас вы, ребята, превратитесь в стайку бабочек, которые летают по цветущему лугу.
Воспитатель: Кружатся в воздухе,
Вьются, порхают,
Крылья у бабочек
Быстро мелькают.


Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали на лесной полянке. Все, что нас окружает, приносит нам пользу, и мы должны о ней заботиться и беречь. Скажите, что хорошо, а что плохо для лесной полянки?

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы совершили с вами путешествие на лесную полянку, в удивительный мир природы.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим ручейка медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Цель: обогащение представления детей об окружающем мире.

Задачи: формировать у детей интерес к живой природе; познакомить с дикими животными, живущими в лесу; закреплять знание о животных; воспитывать бережное и гуманное отношение к объектам природы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.


Предварительная работа: беседа о лесе как доме для животных, рассматривание иллюстраций с изображением леса, диких животных и их жилищах.

Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Воспитатель - А вот и наш красивый лес! Ой, посмотрите, ребята, кто-то разбросал в лесу мусор. Это плохой поступок?

Предполагаемый ответ детей - Да

Воспитатель - Вот мы и собрали весь мусор. Это хороший поступок?

Предполагаемый ответ детей - Да

Воспитатель: «Посмотрите, кто это спрятался за ёлочкой? Отгадайте загадку.

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть

Надо орехи, грибы для зимы собирать. (Белка)
Воспитатель - Дети, в нашем лесу действительно живут белки. Кто знает, где находится домик белки?

Предполагаемый ответ детей – в дупле

Воспитатель - А какая наша белка?

Предполагаемый ответ детей - маленькая, с пушистым хвостиком, рыженькая, серенькая…

Воспитатель - Наша белка резвится, прыгая по веткам. А ещё она собирает орешки, шишки, грибочки и относит их в свое дупло, чтобы кушать их зимой. Белочка пришла она к нам не одна. Здесь есть и другие животные.

Интересно, вы узнаете этих животных в загадках, которые я вам сейчас загадаю?

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее? (Лиса)

Воспитатель - Конечно же, лиса. Дети, а какая лиса? (Показывается игрушка лисы)

Предполагаемый ответ детей – рыжая, хитрая, красивая…

Воспитатель – Абсолютно верно. Лиса живет в норе, ловит мышей, кушает грибы.

Любит морковку! (заяц)

Воспитатель - Это, конечно же, заяц. Дети, а какой заяц? (Показывается игрушка зайца)

Предполагаемый ответ детей - Беленький, серенький, быстрый, у него длинные ушки, пушистый маленький хвостик…

Воспитатель – Правильно. Зайчик живет под кустом, питается травой, грибами, корой деревьев.

Лапу он свою сосёт,

Спит всю зиму напролёт.

А вот, как придёт весна,

Пробуждается от сна

И давай в лесу реветь.

Все зовут его. (Медведь)

Воспитатель - Это, конечно же, медведь. Дети, а какой медведь? (Показывается игрушка медведя)

Предполагаемый ответ детей - большой, сердитый, косолапый, неуклюжий…

Воспитатель – Совершенно верно. Мишка любит кушать я годы, грибы, мёд, ловит в реке рыбу. Молодцы. Отгадали все загадки. А каких еще диких животных вы знаете?

Предполагаемый ответ детей - волк, барсук, лось, олень, ёжик …

Ребята, а почему всех этих зверей называют дикими?

Предполагаемый ответ детей – потому что они живут в лесу, далеко от людей

Воспитатель – Вы справились с заданием. Молодцы. А теперь давайте вместе с нашими лесными друзьями сделаем зарядку

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,

Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на

ногу, раскачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)

Начинает все сначала!

Воспитатель - Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте дружно скажем нашим друзьям до свидания.

Насмотрелись мы чудес

Жди нас снова в гости, лес!

Ребята, где мы сегодня были? Какой плохой поступок мы увидели? Какой хороший поступок совершили? Кого мы встретили в лесу? А почему этих зверей называют дикими?

Содержимое публикации

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию во 2 младшей группе

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Цель: обогащать представления детей об окружающем мире.

Образовательные:
— Формирование первичных ценностных представлений о животных как братьев наших меньших;
— Формирование основ безопасности окружающего мира.
Развивающие:
— Развивать крупно-моторные навыки, мелко-моторные навыки;
— Развивать внимательность, любознательность.

Воспитательные:
— Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
— Воспитывать чувство сострадание, желание помочь.

Словарная работа:
— Обогатить словарный запас детей словами – дупло, муравейник, нора.
— Активизировать в речи детей слова – белка, муравей, мышка.

Предварительная работа: беседа о лесе как доме для животных, рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассматривание дерева с поломанными ветками, беседа о хорошем и плохом поступках, рассматривание белки, мышки, муравья.

Дети в свободной деятельности.
1.Создание проблемной ситуации.
Воспитатель обращает внимание детей на появившейся шорох, просит прислушаться.
-Ребята, вы слышите? Откуда доносятся эти звуки? (Дети идут на звук и видят мышку).
-Кто это, ребята?(Мышка).

2. Целевая установка.
— Ребята, посмотрите мышка грустная, печальная. Что у неё могло случиться? (Ответы детей). Мышка, скажи мне на ушко, что у тебя произошло?
-Дети, мышка мне рассказала, что потерялась и не знает где её домик.

3.Мотивация в деятельности.
— Ребята, мы можем помочь мышке? (Да). Как?(Поискать домик, найти домик).
— Мышка живёт в лесу в норке. Где живёт мышка? ( В лесу, в норке).
-Куда нам надо отвезти мышку, чтобы отыскать её домик?( В лес).

4. Проецирование решения проблемной ситуации.
— Дети, как мы можем с вами добраться до леса?( На машине, на автобусе, на велосипеде).
— Ребята, может быть мы поедем на машине?

5.Выполнение действий.
Физкультминутка.
Едем-едем в лес густой
На машине легковой,
( движение по группе в медленном темпе имитируя поворот руля),
Въехали на горки: хлоп
( руки вверх, хлопок над головой),
Колесо спустилось : стоп.
( руки через стороны вниз, присесть).

-Ребята, вот мы с вами и добрались до леса, но в лесу на машине ездить нельзя потому что в лесу живут животные. Почему нельзя ездить в лесу на машине?(Потому что в лесу живут животные).

-Как в лесу хорошо: растут разноцветные цветы, давайте наклонимся и понюхаем их, цветов много и все они красивые, давайте переступим их чтобы не поломать.
-Посмотрите, ребята, кто-то разбросал в лесу мусор. Это плохой поступок. Давайте соберём мусор в мусорный мешок. ( Помогают воспитателю собирать смятые листы бумаги с пакет). Это хороший поступок.
-Ребята, я вижу чей-то домик? Может быть это домик мышки?

— Маша, посади белочку радом с дуплом. Артём, подари белочке орешек.
-Ребята, это домик муравья. Домик муравья называют муравейник. Муравьи любят листья деревьев. Как называют домик муравья? (Муравейник) Муравейник – это домик мышки?(Нет).Муравейник – это чей домик?(Муравья).Что любят муравьи?( Листья).

-Илья, куда ты посадишь муравья?(Рядом с муравейником). Света, что ты подаришь муравью?(Листик).
— Ребята, это норка. Норка- это домик мышки . Норка – это чей домик? (Мышки).Как называется домик мышки?(Норка).Правильно, ребята.
-Мышка любит кушать зернышки. Что любит мышка?(Зёрнышки).
— Ребята, у меня есть зернышки. Хотите угостить мышку?( Да).
-Кто-то перемешал зернышки с бусинками. А мышкам бусинки кушать нельзя. Что же делать?(Ответы детей).
— Правильно. Давайте зернышки выберем и подарим мышке.

-Кого, ещё мы встретили в лесу?(Белку, муравья). Вика, как называют домик у белки, а у муравья?(Дупло, муравейник). Илья, что любит белка, муравей?(Орехи, листья).

— Ребята, а медведя мы с вами в лесу встретили? (Нет).А вы хотите узнать где живёт медведь?(Да).Тогда в следующий раз мы с вами сходим в лес и узнаем как живёт медведь. А мышка подарила вам раскраски и новые карандаши. Вы можете раскрасить мышку, белочку и муравья.

Читайте также: