Конспект дидактической игры по математическому развитию в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

  • развивать память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Оборудование: билетики с нарисованными геометрическими фигурами, домики из геометрических фигур, цифры, дидактические игры.

Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дидактические игры, показ, беседа, вопросы, обобщение, подведения итога НОД.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель приветствует детей.

Воспитатель: Что такое математика?

Воспитатель: На математике мы учимся считать, узнавать и правильно называть геометрические фигуры, сравниваем предметы по высоте, длине, ширине.

Воспитатель создает проблемную ситуацию.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришел в гости житель страны Математики – принц Пять. Посмотрите внимательно на него. Кто мне опишет его внешность и костюм?(молодой человек с длинными тёмными волосами и в синем плаще, украшенном звёздами, на ногах сандалии).

Воспитатель: Принц Пять принес нам подарки (пятиугольник и цветок с пятью лепестками). А как вы думаете, зачем он нам принес эти предметы? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Принц Пять приглашает нас совершить путешествие в Страну Математики.

Дети, на чем можно ездить? (ответы)

А поедем мы с вами на автобусе.

Воспитатель раздает детям билетики с геометрическими фигурами. Дети садятся на стульчики со своей геометрической фигурой.

Спросить, почему ребенок сел именно на это место.

2. Организационно-практический этап

Воспитатель: Мы приехали в страну Математики (воспитатель подводит детей к мольберту).

Посмотрите, какие здесь необычные домики. Они построены из геометрических фигур. А каких? Назовите, пожалуйста, эти фигуры.

Дети называют геометрические фигуры: (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).

Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали.

Посмотрите, а здесь есть фигура, которую нам принес принц Пять. Как она называется? (ответы детей).

А вы знаете, что из нее тоже может получиться домик. (показ домика из пятиугольника).

Воспитатель: Жители страны Математики во всём любят порядок. Вот и дома на улицах в стране Математики располагались по порядку от самого низкого к самому высокому. Но налетел сильный ветер и навёл путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого низкого к высокому.


Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Физкультминутка

Воспитатель: А теперь, ребята, пойдем дальше. В стране Математики живут не только цифры и геометрические фигуры, но и животные.

Воспитатель показывает белочку.

Посмотрите, кто это? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Белочка собирала грибочки. Но она так торопилась домой, что грибочки рассыпались, шляпки оторвались. Помогите, пожалуйста, Белочке подобрать шляпку грибочка к ножке, а то она только начала учить цифры.


Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли Белочке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько цветов на полянке! Они тоже необычные, у них внутри написана какая-то цифра (5). Скажите, что это за цифра? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте соберем цветочки в две корзиночки. Красные цветы – в одну корзинку, а синие – в другую.


Воспитатель: Проверим, правильно ли вы всё сделали.

Воспитатель: Ребята, а теперь нам снова пора отправляться в путь.

Какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, весна. Весной снег тает, бегут веселые ручейки. Посмотрите, какой ручеек. Нам нужно его перейти, чтобы не замочить ноги.


Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь нас встречает Зайчик!

Воспитатель: Зайчику нужна помощь. Лисичка выгнала его из домика. И ему нужен новый домик. Поможем построить Зайчику домик?

Работа с палочками Кюизенера. Раздаточный материал на каждого ребенка.

Воспитатель: Строить дом для Зайчика вы будете по схемам, которые лежат перед вами.

Ребята, давайте посмотрим, что есть у домика (стены, крыша, окно). Из чего мы будем строить? (Из палочек).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие палочки мы должны использовать при строительстве дома. Начинаем работу. (Дети строят дом из палочек).


Воспитатель: Молодцы, дом построили.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).

3. Заключительный этап. Итог

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с принцем Пять. Берем билетики, садимся в автобус на свои места.

Понравилось ли вам в стране Математики? Что мы делали? Какие задания понравились больше? Почему? А какое задание было самым сложным?

• Закреплять знания и умения детей устанавливать размерные отношения между 3 предметами разной высоты, ширины, располагать их в порядке нарастания и убывания.

Игровая задача:

Выполнить задания Смешариков

Игровые действия:

Внимательно рассмотреть всех героев (смешариков). Выбрать того героя, задание которого детям бы хотелось выполнить первым (герой выбирается за счет большинства голосов детей).

С последующими героями ход действий аналогичный. По окончании игры, воспитатель проводит рефлексию.

Игровые правила:

Помочь героям подобрать тарелку по форме блинов; ; посчитать сколько синих и зеленых книг на книжной полке; переставить мебель от самой высокой до самой низкой; расставить занавески от самой широкой до самой узкой.

Методы и приемы:

Наглядный (демонстрация мультимедийной презентации, словесный (объяснения, указания, беседа вопрос - ответ, практический (выполнение заданий)

Словарная работа:

Белый, желтый, синий, тарелки, блины, совунья, герои, смешарики, лосяш, один, два, три, четыре, пять, книги, мебель, комод, шкаф, тумба, ежик, крош, занавески, самый высокий, самый низкий, пониже, самая широкая, поуже, самая узкая, маркер (стилус).

Материалы и оборудование:

- Мультимедийная презентация, интерактивная доска, маркер (стилус).

- Картинки с занавесками разной ширины (красная, синяя, зеленая) на каждого ребенка, картинки с мебелью (шкаф, комод, тумба) на каждого ребенка.

Ход игры

I. Вводный

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у нас сегодня необычные гости! Кто же они?

Дети: Смешарики.

Воспитатель: Смешарики к нам сегодня пришли не просто так? А как вы думаете, что они для нас сегодня приготовили?

Дети: Интересные задания.

Воспитатель: Совершенно верно. Каждый из этих героев приготовил для вас интересные задания. Будем задания выполнять? Будем знания закреплять? Начинаем играть?

Дети: Ответы детей.

II. Основной

Воспитатель: Для того, чтобы начать игру, что нам нужно сделать?

Дети: Выбрать героя.

Воспитатель: Задания, какого героя мы будем выполнять первым?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Отлично. Первое задание мы будем выполнять у Совуньи. (Имя) подойди, пожалуйста, к доске, возьми стилус и нажми на героя. Спасибо (имя, присаживайся за стол. Ребята, это совунья, посмотрите, что же это она напекла?

Дети: Блины.

Воспитатель: Правильно. А вы ничего странного не замечаете?

Дети: Блины не лежат на тарелке.

Воспитатель: Совершенно верно. Совунья напекла столько вкусных блинов, но забыла положить их в тарелку. Ребята, как вы думаете, чем мы можем сейчас помочь совунье?

Дети: Положить блины тарелку.

Воспитатель: Да, положить блины в тарелку, а конкретнее, нужно будет выбрать тарелку по форме похожую на блины. Ну что приступим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы открыли шкаф с тарелками. Я предлагаю каждую тарелку рассмотреть и назвать какой она формы. Желтая тарелка какой формы? Белая? Синяя?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали формы тарелок. А теперь вернемся к заданию совуньи, о чем она нас просила?

Дети: подобрать тарелку по форме похожую на блины.

Воспитатель: Верно. Итак, блины у нас какой формы? Значить тарелку какой формы мы выберем для блинов?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: а сейчас мы наш ответ и проверим. (имя) выходи к доске, бери стилус. Если сейчас тарелка увеличится, значит мы справились с заданием, а если исчезнет, мы попробуем начать заново. Итак (имя, выбирай тарелку. Ребята, что случилось с тарелкой?

Дети: Она увеличилась. Мы сделали все правильно.

Воспитатель: Молодцы, (имя, а нажми на остальные тарелки. Что с ними произошло?

Дети: Они исчезли.

Воспитатель: (имя, присаживайся. Молодцы ребята, с заданием совуньи мы спроавились. Какого будем выбирать следующего смешарика?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Отлично. Какого героя мы с вами выберем?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Отлично. Дети, посмотрите, чего много у лосяша в комнате?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: И действительно. У лосяша много книг. А как вы думаете, почему их так много?

Дети: Потому что лосяш очень умный и любит читать.

Воспитатель: Я полностью с вами согласна. Ребята, лосяш нас просит помочь посчитать книги на полках. Внимательно рассмотрите первую полку с книгами. Какого они цвета?

Дети: Книги синего цвета.

Воспитатель: Правильно. А теперь посчитайте про себя сколько синих книг, затем поднимите руку для ответа.

Дети: 4 синих книги

Воспитатель: хорошо, а теперь (имя, подойдет к доске и посчитает для нас всех сколько синих книг на полке. Ну что же, а теперь проверим. Молодцы! Правильно посчитали. А теперь посчитайте сколько книг на этой полке.

Дети: 5 зелёных книг.

Воспитатель: Хорошо, (имя) подойди к доске и посчитай пожалуйста для нас всех. Спасибо, присаживайся. Ну что, проверим? Молодцы ребята, вы правильно посчитали все книги и справились с заданием лосяша. Ну что же, пора выбирать следующего героя.

Дети: крош.

Воспитатель: Отлично. Ребята, это комната кроша. Посмотрите, все ли есть у кроша в комнате, может у окна чего – то не хватает?

Дети: У окна не хватает занавески.

Воспитатель: И действительно. Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь крошу?

Дети: Выбрать занавеску.

Воспитатель: Да, правильно, но нам нужно не только помочь выбрать занавеску, но и еще расположить занавески от самой широкой до самой узкой. Дети, у всех на столах лежат картинки с занавесками.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: положите их перед собой, и повторите задание кроша?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ну что же, тогда приступаем. Закончили? Молодцы. Ребята, какая самая широкая занавеска? Уже, но не самая узкая? Какая самая узкая?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: хорошо, а теперь (имя, подойдет к доске возьмет стилус и расположит занавески от самой широкой, до самой узкой. Спасибо (имя, присаживайся. Ну что же, теперь пора и проверить справились мы с заданием или нет. Ребята, кто сделал так же как крош?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вы умнички мои! Посмотрите, крош, кажется выбрал себе уже новую занавеску. Молодцы ребята, мы помогли и крошу. Давайте вернемся к героям и посмотри, кто же еще остался?

Дети: ёжик.

Воспитатель: (имя, подходи к доске и нажимай на героя, молодец, присаживайся. Ребята, посмотрите на комнату ёжика. Что – то здесь не так, но что же?

Дети: У ёжика криво стоит мебель

Воспитатель: и правда. Дети, а чем мы можем помочь ёжику?

Дети: красиво расставить мебель.

Воспитатель: Отличная идея! Ежик предлагает расставить мебель от самой высокой, до самой низкой. Дети, у всех на столах есть картинки с мебелью ёжика? Что нам нужно сделать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: тогда я предлагаю начать. Кто готов?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: отлично! (имя, подойти к доске и поставь первую ту мебель которая самая высокая. Отлично, молодец. Ребята, а какая мебель ниже, но не самая низкая?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: хорошо, (имя, подойди к доске и поставь ту мебель которая самая низкая? Ребята, у кого так же получилось? Так, а теперь пора и посмотреть как сделал ёжик. У кого так же как у ёжика

Дети: ответы детей.

Воспитатель: молодцы ребята, и задания ёжика мы с вами выполнили. Посмотрите, всем героям мы сегодня помогли? Все задания выполнили?

Дети: ответы детей.

III. Заключительный

Воспитатель: Ну что ж, теперь пора и подвести итоги игры. Скажите, кто к нам сегодня приходил? А задания какого героя вам понравилось выполнять больше всего? А какие задания у вас вызывали трудности? А какие чувства вы испытывали при выполнении заданий?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: дети, вы сегодня большие молодцы, выполнили самые трудные задания. Работали дружно, не перебивали друг друга. Вы настоящие друзья друг для друга. Ребята, в знак благодарности, наши гости прислали нам письмо с мультфильмом, предлагаю сделать гимнастику для глаз и посмотреть его.

Прикреплённые файлы:

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

Оценить 1150 0

Конспект дидактической игры по ФЭМП

Цель:учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку.

Задачи игры:

Образовательные:

– Формировать пространственные представления: ниже, выше;

– Закрепить порядковый счет в пределах пяти;

– Формировать умение сравнивать неравные группы предметов: 4 и 5.

Развивающие:

– Развивать умение сравнивать по величине;

– Развивать мышление, мелкую моторику, внимание.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к занятиям математикой;

– Воспитывать умение грамматически правильно формулировать ответ;

Воспитатель: Дети! Посмотрите, кто пришел к нам в гости! (Белочка)

Воспитатель: Давайте поздороваемся с белочкой и спросим что у неё в корзине? (Орешки).

Воспитатель: Дети, Белочка сказала мне, что несет орешки для своих

маленьких бельчат, но не знает, хватит ли орешек всем. Белочка не может считать, поможем ей, ребята? (Да).

Воспитатель: Тогда отправляемся в лес к бельчатам и посчитаем их. Дети выходят на коврик, на нем лежат листья, сухие веточки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, какие красивые листочки лежат на земле. Сейчас Белочка нас проводит к своему домику, а мы пойдем за ней очень аккуратно, перешагивая через веточки, чтобы не упасть.

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листовою

Ночью темной, грозовою. (Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и дошли до домика Белочки. Давайте отодвинем веточки и посмотрим на бельчат. (Дети смотрят на бельчат).

Воспитатель: Какие маленькие, пушистые бельчата, давайте их погладим. (Дети гладят по очереди). Все погладили? (Да).

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли зачем мы пришли в лес? (Посчитать бельчат).

3. Веселый счет.

Воспитатель: Правильно, давайте сядем на стульчики и посчитаем. Посмотрите, как я сосчитаю бельчат: один бельчонок, два бельчонка, три бельчонка, четыре бельчонка, пять бельчат. Наташа, подойди поближе, посчитай бельчат. (Один, два, три, четыре, пять). Молодец!

Воспитатель: Детки, правильно Наташа сосчитала бельчат? (Да).

Воспитатель: А кто еще хочет посчитать? (Дети считают, воспитатель предлагает посчитать неуверенным детям, исправляет, если счет неправильный, просит сосчитать еще раз).

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько у Белочки орешек. Саша, подойди к корзинке и посчитай. (Считает, четыре орешка).

Воспитатель: Соня, иди ты посчитай, скажи сколько у Белочки орешек? (Четыре).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Итак, у нас пять бельчат и четыре орешка, всем ли бельчатам достанется орешек? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, правильно, не хватает одного орешка. Кажется у меня в сумке есть один орешек, сейчас посмотрю. (Достает орешек, кладет в корзину). А теперь сколько стало орешек? (Дети считают).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас тихо садитесь на свои места.

Воспитатель: А сейчас я попрошу выйти ко мне Катю, Илью, Вову, Дарину. (Дети выходят).

Воспитатель: Ребята, скажите, кто из детей самый высокий? (Дарина и Катя).

Кто ниже Кати? (Илья).

А кто самый низкий? (Вова и Илья).

Что можно сказать про Дарину и Катю? (Они ровные).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! (Повторить задание еще раз с другими детьми).

Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе.

Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель.
Место работы: ГБОУ школа №2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДП № 1 "Планета детства".

Цель. Развитие математических представлений через игровую деятельность.

Задачи. Закреплять представление детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг); учить детей отгадывать (загадывать) загадки о геометрических фигурах; продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по порядку число; закреплять пространственные представления: лево – право; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; воспитывать вежливость, доброжелательность, стремление помогать окружающим.


Работа за столом
Перед вами на тарелочках лежат разные геометрические фигуры. Найдите среди них прямоугольник и возьмите его в правую руку, покажите волку.
Индивидуальная работа. Вопросы можно задавать от лица игрового персонажа.
В какой руке у тебя прямоугольник? (Прямоугольник в правой руке.) А у тебя? Какие фигуры остались лежать на тарелочке? (Круг и квадрат.)
Возьмите квадрат в левую руку. В какой руке у тебя квадрат? А в какой руке прямоугольник? (В левой.) Какая фигура осталась лежать на тарелочке? (На тарелочке остался круг.)






- Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола.. У нее 4 угла, 4 стороны, две стороны длинные, а две короткие… (Индивидуальные вопросы по аналогии.)
- У этой геометрической фигуры есть 4 угла и 4 стороны, все стороны одинаковые. Фигура похожа на сиденье стула, коробку для счетных палочек…


Выводы
- Молодцы, ребята. Вы хорошо играли и научили нашего гостя определять левую и правую стороны, называли правильно геометрические фигуры и учились отгадывать и загадывать математические загадки. Волку очень понравилось с вами играть, и он с удовольствием останется сегодня с нами на целый день. Давайте покажем ему нашу группу и игрушки.

Читайте также: