Конспект человек и мир звуков

Обновлено: 05.07.2024

Цель: приобретение знаний о звуках и о влиянии их на окружающий мир.

Задачи:

  • познакомить детей с видами звуков: музыкальные, шумовые и речевые звуки;
  • актуализировать знания о звуках города, сельской местности, транспорта, леса и моря.
  • показать детям как образуется звук;
  • систематизировать знания детей о влиянии звуков на окружающий мир;
  • развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением звуков;
  • развивать эстетическое восприятие музыки, через прослушивание звуков;
  • развивать тембровый и динамический слух при сравнении музыкальных и шумовых звуков;
  • воспитывать бережное отношение к своему слуху, здоровью;
  • воспитывать бережное отношение к окружающим людям, через понимание невозможности издавать громкие и шумные звуки в общественном месте;
  • воспитывать любовь к природе через прослушивание звуков.

Оборудование: презентация, пазлы (билеты), карточки с утверждениями.

Ход занятия

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность. Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в путешествие, но куда, вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма.

Диагностический блок

Просмотр фрагмента из мультфильма "Бременские музыканты". (Сказка братьев Гримм)

- Ребята, как называется сказка, по которой снят мультфильм?
- А кто автор сказки?

Братья Гримм - это немецкие писатели, Якоб и Вильгельм. Известные их произведения: Белоснежка, Бременские музыканты, Волк и семеро козлят, Рапунцель, Соломинка, уголек и боб, Храбрый портной, Золушка и др.

- Чем занимаются герои сказки, фрагмент которой только что посмотрели?
- А из чего состоит музыка?
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы поговорим о музыке, как об искусстве звуков. Наше занятие посвящено разным звукам.
- А что такое звук?

Звук – это колебания частиц воздуха на небольшие расстояния

- Какие бывают звуки? (приводят примеры)

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим. (проговорить свое имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда. (привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть. У них есть мелодия.

- Для чего нам нужен звук?
- А как мы слышим звук?
- Давайте посмотрим видео, и вспомним, что такое звук и как он образуется. (Смотрят мультфильм "Смешарики")

Что такое звук и как мы его слышим

Звук - появляется, когда мы что-то говорим, хлопаем, передвигаем. Звуковые волны ловит ушная раковина и они проходят через слуховой проход к барабанной перепонке, через это пленку звуковые колебания проходят цепочку из трех слуховых косточек: молоточек, наковальня и стремя, после звук попадает в улитку, где дальше информацию преобразуется в последовательность электрических импульсов и отправляется в мозг. Там мы слышим звуки.

- Ребята, Бременские музыканты сейчас на гастролях в городе Бремен, который находится в Германии и у них скоро концерт. Они будут петь, веселиться, а не сходить ли нам на концентр этих замечательных артистов, трубадуров.
- Я предлагаю вам, отправится в город Бремен и посмотреть выступление, но чтобы добраться нам нужно будет выполнять задания.

- А путешествовать мы будем на повозке с ослом, как бременские музыканты. Вот наши билеты.
- Посмотрите на слайд на карту нашего путешествия. На каждой остановке мы будем выполнять задания, слушать звуки и по ним определять, куда мы попали. И так, мы отправляемся!

Основной блок

Слушают звук городской жизни.
- Ребята, куда мы попали, прислушайтесь?

1 остановка г. Дзержинск (город отправления)

- Правильно, мы в нашем городе.
- Как называется наш город?
- Как вы думаете наш город шумный?

- Давайте посмотрим, какие звуки могут встретиться в нашем городе.
- Сейчас я предлагаю поиграть в одну интересную игру.

Игра "Угадай звук"

  • Звук бьющегося стекла.
  • Звук проезжающих автомобилей.
  • Звук шагов.
  • Звук шуршащих листов.
  • Звук скрипящей двери.
  • Звук работающих заводов.
  • Звук разговора людей.

- Все ли звуки были одинаково слышны?
- Как, вы думаете, какие звуки сильнее действует на орган слуха?
- Полезно ли это для организма человека?

- Звуки города вредны для здоровья?
- Правильно, а как влияет звук на человека, более подробно мы узнаем позже.

- Мы справились с заданием и можем ехать дальше.
- Давайте посмотрим, что у нас дальше. (Слушают звук железной дороги)

2 остановка "Железная дорога"

- Ребята, а что за звук мы услышали?
- Правильно, это звук железной дороги.
- Ребята, это вредный звук?

- А важный ли это звук? Почему?
- Да, может звук и вредный, но очень важно слышать, если поезд к нам приближается.
- Как нужно себя вести на железной дороге?

- Ребята, не в коем случаи у вас не должно быть никаких наушников, когда вы подходите к железной дороге. Вы можете не услышать приближающийся поезд.
- Послушайте, какой транспорт едет по проезжей части дороги? (фонограмма "Звуки движущегося транспорта")
- Молодцы, а мы двигаемся дальше и посмотрите на карту, где мы оказались? (Слушают звук сельской местности)

3 остановка "Деревня"

- Ребята, а что за звук мы услышали?
- А какие звуки можно услышать в деревни?
- Приятно, ли вам?

- Вот мы говорим, вредный звук, как вы это понимаете?
- Как звук может влиять на нас?
- Правильно, сейчас давайте выполним задание. У вас на партах лежит листочек с заданием, вам нужно в паре выбрать верные утверждения о звуках.

  1. Коровы будут давать больше молока, если их водить в консерваторию. (+)
  2. Дельфинам не нравится слушать классику, особенно Баха. (-)
  3. От мелодий растения растут медленнее и расцветают на 2 недели позже. (-)
  4. Громкая музыка в наушниках не ухудшает слух. (-)
  5. Громкая музыка помогает справляться с болью и стрессом, напряжением. (-)
  6. Шум становится причиной быстрого старения. (+)
  7. Шум моря, который мы слышим через морскую раковину, на самом деле всего лишь звук крови, протекающей по нашим сосудам. (+)

- Ребята, а что мы можем сделать чтобы не ухудшился слух, не было напряжения, стресса?
- Так же необходимо слушать классическую музыку. Классическая музыка пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека.
- Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку.

- Ребята, пока мы были в деревни, начался дождик.
- Давайте встанем и немного отдохнем.

Физминутка

Капля раз (поднимаем правую ногу)
Капля два. (левую)
Очень медленно сперва. (поочередно то правую, то левую ногу)
А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (быстрые шаги)
Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)
Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. (потирают свои ладошки)

- Молодцы ребята, садитесь. Давайте послушаем, а куда это мы пришли? (слушают звук леса, птичек)

4 остановка "Лес"

- Ребята, а что за звук мы услышали?
- Да, ребята, мы попали в лес.
- А какие здесь встречаются звуки?

- Как пение птиц, звук ветра, шелест листвы влияет на слух? Вредные ли это звуки?
- Они не вредны, когда мы их слушаем у нас поднимается настроение, мы отдыхаем и успокаиваемся.
- Ребята, так же есть звуки, которые лечат.

- Исследования подтверждают целебное воздействие некоторых звуков на организм человека.
- Ребята, а у кого в имени встречается: (произнесем звуки вместе)

  • Звук У способствует вентиляции легких.
  • Звуки А и О благоприятно воздействуют на организм в целом, активизируют все клеточки тела.
  • Звук ЙЮ благоприятно воздействуют на почки, мочевой пузырь, снимает спазмы.
  • Звук ЙЕ убирает негативные эмоции.
  • Звук Н активизирует способность к творчеству.
  • Звук В воздействуют на нервную систему и спинной мозг.
  • Звук П полезен для сердца и сосудов, снижает давление.

Колокольникова Валентина Вячеславовна, студентка ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж" г. Дзержинск

Мы живём в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен, переполнен звучаниями: стук захлопнувшейся двери; звон водопроводной струи; гул машин за окном; голоса разговаривающих людей; разноголосый хор птиц; шелест листьев…

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_chelovek_v_mire_zvukov_-_kopiya.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.

У.ф.- Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне, кажется: его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы и цветы…

Услышим – я и ты?

У.м. – Мы живём в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен, переполнен звучаниями: стук захлопнувшейся двери; звон водопроводной струи; гул машин за окном; голоса разговаривающих людей; разноголосый хор птиц; шелест листьев… Всё это звуки, мы их слышим. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

Что же такое звук? С точки зрения физики это________

У.ф. –Давайте вспомним, что такое звук с точки зрения физики ?

(предполагаекмые ответы, комментарии учителя физики)

(Звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 16 до 20000 Гц, распространяющиеся в какой-нибудь среде.)

У.м. – звуки бывают очень разные. Те, что слышатся вокруг нас и создают постоянный фон нашей жизни – звуки не организованные в какую – то стройную систему, не связанные между собой. И звуки, обладающие особыми свойствами: более чистые, более звонкие, обладающие определённой высотой, смысловой выразительностью – звуки музыкальные. Семь тонов насчитывает современная европейская музыкальная гамма. Но не во все времена и не у всех народов была гамма из семи тонов. Так, например, в древнем Китае употреблялась гамма из пяти тонов.

У.ф. – каждый тон обозначен соответствующей буквой и каждому отвечает определённая частота колебаний. Если известен один какой –то тон этого ряда, то остальные могут быть получены из него. В целях единства настройки, высота этого контрольного тона должна быть строго декларирована международным соглашением. В качестве такого основного тона с 1938г. Принят тон соответствующий частоте 440 гц. Хотите увидеть этот тон?

Это очень просто сделать, надо только провести ножкой звучащего камертона по закопчённому стеклу. Получается линия, которая в математике называется синусоидой. Несколько тонов, звучащих одновременно, образуют аккорд. А сейчас мы послушаем как звучат эти тона.

У.м. - Издают их музыкальные инструменты или голос – тоже своего рода музыкальный инструмент, притом самый совершенный. Звуковая волна в них возникает от колебания струны (скрипки…), металла (треугольники), натянутой кожи (барабан, литавры) или, наконец, столба воздуха, заключённого внутри металлической или деревянной трубки.

У.ф. – источниками звуков как мы видим, является всегда какое – нибудь колеблющееся тело.

У.м. – звуки различаются между собой по высоте; по длительности, т.е. протяженности, продолжительности звучания; по тембру – специфической окраске, которая зависит от материала, величины и формы инструмента, от способа звукоизвлечения; и, наконец, по динамике, т.е. силе звучания. Давайте вспомним, что такое длительность?

Ответы детей :- физическое свойство звука;

- физическое явление, возникающее в результате быстрых колебаний упругого тела (струны, натянутой кожи…);

-чем больше число колебаний в секунду, тем более высоким кажется звук…

У.м. – Да, длительность – одно из основных свойств звука, которое зависит от продолжительности колебания источника звука. (если на инструменте ударить по клавише, чтобы палец отскочил как мячик получится очень короткий звук. Нажать на клавишу и держать палец – получится длинный звук. Показываю на инструменте.)

Что же такое высота звука?

Ответы детей - высота звука – это одно из основных физических свойств звука;

- высота звука зависит от частоты колебания звучащего тела, чем больше это число, тем выше звук;

- бывают низкие – средние – высокие – очень высокие.

- не только музыкальные звуки обладают высотой звука, но и шумовые.

У.м. – а теперь попробуем прослушать звуки и определить высоту каждого из них (я проигрываю звуки различной высоты на инструменте).

У.ф. – А с точки зрения физики от чего зависит высота тона звука?

(Высота тона звука определяется частотой колебаний звуковой волны.)

У.ф. – высота звука поддаётся измерению. Так камертон, издающий ля первой октавы издаёт 440 колебаний в секунду. (Продемонстрировать камертон).

У.м. – а что такое тембр?

(Диск с инструментами. На экран проецируются различные музыкальные инструменты. Перед воспроизведением сначала закрывается экран и учащиеся отгадывают какой музыкальный инструмент звучит).

В переводе с французского тембр – колокольчик, а также метка. Т.е. отличительный знак, т.е. тембр – отличительный знак каждого инструмента. Скрипка – королева оркестра –нежный, трепетный звук, флейта – словно птица…

У.ф. – чем определяется тембр музыкального инструмента с точки зрения физики?

Ответы детей . – (тембр определяется количеством обертонов присутствующих в звуке. Самая низкая частота этих звуков называется основным тоном.)

У.м. – что такое динамические оттенки?

Ответы детей - музыкальные термины, обозначающие степень громкости звучания, исполнения музыки;

- сила звука. – тихо, громко, не очень тихо, не очень громко;

- умеренно громко, умеренно тихо, постепенное увеличение силы звука, постепенное уменьшение силы звука…

У.м.- да, динамические оттенки – это указания, касающиеся различной степени громкости звучания при исполнении музыки. В переводе с греческого dynamis – сила.

У. ф. – от чего зависит громкость звука? (показать с помощью камертона тихий и громкий звук одной тональности).

Ответы детей . (громкость зависит от амплитуды колебания, громкость звука измеряется в Беллах и децибелах: шорох листьев – 20 дб, звук будильника – 80дб, шум от работающего реактивного двигателя – 120 – 130дб. Свыше 130 дб. У человека звук вызывает болевые ощущения.)

У.м. – звуков неизмеримо много, но в музыке может быть применено сравнительно ограниченное количество. Возникают эти ограничения как из – за свойств самих звуков, так и из – за особенностей человеческого восприятия.

У.ф. – какие же колебания человеческое ухо воспринимает как звук?

Ответы детей – (колебания от 16 – 20 тыс.Гц.)

У.ф. – звуки меньше 16 гц. – инфразвуки. Что это за звуки, воспринимаются ли они человеческим ухом как звук?

( Ответы детей – колебания менее 16Гц не воспринимаются как звук человеческим ухом, но многие животные их слышат, инфразвуковые колебания предшествуют таким природным явлениям как землетрясения, цунами и т.д. Инфразвуковая волна распространяется в воде в 5 раз быстрее чем в воздухе. На экран проецируется слайд с фотографиями медузы, человека, слона, парусного корабля. )

Комментарии учителя : медузы задолго до наступления шторма чувствуют его приближение. Частота колебаний органов человека лежит в диапазоне инфразвуковых волн, поэтому воздействие таких волн на организм человека может привести к расстройству, разладу в организме и даже к смерти. Воздействие инфразвуковых волн приводит к появлению у человека чувства страха, ужаса. Слоны чувствуют инфразвуковые волны. Во время новогоднего 2005-го года цунами на индонезийских островах слон спас своего хозяина тем, что, чувствуя приближение цунами, он вырвал столб, к которому был привязан, и ушел вглубь острова. А хозяин, чтобы его не потерять, вынужден был пойти вместе с ним. Известно несколько случаев нахождения судов без экипажа в районе Бермудского треугольника. Ученные полагают, что причиной этого являются инфразвуки, которые вызвали у экипажа чувство ужаса, из-за которого они покинули корабль. Источники инфразвука обнаружены, но причина их возникновения до сих пор не выяснена.

Что такое ультразвук?

Ответы детей : Механические колебания, происходящие с частотой свыше 20000Гц, называются ультразвуковыми.

У.ф . Как вы думаете, почему на экране я поместила эти картинки? (Выслушать ответы детей). Летучие мыши ориентируются в пространстве при помощи ультразвука. Дельфины общаются друг с другом при помощи ультразвука. Собаки слышат ультразвук. Ультразвук даже умеет стирать белье. Ультразвук может вызвать обморок у бабочек. С помощью устройств, испускающих ультразвук можно выгнать из помещения тараканов и др. насекомых. В Англии в полиции применяют ультразвук против футбольных фанатов. Причем этот звук действует только на тинэйджеров.

У.ф. – звуки могут вызвать у человека разные ощущения – эстетическое наслаждение, действует на психику, вызывает страх…

Бьют по нервам будильники ,

Трамваи скрежещут прямо по мне.

Тормоза и моторы,

Холодильники и пылесосы,

Телевизоры и клаксоны,

Вертолеты, соседи, вагоны

Нас пытают мучительной пыткой,

По какой не знаю вине.

Тишина, тишиной, тишины…

Тихо все в это тихое утро.

Из сердца, из мышц, из виска.

Мир скрежещущий выключен,

Как на столе репродуктор.

В синем небе бесшумно плывут облака.

У.ф. – Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

( Ответы детей : есть звуки, вызывающие положительные эмоции, а есть и такие, которые вызывают у человека раздражение, усталость, т.е. отрицательно воздействуют на психику.)

У.м. – сильный звук перестаёт быть эстетической категорией. Он может причинить настоящую физическую боль, не говоря уже об отрицательном воздействии на психику, современная молодёжь очень любит слушать сильно громкую музыку. Это может привести к ухудшению слуха, частичной глухоте, влияет на …

Вам известно как устроено человеческое ухо. Кратко напомним его. Ухо состоит из трех частей: 1) наружное ухо, оканчивающееся барабанной перепонкой; 2) среднее ухо, которое при помощи трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка – передает колебания барабанной перепонки внутреннему уху; 3) внутреннее ухо, или лабиринт, состоящее из полукружных каналов и улитки. Улитка является звуковоспринимающим аппаратом. Внутреннее ухо заполнено жидкостью (лимфой), приводимой в колебательное движение ударами стремечка по перепонке, затягивающей овальное окошечко в костяной коробочке лабиринта. Звуковой сигнал из внутреннего уха по слуховому нерву попадает в мозг человека.

Но человек может воспринимать звуки не только с помощью уха, но также и через костную систему. Известно, что глухие люди могут организовывать танцевальные коллективы и успешно выступать. Так вот они как используют способности звука распространятся не только по воздуху, но и через пол, на котором они танцуют, и через костную ткань человека.

У.м.- давайте вспомним, кто же написал эту удивительную музыку.

У.м.- мы с вами прослушали произведение великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.

Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

Большую часть жизни Бетховен был глухим, но он сумел создать произведения, равных которым нет.

Похороны состоялись 29 марта. За гробом Бетховена следовало больше 20000 человек.

У.ф. – Кстати это произведение Бетховеном было написано тогда, когда он практически стал глухим. Знаете как он писал музыку? Он зажимал в зубах деревянную тросточку, прижимал его к роялю и таким образом он воспринимал звук.

У.ф. – гамма звуков и спектр цвета. Существуют ли они независимо от уха и глаза? Только ли это субъективные ощущения и тогда мир сам по себе беззвучен и бесцветен, или это отражение реальной действительности в нашем сознании? Если это второе, то и без нас мир будет сверкать всеми красками света и звенеть симфонией звуков. Сегодня мы попытались ответить на эти вопросы. Одно – без сомнения – мы живём в прекрасном мире. Давайте будем наслаждаться его красотой и получать удовольствие от прекрасной музыки. Как прекрасен этот мир!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету Экология учителя Бардаковой Валентины Петровны

Цели: пояснить влияние звука на живые организмы, сформировать понятия: шумовая болезнь, уровень шума и его разновидности

Тип урока: комбинированный

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

Вопрос: Какие факторы, по вашему мнению, оказывают воздействие на здоровье человека.

Факторов, оказывающих негативное влияние достаточно много. Это выхлопные газов, и радиационное излучение и, конечно, звуки. Про воздействие звука на живой организм мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие шумовое загрязнение.

Рассказ с элементами беседы.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки окружают нас повсюду, зачастую мы не можем их выбирать – шум проезжающих машин, работ на стройке, чья-то речь или навязчивая музыка в маршрутке. Все звуки, осознаем мы это или нет, оказывают сильное влияние на наше сознание и самочувствие. Конечно, от звукового фона города можно отгородиться плеером. О том, что в таком случае полезнее всего в нем слушать, я хочу поговорить сегодня.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Обобщение (основные выводы записываются в тетрадь).

Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека.

2. Понятие об уровне шума.

Рассказ с элементами беседы.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Вопрос к аудитории

Как, по-вашему, длительный шум влияет на орган слуха?

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Рассказ с элементами беседы.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Вопрос к аудитории

Какие меры по устранению шума в обыденной жизни вы принимаете?

Вывод из главы.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека из-за шума становятся заметными лишь с течением времени.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Подводим итоги

Вопрос: так к чему же приводит длительное шумовое возде йствие на организм человека?


Ребёнок живёт в мире, полном звуков. Источники их разнообразны. Особую притягательную силу для маленького человечка имеют звуки природы.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29 г. Сургута

Заудалова Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

Цель данного мероприятия: раскрыть экологическую значимость звуков в жизни всего живого.

Задачи: учить детей воспринимать природу как источник разнообразных звуковых сигналов, радующих слух человека; различать богатство звуков природных обитателей, понимать их роль в жизни живых организмов.

Оборудование: презентация с изображением объектов природы и записью звуков природы, инсценированное представление героев в образе обитателей природы, маски комара, мухи, бабочки, стрекозы, камбалы, щуки, окуня, лягушки, змеи, сороки, дятла.

Перед проведением мероприятия детям заранее раздаются слова и проводится предварительная подготовка в театрализованном выступлении. Учащиеся вместе с родителями готовят маски, для более образного представления героя.

Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир звуков. Что это за мир? Где он находится? Может быть, чтобы в него попасть, надо уехать куда-нибудь за тридевять земель? Или не обязательно для поисков звуков куда-нибудь уезжать? А достаточно только прислушаться – и мы окажемся в мире звуковых сигналов окружающих нас предметов, животных, машин, заводов и т. д.

Но зачастую многие из нас не слышат звуков природного окружения. Почему? Решите сами: умеете ли вы слушать? Ведь слушать и услышать – это не одно и то же! Слушать может каждый, а услышать надо уметь!

Звуки! Кто их издаёт? Как? Зачем? Мир вокруг нас щедр на загадки. Любознательный человек стремится найти красоту и ответить на все возникающие вопросы – его жизнь станет интереснее и богаче. И такой человек, проникший в тайны природы, будет оберегать её от всех невзгод.

Итак, где же он, мир звуков? Везде – в городе, в селе, на лугу, в лесу, в поле и на болоте, т.е. везде вокруг нас. Кто издаёт звуки? Сейчас вы слышите мою речь и свои голоса. Значит, одним из источников звуков являемся мы с вами – люди. За окном проносятся машины и идут автобусы – они тоже посылают в окружающую среду множество звуков, не очень приятных для нашего слуха.

Сегодня мы будем говорить о звуках, рождённых нашими соседями по планете – живыми существами. Совершим своё путешествие, пусть воображаемое, в мир природных звуков, многие из которых приятны для нас, нашего самочувствия. Хотя некоторые из них и вызывают страх, тревогу, неприятные ощущения и даже опасны для жизни. Но их в природе гораздо меньше, чем в мире, созданным человеком. На вопросы, что это за звуки, кто является их создателем, для чего они предназначены, ответят сами герои – источники звуков, и приятных и не очень приятных.

Трудно представить себе лето без этих представителей природы: (в класс входят учащиеся, в масках на голове с изображением комара, мухи, бабочки, стрекозы)

-Вот без нас, например, разве можно представить лето?

-Ну-ка, ребята, как, по-вашему, может ли быть лето без назойливых комаров, стрекоз, бабочек, кузнечиков?

-Вот Александр Сергеевич Пушкин написал:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

-Наверное, Пушкину комары да мошки очень мешали. А может, действительно стоит избавиться от нас, насекомых? Как вы считаете, ребята?

Учитель. А теперь отгадайте загадку: Гудит мохнатенький,

Летит на сладенькое.

Можно сказать, что насекомые создают музыкальный фон в природе и без этого звучания в природе будет скучно.

В класс входят учащиеся в масках на голове, с изображением камбалы, щуки, окуня)

-Речные и озёрные рыбы тоже не молчуны, но их голоса без особых приборов трудно услышать. С помощью звуков рыбы общаются друг с другом, защищают свои территории, сообщают о появлении врагов, опасности. Представьте себе: сидит рыбак на берегу, а в воде переполох, разговоры – не плывите туда, там опасно! Или: здесь тихо, спокойно. А там, в зарослях, много мошек, но там щуки, окуни – хищники. Опасно!

-А рыбак ничего не слышит. Потому что звуковые волны, попадая из воды в воздух, ослабевают в тысячу раз. Но зато звуки при переходе из воздуха в воду, почти не изменяются! Можно считать, что все шумы, разговоры и крики на берегу рыбы в воде слышат очень хорошо и стараются скрыться. Теперь вам понятно, почему рыбаки такой неразговорчивый народ?

Учитель. Следующего героя мы узнаем, если отгадаем загадку:

Из болота смотрит в оба.

Ква – ква – ква да ква – ква – ква –

Вот и все её слова.

В класс входит ещё два ребёнка в масках на голове с изображением лягушек.

-А вот мы, лягушки, такие концерты по весне закатываем, что даже птицам с нами не сравниться! Лягушачьи хоры знакомы всем. Мы настолько распространены и так хорошо знакомы всем, что, наверное, без нашего кваканья трудно представить себе пруд или луг.. Давайте послушаем запись нашего концерта. (звучит фонограмма)

-Представьте весну без нашего кваканья. Во многих странах обыкновенные лягушки уже стали редкостью. А без нас – и голодно многим, и скучно. Такая беда может прийти и к лягушкам нашей страны. Так что подумайте, как нас сохранить, чем нам помочь!

Слово предоставляется следующему представителю природы. Выступает ребёнок, рассказывая о змеях.

-И мы тоже имеем голос. Правда, не очень звонкий и приветливый, но всё же имеем – шипим! Не случайно в народе нас зовут ещё шипулями. Но шипим мы, когда встречаемся с вами, неразумными людьми. А зачем шипим? Подумайте сами. Шипим мы, чтобы предупредить вас: отойдите в сторону, идите своей дорогой, и мы, змеи, вас не тронем! И тогда змеи будут только шипулями, а не тяпулями!

В классе появляются новые герои, дети в масках сороки, дятла.

-А вот дятлы выстукивают свои серенады клювом, словно барабанят по дереву. Слышали? Настоящая барабанная дробь! Но у каждого дятла она своя! И все мы выстукиваем свои барабанные песни клювом. Не специально, конечно. Ищем под корой личинок, жуков, червей. Или дупло для будущего гнезда строим. Хоть похоже мы барабаним, но все другие дятлы знают, кому именно принадлежит барабанная дробь.

Учитель. Звуки природных обитателей помогают и нам, людям. Особенно тем, кто в них разбирается, они помогают жить и ориентироваться в мире, наслаждаться его красотой. Наши предки прислушивались к ним, наблюдали за природой, составляли приметы, извлекая для себя пользу. Познакомьтесь с некоторыми из них:

Утром кричит синица – к морозу.

Разворковались голуби – будет хорошая погода.

Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

Перед ненастьем все птицы сильно кричат, но песни не поют.

Растут наши города. Наполняются современным шумом и лязгом. Люди, отправляясь на отдых в лес, громко включают музыку, ведут себя вольно и шумно. И что же? Конечно, замолкают птицы, перестают квакать лягушки, прячутся в зелёной траве кузнечики, шмели и сверчки… Гости природы наслаждаются и где уж там услышать барабанную дробь дятла или простенькую песню синицы! А ведь можно и по-другому ходить в лес – послушать музыку природы. Записать на телефон концерт лягушек, гудение мохнатых шмелей, игру скрипачей-музыкантов, кукование кукушки – весь этот многоголосый хор птиц, зверей, насекомых… Записать и принести эту частицу живой природы с собой. И потом дома послушать, насладиться чудесными мелодиями природы, отдохнуть от угнетающих звуков современного города. Конечно, было время, когда наши предки хорошо знали голоса своих соседей – природных обитателей. А разве для нас сейчас, жителей современного мира всё потеряно? Нет! Слушать музыку природы можно везде и всегда. Учитесь её слушать.


-75%

Читайте также: