Концепция обеспечения безопасности образовательного учреждения конспект

Обновлено: 05.07.2024

Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность образовательной организации — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.

Комплексная безопасность образовательной организации - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала ОО, осуществляемых под руководством директора ОО, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования ОО, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Система комплексной безопасности образовательной организации подразумевает состояние защищённости образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью ослабления последствий реализации угрозы.

В образовательных организациях прогнозируются следующие возможные виды угроз (происшествий, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций):

Социального характера: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты экстремизма и терроризма.

Социально-криминальные: уличные проявления экстремизма; взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ; угрозы осуществления терактов, захват заложников, иные теракты криминального характера; противоправное проникновение посторонних лиц в образовательные организации; хищение имущества образовательных организаций; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, травматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков.

В современных условиях для Российской Федерации данная проблема стоит еще более остро. Это обусловлено в первую очередь тем, что за последние годы произошло качественное изменение опасностей, связанных с обострением криминальной обстановке в стране, возрастанием числа различных конфликтов, экологических проблем. Сохраняется на мировом уровне возможность совершения террористических актов, возникновение техногенных аварий и кадастров, высока опасность стихийных бедствий.

Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения – это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий администрации образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образования и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также формирования готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуация.

Основными направлениями деятельности учреждения, является: организация работы с обучающимися, их родителями, педагогическим коллективом, правоохранительными органами и другими общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности организации; контроль за соблюдением требований законодательства о антитеррористической защищенности образовательной организации; организация и обеспечение защиты обучающихся и работников образовательной организации от чрезвычайных ситуаций, технической укреплённости и антитеррористической защищенности образовательной организации, функционирования физической охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима организации; организация выполнения профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательной деятельности в образовательных организациях.

Нормативно-правовая база, состоящая из:

I.3. Цели, задачи и организационные мероприятия для обеспечения безопасности образовательных организаций

Цель – определить уровень обеспечения безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения во время учебного процесса от возможных видов опасностей.

Задача – исследовать проделанную работу в текущем учебном году по реализации мер и мероприятий в области обеспечения безопасности образовательных организаций, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников школы во время их трудовой и учебной деятельности от возможных терактов, пожаров, аварий и других опасностей. Выявление проблем и недостатков, способы их разрешения.

Система комплексной безопасности образовательных организаций ставит перед собой следующие необходимые цели и задачи: создание организационных и финансовых условий по обеспечению комплексной безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях; повышение уровня пожарной, криминальной, антитеррористической, санитарной безопасности образовательных организаций; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях; формирование и отработка навыков безопасного поведения всех участников образовательного процесса.

Для достижения выше изложенных целей и задач реализуются следующие мероприятия:

  1. Обеспечение антитеррористической защищенности:

1.1. Разработка правил внутреннего распорядка ОО.

1.2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОО при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

1.3. Проверка учебных и производственных помещений ОО.

1.4. Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.

1.5. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОО.

1.6. Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений по периметру образовательных организаций; освещения фасадов здания и территории организации, завоза продуктов и имущества.

1.7. Обеспечение лицензированной физической охраной; ежедневный контроль за осуществлением контрольно-пропускного режима.

1.8.Организация взаимодействия ОО с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

1.10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.

1.11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.

  1. Обеспечение пожарной и электробезопасности:

2.1. Оснащение ОО противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения. (АПС и система оповещение и управления эвакуацией).

2.2. Эксплуатация согласно требованиям норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены.

2.3. Выполнение работ по противопожарной обработке перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации, проверка источников наружного пожарного водоснабжения.

2.4. Оценка технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем ОО, их паспортизация, оценка пожарной, электро и конструктивной безопасности согласно норм и правил. Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам, а также электрических сетей образовательных учреждений в соответствие с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП;

2.5. Организация обучения и инструктажи сотрудников и обучающихся по пожарной и электробезопасности.

2.6. Проведение тренировочных занятий по учебной эвакуации согласно графика и практических занятий по использованию СИЗ и средств пожаротушения.

2.7. Профилактическая работа с участием сотрудников ОВД, ГПН.

  1. 3. Обеспечение вопросов гражданской обороны:

В учебном учреждении на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения ОО разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях (эвакуация ОО, укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях, использование средств индивидуальной защиты и порядок их получения, оказание медицинской помощи и т.д)

  1. Охрана труда и техника безопасности:

4.1. Организация мероприятий по улучшению условий труда и безопасной работы во время образовательного процесса.

4.2. Улучшение естественного и искусственного освещения.

4.3. Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.

4.4. Установление рационального режима труда и отдыха.

4.5. Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.

4.6. Профилактика несчастных случаев на производстве и детского травматизма.

4.7. Организация контроля и обучения и инструктирования по вопросам охраны труда и технике безопасности.

4.8. Обеспечение безопасности и надёжности здания и инженерных систем: создание системы мониторинга за состоянием зданий и коммуникаций образовательных учреждений.

4.9. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровье сберегающих технологий обучения.

  1. 5. Индивидуальная безопасность личности:

Достижение цели формирования культуры безопасности обучающихся осуществляется через решение следующих задач:

5.1. Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

5.2. Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

5.3. Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

5.4. Привитие знаний, умений, навыков по снижению рисков;

5.5. Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

5.6. Обеспечение информационной безопасности.

Основными законодательными иными нормативными документами, регламентирующие обеспечение физической охраны образовательных организаций, является:

На основе законодательных актов в образовательной организации разрабатывается локальные, нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение выполнение задач физической охраны конкретной образовательной организации. К ним следует отнести: договор на оказание охранных услуг; паспорт безопасности образовательного учреждения (раздел 4); план охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий; план - охраны образовательного учреждения; инструкция по охране объекта; договор о координации совместных действий с отделом внутренних дел, обслуживающим данную территорию.

В целях обеспечения безопасности обучающихся, работников, сохранность имущества, предупреждение террористических актов в образовательной организации вводится контрольно- пропускной режим.

Не менее важным направлением в комплексной безопасности является обеспечение пожарной безопасности образовательных организаций.

Законодательные акты, регламентирующие правила пожарной безопасности в образовательном учреждении:

С целью планирования и координации действий по обеспечению пожарной безопасности администрация образовательной организации должна на основе законодательных документов разработать и принять ряд локальных нормативных актов. К основным из них следует отнести:

  • приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность;
  • декларацию пожарной безопасности образовательной организации;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей территории;
  • план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении;
  • инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности;
  • памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.

План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на учебный год разработан и принят до 01 сентября и включать в себя следующее:

  • доведение до работников образовательной организации требований пожарной безопасности, установленных локальными актами;
  • организацию и проведение с работниками образовательной организации противопожарных инструктажей;
  • организацию и проведения проверки пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения;
  • организацию занятий по изучению правил пожарной безопасности с обучающимися и практических занятий по эвакуации в случае пожара.

По пожарной безопасности в ОО ведутся следующие журналы:

  • регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  • регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • учета первичных средств пожаротушения; контроля проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации.

Важным вопросом в комплексной безопасности образовательной организации является охрана труда. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные задачи по охране труда в образовательной организации:

  • Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.
  • Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.
  • Обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися МБОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.
  • Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.
  • Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.
  • Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.
  • Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД.
  • Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Организация охраны труда в образовательной организацией регламентируется основными нормативными документами:

  • Устав образовательной организации.
  • Коллективный договор образовательной организации.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности, в котором обозначены основные направления организации работы образовательной организации по охране труда и безопасности жизнедеятельности, функции, права и ответственность.
  • Должностная инструкция специалиста по охране труда и технике безопасности, в которой определены функции, должностные обязанности, права и ответственность.
  • План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности составляется на учебный год и включает: организационно–технические мероприятия по улучшению условий труда; обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности на рабочем месте.
  • На начало учебного года руководитель образовательной организации издаются приказы о назначении: об охране труда и соблюдении правил ТБ; о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы; об усилении мер по охране жизни и здоровья детей; об организации работы по предупреждению ДДТТ в образовательной организации; о создании комиссии по расследованию несчастных случаев.

Документация по охране труда должна включать следующие журналы:

регистрации противопожарного инструктажа вводного и на рабочем месте;

учета инструкций по охране труда с присвоением порядкового номера, должен охватывать все виды работ и профессии учреждения, ведется специалистом по охране труда); регистрации проведения вводного инструктажа по охране труда (оформляется специалистом по охране труда или руководителем учреждения при приеме на работу, вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу); регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется руководителем структурного подразделения при приеме на работу всех работников, а в последующем не реже, чем 2 раза в год, в первом и втором полугодиях); регистрации проверки знаний у персонала с 1-ой группой электробезопасности; регистрации несчастных случаев, происшедших с работающими в образовательном учреждении (с приложением актов по формам Н-1); регистрации несчастных случаев с воспитанниками (с приложением актов по форме Н-2).

Приложение № 1

Мероприятия по комплексной безопасности образовательной организации в современных условиях

Мероприятия по комплексной безопасности образовательной организации в современных условиях

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.

Принципы обеспечения без-ти ОУ:

-тесное взаимодействие со специалистами и службами без-ти, силовыми структурами

-рациональность и экономичность

-организованность и непрерывность

-планирование и контроль

-системность и целостность

-научность и информационная поддержка.

Паспорт безопасности и его краткая характеристика

Паспорт безопасности образовательного учреждения – это официальный документ, согласованный с государственными органами, содержащий в себе исчерпывающую информацию о структуре, механизме деятельности организации и подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. Особенности образовательного учреждения:

2. Полное и сокращённое наименование ОУ

1.4. Ведомственная принадлежность

5. Вышестоящая организация

6. Форма собственности

на правах оперативного управления

7. Состав комиссии по ЧС:

8. Схема размещения ОУ по отношению к объектам инфраструктуры.

Краткая пояснительная записка к размещению ОУ:

2. Возможные критические и аварийные ситуации

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

2. Террористические акты

Возможные критические ситуации:

А) Применение взрывчатых веществ (ВВ)

В) Применение отравляющих веществ (ОВ)

Г) Массовые беспорядки, проявления экстремизма

Д) Захват заложников

3. Руководитель образовательного учреждения обязан:

В случае обнаружения взрывного устройства или подозрительного предмета:

При поступлении угрозы по телефону:

При поступлении угрозы в письменной форме:

При захвате учащихся и работников в заложники:

3.Сведения о персонале.

3.3.Особенности контингента работников

3.4.Особенности контингента обучающихся, воспитанников

4.Силы и средства охраны ОУ

4.1.Параметры охраняемой территории

4.5.Подразреление ОВД, обслуживающее ОУ

5.Мероприятия по усилению антитеррористической защищённости ОУ

5.1.Первоочередные, неотложные мероприятия:

5.2.Долгосрочные мероприятия, требующие значительных финансовых затрат:

6.1.Плановая таблица действий в типовых ситуациях:

Ситуация №1:На территории ОУ обнаружен подозрительный предмет.

Ситуация №2: В районе, примыкающем к ограждению территории ОУ, на автостоянке произошёл взрыв. Здание ОУ не пострадало, но из окон вылетели стёкла.

6.2.Мероприятия по эвакуации из помещений ОУ.

7.Приложения к паспорту безопасности ОУ.

Приложение №1. Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство.

Приложение №3: Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.

Принципы обеспечения без-ти ОУ:

-тесное взаимодействие со специалистами и службами без-ти, силовыми структурами

-рациональность и экономичность

-организованность и непрерывность

-планирование и контроль

-системность и целостность

-научность и информационная поддержка.

Паспорт безопасности и его краткая характеристика

Паспорт безопасности образовательного учреждения – это официальный документ, согласованный с государственными органами, содержащий в себе исчерпывающую информацию о структуре, механизме деятельности организации и подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. Особенности образовательного учреждения:

2. Полное и сокращённое наименование ОУ

1.4. Ведомственная принадлежность

5. Вышестоящая организация

6. Форма собственности

на правах оперативного управления

7. Состав комиссии по ЧС:

8. Схема размещения ОУ по отношению к объектам инфраструктуры.

Краткая пояснительная записка к размещению ОУ:

2. Возможные критические и аварийные ситуации

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

2. Террористические акты

Возможные критические ситуации:

А) Применение взрывчатых веществ (ВВ)

В) Применение отравляющих веществ (ОВ)

Г) Массовые беспорядки, проявления экстремизма

Д) Захват заложников

3. Руководитель образовательного учреждения обязан:

В случае обнаружения взрывного устройства или подозрительного предмета:

При поступлении угрозы по телефону:

При поступлении угрозы в письменной форме:

При захвате учащихся и работников в заложники:

3.Сведения о персонале.

3.3.Особенности контингента работников

3.4.Особенности контингента обучающихся, воспитанников

4.Силы и средства охраны ОУ

4.1.Параметры охраняемой территории

4.5.Подразреление ОВД, обслуживающее ОУ

5.Мероприятия по усилению антитеррористической защищённости ОУ

5.1.Первоочередные, неотложные мероприятия:

5.2.Долгосрочные мероприятия, требующие значительных финансовых затрат:

6.1.Плановая таблица действий в типовых ситуациях:

Ситуация №1:На территории ОУ обнаружен подозрительный предмет.

Ситуация №2: В районе, примыкающем к ограждению территории ОУ, на автостоянке произошёл взрыв. Здание ОУ не пострадало, но из окон вылетели стёкла.

6.2.Мероприятия по эвакуации из помещений ОУ.

7.Приложения к паспорту безопасности ОУ.

Приложение №1. Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство.

Приложение №3: Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: