Конспект для детей 6 7 лет осень

Обновлено: 05.07.2024

Конспект организованной образовательной деятельности "Вот и осень к нам пришла" для детей подготовительной группы.

Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 "Солнышко", город Серпухов.

Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 6-7 лет. Может быть использован воспитателями ДО для работы по познавательному развитию старших дошкольников. Развивает
любознательность и наблюдательность, познавательную активность, речь детей.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство детей с тремя периодами осени: ранняя, золотая, поздняя; закрепить название и последовательность осенних месяцев, знания детей об осенних признаках.
Развивающие: развивать связную речь, умение чётко передавать свои мысли, используя разные виды предложений; любознательность и познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к природным явлениям и к исследовательской деятельности.

Словарная работа: расширять словарь детей за счёт названий осенних месяцев и осенних периодов, глаголов: улетают, собирают, прячутся, запасают, опадают.

Оборудование: демонстрационный материал: три иллюстрации , на которых изображена ранняя, золотая и поздняя осень, аудиозапись произведения П.И. Чайковского "Осенняя песня".
Раздаточный материал: раздаточные картинки, на которых изображены осенние признаки, подносы с сухими и не сухими листьями деревьев, части листьев в пакетиках для д/игры "Собери лист и назови его" на каждого ребёнка.

Предварительная работа: наблюдения с детьми за осенними явлениями в природе, чтение отрывка из книги Г. Скребицкого "Четыре художника", стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, беседы об осени, рассматривание осенних листьев и игры с ними на узнавание и различение.

Открытый вход в деятельность.
В гости к детям приходит Незнайка (взрослый) и просит их о помощи.
-Дети, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку, которую загадал мне Знайка. (Дети соглашаются.)
Незнайка.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
Ответы детей. (Это бывает осенью.)
Незнайка. А как вы догадались, ребята?
Воспитатель. Незнайка, оставайся с нами. Наши дети знают признаки осени, с которыми тебя сейчас познакомят. По этим признакам ты сможешь узнавать осень.

Проводится д/игра с раздаточными картинками "Назови признак".

Первый ребёнок. Осенью птицы улетают на юг.
Второй ребёнок. Осенью люди собирают большой урожай овощей.
Третий ребёнок. Осенью опадают листья с деревьев.
Четвёртый ребёнок. Осенью часто идут холодные дожди и т.д.
Незнайка. Ребята, вы так хорошо называли приметы осени, что я тоже их запомнил и теперь смогу узнавать по этим признакам осень. И смогу отгадывать загадки Знайки об осени.
А что-нибудь ещё вы знаете об осени? (Предполагаемые ответы детей: осень-это время года, которое наступает после лета.Осень длится три месяца.)
Воспитатель. Дети, давайте познакомим Незнайку с осенними месяцами.

Проводится д/игра "Назовём по порядку".
Дети по порядку называют три месяца осени.

Воспитатель.Осень не всегда одинакова. И у неё выделяют три периода. Может быть из вас кто-нибудь знает, как они называются? (Ответы детей).
Воспитатель.Правильно, первый период осени называется ранняя осень. Здесь осень - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Она только чуть-чуть изменила цвет на макушках деревьев.
Второй период осени называется золотая осень. В этот период все деревья и кусты осень разукрасила по-своему, по-осеннему: берёзы и клёны покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Развесистые липы нарядила в тяжёлый убор из парчи.Этот период осени очень красив и наряден.
-А кто из вас помнит как называется третий период осени? (Ответы детей.)
-Правильно, третий период осени называется поздняя осень. Она - неприглядная собой, т.к. деревья и кусты стоят голые, грустная, унылая пора, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжёлыми снеговыми тучами на небосводе. Поздней осенью может выпасть снег и наступить мороз.
А теперь давайте рассмотрим все три перечисленных периода осени на картинках.
Дети рассматривают одновременно три большие картинки одну минуту под музыку П.И.Чайковского "Осенняя песня".

Затем проводится д/игра "Угадай и назови".
Первый просится угадать Незнайка. Он угадывает период осени и даёт образец правильного ответа: "На этой картинке изображена ранняя осень,потому что только на макушках деревьев появились разноцветные листья". Далее угадывают дети.

Динамическая пауза "Мы-листики осенние".
Цель: развивать общую координацию движений, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Воспитатель предлагает детям превратиться в листики и поиграть.
"Вокруг себя повернись и в листочек превратись".
Мы, листики осенние
На дереве сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Завертел их, закружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки,легко бегают по комнате, вновь тихо садятся, кружатся и снова садятся.
В конце дети говорят слова: "Вокруг себя повернись и в ребёнка превратись".

Далее проводится опыт с осенними листьями.
Незнайка. Дети, когда я шёл к вам в детский сад, то слышал, как у меня под ногами шуршали листья.
Вы знаете, почему они шуршали?
Дети выдвигают гипотезы.
Воспитатель предлагает проверить предположения детей.
Дети берут с подносов сначала сухие листья и мнут их в руках, затем не сухие, сравнивают полученные результаты, делают вывод.
Вывод: сухие листья ломаются и от этого шуршат, а не сухие не ломаются и не шуршат.

Незнайка. А я по дороге собрал много частей разных листьев. Они лежат у вас на столах в пакетиках.
Помогите мне собрать листья.

Проводится д/игра "Собери листок"
Дети собирают из частей листья и называют их. (Я собрал кленовый лист.) И т.д.
Незнайка хвалит детей и уходит.

Открытый выход из деятельности.
-Дети, что нового вы сегодня узнали?
-Какие игры вам понравились?
-Что вам больше всего запомнилось?

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. (это задача)

-Образовательные: Обобщить знания детей о явлениях живой и неживой природы: называть приметы осени, изменения в живой и неживой природе, используя образные слова и выражения. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

-Развивающие: Продолжать развивать любознательность, память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Развивать коммуникативную деятельность: диалогическую речь (рассуждать, доказывать свою точку зрения, использовать в речи разные типы предложений, делать выводы.

- Воспитывать интерес к природе осенью, желание любоваться осенними красками (природой).

Оборудование и материал: посылка, конверты, краски разных цветов, кисточки,таз, мультимедийные презентации и игры, познавательные мультфильмы про месяцы осени

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

•Экспериментирование по окраске бумаги (мрамирование);

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход занятия

Дети, сегодня у нас гости очень милые и симпатичные.

Давайте с ними поздороваемся.

А теперь повернитесь ко мне. Посмотрите, нам пришла посылка, интересно, от кого? :

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Поможем, ребята (да)

Давайте посмотрим карту.

Вот и первое задание. Назовите осенние месяцы? (Ответы детей.) Молодцы!

А теперь разделитесь на 2 группы. Перед вами картинки- посмотрите, обсудите- какая картинка лишняя и почему (д/игра четвертый лишний). Молодцы, давайте правильные картинки сложим в конверт и положим его в посылку Осени.

Воспитатель: Следующее задание:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Давайте вспомним с вами: что происходит с природой в сентябре?

(листья меняют окраску, дети идут в школу, собирают урожай овощей, фруктов, ягод, грибов; дни короче, воздух прохладнее, моросит осенний дождь и опускается туман, 23 сентября день осеннего равноденствия, начинается листопад, звери начинают готовиться к зимней спячке, птицы готовятся к отлету в теплые страны)

По каким приметам можно узнать, что сейчас сентябрь

:- Чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима;

- Если березовые листья начинают желтеть с верхушки- весна будет ранней, если снизу- поздняя.

Вот сколько интересного вы рассказали о сентябре, а все ли правильно –мы узнаем из урока умной Совы…

Смотрим мультик про сентябрь.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (береза)

Осенью на ветке

Все без глаз, без рук, без ножек -

Каждый как зеленый ежик. (каштан)

Не загадка это даже,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем (дуб)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож.

Каждый в дерево влюблён,

потому что это (клен)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит (осина)

У него в июне с веток

тёплым снегом пух летит.

В сентябре он жёлтый,

светлый –словно солнышко, блестит (тополь)

Молодцы, все отгадали. Все отгадки положим в конверт и в посылку Осени.

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Что же происходит с природой в октябре (погода меняется несколько раз за день, с деревьев почти полностью опадает листва, все перелетные птицы улетают в теплые края- жаворонок, грач, утка, журавли, кукушка, ласточка, лебедь, скворец, соловей, цапля, остаются только зимующие птицы- вороны, воробьи, голуби, животные заканчивают приготовления к зиме)

Какие знаете приметы октября:- Если с березы еще не опали листья, значит снег выпадет поздно.

Поговорка : - Октябрь то смеется, то плачет.

А вот и следующее задание. Отгадайте загадки.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

Кричит "крак" - червякам враг. (грач)

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют (жаворонок)

Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется. (ласточка)

Смастерили домик птицам,

Не воронам, не синицам.

Поселились там певцы,

Называются -. (скворец)

У окна в кустах сирени,

Где дрожат под вечер тени,

Птичка малая живёт,

Песни славные поёт!

Под ночными небесами

Песни льются над полями.

Нету песен тех милей!

А поёт их. (соловей).

Не боится простудиться.

Целый день в воде стоит,

Но вполне здоровый вид.

Не нужны таблетки, капли

Для болотной серой. .(цапля)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Кто она?. (ворона)

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном (голубь)

Это маленькие ножки.

Их хозяйка любит крошки.

Яркая, как солнышко,

С желто-синим перышком.

Вам подсказка: это птичка.

А зовут ее. (синичка)

(отгадки- картинки получают дети)

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 конверта (на одном нарисован самолет, на другом- кормушка) Вам надо разложить птиц в эти конверты. Каких птиц положим в конверт с самолетом? (перелетных). Каких в конверт с кормушкой (зимующих). Давайте положим правильные конверты в посылку Осени.

Много интересного рассказали про октябрь, а все ли правильно узнаем из уроков тетушки Совы.

Смотрим мультик про октябрь.

Воспитатель: А кто знает стихи про осень? (дети читают стихи)

- Какие вы молодцы, сколько много стихов знаете!

Самый хмурый месяц года,

Скоро сонная природа

Встретится с зимой.

Что происходит с природой в ноябре (небо серое и холодное, закрыто тучами,солнышко проглядывает редко, земля и водоемы остыли, температура низкая, лужи замерзают, выпадает снег, деревья стоят обнаженные, вся природа замирает, звери спят)

Приметы ноября:- Если ворона прячет клюв под крыло, значит к холоду.

- Если синица начинает с утра пищать, ожидай ночью мороз.

А вот и следующее задание. Отгадайте загадки.

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?. (лиса)

И прыгает ловко,

Скачет то в белом, то в сером

Всех приглашает покушать

Этот ушастый, пугливый. (Зайчишка)

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы (белка)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – (Кабан)

Очень сильный и высокий

По колено снег глубокий.

Не олень, но он рогатый,

Все зовут его сохатый.

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (ежик)

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный (барсук)

Гладкий, бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк!

Как зовут его (сурок)

Он летает, но не птица.

Света яркого боится.

Спит всегда вниз головой.

Это что за зверь такой (летучая мышь)

Живёт в болотах и прудах, И носит ласты на ногах,

Прохладу любит, не жару, И мечет под водой икру,

Детёныши её с хвостами. Кто это? Отгадайте сами.

Ей жаба — не сестра, подружка. Скажите, кто она? (лягушка)

Верёвка по земле ползёт, Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (змея).

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 конверта (на одном нарисована подушка, на другом-будильник) Вам надо разложить зверей в эти конверты. Каких зверей положим в конверт с подушкой? (впадающих в спячку). Каких в конверт с будильником (не впадающих в спячку). Давайте положим правильные конверты в посылку Осени.

А сейчас узнаем все ли вы рассказали про ноябрь, посмотрев уроки тетушки Совы.

Смотрим мультик про ноябрь.

Теперь немного разомнемся.

Физкультминутка, массаж спины

Дождик бегает по крыше –

По веселой звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками.)

- Дома, дома посидите -

Бом! Бом! Бом! (Легко постукивают кулачками.)

Никуда не выходите -

Почитайте, поиграйте - (Кладут ладони на плечи ребёнка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)

А уйду – тогда гуляйте…

Бом! Бом! Бом! (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)

Затем поворачиваются и делают еще раз.

Воспитатель: У нас осталось последнее задание. Достаю конверт, в котором лежат не разукрашенные листья деревьев.

Посмотрите, какие красивые листочки у вас получились. Молодцы, вы прям настоящие волшебники. Когда наши листики высохнут, мы положим их в конверт и отправим посылку Осени.

Наше путешествие подошло к концу, все задания Королевы Осени вы выполнили и за это она угощает вас яблоками.

Скажите, ребята, что для вас было самым трудным во время путешествия? А самым легким? Самым интересным? Как вы думаете эти знания пригодятся вам в школе? Конечно, на уроке окружающий мир.

Давайте попрощаемся с гостями.

Педагог: Сейчас за окном ноябрь, осень заканчивается. Мне хотелось вам сегодня предложить вспомнить всю красоту осени.
Расскажите, ребята, по каким признакам мы узнаем, что наступила осень?
(Дети называют приметы осени.)

Педагог: Дети, в осени три месяца. Какие? Каждый месяц по-своему красив. Для каждого из них осень-художница нашла свои, особые краски. Давайте посмотрим, какой многоцветной бывает осень.
Слайд№2 (золотая осень)
Какими красками художник изобразил золотую осень? (Ответы детей- теплые тона- и настроение такое же).
Педагог: А какая должна быть музыка, изображающая золотую осень?
Дети: радостная, светлая, весёлая.
Педагог: Кто из вас был внимательным, тот скажет музыка под которую мы ходили в зал подходит под это описание?
Дети: Да.
Педагог: Мы с вами видим на картине изображение осени и улетающих на юг птиц, давайте споём про них попевку.

Педагог: Дети, давайте проследим за мелодией этой попевки и определим её движение.(разбор мелодики по фразам с использованием движений руки).

1-ю фразу поёт одна группа детей, 2-ю фразу- другая. Повторяем все вместе.

Педагог: Дети, выберите цвета, которые подобрал художник для пасмурного дня осени.

Педагог: Давайте посмотрим на экран и тогда узнаем правильно ли мы выполнили задание.

Педагог показывает картину пасмурного осеннего дня (слайд №3)

Педагог: Настало время игры

Педагог исполняет музыку на фортепиано.

Педагог: Предлагаю начать разучивать эту песню.
Разучивание 1 куплета и припева песни.
Педагог: Из чего состоит песня? Дети: куплет и припев. М.Р.: что такое припев? Дети: припев-это слова, которые повторяются после куплета.
Педагог: Дети, скажите, пожалуйста, какая осень вам нравится больше всего? – золотая, яркая или грустная, мечтательная (ответы детей). Давайте споём вашу любимую песню про осень. (слайд №7)

Педагог: И ещё одну очень важную примету осени мы совсем забыли.
(педагог обращает внимание на корзинку с овощами и фруктами). Какие вы знаете пословицы и поговорки про урожай? (ответы детей).
Тогда самое время собирать урожай!

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях .

Задачи интегрируемых образовательных областей:

- обобщить и систематизировать знания детей об осени;

-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

- расширить знания детей о изменениях в жизни животных, птиц осенью, о труде взрослых.

2. Речевое развитие:

- Закрепить навык образования прилагательных от существительного.

-учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.

3. Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение ко всему живому в природе.

4. Физическое развитие:

- закрепить умение выполнять движения в соответствии с текстом.

– наблюдение на участке детского сада за живой и неживой природой.

– заучивание стихов и пословиц об осени .

- рисование осенних пейзажей.

компьютер, проектор, презентация, мяч.

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

2 слайд Угадайте, какому времени года оно посвящено? Совершенно верно! Мы отправляемся с Вами в осеннее путешествие.

По каким приметам вы догадались, что это осень?

Какие приметы осени ещё вы знаете? ( называют )

Почему деревья сбрасывают листву?

А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Осень длится целых три месяца, а вы знаете какие?

Назовите мне осенние месяцы?

После какого времени года наступает осень? что наступает после осени?

Ребята, а давайте вспомним, какие бывают периоды осени? (Ранняя осень, золотая, поздняя)

3 слайд - 1й осенний месяц сентябрь .А опишите мне раннюю осень- ( Листья начинают менять свой окрас, идёт теплый дождь, утром бывает туман, дуют ветра,трава желтеет и высыхает.)

4 слайд - 2й месяц октябрь. Назовите приметы золотой осени. (Листья на деревьях желтые, красные; холодает; иней, листопад, солнце светит, но не греет, насекомые спрятались)

5слайд - 3й осенний месяц ноябрь. Что бывает поздней осенью? (Листья опали, деревья голые, погода пасмурная, холодная, заморозки, снег, птицы улетели, день стал короче) .

- А скажите, какая осень вам больше нравится? Почему?

Игра “Да или нет” (дайте правильный ответ):

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто — часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загореть?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

6слайд - А какими словами вы бы описали осеннее небо? (Пасмурное, серое, хмурое, грустное, печальное, дождливое и т.д.)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Он с весны висел на ветке,

Был зеленый - пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи! (дождь)

Я предлагаю вам передать друг другу волшебный осенний листик и сказать по одному красивому слову об осени.

Ребенок читает стихотворение

Дмитрий Кедрин

Бабье лето

Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька.
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

(покачивание руками над головой)

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место)

Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас, знаете ли вы, какая погода бывает осенью .

Игра "Погода осенью " с мячом

- Когда идет дождь - дождливая,

-Когда дует ветер – ветреная,

Ребята, почему с приходом осени не слышно весёлых птичьих голосов?

Почему они от нас улетели?

Как называются птицы, которые улетели?

Назовите этих птиц?

А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Назовите зимующих птиц?

Пословицы об осени

-А как изменилась жизнь животных в лесу? ( медведь, еж, барсук будут спать, зайчик и белочка меняют окрасшерстки) Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

-Чем занимаются люди в эту пору .Что собирают на огороде? В саду? В лесу?

Осень называют заготовительницей. Почему? (Осенью все дружно запасают себе пропитание на зиму - люди собирают урожай в саду, огороде, в лесу;животные и птицы так же.

-Как заготавливают овощи на зиму? (Сушат, солят, маринуют, морозят. )

- Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии (отметить тех, кто работал хорошо или плохо)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.


Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Краски осени"

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Краски осени".


В данном конспекте представлен полезный материал для закрепления и расширения представлений детей средних групп доу о приметах ранней весны.

Цель: Закрепление знаний у детей об осенних явлениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей об основных признаках и явлениях осени.
  • Упражнять в образовании однокоренных слов.
  • Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слова-антонимы).
  • Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  • Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  • Продолжать учить детей считать предметы, согласовывая в роде, числе, падеже, числительное с существительным.
  • Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов.
  • Продолжать учить детей сравнивать группы предметов с помощью математических знаков.

Развивающие:

  • Развивать речь детей.
  • Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельный контроль за собственной речью.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, рисование осеннего пейзажа (деревья без листьев), вырезание осенних листьев.

Словарная работа: облачное, пасмурное, пять шишек, белок.

Демонстрационный материал: письмо, конверты с заданием, деревья для оформления групповой комнаты, шишки, игрушки белки, картинки с изображением диких животных, аудио запись голоса Осени.

Раздаточный материал: листья на каждого ребенка для физминутки, клей, клеенка, кисть, салфетка, подставка для кисточки, вырезанные листья (на каждого ребенка).

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, сегодня утром, когда я пришла в садик, около нашей двери я нашла письмо. Но решила его открыть вместе с вами. Вам интересно, что в нем написано?

Дети: Да.

Воспитатель читает письмо:

Воспитатель: Готовы вы помочь лесным жителям?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь. Оденемся потеплее.

Воспитатель:Вот мы и в лесу. Только и вправду здесь деревья зеленые стоят. И что нам теперь делать? Где искать задания. Смотрите, под елкой корзинка. Даша, посмотри, пожалуйста, что в ней.

(Ребенок под шишками находит задание).

Но прежде чем мы его прочитаем, вспомните, какие правила поведения в лесу вы знаете:

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев.

3. Не топтать цветы, травы.

4. Не кричать, не включать громко музыку.

Воспитатель: Правила вспомнили, можно и конверт открыть.

Воспитатель: Сколько месяцев у осени?

Дети: У осени три месяца.

Воспитатель: Назовите их по порядку.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Кто стихи про осень знает, пусть сейчас их прочитает.

Дети читают стихи.

Сентябрь.

Опустел колхозный сад
Паутинки вдоль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Октябрь

Все мрачней лицо природы
Почернели огороды
Оголяются леса
Смолкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Ноябрь

Дождь сменяется снежком,
Дует ветер за окном,
Грусть по воздуху витает,
Как же месяц называют? (ноябрь)

Воспитатель: С первым заданием справились. Пойдем дальше. Какая красивая лужайка! Может она нам подскажет второе задание? А вот и второе задание.

Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?

Дети:

  1. Осень солнце греет меньше, чем летом. Солнечных дней стало меньше.
  2. Небо осенью хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.
  3. Трава вянет, засыхают цветы.
  4. Птицы осенью улетают в теплые края.
  5. Погода осенью холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.
  6. Осенью люди одеваются теплее. Надевают куртки, шапки, кроссовки, сапожки.
  7. Осенью люди на полях, в садах и огородах собирают урожай овощей и фруктов. Делают запасы на зиму.
  8. Животные готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.
  9. Идет листопад.

Воспитатель: Давайте с вами превратимся в листочки.

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Снова в деток превратил.

- Летом небо светлое, а осенью серое, хмурое.

- Летом день длинный, а осенью короткий.

- Летом тучки ходят высоко, а осенью низко.

- Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью в желтую, красную, оранжевую.

- Летом ночи теплые, а осенью холодные.

- Летом дождь короткий, ливневый, а осенью мелкий, моросящий.

- Летом люди одеваются легко, а осенью тепло.

Воспитатель: Молодцы. Все ответы верные. А вот я вижу и третье задание.

Дети рассматривают картинки, на которых изображены дикие животные и их жилище. Называют их.

Медведь – медведица – медвежата – берлога медвежья

Лис – лиса – лисята – нора лисья

Волк - волчица – волчата – логово волчье.

Воспитатель: Выполнили и третье задание. Ой, посмотрите, сколько белок и орехов. Давайте посчитаем белок (орехи).

Дети выполняют задание по желанию.

(одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок).

(одна орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов).

Сколько было белок?

Дети: 7.

Воспитатель: Поставьте эту цифру на магнитную доску.

Сколько было орехов?

Дети: 6.

Воспитатель: Поставьте эту цифру на магнитную доску.

Воспитатель: Что больше, 7 или 6? Какой знак между ними необходимо поставить.

Дети: Знак больше.

Воспитатель: Молодцы. А как правильно прочитать эту запись?

Ответы детей: Семь больше шести.

Воспитатель: Вот и справились с последним заданием.

Звучит запись голоса Осени:

Воспитатель: Давайте поможем Осени нарядить лес в разноцветный наряд. Мы с вами проделали большую предварительную работу. И вот сегодня я предлагаю вам закончить осенний пейзаж.

Дети садятся на свои места, Воспитатель следит за осанкой детей.

Пальчиковая гимнастика

Организуется работа детей. Дети наклеивают вырезанные заранее листья на рисунок осеннего пейзажа. Воспитатель напоминает детям о том, что работа выполняется аккуратно. Рабочее место должно быть в порядке.

Воспитатель находит корзинку с яблоками.

Воспитатель: Спасибо Осень. Нам тоже пора возвращать в детский сад.

Мы шли, шли, шли.
Мухомор нашли.
Присели, разглядели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3 раза, меняются только названия грибов.

Мы шли, шли, шли,
Наконец, в садик пришли.

Читайте также: