Конспект дифференциация е я

Обновлено: 05.07.2024

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас на занятии сегодня гости, поэтому давайте мы сейчас повернёмся к гостям, поздороваемся кивком и начнем работу не отвлекаясь больше на гостей.

Сядет тот из вас кто правильно узнает гласный звук по беззвучной артикуляции.

2. Основная часть.

2.1. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжаем работу с гласными буквами. Чтобы узнать с какими буквами мы сегодня будем работать соберите, пожалуйста из кусочков буквы и скажите что у вас получилось. (буквы э и е) На краю стола лежат кусочки, собирайте букву (работа по собиранию разрезанных букв Э, Е).

Правильно, это буквы Э и Е. Давайте вспомним как они выглядят (слайд 2). Давайте сконструируем эти буквы из элементов (выставляем элементы букв на маленькой доске). Буква Э смотрит влево, а буква Е смотрит вправо. Правило — Куда смотрит дочка туда смотрит и мама.

Откройте стр.13 задание 5.(на слайде 3). Работа у доски по конструированию слов — немец, перец, ненец, телец. (дать лексическое значение каждого слова)

Молодцы, справились хорошо.

А теперь давайте вспомним, чем буква отличается от звука? (буква это беззвучный значок, который мы видим и пишем, а звук это то, что мы произносим и слышим).

В основном гласной букве соответствует один гласный звук, но мы уже с вами выучили гласные буквы, которые не являются гласными звуками, потому что им соответствует 2 звука. Какие это буквы (Я, Ю)

Скажите, почему буква Е не является гласным звуком? (потому что ей соответствует 2 звука – мягкий согласный Й и гласный Э (слайд 4). Назовите случаи когда букве Е соответствует 2 звука и почему ? (букве Е соответствует 2 звука если она стоит первой, после гласного или после мягкого и твёрдого знака, потому что она их не смягчает)

Всегда ли букве Е соответствует 2 звука (нет). Когда букве Е соответствует 1 звук и какой? (когда стоит после согласного и смягчает его). Сколько тогда соответствует звуков букве Е? (один гласный У).

С буквой Э все проще. Это гласная буква и её соответствует один звук Э. Как обозначаем гласные звуки (красным цветом).

Посмотрите внимательно – звук Э является самостоятельным гласным звуком и ещё входит в звуковой состав буквы Е. Поэтому нужно нам с вами решить чем же они отличаются. Где находится буква Э (в первом или во втором ряду)? (в первом ряду) В словах, соседствуя с согласными, на что указывают гласные первого ряда? (на твердость предыдущего согласного). Где находится буква Е (во втором ряду). В словах, соседствуя с согласными, на что указывают гласные второго ряда? (на мягкость предыдущего согласного). Исходя из этого, в чём важное отличие буквы Э от буквы Е? (буква Э не смягчает, а буква Е смягчает предыдущий согласный)

Сегодня мы с вами потренируемся определять какую букву нужно будет писать если слышим звук Э. Если мы слышим звук э, а перед ним мягкий согласный, значит нужно писать букву…(Е). Если мы слышим звук Э, а перед ним твердый согласный, то нужно писать букву…(Э).

2.2. Закрепление материала

Слова: редиска, колено, эскимо, Елена (проверка по картинкам на слайде)

А теперь давайте поработаем в своих тетрадях на странице 13, задание 7 и определим где встречается буква Е и сколько ей в данном слове соответствует звуков (работа в тетрадях, с проверкой на слайде).

Дополнительное (необязательное) задание. Мы с вами уже так хорошо научились анализировать звуковой состав слова, что я хочу предложить вам сделать звукобуквенный анализ целого предложения: Егор и Эмма лепят снеговика. Какие орфограммы вы видите в этом предложении? (границы предложения – заглавная буква и точка, заглавная буква в именах собственных). У доски поочерёдно делают анализ слов 4 человека с пояснениями, остальные делают в тетради.

3. Подведение итогов.

Тема: Дифференциация гласных А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И.

Конспект урока учителя-логопеда высшей категории Мяки Н.Г.

Тема: Дифференциация гласных А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И.

Цели
и задачи:
Закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости — мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование:

таблица букв, тетради

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Актуализация знаний и умений

Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.

Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. |

2. Сформулировать тему занятия

II.
Основная часть
1.. Самоопределение к деятельности

Выделение названных гласных из слогов и слов

2. Аналитический этап

2.1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.

Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки — А, О, У, Э. Был у них друг — согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО — ЙО),

вместе с У, с Э. У них получалось:

ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е

ЙО-ЙО — ЙО = Ё ЙА — ЙА — ЙА = Я

2.2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед называет слог с гласной А, О, У, Э, дети придумывают слог — с буквой Я, Ю, Е, Ё и наоборот: логопед называет слог с глас­ной Я, а дети — с гласной А.

ма — мя ар — … ло — … ну — … уч — … фэ — … ом — …

Логопед: Как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? перед гласной О, а перед гласной Ё? перед гласной У, а перед гласной Ю? перед гласной Э, а перед гласной Е? Почему? Какую глас­ную выберем после твердого согласного? А после мягкого? И.т.д.

2.3. Работа в тетради. Диктант слогов.

Логопед: Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый: СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА.

Записывают пары в тетрадь. Отмечают гласные соответствующим символом.

3. Физминутка

Руку вверх протяни, быстро яблоко сорви за спину убери.

4.
Рефлексия
4.1. Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А, О, У, Э, Я, Е, Ё, Ю. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов: мал, мял, нос, нес, лук, люк, мал, мял.

4.2. Развитие зрительного внимания и звукового анализа

Логопед: Ребята перед вами предложения, где в словах пропущены гласные. Вставьте их, записывая предложения в тетрадь.

Цветы у В…ли зав…ли. Л…ся л…бит л…к. Юр… был р…д, что попал в первый р…д. У П…т… ут…т… , а у В…т… кот…т…. Н…жно полить вишн….

Проверяем работу. (Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).

III. Подведение итогов урока

1. Вопросы учителя.

Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

2. Выводы и обобщения.

Логопед: Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный?

Логопед: Для чего нужно уметь различать гласные?

3. Оценка и самооценка учащихся

Введение

Успешное обучение ребенка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависят не только от того багажа знаний, который обеспечили ему педагоги и родители за весь период подготовки к школьной жизни, но и от уровня развития его речи. Очень часто нарушения звукопроизношения негативно влияют на процессы овладения ребенком чтением и письмом, приводят к развитию дислексии и дисграфии. Поэтому воспитание правильного звукопроизношения – одна из самых важных задач при подготовке к школе.

В данном пособии содержатся практический материал по дифференциации сонорных звуков.

Для дифференциации поставленных звуков речи в книге представлен богатый речевой материал, который может варьироваться взрослым в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка с учетом его психического развития, степени сформированности других звуков речи, возраста.

Одна из важных задач подготовительного этапа – формирование у ребенка положительной установки на занятия, осознанного отношения к ним; развитие познавательных процессов, умения узнавать и различать фонемы.

Значительным подспорьем в работе может стать приложение, в которое включены пальчиковые игры и упражнения, сочетающие в себе движения и проговаривание отдельных звуков.

Предназначено для учителей-логопедов ДОУ и общеобразовательных школ, воспитателей, а также родителей, желающих активно участвовать в процессе устранения неправильного звукопроизношения своих детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработано для детей коррекционной шолы VIII вида.

Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.

Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.

Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.

II. Повторение пройденного материала.

– На какие группы делятся все звуки русского языка?

– Чем гласные отличаются от согласных?

– Вспомните, сколько в русском языке гласных звуков? (6.)

– Сколько гласных букв? (10.)

III. Объяснение нового материала.

Буквы я, ё, ю, е особенные. Они могут обозначать один звук, а иногда и два звука одновременно. Когда же это происходит? Возьмите таблички (см. Приложение), которые лежат у вас на парте, станьте маленькими-премаленькими, войдите в схему, пройдитесь по стрелочкам, а потом…

То, что понял, не скрывай!

На вопросы отвечай!

– В какой позиции буквы я, ё, ю, е обозначают один звук?

– В каких трёх позициях эти буквы обозначают два звука?

– Какие два звука объединяет буква Я? ([й’] + [а].)

– Какие два звука объединяет буква Ё? ([й’] + [о].)

– Какие два звука объединяет буква Ю? ([й’] + [у].)

– Какие два звука объединяет буква Е? ([й’] + [э].)

Логопед. Чем похожи эти транскрипции?

Дети. Эти транскрипции похожи первым звуком.

Логопед. Какой он?

Дети. Звук [й’] – согласный.

Логопед. Правильно. А ещё звук [й’] всегда звучит мягко и звонко.

Почти все гласные буквы дружат парами. Как вы думаете, какие гласные буквы дружат между собой и почему?

Дети. Буква Я дружит с буквой А, потому что звук [а] входит в состав буквы Я.

И т. д. по всем парам.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа на карточках.

Логопед. На карточках записаны слова, в которых пропущены буквы я, ё, ю, е, и даны транскрипции этих слов. Вставьте пропущенные буквы в слова и соответствующие им звуки в транскрипции.


Дети должны пройти по лабиринту, опираясь на слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука (см. Приложение).

Цель: Закрепить представления о взаимосвязи позиционного нахождения букв Е, Ё, Я с их звуковым оформлением.

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки различения йотированных гласных на слух, в произношении и на письме;

- уточнить и закрепить представления детей о функциях и свойствах этих букв.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать словарь детей;

- развивать фонематические процессы;

- упражнять детей в подборе звуковых схем к словам;

- работать с интонацией;

- тренировать навыки чтения;

- развивать графические навыки печатания букв;

- проводить профилактику дисграфии;

- проводить профилактику нарушений осанки;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать по индивидуальным карточкам;

- продолжать формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать задания логопеда, правильно выполнять все инструкции, поднимать руку и т.п.).

Ход занятия.

I. Организационный момент (2-3 мин.)

Дети входят в логопедический кабинет и рассаживаются по своим местам.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному замку. Он полон тайн и загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия нас ожидает награда.

- А сейчас сядьте правильно (спинки ровно) и закройте глаза – отправляемся в путешествие! (Логопед убирает ширму, за которой спрятан замок)

II. Основная часть (20 мин.)

1. Введение в тему.

Дети открывают глаза и смотрят на замок.

- Ребята, посмотрите внимательно. Найдите, какие буквы здесь спрятались, и тогда вы узнаете, кто здесь живет! (Дети ищут, первый, кто нашел, подходит и показывает буквы указкой)

- Правильно! Здесь живут волшебные буквы Е, Я, Ё!

2. Повторение пройденного материала.

- Кто знает, какие это буквы, гласные или согласные? (гласные)

- А почему эти буквы волшебные? (Эти буквы волшебные, потому что они обозначают два звука)

Видим – буква Е одна, звуков слышим сразу два [ЙЭ].

Видим – буква Я одна, звуков слышим сразу два [ЙА].

Видим – буква Ё одна, звуков слышим сразу два [ЙО].

- Посмотрите, у них даже замок двухцветный – зеленый и красный. Почему? (Й – согл., мягк.. Э, А, О – гл.)

3. Развитие фонематического восприятия.

- Молодцы, ребята – вы очень хорошо знаете эти буквы. Теперь давайте войдем в замок. Но, чтобы буквы открыли нам дверь, нужно их позвать. (Дети хором повторяют за логопедом, логопед произносит звуки с ударением на последний звук) Повторяйте за мной: е – я – ё, ё – е – я, я – ё – е.

Логопед открывает дверь.

Логопед вывешивает на доску план замка (3 комнаты).

- Ребята, посмотрите – это план волшебного замка. Здесь 3 комнаты (логопед вместе с детьми уточняет, где чья комната). Но эти комнаты пустые, потому что вредное приведение, которое поселилось в этом замке, перепутало все вещи и спрятало их в сундук. Давайте поможем буквам распределить картинки по комнатам.

Дети по цепочке выходят к доске, достают по одной картинке, называют, что на ней нарисовано и определяют, в какую комнату её положить. Например, это ящик – в слове ящик в начале слова слышится [ЙА] – эта картинка из комнаты буквы Я.

- Погуляли мы по замку. Теперь пойдем в волшебный сад. Но, чтобы попасть в сад, нужно знать ключевые слова.

- Ключевые слова вы узнаете, когда обведете все правильные буквы в своих карточках. Но сначала давайте расскажем наше стихотворение:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Карандаш вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь!

Логопед раздает детям индивидуальные карточки, дети выполняют задание, а затем по цепочке называют свои слова. Слова: ель, яма, ёрш, маяк, поёт, дует.

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

А потом кругом-кругом, все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише – не спешите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два – вот и кончилась игра!

(Дети имитируют движения, идя по кругу и держась за руки)

Логопед достает волшебное дерево.

- Посмотрите, в саду растет волшебное дерево, а на нем – звуковые схемы ваших ключевых слов. Вспомните, у кого какое слово было, и найдите его звуковую схему.

Дети находят свои схемы, садятся на места.

- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в начале слова. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова и первую букву)

- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в середине слова после гласной. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова, волшебную букву и гласную после которой она стоит)

Вывод: гласные Е, Ё, Я обозначают два звука в начале слова и после гласных.

Логопед раздает детям карточки с лабиринтами.

- Посмотрите, ребята, наши волшебные буквы гуляли по саду, и попали в лабиринт. Помогите им выбраться, и вы узнаете какие буквы убежали из ваших слов.

Дети вписывают пропущенные буквы в слова и называют их.

- Ребята, а где находятся наши волшебные гласные в ваших словах? (после согл.) А что они делают с этими согласными? (смягчают)

Мягких звуков друзья.

За согласной постоят,

И согласную смягчат!

- А какие еще гласные смягчают согласные? (И)

- Ребята, а кто знает, сколько звуков обозначают наши волшебные гласные Е, Ё, Я, когда они стоят после согласных? (1)

Вывод: гласные Е, Ё, Я после согласных обозначают один звук.

III. Итог занятия (2-3 мин.)

- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по волшебному замку? Что мы теперь знаем о волшебных гласных Е, Ё, Я? (Гласные Е, Ё, Я обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласных, а когда они стоят после согласных, то обозначают один звук и смягчают согласную)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока учителя-логопеда высшей категории Мяки Н.Г.

Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И.

Цели и задачи: Закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: таблица букв, тетради

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Актуализация знаний и умений

Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.

Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. |

2. Сформулировать тему занятия

II . Основная часть

1.. Самоопределение к деятельности

Выделение названных гласных из слогов и слов

2. Аналитический этап

2.1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.

Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е

ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я

2.2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед называет слог с гласной А, О, У, Э, дети придумывают слог - с буквой Я, Ю, Е, Ё и наоборот: логопед называет слог с глас­ной Я, а дети - с гласной А.

ма - мя ар - . ло - . ну - . уч - . фэ - . ом - .

Логопед: Как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? перед гласной О, а перед гласной Ё? перед гласной У, а перед гласной Ю? перед гласной Э, а перед гласной Е? Почему? Какую глас­ную выберем после твердого согласного? А после мягкого? И.т.д.

2.3. Работа в тетради. Диктант слогов.

Логопед: Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый: СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА.

Записывают пары в тетрадь. Отмечают гласные соответствующим символом.

3. Физминутка

Руку вверх протяни, быстро яблоко сорви за спину убери.

4. Рефлексия

4.1. Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А, О, У, Э, Я, Е, Ё, Ю. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов: мал, мял, нос, нес, лук, люк, мал, мял.

4.2. Развитие зрительного внимания и звукового анализа

Логопед: Ребята перед вами предложения, где в словах пропущены гласные. Вставьте их, записывая предложения в тетрадь.

Цветы у В. ли зав. ли. Л. ся л. бит л. к. Юр. был р. д, что попал в первый р. д. У П. т. ут. т. , а у В. т. кот. т. Н. жно полить вишн.

Проверяем работу. (Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).

III . Подведение итогов урока

1. Вопросы учителя.

Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

2. Выводы и обобщения.

Логопед: Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный?

Читайте также: