Конспект что такое программирование алгоритмы работы с величинами

Обновлено: 26.07.2024

Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; познакомить с системой команд исполнителя-компьютера; разобрать принципы работы команд присваивания, ввода и вывода.

Задачи урока:

  • образовательная – формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода;
  • развивающая – развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с применением опорных конспектов.

Оборудование урока:

  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • презентации, подготовленные в MS PowerPoint;
  • опорные конспекты.

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы будем работать с опорными конспектами, поэтому, у всех на столах должны лежать пронумерованные листы 1-4.

2. Повторение пройденного материала

Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучили. (“Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов”.)

Что же мы будем понимать под словом “алгоритм”? (Под алгоритмом будем понимать понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.)

Можно ли считать эту формулировку определением? (Нет, понятие алгоритма в информатике является фундаментальным, неопределяемым.)

В вашей формулировке о каком исполнителе идет речь? (Любой алгоритм строится в расчете на определенного исполнителя, способного правильно понимать и точно выполнять все предписания алгоритма. Исполнителем может быть человек, робот, компьютер.)

А какие команды умеет выполнять исполнитель? (Любой исполнитель имеет свою систему команд – СКИ).

А что такое программа? (Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.)

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал, поэтому мы можем приступить к изучению новой темы.

Сегодня мы продолжим изучение раздела “Алгоритмизация”. Тема нашего урока: “Алгоритмы работы с величинами”. Значит, мы будем работать над алгоритмами, и в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. На уроке мы должны разобрать понятия “данные” и “величина”, СКИ компьютера.

4. Изучение нового материала

Учитель. Вы знаете, что компьютер работает с информацией. Информация, обрабатываемая программой, называется данными. Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной [1].

Как вы помните, при составлении алгоритма данные делятся на исходные и результаты. Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные.

При работе с данными их нужно где-то хранить. Так как у нас исполнителем является компьютер, то данные, с которыми работает программа, должны находиться в памяти компьютера. Давайте вспомним структуру оперативной памяти компьютера [4] .

Возьмите опорный лист №1

Как вы видите, память состоит из ячеек, каждая из которых имеет свой порядковый номер, или адрес. В этих ячейках мы и будем хранить данные. Занесение данных в память, а также извлечение их из памяти, производится строго по адресам.

Вывод: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.

Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными, а те, которые не меняются – постоянными или константами.

У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.

Для удобства ячейкам памяти принято давать имя, или идентификатор. Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква. Например, X, Y, Sum, а также Max, A5, B1, Min и т.д.

Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной.

На ваших листах №1 в ячейке под именем X хранится значение 9, в Y: -13, в Sum: -4. Значит, соответственно значение переменной X равно 9, Y = -13, Sum = -4.

Значение константы также хранится в выделенной под нее ячейке памяти.

Теперь рассмотрим типы величин.

Основные типы величин: числовой, символьный и логический. Числовой тип бывает целый и вещественный.

С типом величины связаны три ее свойства: множество допустимых значений, множество допустимых операций, форма внутреннего представления.

На опорном листе №2 в таблице представлены эти свойства основных типов данных [2].

Целые положительные и отрицательные числа в некотором диапазоне.

Арифметические операции с целыми числами: +, -, *, целое деление и остаток от деления.

Операции отношений
( , =, и др.).

Формат с фиксированной точкой. (1, -32, 0)

Любые (целые и дробные) числа в некотором диапазоне.

Арифметические операции с целыми числами: +, -, *, /.

Формат с плавающей точкой. ( 1,4·10 −45 )

Логические операции: И ( and ), ИЛИ ( or ), НЕ ( not ).

Любые символы компьютерного алфавита.

Коды таблицы символьной кодировки.
1 символ – 1 байт.

Перейдем к системе команд исполнителя-компьютера, так как нам необходимо, чтобы алгоритм был понят и точно исполнен нашим исполнителем.

Алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:

Внимательно изучите схему на опорном листе №3

Действия над величинами, определяемые алгоритмом, основываются на следующей иерархии понятий: операция – выражение – команда – система команд [2]. Операции для основных типов данных мы рассмотрели в таблице на опорном листе №2. Работать с выражениями мы будем на следующих уроках.

На сегодняшнем уроке мы разберем команды присваивания, ввода и вывода.

Внимание на экран. (Объяснение учителя следует с параллельной демонстрацией слайдов презентации) .

Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами [1]. Запись этой команды имеет следующий вид:

Знак “:=” надо читать как “присвоить”.

Эта команда выполняется справа налево. Это инструкция, которая обозначает последовательность действий:

  1. вычислить выражение;
  2. присвоить полученное значение переменной.

Это значит, в ячейку под именем переменной посылается значение выражения.

Пример 1. Выполнить команды присваивания:

Решение. В ячейку Х отправляется число 4, в Y – число 3. Затем, выполняется операция сложения: 4 + 3 и полученное значение 7 отправляется в ячейку Z.

Пример 2. Выполнить команды присваивания. Объяснить смысл второй команды.

Решение. В этом примере используется только одна ячейка Х. Ход выполнения алгоритма:

1) в ячейку под именем Х отправляется число 5;

2) из ячейки Х берется число 5, к нему прибавляется 1 и результат снова отправляется в ячейку под именем Х.

Значит, смысл команды X := X +1 заключается в том, что к значению переменной Х прибавляется единица и результат присваивается этой же переменной Х. То есть, данная команда увеличивает значение переменной Х на единицу.

Команда ввода. Запись:

ввод . Например, ввод А, В, С.

По команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен ввести значения переменных с клавиатуры. После ввода эти значения попадают в соответственные ячейки памяти компьютера.

Пример 3. Ввести значения переменных А, В, С.

Компьютер ждет действий пользователя. Пользователь, например, вводит с клавиатуры через пробел: 8 -6 3. После нажатия эти значения попадают в ячейки А, В, С.

Команда вывода. Запись:

вывод . Например, вывод Х1, Х2.

Давайте рассмотрим схему на опорном листе №4

Здесь рассмотрен алгоритм сложения двух чисел. С клавиатуры пользователем вводятся значения переменных А и В, которые попадают в соответственные ячейки. Процессором выполняется операция сложения значений ячеек А и В и командой присваивания полученное значение отправляется в ячейку С.

Чтобы пользователь мог увидеть результат решения задачи, команда вывода выводит значение ячейки С на экран.

Следовательно, можно сделать вывод:

1. Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.

2. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.

5. Закрепление нового материала: решение задач.

Учитель. Итак, мы разобрали три команды, теперь нужно научиться применять полученные знания при решении задач.

№1. Указать значение величины S после выполнения следующих команд присваивания [3]:

При решении задачи для наглядности будем использовать таблицу, в которую будем вносить полученные значения переменных. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкойалгоритма [1].

Внимание на экран. (Запускается презентация, на слайдах используется эффект появления правильного решения после ответа учащихся) .

Для решения задачи нужно еще раз вспомнить, как работает команда присваивания: сначала выполняется выражение справа от знака “=”, затем полученное значение отправляется в ячейку под именем переменной, записанной слева от знака “=”.

Пункты а и б разберем вместе, пункты в и г решите самостоятельно, а затем вместе выполним проверку. Решение в виде трассировочной таблицы оформите в тетради и запишите ответ.

(Решение каждого пункта задачи проверяется всем классом с использованием слайдов презентации)

Рассмотрев последовательное выполнение команд присваивания, какой вывод можно сделать?

После обсуждений делается вывод:

В результате выполнения команды присваивания в ячейку памяти помещается новое значение. Старое содержимое пропадает.

Учитель. А теперь решим еще одну задачу, алгоритм решения которой часто встречается при программировании.

№2. Даны две переменные величины X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями [1].

Прежде чем прейдем к решению этой задачи, рассмотрим пример.

Внимание на экран. .

Пример. Имеются два стакана: в одном – молоко, в другом – вода. Нужно поменять содержимое этих стаканов местами. Как поступить?

Нам понадобится дополнительный третий пустой стакан. Последовательность действий будет следующей:

  1. перелить из 1-го в 3-й;
  2. перелить из 2-го в 1-й;
  3. перелить из 3-го во 2-й.

Для решения задачи №2 также нужна третья дополнительная переменная, например, Z. Такая переменная будет называться промежуточной величиной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; познакомить с системой команд исполнителя-компьютера; разобрать принципы работы команд присваивания, ввода и вывода.

Задачи урока:

образовательная – формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода, решение заданий с ОГЭ ;

развивающая – развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала..

Место урока в учебном плане: второй урок в разделе: “Алгоритмизация. Основы программирования”. Учащиеся знакомы с понятиями “алгоритм” и “исполнитель”, со свойствами алгоритма.

Оборудование урока:

презентации, подготовленные в MS PowerPoint;

Повторение пройденного материала.

Изучение нового материала

Закрепление нового материала: решение задач.

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучили на прошлом уроке. (“Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов”.)

Что же мы будем понимать под словом “алгоритм”? (Под алгоритмом будем понимать понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.)

Можно ли считать эту формулировку определением? (Нет, понятие алгоритма в информатике является фундаментальным, неопределяемым.)

В вашей формулировке о каком исполнителе идет речь? (Любой алгоритм строится в расчете на определенного исполнителя, способного правильно понимать и точно выполнять все предписания алгоритма. Исполнителем может быть человек, робот, компьютер.)

А какие команды умеет выполнять исполнитель? (Любой исполнитель имеет свою систему команд – СКИ).

А что такое программа? (Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.)

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал, поэтому мы можем приступить к изучению новой темы.

Сегодня мы продолжим изучение раздела “Алгоритмизация. Основы программирования”. Тема нашего урока: “Алгоритмы работы с величинами”. Значит, мы будем работать над алгоритмами, и в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. На уроке мы должны разобрать понятия “данные” и “величина”, СКИ компьютера.

4. Изучение нового материала

Учитель. Вы знаете, что компьютер работает с информацией. Информация, обрабатываемая программой, называется данными. Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной

Как вы помните, при составлении алгоритма данные делятся на исходные и результаты. Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные.

При работе с данными их нужно где-то хранить. Так как у нас исполнителем является компьютер, то данные, с которыми работает программа, должны находиться в памяти компьютера. Давайте вспомним структуру оперативной памяти компьютера [4].

Как вы видите, память состоит из ячеек, каждая из которых имеет свой порядковый номер, или адрес. В этих ячейках мы и будем хранить данные. Занесение данных в память, а также извлечение их из памяти, производится строго по адресам.

Вывод: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.

Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными, а те, которые не меняются – постоянными или константами.

У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.

Для удобства ячейкам памяти принято давать имя, или идентификатор. Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква.

Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной.

Основные типы величин: числовой, символьный и логический. Числовой тип бывает целый ивещественный.

Перейдем к системе команд исполнителя-компьютера, так как нам необходимо, чтобы алгоритм был понят и точно исполнен нашим исполнителем.

Алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:

присваивание

вывод

обращение к вспомогательному алгоритму

ветвление.

Действия над величинами, определяемые алгоритмом, основываются на следующей иерархии понятий: операция – выражение – команда – система команд [2]. Операции для основных типов данных мы рассмотрели в таблице на опорном листе №2. Работать с выражениями мы будем на следующих уроках.

На сегодняшнем уроке мы разберем команды присваивания, ввода и вывода.

Внимание на экран. (Объяснение учителя следует с параллельной демонстрацией слайдов презентации)

Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами [1]. Запись этой команды имеет следующий вид:

Знак “:=” надо читать как “присвоить”.

Эта команда выполняется справа налево. Это инструкция, которая обозначает последовательность действий:

присвоить полученное значение переменной.

Это значит, в ячейку под именем переменной посылается значение выражения.

Пример 1. Выполнить команды присваивания:

Решение. В ячейку Х отправляется число 4, в Y – число 3. Затем, выполняется операция сложения: 4 + 3 и полученное значение 7 отправляется в ячейку Z.

Пример 2. Выполнить команды присваивания. Объяснить смысл второй команды.

Решение. В этом примере используется только одна ячейка Х. Ход выполнения алгоритма:

1) в ячейку под именем Х отправляется число 5;

2) из ячейки Х берется число 5, к нему прибавляется 1 и результат снова отправляется в ячейку под именем Х.

Значит, смысл команды X := X +1 заключается в том, что к значению переменной Х прибавляется единица и результат присваивается этой же переменной Х. То есть, данная команда увеличивает значение переменной Х на единицу.

Команда ввода. Запись:

ввод . Например, ввод А, В, С.

По команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен ввести значения переменных с клавиатуры. После ввода эти значения попадают в соответственные ячейки памяти компьютера.

Пример 3. Ввести значения переменных А, В, С.

ввод А, В, С.

Компьютер ждет действий пользователя. Пользователь, например, вводит с клавиатуры через пробел: 8 -6 3. После нажатия эти значения попадают в ячейки А, В, С.

Команда вывода. Запись:

вывод . Например, вывод Х1, Х2.

1. Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.

2. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.

5. Закрепление нового материала: решение задач.

Учитель. Итак, мы разобрали три команды, теперь нужно научиться применять полученные знания при решении задач.

При решении задачи для наглядности будем использовать таблицу, в которую будем вносить полученные значения переменных. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма [1].

Внимание на экран. (Запускается презентация, на слайдах используется эффект появления правильного решения после ответа учащихся)

Для решения задачи нужно еще раз вспомнить, как работает команда присваивания: сначала выполняется выражение справа от знака “=”, затем полученное значение отправляется в ячейку под именем переменной, записанной слева от знака “=”.

Задания к небольшой самостоятельной работы можно взять из тестовых заданий ОГЭ по информатике

1 Вариант
Задание1

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

Задание 2

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

а := b/2*2*a - 3

Задание 3

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

Задание 2

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

b := 7 - 2*a - b

a := b/3 – a

(Решение задач проверяется всем классом с использованием слайдов презентации)

Учитель. А теперь решим еще одну задачу, алгоритм решения которой часто встречается при программировании.

№2. Даны две переменные величины X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями [1].

Прежде чем прейдем к решению этой задачи, рассмотрим пример.

Внимание на экран.

Пример. Имеются две клетки : в одном – заяц, в другом – волк. Нужно поменять их местами. Как поступить?

Нам понадобится дополнительная третья клетка

цел А,В,D

нач ввод A,B

вывод A,B

6. Подведение итогов

Учитель. С задачами вы справились, теперь можно подвести итоги. Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Для этого ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

Где хранит данные исполнитель-компьютер для решения задач?

Какие команды умеет выполнять исполнитель-компьютер?

Каким образом переменные величины получают конкретные значения?

Какой командой сообщаются пользователю результаты решения задачи?

Как называется таблица, с помощью которой проверяется ход выполнения алгоритма?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ задание.docx

1 Вариант
Задание1

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Задание 2

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

b := 7 - 2*a - b

3 вариант

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Задание 2

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

b := 7 - 2*a - b

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Урок на тему "Алгоритмы работы с величинами" ( 9 класс)

учитель информатики Ребрикова Н.В

Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; познакомить с системой команд исполнителя-компьютера; разобрать принципы работы команд присваивания, ввода и вывода.

Задачи урока:

образовательная – формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода, решение заданий с ОГЭ ;

развивающая – развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала..

Место урока в учебном плане: второй урок в разделе: “Алгоритмизация. Основы программирования”. Учащиеся знакомы с понятиями “алгоритм” и “исполнитель”, со свойствами алгоритма.

Оборудование урока:

презентации, подготовленные в MS PowerPoint;

Повторение пройденного материала.

Изучение нового материала

Закрепление нового материала: решение задач.

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучили на прошлом уроке. (“ Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов ”.)

Что же мы будем понимать под словом “алгоритм”? ( Под алгоритмом будем понимать понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату .)

Можно ли считать эту формулировку определением? ( Нет, понятие алгоритма в информатике является фундаментальным, неопределяемым. )

В вашей формулировке о каком исполнителе идет речь? ( Любой алгоритм строится в расчете на определенного исполнителя, способного правильно понимать и точно выполнять все предписания алгоритма. Исполнителем может быть человек, робот, компьютер. )

А какие команды умеет выполнять исполнитель? ( Любой исполнитель имеет свою систему команд – СКИ ).

А что такое программа? ( Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя .)

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал, поэтому мы можем приступить к изучению новой темы.

Сегодня мы продолжим изучение раздела “Алгоритмизация. Основы программирования”. Тема нашего урока: “Алгоритмы работы с величинами”. Значит, мы будем работать над алгоритмами, и в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. На уроке мы должны разобрать понятия “данные” и “величина”, СКИ компьютера.

4. Изучение нового материала

Учитель. Вы знаете, что компьютер работает с информацией. Информация, обрабатываемая программой, называется данными . Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной

Как вы помните, при составлении алгоритма данные делятся на исходные и результаты . Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные .

При работе с данными их нужно где-то хранить. Так как у нас исполнителем является компьютер, то данные, с которыми работает программа, должны находиться в памяти компьютера. Давайте вспомним структуру оперативной памяти компьютера [4].

Как вы видите, память состоит из ячеек, каждая из которых имеет свой порядковый номер, или адрес. В этих ячейках мы и будем хранить данные. Занесение данных в память, а также извлечение их из памяти, производится строго по адресам.

Вывод: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.

Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными , а те, которые не меняются – постоянными или константами .

У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.

Для удобства ячейкам памяти принято давать имя , или идентификатор . Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква.

Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной .

Основные типы величин: числовой, символьный и логический. Числовой тип бывает целый и вещественный.

Перейдем к системе команд исполнителя-компьютера , так как нам необходимо, чтобы алгоритм был понят и точно исполнен нашим исполнителем.

Алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:

присваивание

вывод

обращение к вспомогательному алгоритму

ветвление.

Действия над величинами, определяемые алгоритмом, основываются на следующей иерархии понятий: операция – выражение – команда – система команд [2]. Операции для основных типов данных мы рассмотрели в таблице на опорном листе №2. Работать с выражениями мы будем на следующих уроках.

На сегодняшнем уроке мы разберем команды присваивания, ввода и вывода.

Внимание на экран. ( Объяснение учителя следует с параллельной демонстрацией слайдов презентации )

Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами [1]. Запись этой команды имеет следующий вид:

Знак “:=” надо читать как “присвоить”.

Эта команда выполняется справа налево. Это инструкция, которая обозначает последовательность действий:

присвоить полученное значение переменной.

Это значит, в ячейку под именем переменной посылается значение выражения.

Пример 1. Выполнить команды присваивания:

Решение. В ячейку Х отправляется число 4, в Y – число 3. Затем, выполняется операция сложения: 4 + 3 и полученное значение 7 отправляется в ячейку Z.

Пример 2. Выполнить команды присваивания. Объяснить смысл второй команды.

Решение. В этом примере используется только одна ячейка Х. Ход выполнения алгоритма:

1) в ячейку под именем Х отправляется число 5;

2) из ячейки Х берется число 5, к нему прибавляется 1 и результат снова отправляется в ячейку под именем Х.

Значит, смысл команды X := X +1 заключается в том, что к значению переменной Х прибавляется единица и результат присваивается этой же переменной Х. То есть, данная команда увеличивает значение переменной Х на единицу.

Команда ввода. Запись:

ввод . Например, ввод А, В, С.

По команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен ввести значения переменных с клавиатуры. После ввода эти значения попадают в соответственные ячейки памяти компьютера.

Пример 3. Ввести значения переменных А, В, С.

ввод А, В, С.

Компьютер ждет действий пользователя. Пользователь, например, вводит с клавиатуры через пробел: 8 -6 3. После нажатия эти значения попадают в ячейки А, В, С.

Команда вывода. Запись:

вывод . Например, вывод Х1, Х2.

1. Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.

2. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.

5. Закрепление нового материала: решение задач.

Учитель. Итак, мы разобрали три команды, теперь нужно научиться применять полученные знания при решении задач.

При решении задачи для наглядности будем использовать таблицу, в которую будем вносить полученные значения переменных. Такая таблица называется трассировочной таблицей , а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма [1].

Внимание на экран. ( Запускается презентация, на слайдах используется эффект появления правильного решения после ответа учащихся)

Для решения задачи нужно еще раз вспомнить, как работает команда присваивания: сначала выполняется выражение справа от знака “=”, затем полученное значение отправляется в ячейку под именем переменной, записанной слева от знака “=”.

Задания к небольшой самостоятельной работы можно взять из тестовых заданий ОГЭ по информатике

1 Вариант
Задание1

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Задание 2

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

а := b/2*2*a - 3

Задание 3

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Задание 2

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

b := 7 - 2* a - b

a := b /3 – a

( Решение задач проверяется всем классом с использованием слайдов презентации )

Учитель. А теперь решим еще одну задачу, алгоритм решения которой часто встречается при программировании.

№ 2. Даны две переменные величины X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями [1].

Прежде чем прейдем к решению этой задачи, рассмотрим пример.

Внимание на экран.

Пример. Имеются две клетки : в одном – заяц, в другом – волк. Нужно поменять их местами. Как поступить?

Нам понадобится дополнительная третья клетка

6. Подведение итогов

Учитель. С задачами вы справились, теперь можно подвести итоги. Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Для этого ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

Где хранит данные исполнитель-компьютер для решения задач?

Какие команды умеет выполнять исполнитель-компьютер?

Каким образом переменные величины получают конкретные значения?

Какой командой сообщаются пользователю результаты решения задачи?

Как называется таблица, с помощью которой проверяется ход выполнения алгоритма?

7. Постановка домашнего задания

Прочитать § 9,№7 стр. 69 (писменно)

Список использованной литературы

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. Информатика. Базовый курс. 9 классы – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2014.

И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.

Д. М. Златопольский. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002.


Тема: Что такое программирование. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритм работы с величинами.

Тип урока: урок изучения нового материала

1.Обучающая – познакомить учащихся со структурой программы и с правилами программирования, научить создавать простые программы на языке Pascal.

2.Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, развитие навыков работы в среде программирования высокого уровня.

3.Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи, научить находить нестандартные пути для решения задач.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Организационный момент (2 мин)

Актуализация опорных знаний(2 мин)

Объяснение материала (20мин)

Практическое задание(10 мин)

Диагностика (5 мин)

Домашнее задание(1 мин)

Организационный момент (2 мин)

Проверка присутствия всех учащихся

Актуализация опорных знаний(2 мин) презентация

Мотивация(2 мин) презентация

Целеполагание(2 мин) Исходя из темы урока, обучающиеся формируют цели урока

Объяснение материала (20мин) презентация

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Давайте сравним алгоритм решения одной и той же задачи на алгоритмическом языке и на языке Паскаль. Задание 1. Учитель записывает на доске текст программ.

Очень похоже на перевод с русского языка на английский.

Программа на Паскале состоит из заголовка, описаний и операторов.

Учитель включает проекционный экран, появляется слайд следующего содержания:

Формат заголовка программы:

Формат описания переменных:

Операторы ввода данных с клавиатуры:

Операторы вывода на экран:

По каждому пункту учитель дает пояснения.

Далее мы с вами рассмотрим правила записи арифметических выражений.

(записывает на доске)

В отличие от математики, знак умножения опускать нельзя.

Нужно записывать 2*b, а не 2b, не х 2 , а х*х или SQR(x).

Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам, круглые скобки также влияют на порядок действий.

4 1 3 2 (порядок действий)

Практическое задание(10 мин)

-Ребятки, вы знаете, что сила тяжести существует везде, в том числе и в космосе. Что удерживает Луну на её орбите вокруг Земли? Сила тяжести. Что удерживает Землю на орбите вокруг Солнца? Сила тяжести. Что не позволяет галактикам разлетаться в разные стороны? Сила тяжести.

Давайте, вспомним, по какой формуле определяется сила тяжести


Вспомнили, предлагаю написать программу, которая позволит нам

найти силу тяжести, действующую на ученика массой 45 кг?

Структура программы следующая



Давайте, теперь попробуем написать программу

Program Сlass;

Var F,m,g: real;

Сейчас запишите в тетрадях на языке Паскаль следующие выражения:

b) A 2 + B 3 – 14C;

c) 25(a 2 –b 2 ).

-Задача каждого из вас написать программу, которая будет находить плотность вещества. Один из вас напишет ее на языке Pascal, а другой на алгоритмическом языке, с помощью блок- схем.

Program Fer;

Var p,m,V: real;



Диагностика (5 мин)

Проверка выполненного практического задания

Домашнее задание(1 мин)

§8 - 11 читать, ответить на вопросы в конце параграфа устно

Рефлексия(1 мин)

Что нового я узнал(а)?

Как я усвоил новый материал?

Где я могу это применить?

Хорошо ли я работал(а) на уроке?


-75%

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Информатике "Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами"

Тема: Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами

Тип урока: комбинированный урок

Сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: язык программирования, системы программирования, компьютер как исполнитель алгоритмы, величины, системы команд, команда присваивания, команды ввода и вывода;

Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

Воспитание познавательного интереса школьников.

I .Организационный момент (2 мин.)

II . Актуализация знаний (1 мин.)

Узнаем, что такое программирование, как строятся вычислительные алгоритмы и как составлять программы на языке Паскаль.

III . Теоретическая часть (25 мин.)

Вам уже известно, что всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. Теперь в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке.

Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе . Данные – это множество величин.

Вам известно, что всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен. Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:

обращение к вспомогательному алгоритму

Эти команды существуют во всех языках, поддерживающих структурное программирование: Паскаль, Си и др.

Читайте также: