Конспект экологического занятия в старшей группе насекомые

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Задачи:
Образовательные:

  • Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания;
  • Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память;
  • Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ;
  • Продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Воспитатель: Назовите весенние месяца?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых.

Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела.

Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

Воспитатель: - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые
2.Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь?

Воспитатель: Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Что делают жуки? жужжат, летают, ползают.

Что делают пчелы? Жужжат, летают, кусают, собирают мёд, трудятся.

Что делают кузнечики? Стрекочут, прыгают.

Что делают мухи? Жужжат, летают, ползают.

Что делают комары? Пищат, летают, сосут, кусают, звенят.

Что делают стрекозы? Жужжат, летают.

Что делают осы? Жужжат, летают, кусают.

Что делает бабочка? Порхает.

Какой звук издает бабочка? (Никакой.)

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.

Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.

Дети: У птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое?

Дети: Нет, у него 8 лапок.

Воспитатель: Молодцы. Мы спасли муху!

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка?

Дети: Бабочка откладывает яйца

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель: Что делает гусеница?

Дети: Она питается листьями и растет.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: Гусеница превращается в куколку

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Из куколки появляется бабочка.

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

Быстро пальчики считаем

(сжимаем и разжимаем пальцы)

(по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

А это кто же тут пищит?

Ой, сюда комар летит

(прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой

(грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой

(маршируем на месте).

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей - это полезные насекомые?

Воспитатель: Правильно. Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом. Бабочки опыляют растения.

Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные?

Воспитатель: А какой вред они причиняют?

Дети: Муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь.

Воспитатель: Есть насекомые – хищники.

(Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным.

Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Воспитатель: А почему их называют хищниками?

Дети: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых.

Воспитатель: Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А что вы узнали нового о насекомых?

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Словарная работа: насечки, нектар, пыльца, соты.

Наглядный материал: картинки с изображением муравья и пчелы, цветок, кора, соты.

- Ребята, какое у нас сейчас, время года? (Весна)

- Что, происходит весной? (Все оживает, зеленеет, цветет, прилетают птицы из теплых стран, появляются насекомые и т. д.)

- Сегодня к нам на занятие придет гость, и он нам расскажет о жизни насекомых.

- Кто же этот гость?

- Это ребята Лесовичок. Он всегда живет в лесу, по этому, очень много знает о жизни насекомых.

- А каких насекомых, знаете вы? (комар, муха, пчела, шмель, стрекоза и т. д.) .

- Лесовичок принес нам загадку, которую мы должны отгадать и тогда мы узнаем, о ком хочет рассказать Лесовичок.

-Не найдешь у них пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

- Ребята, а вы знаете, как отличить насекомых от других живых существ?

- Давайте внимательно рассмотрим муравья. Из каких частей состоит тело муравья? (голова, грудь, брюшко, насечки-маленькие частички на теле муравья) .

-Сколько ног у муравья (шесть)

- Ребята, а вы знаете, что у всех насекомых шесть ног.

- А для того чтобы мы в этом убедились, Лесовичок принес нам картинку с изображением пчелы. Давайте внимательно рассмотрим пчелу.

- Сколько у нее ног? (шесть)

- Какое насекомое больше пчела или муравей?

- Правильно, пчела крупнее.

- Посмотрите, из чего состоит тело пчелы?

- У пчелы полосатое брюшко, а на лапках ворсинки, а еще прозрачные крылышки, с помощью которых она передвигается.

- Ребята, как называется дом муравьев?

- А из чего муравьи строят муравейники (из палочек, травинок, иголок)

- Что находится внутри муравейника (внутри муравейника находятся ходы по которым они передвигаются)

Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!

Нес однажды муравей

Две дощечки для дверей

Вдруг навстречу рыжий кот

Вышел важно из ворот.

Пр. Не обижайте муравья

Его обидеть просто

Он очень ма, он очень ма,

Он маленького роста.

Закричал коту я, брысь,

И охотничьи усы

Сразу спрятались в кусты

В муравьиный дом теперь

Мне всегда открыта дверь

Только жаль, что для меня

Дверь мала у муравья

- Посмотрите, ребята, дедушка Знай прислал нам цветок. Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?

- Правильно, пчелы собирают пыльцу на цветах и ей они питаются.

Да, ребята у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и очень полезен, дают пчелы.

-Как это происходит?

- Пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. Зимой они и питаются этим медом.

Лесовичок принес показать модель сот, вот посмотрите, какие бывают соты.

- Ребята, дедушка Знай прислал для нас еще одну вещь, что это посмотрите?

- Посмотрите внимательно, кора сильно повреждена. Кто повредил кору?

- Какие насекомые повредили кору?

Ребята, есть такой жук-короед, вот этот жук и причиняет вред деревьям.

Можно ли сказать, что эти жуки вредны и поэтому не нужны природе?

Описание материала: Конспект можно использовать в ходе реализации педагогических проектов о насекомых в детском саду.

Цель: В увлекательной форме (используя стихи, загадки, игры) познакомить дошкольников с миром насекомых.

1. Познакомить детей с существенными признаками насекомых, развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами.

2. Развивать интерес к насекомым, желание узнать о них интересную информацию.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Материалы и оборудование: самодельные пазлы – бабочка, муравей, кузнечик (распечатать красочные изображения насекомых на плотных листах А4 и разрезать на несколько частей, картинки с изображениями божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы, 3 небольших столика, магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

(Дети сидят на ковре) Тихо включается музыка со звуками леса.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами очутились на лесной полянке. Кого же мы можем здесь встретить? (зверей)

Правильно, но звери боятся людей и стараются обходить их стороной. А ведь есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются. Они очень-очень маленькие и их очень много повсюду – в воздухе, на земле, на деревьях, цветах. Как вы думаете кто же это? (это насекомые)

Вот в траве трещит кузнечик,

В небе бабочка парит,

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит.

Насекомые летают,

Скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу также принося! (Автор - В. Леонов)

Воспитатель: Ребята, а каких насекомых знаете вы? (ответы детей)

Молодцы, правильно! А теперь - отгадайте загадки.

(после того, как дети отгадают загадку, воспитатель прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку)

1. Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

На спине кружочки —

Чёрненькие точки. (божья коровка)

2. Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

3. Она ярка, красива.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка)

4. Волосата, зелена,

В листьях прячется она

Хоть и много ножек,

Бежать она не может. (гусеница)

5. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её … (стрекоза)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно.

(воспитатель вместе с детьми выделяет существенные признаки насекомых – шесть ног, крылышки, усики, членистое тело)

Воспитатель: Вы знаете, ребята, насекомые - самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле.

А как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)

У каждого насекомого свой корм.

Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых-вредителей и оказывают этим помощь людям.

Бабочки собирают нектар цветов и опыляют растения.

Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу.

А вот комары питаются соком растений и кровью животных.

Насекомые – отличное лакомство для птиц, лягушек, ящериц и других животных.

Очень много можно узнать о жизни насекомых. И встретить их можно не только в лесу. Вы наверняка уже встречались с ними. Каких насекомых вы видели? (ответы детей)

Игра "Подбери признак"

бабочка какая? (красивая, лёгкая)

гусеница какая? (зелёная, медлительная)

муравей какой? (маленький, работящий)

пчела какая? (полосатая, жужжащая)

(дети делятся на группы по несколько человек и на столиках собирают самодельные пазлы – бабочка, муравей, кузнечик)

Сели, травушку покушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними:

Если поблизости пчела, оса, шмель - нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно.

Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых).

Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что будет если насекомые вдруг исчезнут? (погибнут растения и многие животные)

Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других.

Насекомые - это часть природы, так же как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!

Есть на Земле огромный дом (Автор – Л. Дайнеко)

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_4c42b8ac.jpg


Цель: В увлекательной форме (используя стихи, загадки, игры) познакомить дошкольников с миром насекомых.
Задачи:
1. Познакомить детей с существенными признаками насекомых, развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами.
2. Развивать интерес к насекомым, желание узнать о них интересную информацию.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.
Материалы и оборудование: самодельные пазлы – бабочка, муравей, кузнечик (распечатать красочные изображения насекомых на плотных листах А4 и разрезать на несколько частей), картинки с изображениями божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы, 3 небольших столика, магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

(Дети сидят на ковре)
Воспитатель: Вот в траве трещит кузнечик, (Автор - В. Леонов )
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу также принося!

Воспитатель: Ребята, а каких насекомых знаете вы? (ответы детей)
Молодцы, правильно! А теперь - отгадайте загадки.
(после того, как дети отгадают загадку, воспитатель прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку)
1. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Чёрненькие точки. (божья коровка)

hello_html_m30052237.jpg

2. Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)

Воспитатель: :

Ребята, давайте представим, что мы с вами очутились на лесной полянке. Кого же мы можем здесь встретить? (зверей)
Правильно, но звери боятся людей и стараются обходить их стороной. А ведь есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются. Они очень-очень маленькие и их очень много повсюду – в воздухе, на земле, на деревьях, цветах. Как вы думаете кто же это? (это насекомые)

hello_html_m18d2cbb0.jpg

3. Она ярка, красива.
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)

hello_html_m5680c103.jpg

4. Волосата, зелена,
В листьях прячется она
Хоть и много ножек,
Бежать она не может. (гусеница)

hello_html_m405f24a1.jpg

5. У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её … (стрекоза)

hello_html_m2ecbdec1.jpg


Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно.
(воспитатель вместе с детьми выделяет существенные признаки насекомых – шесть ног, крылышки, усики, членистое тело)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, насекомые - самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле.
А как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)
У каждого насекомого свой корм.
Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых-вредителей и оказывают этим помощь людям.
Бабочки собирают нектар цветов и опыляют растения.
Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу.
А вот комары питаются соком растений и кровью животных.
Насекомые – отличное лакомство для птиц, лягушек, ящериц и других животных.
Очень много можно узнать о жизни насекомых. И встретить их можно не только в лесу. Вы наверняка уже встречались с ними. Каких насекомых вы видели? (ответы детей)

(дети делятся на группы по несколько человек и на столиках собирают самодельные пазлы – бабочка, муравей, кузнечик)

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок, сели,
Травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

hello_html_m1027fafe.jpg


Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними:
Если поблизости пчела, оса, шмель - нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно.
Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых).
Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что будет если насекомые вдруг исчезнут? (погибнут растения и многие животные)
Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других.
Насекомые - это часть природы, так же как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!
Послушайте стихотворение:
Есть на Земле огромный дом (Автор – Л. Дайнеко)
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на закрепление и уточнение знаний детей о насекомых, способах передвижения, о пользе и вреде.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,

о пользе и вреде насекомых.

Образовательные:

- расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно – развивающие:

- способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

- активизировать и расширять словарный запас;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- прививать бережное отношение ко всему живому;

- замечать красоту окружающей природы;

- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;

- воспитание бережного отношения к природе.

Предметные картинки – карточки: (животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

1.Ход занятия:

- Кого она пригласила к себе в гости? (бабочку, жуков, муравьёв, тараканов, пчелу, блошек, кузнечика)

- Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)

Сегодня я хочу вас пригласить на солнечную весеннюю полянку, где зеленеет молодая травка, цветы кивают нам своими головками, птицы щебечут свои веселые песенки.

- Присаживайтесь на полянку.

- Какие цветы могут расти на полянке?

Дети: – (Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

- Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке.

- А если есть растения, то кого мы можем увидеть? (Насекомых)

- Хотите узнать, что это за насекомые? - Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их.


З агадка.

Одевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это … (божья коровка).

- Какая она? (Красная, яркая)

- Значит и мы и птицы могут ее заметить.

- Как же она защищается от врагов? (Выделяет горькую, желтую жидкость)

- Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.

- А что означает красный цвет божьей коровки?

(Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)

- Какую пользу приносит божья коровка? (Она уничтожает тлю)


- Верно, она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

- Чем питается бабочка?

(Соком растений, нектаром)

- Как она пьет нектар? ( Хоботком)

- Можно ли ловить бабочек? Почему? ( Нет, мы можем поранить бабочку)

- У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев получит ожег и не сможет взлететь, погибнет.

- Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(Пользу, бабочки опыляют растения)

- А знаете, что многие бабочки, так же как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края?

Весной бабочка откладывает яйца на растениях. Из яиц появляются гусеницы, они питаются листьями, потом превращаются в куколку, а затем из куколки появляется бабочка. (показ последовательности: яйца, гусеница, куколка, бабочка)

2.Дыхательная гимнастика:

(раздать детям бумажных бабочек на палочках)

Давайте поможем нашим бабочкам взлететь, подуем на них

(короткий вдох через нос, не надувая щек, длительный выдох через рот)

Утром бабочка проснулась. (Плавные взмахи руками).

Потянулась, улыбнулась (Движения соответственно текста)

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.


Загадка.

Он работник настоящий,

Очень - очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравьи)

- Муравьи живут большими семьями.

- Как называется их дом?

- Из чего строят? (Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

- Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

- Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

- Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев.


И х называют санитарами леса.

Загадка.

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

- Кузнечика мы можем заметить в траве? Почему?

(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

- А как мы можем узнать, есть кузнечики на полянке или нет?

(Мы услышим, как он поет)

- Чем он делает такие звуки? (дети - Крыльями)

- Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика.

- Мы говорим, что он не поет, а что делает? (дети - Стрекочет)

Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

А знаете, что кузнечик стрекочет ударяя (вибрируя) задними лапками о передние крылышки.

А слушает кузнечик ушами, которые находятся на брюшке у основания задних лапок.

Поднимайте плечики, (дети выполняют движения)

Прыгайте, кузнечики. (соответствующие тексту)

Сели, травушку покушаем,

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.


З агадка.

Летит – пищит, сядет – молчит.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

- А знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а самцы-комары питаются лишь соком растений.


Загадка.

Восемь ног, как восемь рук

вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк –

покупайте мухи шелк. (Паук)

- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.

На изломанный сучок (Левая рука вытянута),

Сломанной осинки, (ладонь опущена вниз).

Полз мохнатый паучок (пальцами правой руки выполняем от плеча

левой руки перебирающие движения вниз)

С крестиком на спинке. (указательным пальцем левой руки чертим

крестик на тыльной стороне правой руки)

Сам в сторонку – (Указательный палец правой руки)


И молчок. (поднесен к губам).

Осенью в щель забивается,

а весною просыпается. (Муха)

- Мухи повсюду ищут еду, в разных нечистотах, к ней прилипает много бактерий, которые потом вызывают различные заболевания.

6.Упражнение на развитие общей и мелкой моторики:

Чай душистый пьем, пыхтим: (Дети ритмично потирают ладон)

- Уф-уф-уф-уф-уф-уф. (о ладонь горизонтально)

Отгоняем веткой мух. (Ритмично помахивают рукой)

А они в варенье сели, (Ритмично постукиваем пальцем)

Ели-ели-ели-ели. о ладонь

Так нам мухи надоели! Мы варенье быстро съели.


З агадка

На ромашку у ворот опустился вертолет.

- Кто же это?. (Стрекоза)

- А знаете, что стрекоза поедает комаров.

- Посмотрите, какая она лупоглазая.

Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз.

- Куда стрекоза полетит – туда глаза и повернем, не поворачивая головы.

7.Зрительная гимнастика:


( педагог перемещает фигурку стрекозы в разные стороны (слева-направо, снизу-вверх, по часовой стрелке, по диагонали – от цветка к цветку) дети вращают глазами).

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

он поделится медком. (Пчела) (выставляет картинку)

- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает.

Человек для пчел строит улья.

Дикие пчелы живут в лесу в дупле.


8 .Игра: «Закончи предложение:

Пчела собирает…. (мед)

Кузнечик стрекочет в… (траве)

Жук грызет …. (кору)

Бабочка порхает над …(цветком)

Муха разносит… (болезни)

Божья коровка поедает…. (тлю)

Жук спрятался под… (травинку)

Гусеница превратилась в…. (бабочку)

- Придумай предложение про насекомого, которого ты видишь на картинке.

9.Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Прилетела к нам вчера (Взмахи перекрещенными кистями рук)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого

А за нею шмель-шмелек, соединяют пальцы, начиная с мизинца).

И веселый мотылек,

Жук-жучек и стрекоза,

Пожужжали, полетали, (Взмахи перекрещенными кистями рук).

От усталости устали. (Дети кладут руки на колени)

- Давайте, ребята, теперь обсудим, кто же такие насекомые?

- Чем они отличаются от других живых существ?

Педагог поочередно выставляет модели, проговаривая с детьми.

- У насекомых есть голова, туловище, крылья, 6 ног, брюшко, вместо рта хоботок.

Они бывают разной окраски. Питаются травой, пыльцой, некоторые поедают вредных насекомых. Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, дуплах. Появляются из личинок.

- Каких полезных насекомых знаем?

- Какую пользу приносят?

Дети (Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

- Назовите вредных насекомых.

- Какой вред от них?

(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)


- Молодцы ребята!

Читайте также: