Конспект дифференциация е я
Обновлено: 05.07.2024
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! У нас на занятии сегодня гости, поэтому давайте мы сейчас повернёмся к гостям, поздороваемся кивком и начнем работу не отвлекаясь больше на гостей.
Сядет тот из вас кто правильно узнает гласный звук по беззвучной артикуляции.
2. Основная часть.
2.1. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами продолжаем работу с гласными буквами. Чтобы узнать с какими буквами мы сегодня будем работать соберите, пожалуйста из кусочков буквы и скажите что у вас получилось. (буквы э и е) На краю стола лежат кусочки, собирайте букву (работа по собиранию разрезанных букв Э, Е).
Правильно, это буквы Э и Е. Давайте вспомним как они выглядят (слайд 2). Давайте сконструируем эти буквы из элементов (выставляем элементы букв на маленькой доске). Буква Э смотрит влево, а буква Е смотрит вправо. Правило — Куда смотрит дочка туда смотрит и мама.
Откройте стр.13 задание 5.(на слайде 3). Работа у доски по конструированию слов — немец, перец, ненец, телец. (дать лексическое значение каждого слова)
Молодцы, справились хорошо.
А теперь давайте вспомним, чем буква отличается от звука? (буква это беззвучный значок, который мы видим и пишем, а звук это то, что мы произносим и слышим).
В основном гласной букве соответствует один гласный звук, но мы уже с вами выучили гласные буквы, которые не являются гласными звуками, потому что им соответствует 2 звука. Какие это буквы (Я, Ю)
Скажите, почему буква Е не является гласным звуком? (потому что ей соответствует 2 звука – мягкий согласный Й и гласный Э (слайд 4). Назовите случаи когда букве Е соответствует 2 звука и почему ? (букве Е соответствует 2 звука если она стоит первой, после гласного или после мягкого и твёрдого знака, потому что она их не смягчает)
Всегда ли букве Е соответствует 2 звука (нет). Когда букве Е соответствует 1 звук и какой? (когда стоит после согласного и смягчает его). Сколько тогда соответствует звуков букве Е? (один гласный У).
С буквой Э все проще. Это гласная буква и её соответствует один звук Э. Как обозначаем гласные звуки (красным цветом).
Посмотрите внимательно – звук Э является самостоятельным гласным звуком и ещё входит в звуковой состав буквы Е. Поэтому нужно нам с вами решить чем же они отличаются. Где находится буква Э (в первом или во втором ряду)? (в первом ряду) В словах, соседствуя с согласными, на что указывают гласные первого ряда? (на твердость предыдущего согласного). Где находится буква Е (во втором ряду). В словах, соседствуя с согласными, на что указывают гласные второго ряда? (на мягкость предыдущего согласного). Исходя из этого, в чём важное отличие буквы Э от буквы Е? (буква Э не смягчает, а буква Е смягчает предыдущий согласный)
Сегодня мы с вами потренируемся определять какую букву нужно будет писать если слышим звук Э. Если мы слышим звук э, а перед ним мягкий согласный, значит нужно писать букву…(Е). Если мы слышим звук Э, а перед ним твердый согласный, то нужно писать букву…(Э).
2.2. Закрепление материала
Слова: редиска, колено, эскимо, Елена (проверка по картинкам на слайде)
А теперь давайте поработаем в своих тетрадях на странице 13, задание 7 и определим где встречается буква Е и сколько ей в данном слове соответствует звуков (работа в тетрадях, с проверкой на слайде).
Дополнительное (необязательное) задание. Мы с вами уже так хорошо научились анализировать звуковой состав слова, что я хочу предложить вам сделать звукобуквенный анализ целого предложения: Егор и Эмма лепят снеговика. Какие орфограммы вы видите в этом предложении? (границы предложения – заглавная буква и точка, заглавная буква в именах собственных). У доски поочерёдно делают анализ слов 4 человека с пояснениями, остальные делают в тетради.
3. Подведение итогов.
Тема: Дифференциация гласных А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И.
Конспект урока учителя-логопеда высшей категории Мяки Н.Г.
Тема: Дифференциация гласных А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И.
Цели
и задачи:
Закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости — мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование:
таблица букв, тетради
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Актуализация знаний и умений
Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.
Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. |
2. Сформулировать тему занятия
II.
Основная часть
1.. Самоопределение к деятельности
Выделение названных гласных из слогов и слов
2. Аналитический этап
2.1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.
Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.
«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки — А, О, У, Э. Был у них друг — согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.
Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО — ЙО),
вместе с У, с Э. У них получалось:
ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е
ЙО-ЙО — ЙО = Ё ЙА — ЙА — ЙА = Я
2.2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед называет слог с гласной А, О, У, Э, дети придумывают слог — с буквой Я, Ю, Е, Ё и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети — с гласной А.
ма — мя ар — … ло — … ну — … уч — … фэ — … ом — …
Логопед: Как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? перед гласной О, а перед гласной Ё? перед гласной У, а перед гласной Ю? перед гласной Э, а перед гласной Е? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого? И.т.д.
2.3. Работа в тетради. Диктант слогов.
Логопед: Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый: СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА.
Записывают пары в тетрадь. Отмечают гласные соответствующим символом.
3. Физминутка
Руку вверх протяни, быстро яблоко сорви за спину убери.
4.
Рефлексия
4.1. Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А, О, У, Э, Я, Е, Ё, Ю. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.
Модели слов: мал, мял, нос, нес, лук, люк, мал, мял.
4.2. Развитие зрительного внимания и звукового анализа
Логопед: Ребята перед вами предложения, где в словах пропущены гласные. Вставьте их, записывая предложения в тетрадь.
Цветы у В…ли зав…ли. Л…ся л…бит л…к. Юр… был р…д, что попал в первый р…д. У П…т… ут…т… , а у В…т… кот…т…. Н…жно полить вишн….
Проверяем работу. (Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).
III. Подведение итогов урока
1. Вопросы учителя.
Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?
2. Выводы и обобщения.
Логопед: Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный?
Логопед: Для чего нужно уметь различать гласные?
3. Оценка и самооценка учащихся
Введение
Успешное обучение ребенка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависят не только от того багажа знаний, который обеспечили ему педагоги и родители за весь период подготовки к школьной жизни, но и от уровня развития его речи. Очень часто нарушения звукопроизношения негативно влияют на процессы овладения ребенком чтением и письмом, приводят к развитию дислексии и дисграфии. Поэтому воспитание правильного звукопроизношения – одна из самых важных задач при подготовке к школе.
В данном пособии содержатся практический материал по дифференциации сонорных звуков.
Для дифференциации поставленных звуков речи в книге представлен богатый речевой материал, который может варьироваться взрослым в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка с учетом его психического развития, степени сформированности других звуков речи, возраста.
Одна из важных задач подготовительного этапа – формирование у ребенка положительной установки на занятия, осознанного отношения к ним; развитие познавательных процессов, умения узнавать и различать фонемы.
Значительным подспорьем в работе может стать приложение, в которое включены пальчиковые игры и упражнения, сочетающие в себе движения и проговаривание отдельных звуков.
Предназначено для учителей-логопедов ДОУ и общеобразовательных школ, воспитателей, а также родителей, желающих активно участвовать в процессе устранения неправильного звукопроизношения своих детей.
Занятие разработано для детей коррекционной шолы VIII вида.
Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.
Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.
Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.
II. Повторение пройденного материала.
– На какие группы делятся все звуки русского языка?
– Чем гласные отличаются от согласных?
– Вспомните, сколько в русском языке гласных звуков? (6.)
– Сколько гласных букв? (10.)
III. Объяснение нового материала.
Буквы я, ё, ю, е особенные. Они могут обозначать один звук, а иногда и два звука одновременно. Когда же это происходит? Возьмите таблички (см. Приложение), которые лежат у вас на парте, станьте маленькими-премаленькими, войдите в схему, пройдитесь по стрелочкам, а потом…
То, что понял, не скрывай!
На вопросы отвечай!
– В какой позиции буквы я, ё, ю, е обозначают один звук?
– В каких трёх позициях эти буквы обозначают два звука?
– Какие два звука объединяет буква Я? ([й’] + [а].)
– Какие два звука объединяет буква Ё? ([й’] + [о].)
– Какие два звука объединяет буква Ю? ([й’] + [у].)
– Какие два звука объединяет буква Е? ([й’] + [э].)
Логопед. Чем похожи эти транскрипции?
Дети. Эти транскрипции похожи первым звуком.
Логопед. Какой он?
Дети. Звук [й’] – согласный.
Логопед. Правильно. А ещё звук [й’] всегда звучит мягко и звонко.
Почти все гласные буквы дружат парами. Как вы думаете, какие гласные буквы дружат между собой и почему?
Дети. Буква Я дружит с буквой А, потому что звук [а] входит в состав буквы Я.
И т. д. по всем парам.
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа на карточках.
Логопед. На карточках записаны слова, в которых пропущены буквы я, ё, ю, е, и даны транскрипции этих слов. Вставьте пропущенные буквы в слова и соответствующие им звуки в транскрипции.
Дети должны пройти по лабиринту, опираясь на слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука (см. Приложение).
Цель: Закрепить представления о взаимосвязи позиционного нахождения букв Е, Ё, Я с их звуковым оформлением.
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки различения йотированных гласных на слух, в произношении и на письме;
- уточнить и закрепить представления детей о функциях и свойствах этих букв.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь детей;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять детей в подборе звуковых схем к словам;
- работать с интонацией;
- тренировать навыки чтения;
- развивать графические навыки печатания букв;
- проводить профилактику дисграфии;
- проводить профилактику нарушений осанки;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать по индивидуальным карточкам;
- продолжать формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать задания логопеда, правильно выполнять все инструкции, поднимать руку и т.п.).
Ход занятия.
I. Организационный момент (2-3 мин.)
Дети входят в логопедический кабинет и рассаживаются по своим местам.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному замку. Он полон тайн и загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия нас ожидает награда.
- А сейчас сядьте правильно (спинки ровно) и закройте глаза – отправляемся в путешествие! (Логопед убирает ширму, за которой спрятан замок)
II. Основная часть (20 мин.)
1. Введение в тему.
Дети открывают глаза и смотрят на замок.
- Ребята, посмотрите внимательно. Найдите, какие буквы здесь спрятались, и тогда вы узнаете, кто здесь живет! (Дети ищут, первый, кто нашел, подходит и показывает буквы указкой)
- Правильно! Здесь живут волшебные буквы Е, Я, Ё!
2. Повторение пройденного материала.
- Кто знает, какие это буквы, гласные или согласные? (гласные)
- А почему эти буквы волшебные? (Эти буквы волшебные, потому что они обозначают два звука)
Видим – буква Е одна, звуков слышим сразу два [ЙЭ].
Видим – буква Я одна, звуков слышим сразу два [ЙА].
Видим – буква Ё одна, звуков слышим сразу два [ЙО].
- Посмотрите, у них даже замок двухцветный – зеленый и красный. Почему? (Й – согл., мягк.. Э, А, О – гл.)
3. Развитие фонематического восприятия.
- Молодцы, ребята – вы очень хорошо знаете эти буквы. Теперь давайте войдем в замок. Но, чтобы буквы открыли нам дверь, нужно их позвать. (Дети хором повторяют за логопедом, логопед произносит звуки с ударением на последний звук) Повторяйте за мной: е – я – ё, ё – е – я, я – ё – е.
Логопед открывает дверь.
Логопед вывешивает на доску план замка (3 комнаты).
- Ребята, посмотрите – это план волшебного замка. Здесь 3 комнаты (логопед вместе с детьми уточняет, где чья комната). Но эти комнаты пустые, потому что вредное приведение, которое поселилось в этом замке, перепутало все вещи и спрятало их в сундук. Давайте поможем буквам распределить картинки по комнатам.
Дети по цепочке выходят к доске, достают по одной картинке, называют, что на ней нарисовано и определяют, в какую комнату её положить. Например, это ящик – в слове ящик в начале слова слышится [ЙА] – эта картинка из комнаты буквы Я.
- Погуляли мы по замку. Теперь пойдем в волшебный сад. Но, чтобы попасть в сад, нужно знать ключевые слова.
- Ключевые слова вы узнаете, когда обведете все правильные буквы в своих карточках. Но сначала давайте расскажем наше стихотворение:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Карандаш вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь!
Логопед раздает детям индивидуальные карточки, дети выполняют задание, а затем по цепочке называют свои слова. Слова: ель, яма, ёрш, маяк, поёт, дует.
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом кругом-кругом, все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише – не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два – вот и кончилась игра!
(Дети имитируют движения, идя по кругу и держась за руки)
Логопед достает волшебное дерево.
- Посмотрите, в саду растет волшебное дерево, а на нем – звуковые схемы ваших ключевых слов. Вспомните, у кого какое слово было, и найдите его звуковую схему.
Дети находят свои схемы, садятся на места.
- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в начале слова. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова и первую букву)
- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в середине слова после гласной. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова, волшебную букву и гласную после которой она стоит)
Вывод: гласные Е, Ё, Я обозначают два звука в начале слова и после гласных.
Логопед раздает детям карточки с лабиринтами.
- Посмотрите, ребята, наши волшебные буквы гуляли по саду, и попали в лабиринт. Помогите им выбраться, и вы узнаете какие буквы убежали из ваших слов.
Дети вписывают пропущенные буквы в слова и называют их.
- Ребята, а где находятся наши волшебные гласные в ваших словах? (после согл.) А что они делают с этими согласными? (смягчают)
Мягких звуков друзья.
За согласной постоят,
И согласную смягчат!
- А какие еще гласные смягчают согласные? (И)
- Ребята, а кто знает, сколько звуков обозначают наши волшебные гласные Е, Ё, Я, когда они стоят после согласных? (1)
Вывод: гласные Е, Ё, Я после согласных обозначают один звук.
III. Итог занятия (2-3 мин.)
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по волшебному замку? Что мы теперь знаем о волшебных гласных Е, Ё, Я? (Гласные Е, Ё, Я обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласных, а когда они стоят после согласных, то обозначают один звук и смягчают согласную)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока учителя-логопеда высшей категории Мяки Н.Г.
Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И.
Цели и задачи: Закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: таблица букв, тетради
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Актуализация знаний и умений
Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.
Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. |
2. Сформулировать тему занятия
II . Основная часть
1.. Самоопределение к деятельности
Выделение названных гласных из слогов и слов
2. Аналитический этап
2.1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.
Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.
«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.
Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:
ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е
ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я
2.2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед называет слог с гласной А, О, У, Э, дети придумывают слог - с буквой Я, Ю, Е, Ё и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.
ма - мя ар - . ло - . ну - . уч - . фэ - . ом - .
Логопед: Как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? перед гласной О, а перед гласной Ё? перед гласной У, а перед гласной Ю? перед гласной Э, а перед гласной Е? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого? И.т.д.
2.3. Работа в тетради. Диктант слогов.
Логопед: Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый: СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА.
Записывают пары в тетрадь. Отмечают гласные соответствующим символом.
3. Физминутка
Руку вверх протяни, быстро яблоко сорви за спину убери.
4. Рефлексия
4.1. Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А, О, У, Э, Я, Е, Ё, Ю. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.
Модели слов: мал, мял, нос, нес, лук, люк, мал, мял.
4.2. Развитие зрительного внимания и звукового анализа
Логопед: Ребята перед вами предложения, где в словах пропущены гласные. Вставьте их, записывая предложения в тетрадь.
Цветы у В. ли зав. ли. Л. ся л. бит л. к. Юр. был р. д, что попал в первый р. д. У П. т. ут. т. , а у В. т. кот. т. Н. жно полить вишн.
Проверяем работу. (Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).
III . Подведение итогов урока
1. Вопросы учителя.
Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?
2. Выводы и обобщения.
Логопед: Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный?
Читайте также: