Конспект дидактической игры по математическому развитию в средней группе
Обновлено: 06.07.2024
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
- развивать память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Оборудование: билетики с нарисованными геометрическими фигурами, домики из геометрических фигур, цифры, дидактические игры.
Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дидактические игры, показ, беседа, вопросы, обобщение, подведения итога НОД.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель приветствует детей.
Воспитатель: Что такое математика?
Воспитатель: На математике мы учимся считать, узнавать и правильно называть геометрические фигуры, сравниваем предметы по высоте, длине, ширине.
Воспитатель создает проблемную ситуацию.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришел в гости житель страны Математики – принц Пять. Посмотрите внимательно на него. Кто мне опишет его внешность и костюм?(молодой человек с длинными тёмными волосами и в синем плаще, украшенном звёздами, на ногах сандалии).
Воспитатель: Принц Пять принес нам подарки (пятиугольник и цветок с пятью лепестками). А как вы думаете, зачем он нам принес эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Принц Пять приглашает нас совершить путешествие в Страну Математики.
Дети, на чем можно ездить? (ответы)
А поедем мы с вами на автобусе.
Воспитатель раздает детям билетики с геометрическими фигурами. Дети садятся на стульчики со своей геометрической фигурой.
Спросить, почему ребенок сел именно на это место.
2. Организационно-практический этап
Воспитатель: Мы приехали в страну Математики (воспитатель подводит детей к мольберту).
Посмотрите, какие здесь необычные домики. Они построены из геометрических фигур. А каких? Назовите, пожалуйста, эти фигуры.
Дети называют геометрические фигуры: (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали.
Посмотрите, а здесь есть фигура, которую нам принес принц Пять. Как она называется? (ответы детей).
А вы знаете, что из нее тоже может получиться домик. (показ домика из пятиугольника).
Воспитатель: Жители страны Математики во всём любят порядок. Вот и дома на улицах в стране Математики располагались по порядку от самого низкого к самому высокому. Но налетел сильный ветер и навёл путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого низкого к высокому.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь, ребята, пойдем дальше. В стране Математики живут не только цифры и геометрические фигуры, но и животные.
Воспитатель показывает белочку.
Посмотрите, кто это? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, Белочка собирала грибочки. Но она так торопилась домой, что грибочки рассыпались, шляпки оторвались. Помогите, пожалуйста, Белочке подобрать шляпку грибочка к ножке, а то она только начала учить цифры.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли Белочке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько цветов на полянке! Они тоже необычные, у них внутри написана какая-то цифра (5). Скажите, что это за цифра? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте соберем цветочки в две корзиночки. Красные цветы – в одну корзинку, а синие – в другую.
Воспитатель: Проверим, правильно ли вы всё сделали.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам снова пора отправляться в путь.
Какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, весна. Весной снег тает, бегут веселые ручейки. Посмотрите, какой ручеек. Нам нужно его перейти, чтобы не замочить ноги.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь нас встречает Зайчик!
Воспитатель: Зайчику нужна помощь. Лисичка выгнала его из домика. И ему нужен новый домик. Поможем построить Зайчику домик?
Работа с палочками Кюизенера. Раздаточный материал на каждого ребенка.
Воспитатель: Строить дом для Зайчика вы будете по схемам, которые лежат перед вами.
Ребята, давайте посмотрим, что есть у домика (стены, крыша, окно). Из чего мы будем строить? (Из палочек).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие палочки мы должны использовать при строительстве дома. Начинаем работу. (Дети строят дом из палочек).
Воспитатель: Молодцы, дом построили.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).
3. Заключительный этап. Итог
Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с принцем Пять. Берем билетики, садимся в автобус на свои места.
Понравилось ли вам в стране Математики? Что мы делали? Какие задания понравились больше? Почему? А какое задание было самым сложным?
• Закреплять знания и умения детей устанавливать размерные отношения между 3 предметами разной высоты, ширины, располагать их в порядке нарастания и убывания.
Игровая задача:
Выполнить задания Смешариков
Игровые действия:
Внимательно рассмотреть всех героев (смешариков). Выбрать того героя, задание которого детям бы хотелось выполнить первым (герой выбирается за счет большинства голосов детей).
С последующими героями ход действий аналогичный. По окончании игры, воспитатель проводит рефлексию.
Игровые правила:
Помочь героям подобрать тарелку по форме блинов; ; посчитать сколько синих и зеленых книг на книжной полке; переставить мебель от самой высокой до самой низкой; расставить занавески от самой широкой до самой узкой.
Методы и приемы:
Наглядный (демонстрация мультимедийной презентации, словесный (объяснения, указания, беседа вопрос - ответ, практический (выполнение заданий)
Словарная работа:
Белый, желтый, синий, тарелки, блины, совунья, герои, смешарики, лосяш, один, два, три, четыре, пять, книги, мебель, комод, шкаф, тумба, ежик, крош, занавески, самый высокий, самый низкий, пониже, самая широкая, поуже, самая узкая, маркер (стилус).
Материалы и оборудование:
- Мультимедийная презентация, интерактивная доска, маркер (стилус).
- Картинки с занавесками разной ширины (красная, синяя, зеленая) на каждого ребенка, картинки с мебелью (шкаф, комод, тумба) на каждого ребенка.
Ход игры
I. Вводный
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у нас сегодня необычные гости! Кто же они?
Дети: Смешарики.
Воспитатель: Смешарики к нам сегодня пришли не просто так? А как вы думаете, что они для нас сегодня приготовили?
Дети: Интересные задания.
Воспитатель: Совершенно верно. Каждый из этих героев приготовил для вас интересные задания. Будем задания выполнять? Будем знания закреплять? Начинаем играть?
Дети: Ответы детей.
II. Основной
Воспитатель: Для того, чтобы начать игру, что нам нужно сделать?
Дети: Выбрать героя.
Воспитатель: Задания, какого героя мы будем выполнять первым?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Отлично. Первое задание мы будем выполнять у Совуньи. (Имя) подойди, пожалуйста, к доске, возьми стилус и нажми на героя. Спасибо (имя, присаживайся за стол. Ребята, это совунья, посмотрите, что же это она напекла?
Дети: Блины.
Воспитатель: Правильно. А вы ничего странного не замечаете?
Дети: Блины не лежат на тарелке.
Воспитатель: Совершенно верно. Совунья напекла столько вкусных блинов, но забыла положить их в тарелку. Ребята, как вы думаете, чем мы можем сейчас помочь совунье?
Дети: Положить блины тарелку.
Воспитатель: Да, положить блины в тарелку, а конкретнее, нужно будет выбрать тарелку по форме похожую на блины. Ну что приступим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы открыли шкаф с тарелками. Я предлагаю каждую тарелку рассмотреть и назвать какой она формы. Желтая тарелка какой формы? Белая? Синяя?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали формы тарелок. А теперь вернемся к заданию совуньи, о чем она нас просила?
Дети: подобрать тарелку по форме похожую на блины.
Воспитатель: Верно. Итак, блины у нас какой формы? Значить тарелку какой формы мы выберем для блинов?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: а сейчас мы наш ответ и проверим. (имя) выходи к доске, бери стилус. Если сейчас тарелка увеличится, значит мы справились с заданием, а если исчезнет, мы попробуем начать заново. Итак (имя, выбирай тарелку. Ребята, что случилось с тарелкой?
Дети: Она увеличилась. Мы сделали все правильно.
Воспитатель: Молодцы, (имя, а нажми на остальные тарелки. Что с ними произошло?
Дети: Они исчезли.
Воспитатель: (имя, присаживайся. Молодцы ребята, с заданием совуньи мы спроавились. Какого будем выбирать следующего смешарика?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Отлично. Какого героя мы с вами выберем?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Отлично. Дети, посмотрите, чего много у лосяша в комнате?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: И действительно. У лосяша много книг. А как вы думаете, почему их так много?
Дети: Потому что лосяш очень умный и любит читать.
Воспитатель: Я полностью с вами согласна. Ребята, лосяш нас просит помочь посчитать книги на полках. Внимательно рассмотрите первую полку с книгами. Какого они цвета?
Дети: Книги синего цвета.
Воспитатель: Правильно. А теперь посчитайте про себя сколько синих книг, затем поднимите руку для ответа.
Дети: 4 синих книги
Воспитатель: хорошо, а теперь (имя, подойдет к доске и посчитает для нас всех сколько синих книг на полке. Ну что же, а теперь проверим. Молодцы! Правильно посчитали. А теперь посчитайте сколько книг на этой полке.
Дети: 5 зелёных книг.
Воспитатель: Хорошо, (имя) подойди к доске и посчитай пожалуйста для нас всех. Спасибо, присаживайся. Ну что, проверим? Молодцы ребята, вы правильно посчитали все книги и справились с заданием лосяша. Ну что же, пора выбирать следующего героя.
Дети: крош.
Воспитатель: Отлично. Ребята, это комната кроша. Посмотрите, все ли есть у кроша в комнате, может у окна чего – то не хватает?
Дети: У окна не хватает занавески.
Воспитатель: И действительно. Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь крошу?
Дети: Выбрать занавеску.
Воспитатель: Да, правильно, но нам нужно не только помочь выбрать занавеску, но и еще расположить занавески от самой широкой до самой узкой. Дети, у всех на столах лежат картинки с занавесками.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: положите их перед собой, и повторите задание кроша?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ну что же, тогда приступаем. Закончили? Молодцы. Ребята, какая самая широкая занавеска? Уже, но не самая узкая? Какая самая узкая?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: хорошо, а теперь (имя, подойдет к доске возьмет стилус и расположит занавески от самой широкой, до самой узкой. Спасибо (имя, присаживайся. Ну что же, теперь пора и проверить справились мы с заданием или нет. Ребята, кто сделал так же как крош?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Вы умнички мои! Посмотрите, крош, кажется выбрал себе уже новую занавеску. Молодцы ребята, мы помогли и крошу. Давайте вернемся к героям и посмотри, кто же еще остался?
Дети: ёжик.
Воспитатель: (имя, подходи к доске и нажимай на героя, молодец, присаживайся. Ребята, посмотрите на комнату ёжика. Что – то здесь не так, но что же?
Дети: У ёжика криво стоит мебель
Воспитатель: и правда. Дети, а чем мы можем помочь ёжику?
Дети: красиво расставить мебель.
Воспитатель: Отличная идея! Ежик предлагает расставить мебель от самой высокой, до самой низкой. Дети, у всех на столах есть картинки с мебелью ёжика? Что нам нужно сделать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: тогда я предлагаю начать. Кто готов?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: отлично! (имя, подойти к доске и поставь первую ту мебель которая самая высокая. Отлично, молодец. Ребята, а какая мебель ниже, но не самая низкая?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: хорошо, (имя, подойди к доске и поставь ту мебель которая самая низкая? Ребята, у кого так же получилось? Так, а теперь пора и посмотреть как сделал ёжик. У кого так же как у ёжика
Дети: ответы детей.
Воспитатель: молодцы ребята, и задания ёжика мы с вами выполнили. Посмотрите, всем героям мы сегодня помогли? Все задания выполнили?
Дети: ответы детей.
III. Заключительный
Воспитатель: Ну что ж, теперь пора и подвести итоги игры. Скажите, кто к нам сегодня приходил? А задания какого героя вам понравилось выполнять больше всего? А какие задания у вас вызывали трудности? А какие чувства вы испытывали при выполнении заданий?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: дети, вы сегодня большие молодцы, выполнили самые трудные задания. Работали дружно, не перебивали друг друга. Вы настоящие друзья друг для друга. Ребята, в знак благодарности, наши гости прислали нам письмо с мультфильмом, предлагаю сделать гимнастику для глаз и посмотреть его.
Прикреплённые файлы:
Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.
Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
Оценить 1150 0
Конспект дидактической игры по ФЭМП
Цель:учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку.
Задачи игры:
Образовательные:
– Формировать пространственные представления: ниже, выше;
– Закрепить порядковый счет в пределах пяти;
– Формировать умение сравнивать неравные группы предметов: 4 и 5.
Развивающие:
– Развивать умение сравнивать по величине;
– Развивать мышление, мелкую моторику, внимание.
Воспитательные:
– Воспитывать интерес к занятиям математикой;
– Воспитывать умение грамматически правильно формулировать ответ;
Воспитатель: Дети! Посмотрите, кто пришел к нам в гости! (Белочка)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с белочкой и спросим что у неё в корзине? (Орешки).
Воспитатель: Дети, Белочка сказала мне, что несет орешки для своих
маленьких бельчат, но не знает, хватит ли орешек всем. Белочка не может считать, поможем ей, ребята? (Да).
Воспитатель: Тогда отправляемся в лес к бельчатам и посчитаем их. Дети выходят на коврик, на нем лежат листья, сухие веточки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, какие красивые листочки лежат на земле. Сейчас Белочка нас проводит к своему домику, а мы пойдем за ней очень аккуратно, перешагивая через веточки, чтобы не упасть.
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листовою
Ночью темной, грозовою. (Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и дошли до домика Белочки. Давайте отодвинем веточки и посмотрим на бельчат. (Дети смотрят на бельчат).
Воспитатель: Какие маленькие, пушистые бельчата, давайте их погладим. (Дети гладят по очереди). Все погладили? (Да).
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли зачем мы пришли в лес? (Посчитать бельчат).
3. Веселый счет.
Воспитатель: Правильно, давайте сядем на стульчики и посчитаем. Посмотрите, как я сосчитаю бельчат: один бельчонок, два бельчонка, три бельчонка, четыре бельчонка, пять бельчат. Наташа, подойди поближе, посчитай бельчат. (Один, два, три, четыре, пять). Молодец!
Воспитатель: Детки, правильно Наташа сосчитала бельчат? (Да).
Воспитатель: А кто еще хочет посчитать? (Дети считают, воспитатель предлагает посчитать неуверенным детям, исправляет, если счет неправильный, просит сосчитать еще раз).
Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько у Белочки орешек. Саша, подойди к корзинке и посчитай. (Считает, четыре орешка).
Воспитатель: Соня, иди ты посчитай, скажи сколько у Белочки орешек? (Четыре).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Итак, у нас пять бельчат и четыре орешка, всем ли бельчатам достанется орешек? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, правильно, не хватает одного орешка. Кажется у меня в сумке есть один орешек, сейчас посмотрю. (Достает орешек, кладет в корзину). А теперь сколько стало орешек? (Дети считают).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас тихо садитесь на свои места.
Воспитатель: А сейчас я попрошу выйти ко мне Катю, Илью, Вову, Дарину. (Дети выходят).
Воспитатель: Ребята, скажите, кто из детей самый высокий? (Дарина и Катя).
Кто ниже Кати? (Илья).
А кто самый низкий? (Вова и Илья).
Что можно сказать про Дарину и Катю? (Они ровные).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! (Повторить задание еще раз с другими детьми).
Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе.
Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель.
Место работы: ГБОУ школа №2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДП № 1 "Планета детства".
Цель. Развитие математических представлений через игровую деятельность.
Задачи. Закреплять представление детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг); учить детей отгадывать (загадывать) загадки о геометрических фигурах; продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по порядку число; закреплять пространственные представления: лево – право; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; воспитывать вежливость, доброжелательность, стремление помогать окружающим.
Работа за столом
Перед вами на тарелочках лежат разные геометрические фигуры. Найдите среди них прямоугольник и возьмите его в правую руку, покажите волку.
Индивидуальная работа. Вопросы можно задавать от лица игрового персонажа.
В какой руке у тебя прямоугольник? (Прямоугольник в правой руке.) А у тебя? Какие фигуры остались лежать на тарелочке? (Круг и квадрат.)
Возьмите квадрат в левую руку. В какой руке у тебя квадрат? А в какой руке прямоугольник? (В левой.) Какая фигура осталась лежать на тарелочке? (На тарелочке остался круг.)
- Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола.. У нее 4 угла, 4 стороны, две стороны длинные, а две короткие… (Индивидуальные вопросы по аналогии.)
- У этой геометрической фигуры есть 4 угла и 4 стороны, все стороны одинаковые. Фигура похожа на сиденье стула, коробку для счетных палочек…
Выводы
- Молодцы, ребята. Вы хорошо играли и научили нашего гостя определять левую и правую стороны, называли правильно геометрические фигуры и учились отгадывать и загадывать математические загадки. Волку очень понравилось с вами играть, и он с удовольствием останется сегодня с нами на целый день. Давайте покажем ему нашу группу и игрушки.
Читайте также: