Клод дебюсси конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Познакомить обучающихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом. Сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи между музыкой и живописью.

Метапредметные:
Регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.

Познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; развитие целостности восприятия, развитие фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

Задачи: Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля; показать взаимодействие импрессионизма в живописи (на примере произведений художников-импрессионистов), и в музыке К.Дебюсси.

Оборудование: компьютер, проектор, электрическое фортепиано, аудиоколонки, фоторепродукции картин художников разного периода.

Вывод учителя: иначе говоря, у нашего героя сложились незабываемые ВПЕЧАТЛЕНИЯ о полёте, о нашей Земле. Ведь никто ещё до него не видел таких чудес, которые повелось увидеть первому космонавту. Итак:

Впечатление – мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь (толковый словарь С. Ожегова)

Впечатление – след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым (толковый словарь С. Ожегова)

Ответы детей (предполагается заранее дать обучающимся на дом задание в данном формате). Знакомы. Ребята называют имена выдающихся художников данного периода – это: Клод Моне, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Поль Сезанн. Именно эти имена известны нам по многим выдающимся картинам, созданными ими…

Художники-импрессионисты считали, что задача искусства – отражать впечатления от окружающего мира – живого и вечно меняющегося. Предметы и существа нужно изображать не такими, какие они есть, а так, как они выглядят в данный момент. А выглядеть они могут различно из-за времени дня, освещения и так далее. Чтобы верно отразить свои впечатления, художник должен работать не в мастерской, а на природе! И закончить картину за несколько часов или даже минут, а не как в былые времена – за несколько недель или месяцев.

В центре внимания живописцев этого периода – городской пейзаж, где город привлекает художников во взаимодействии с общими природными процессами, нюансами атмосферы. Большое внимание уделяли художники-импрессионисты и образам природы. Но у них такой пейзаж, в котором сам предмет отступает на второй план, и главным в картине становится изменчивый и непостоянный свет.

У художников-импрессионистов мы часто встречаем портрет, где представлены барышни, балерины. Здесь было главным не описание лица и раскрытие характера, а, например, наклон головы, особая пластика героини сюжета, её манера держаться на сцене, если это балерина.

Привлекал художников-импрессионистов и бытовой жанр – публика в кафе, лодочники на лодочных станциях, компания в парке на пикнике, регаты, купания, прогулки – всё это мир без особых событий, а главные события происходят в природе. Заметим, снова в природе…

Совершенно верно. Вы хорошо справились с заданием, обозначив круг закономерностей, особенностей художников-импрессионистов XIX – XX в.в.

4. Ребята, посмотрите внимательно на экран… Что характерно для всех этих картин? Что необычно? Каково Ваше впечатление? На экране проецируются картины вышеназванных художников в разных жанрах.






Правильно. Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально – существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха, в радужном сиянье водяных струй, в прозрачности голубого неба. Все это порождало светлую, трепетную живопись. Неслучайно, импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке.

Композитор Клод Дебюсси создал новый, импрессионистский музыкальный язык. Значение мелодии, как основного выразительного элемента музыки ослабляется, она растворяется в гармоническом фоне. Нет ярких, широких мелодий, лишь мелькают короткие мелодические фразы. Зато необычайно возрастает роль гармонии. На первый план выступает ее красочное значение. В произведениях импрессионистов очень важен колорит. Красочность звучания достигается использованием новых, необычных аккордов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Клод Дебюсси"


Сегодня вы узнаете о жизни и творчестве французского композитора Клода Дебюсси.


Ашиль Клод Дебюсси родился на северо-западной окраине Парижа 22 августа 1862 года и был старшим из пяти детей Мануэля-Ахилла Дебюсси и его жены Викторины Манури.

Когда началась война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра её мужа. Именно в доме тёти маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. После возвращения в Париж занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта дэ Флервиль. Чутьё дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам дэ Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.


В 12 лет Клод Дебюсси получил премию за исполнение концерта Шопена и заслужил репутацию прекрасного пианиста.


Импрессионизм – это направление в искусстве, которое отражает личные переживания и впечатления автора произведения.

Важным событием в жизни Клода Дебюсси стала Всемирная выставка, проходившая в Париже. Специально к её открытию была построена знаменитая Эйфелева башня. Дебюсси прогуливался возле неё, когда услышал произведения русских композиторов, с которыми познакомился в Москве. Также композитора восхитил оркестр из Индонезии, состоявший в основном из ударных инструментов.

Под впечатлением от услышанного Клод Дебюсси написал несколько произведений, которые имели новый музыкальный язык. Композитор ярко использовал своё звуковое изображение. Он смог совместить французские мотивы с экзотическими.


Каждая пьеса – это картинка из жизни маленькой девочки: вот она занимается за фортепиано, играет с любимыми игрушками, любуется красотой природы. Все пьесы сюиты, пропитаны нежностью и любовью Дебюсси к своей маленькой дочери, отличаются особой теплотой, душевностью, тонким юмором и изяществом.

Этюд – это небольшая пьеса, основанная на частом применении какого-то трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Арабеска – это небольшая пьеса со сложным мелодическим рисунком.

В балете можно встретить много музыкальных цитат, как из собственных произведений Дебюсси, так и из сочинений других композиторов.

В 1915 году Клод Дебюсси тяжело заболел. До последних дней жизни, несмотря на болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков. 25 марта 1918 года Клод Дебюсси умер. Он был похоронен на парижском кладбище Пер Лашез.

Цель:привлечь внимание детей к искусству импрессионистов.

  • стимулировать детскую творческую фантазию;
  • передать мимолётные ощущения, чувства, образы, основные особенности импрессионизма.

Дети: Об играх, детях, игрушках.

Дети: Мне представляется плюшевый медведь, потому что музыка звучит в низком регистре. – Я представила себе слона, т.к. пьеса тоже звучит в низком регистре, но мелодия мягкая, нежная, передаёт добрый характер слона, а у медведя он не совсем добрый.

Учитель: Верно, это пьеса про слона, и мы говорили, что в музыке композитор изображает эпизод из жизни игрушек. Что же происходит с этим игрушечным слоном?

Дети: Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по дому.
– Я думаю, что слон лежит в своей кровати и мечтает.

Дети: Под эту музыку можно укачивать ребёнка. Она похожа на колыбельную.

Дети: Мне кажется, что в этой пьесе поют птички. Я услышала звук гитары, и представила себе куклу, для которой поёт её кавалер.

Дети: Раньше серенады пели под окном дамы.

Учитель: Верно. В серенаде рыцарь воспевает свою Даму Сердца, поэтому музыка в серенаде обычно взволнованная, так как он ждёт от неё ответа на его предложение руки и сердца. А что необычно в этой серенаде?

Дети: Музыка здесь весёлая, подпрыгивающая, танцевальная.

Учитель: Правильно, по характеру эта музыка не похожа на серенаду, но почему композитор так назвал пьесу?

Дети: Я думаю, в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поёт красивой кукле серенаду. Все, и актёры, и зрители веселы и довольны.

Дети: Дождь, похожий на падающие капли.
– Мне представился темный парк, и с деревьев опадают, кружась, листья.
– Я представила прекрасные, лёгкие снежинки, блестящие в свете ночи. Они водят хоровод.

Дети: Интонации грусти, тоски, одиночества.

Дети: Это танец больше эстрадный, неровный ритм, напоминает джаз.

Художник запечатляет краткий момент. Например, когда солнце выплывает из-за облака в полумглу раннего утра; алые отсветы, отражаясь в реке, трепещут на водной поверхности; дымка тумана окутывает очертания предметов и т.п. Передаются мгновения жизни. Главное правило – это манера наложения красок - мелкими мазками, очертания предметов нечеткие.

От живописи импрессионизм перешёл и в другие виды искусства (музыку и литературу)

Прочитайте, пожалуйста, страницу нашего учебника. Я вам её прикрепила отдельно

Просмотрите видео по ссылке ниже. Музыка композитора имеет довольно красочное звучание.

Читайте также: