Климат челябинской области конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

2 С древних времен люди наблюдали за изменениями погоды, за процессами происходящими в атмосфере. Свой опыт отражали в приметах. Наука МЕТЕОРОЛОГИЯ (от греч. слов небесные явления) сформировалась в 18 веке. В нашем крае первые регулярные начались наблюдения в декабре 1836 г. Первая метеорологическая обсерватория была основана в Златоусте (работает и сегодня). Первая высокогорная метеостанция была установлена на хр. Таганай в 1932 году. Наблюдения за погодой многие годы позволили формировать представление о климате нашего края. История метеорологической службы

3 Наблюдения за погодой в настоящее время ведет Центр гидрометеорологии. В составе Челябинского гидрометеоцентра входят 18 метеостанций, расположенные во всех климатических зонах. Также есть посты наблюдения за загрязнением окружающей среды. На станциях каждые три часа измеряют температуру воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, количество осадков. Это делается, чтобы выявить особенности каждого периода года и эффективно использовать благоприятные и преодолевать неблагоприятные явления погоды. Современные наблюдения за погодой

4 От чего зависит неравномерное распределение климатических условий на территории? Рельеф. Удаленность от океана и морей. Господствующие воздушные массы. Географическая широта Как эти факторы влияют на формирование климата? Климатообразующие факторы

5 Определите по климатической карте: Абсолютный максимум температуры воздуха: Бреды +41°С Троицк, Челябинск + 40°С Абсолютный минимум температуры воздуха: Златоуст -50°С Миньяр, Миасс -47°С Абсолютный максимум и абсолютный минимум температуры воздуха в Магнитогорске: +39°С, -46°С. Температура воздуха

6 В какой части нашего края наиболее высокие и наиболее низкие средние температуры воздуха в июле? Объясните причины. На юге области средние температуры воздуха +19°С. На западе +16°С. В какой части нашего края наиболее низкие и наиболее высокие средние температуры воздуха января? Объясните причины. На юге области -17°С. На севере области -16°С.

7 Определите по климатической карте: Наиболее мокрые места области - Аша (761 мм) и Златоуст (704 мм) Наиболее засушливые территории области – Октябрьское (330мм) и Бреды (250мм) 2/3 годового количества влаги выпадает летом, а остальное зимой. Осадки

8 1.Где ведутся наблюдения за состоянием атмосферы? 2.В каком городе нашей области была запущена первая метеорологическая станция? 3.Какие факторы влияют на формирование климата? 4.Перечислите элементы погоды. 5.Где были зафиксированы абсолютный максимум и абсолютный минимум температуры воздуха в области? 6.Назовите самое мокрое место в области и самое сухое. Закрепление

9 Работа в группах Дать характеристику климата по плану. 1 группа - степная зона 2 группа - лесостепная зона 3 группа - горнолесная зона

10 План характеристики климата В какой части области расположена территория. Средние температуры января и июля. Определить в каких городах наблюдались абсолютный максимум и абсолютный минимум температур. Определите господствующие ветры ( самостоятельно рассмотрите розы ветров ). Определите годовое количество осадков на данной территории. Объясните причины такого количества осадков.

11 Климат в горах Южного Урала Погода восточных предгорий отличается от западных. Больше осадков на западных склонах. Отличаются и погодные условия в горах и межгорных долин.

12 Климат лесостепей Это теплый, но недостаточно увлажненный район с повторяющимися засухами.

13 Климат степей Наиболее теплый и самый засушливый район Челябинской области.

14 Ответьте на вопросы : В какой части нашей области больше всего выпадает осадков ? Объясните почему. В какой части нашей области наиболее низкие температуры января ? Почему ? В какой части нашей области наблюдаются наиболее высокие средние температуры ? Почему ?

15 Ответьте на вопросы : В какой части нашей области больше всего выпадает осадков ? Объясните почему. В какой части нашей области наиболее низкие температуры января ? Почему ? В какой части нашей области наблюдаются наиболее высокие средние температуры ? Почему ?

В данном материале представоен конспект урока по внеурочной деятельности, для 2 класса.

ВложениеРазмер
klimat_chelyabinskoy_oblasti.docx 24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Валюженич Ирина Павловна

Оценка за проведение: ________

Студент: Мухаметшина Вилена

Методист: Гарбуз О.А.

Конспект внеурочной деятельности

Направленность внеурочной деятельности : общеинтеллектуальная

Класс / возраст детей : 2-1/7-8 лет

-формировать умение характеризовать климат, уметь отличать понятия погода от климата.

- Формировать умение соотносить текст с иллюстрациями и отвечать на вопросы .

- формирование умения характеризовать климат, уметь отличать понятия погода от климата.

Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.

-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;

-способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.

Форма проведения: виртуальная экскурсия

Дата проведения : 06.12.2021

Ход внеурочного занятия

-Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.

-Присаживайтесь, итак, друзья, внимание!

Вот прозвенел звонок.

Начнём скорей урок.

Здороваются с учителем

Актуализация знаний, введение в ситуацию

- На прошлых занятиях вы познакомились с погодой Челябинской области.

-Кто мне скажет, с помощью чего мы можем измерить погоду?

-Верно, молодцы. Вы ответили на всё верно, вы очень хорошо всё слушали на прошлом занятии.

-Нам с вами нужно узнать тему нашего урока. Посмотрите на слайд, на нём вам представлен шифр из цифр, номер — цифры- это буква алфавита.

-Кто уже расшифровал слово, какой будет тема нашего занятия?

-Также нам с вами нужно будет поставить цели, для этого вам нужно продолжить предложение, начиная со слов:

- это состояние атмосферы в данное время в данном месте.

- с помощью термометра

К: учебное сотрудничество с учителем

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: формирование универсальный логических действий

-Ребята, вы сохранили солнышки с прошлых занятий?

- Молодцы. Сегодня вы также будете их собирать, солнышко вручается только тем, кто отвечает по поднятой руке и активно работает на уроке.

- Ребята, а что такое климат?

-А кто-нибудь из вас знает, какой день самый длинный в году? Почему?

- Итак, давайте внимательно посмотрим вот на этот рисунок.

- Что на нем изображено?

- А есть ли в космосе воздух?

Конечно, нет, в космосе царит пустота. Там намного холоднее, чем в морозилке. Зато все предметы, освещённые Солнцем, нагреваются, как на сковородке. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как например, на Луне днём, и не бывает так холодно, как на Луне ночью?

- Да, потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой, которая защищает ее от космического охлаждения и перегрева.

- Посмотрите на нашу планету из космоса. Нам не видно материков и океанов.

- В атмосфере происходят явления, которые определяют погоду

Облака, ветер, мороз и жара, дождь и снег, гроза и туман – все это атмосферные явления.

Нас постоянно интересует погода, какая она? Что нам надеть сегодня, чтобы выйти на улицу?

Кто мне поможет ответить, а от чего зависит погода?

Погода зависит от температуры воздуха, от ветра, от осадков.

-Сейчас, мы с вами посмотрим видео, а после него выполним задание, смотрите внимательно.

-Мы с вами посмотрели видео и теперь выполним задание, на ваших партах лежит карточка, на ней 5 предложений, но мы не знаем правильное оно или нет, если высказывание- правда, то вы ставите плюс, а если нет, то минус. На выполнение задания я даю вам 5 минут.

-Но перед этим, давайте сделаем разминку для наших пальчиков, повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

-Пальчики мы размяли, теперь можете выполнять задание.

-Можете выполнять задание.

-Время, кончилось. Кто не успел сделать? Давайте мы вам дадим ещё 1 минуту.

-Всё, теперь давайте проверять. ИМЯ прочитай 1 предложение.

-Ребята, это правда или нет?

-ИМЯ, прочитай 2 предложение. А это правда или нет?

-ИМЯ, прочитай 3 предложение. А это правда или нет?

- ИМЯ, прочитай 4 предложение. А это правда или нет?

- ИМЯ, прочитай 5 предложение. А это правда или нет?

-Молодцы, вы верно выполнили задание и получаете медальки 1 места за правильные ответы.

-Ребята, вы устали?

-Давайте, с вами встанем и будем выполнять упражнения.

-Мы отдохнули, теперь можем узнавать новое дальше.

-Теперь, давайте мы с вами отгадаем несколько загадок.

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет –

Надевает валенки. (Снег)

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой. (Туман)

Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос –

Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)

Летний гость все раскалил,

Стал асфальт, как печка.

"Ох, скорей бы дождь полил!" –

Просит наша речка.

"Сохнуть я уже устала,

Из-за гостя мельче стала!" (Зной)

С крыши льет, как из ведра,

Но не дождик это.

Уходи, зима, пора!

Ждем весну и лето!

Мне ответит и малыш -

Что же в марте льется с крыш? (Капель)

С зимним ветром прилетела

И снежинки завертела.

И машину еле-еле

Видно из сугроба. (Метель, вьюга, пурга)

Отвечают на вопрос.

-Это многолетний режим погоды

-22 июня, Земля максимально отдаляется от Солнца, в Северных широтах это самый длинный день в году, Солнце поднимается над горизонтами в зените в самое высокое положение.

.Рассматриваются все климатообразующие факторы влияющие на климат территории.
Выполняется Практическая работа по построению розы ветров.

Цели урока:.Сформировать представление об образовании ветра, циркуляции воздушных масс, господствующие ветра на территории области влияние их на погоду. Научить чертить розу ветров (Практическая работа)

Оценить 1780 0

Урок. Циркуляционные условия формирования климата в Челябинской области.

Цели и задачи урока: Сформировать представление об образовании ветра, циркуляции воздушных масс, господствующие ветра на территории области влияние их на погоду. Научить чертить розу ветров (Практическая работа №5)

Фронтальный опрос:1. Что такое климат? (многолетний режим погоды…)

2. Перечислите элементы климата? (ср. t ; годовое кол-во О; роза ветров.)

3. Какие типы погод наблюдаются в обл.? (зима- лето-….)

4.Какой тип климата в области? (умеренно-континентальный)

5.Дайте его характеристику?( t -изменяются? Кол- во О. )

6.Какой мес. Самый холодный? Теплый? (холл.-январь; тепл.-июль)

7.Дайте хар-ку Кл. Ашинского р-на по сезонам, пользуясь табл. Составленной на последнем уроке.

8.Какова Ср. годовая t г.Миньяр? (+1,1). Годовое кол-во Осадков? (821мм.), в каком мес. они выпадают больше? (июле)

Факторы, влияющие на климат.

Континентальный характер климата и быстрая изменчивость погоды зависит от: а)Господствующих воздушных масс, которые формируются в различных местах. б)Удаленность от Атлантического океана и близость к Сибири,

в)средневысотные формы рельефа, котловины и речные долины – все это климатообразующие факторы, влияющие на погоду.

2.Ветер. Вспомните причину образования ветра? (разное атмосферное давление).

Скорость ветра зависит? (чем больше перепад, тем сильнее ветер).

Какие ветра преобладают в области?

..Разберем ситуацию. В Умеренном поясе, в котором расположен г.Миньяр, преобладает западный перенос воздушных масс. Воздушные массы, формируется над Атлантическим океаном и приносят потепления и влагу, сочетаясь с активной циклонической деятельностью.

2. Часты вторжения Арктического воздуха с Северно-Ледовитого океана, который отличается низкими температурами и не большим содержанием влаги. И в любой период года приносит понижение температуры. С антициклонами из Арктики связанна холодая погода с жесткими морозами. Эти воздушные массы часто губят весной огурцы, томаты, цвет яблонь, вишни и д.р.

2.В летнее время воздух поступает из Средней Азии и Казахстана –это тропический континентальный воздух с высокими тепературами и большим дифицитом влаги. Устанавливается сухая жаркая погода, а в отдельные годы – засухи с суховеями.

3.С юга Вторгается и тропический воздух, который формируется над Северной Африкой и движется через Средиземное море и Черное, вторгаясь под юго-западным румбом приносит осадки, оттепель. Часто эти воздушные массы бывают поздней осенью или зимой.

4.В горных районах по сравнению с равнинными наблюдаются различия в температуре, т.к. в горных районах с увеличением высоты местности над уровнем моря наблюдается понижение температуры на 0,5- 0,7° С на каждые 100 м. Во многих местах под влиянием местных особенностей рельефа наблюдаются инверсии температуры.

3.Практическая работа №5. Построение розы ветров по местным показателям.

- Образовательные: Формировать знания о главных особенностях климата Челябинской области, влиянии различных воздушных масс, распределении тепла и влаги по территории.

- Воспитательные: Воспитательные: продолжить экологическое воспитание, формировать чувство бережного отношения к природе, развивать эстетическое восприятие мира.

Технические средства, дидактические материалы:

1. атлас Челябинской области;

3. трафарет Челябинская область;

4. компьютер с проектором.

Литература:

1. Атлас Челябинская область.

2. М.А Андреева, А.С.Маркова География Челябинской области: Учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урол. Кн. Изд-во, 2002. – 320 с.

3. Левит А.И. Южный Урал: География, экология, природопользование. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, Юж.-Урал. изд.-торг.дом, 2001 – 246 с.

Содержание урока:

Постановка проблемы:

Решение проблемы:

Определить какие факторы влияют на климат области.

Ход урока:

- влияние атлантических ВМ;

- влияние арктического воздуха;

- влияние континентального воздуха из Средней Азии и Сибири.

2. Распределение тепла.

Где в Челябинской области теплее, а где холоднее?

- Дополняем схему значениями средних температур января и июля.

Наносим на картосхему значения самой низкой и высокой температур для Челябинской области и города Челябинска.

Рассказ об экстремальных температурах.

3. Распределение влаги.

Где в Челябинской области выпадает больше осадков, а где меньше?

- Дополняем картосхему значениями количества осадков для Аши, Челябинска и Кизильского района.

Рассказ о стихийных бедствиях связанных с выпадением осадков на территории области.

4. Влияние хозяйственной деятельности на качество атмосферного воздуха в Челябинской области.

- Сделайте вывод об основных источниках загрязнения атмосферы.

Домашнее задание:

2. По картосхеме в тетради объяснять главные особенности климата области.

Закрепление:

Летние темп. Зимние темп. Min темп. Max темп. Кол-во осадков Тип климата
Горная часть
Зауральская равнина

Приложение 3

Фрагменты отчета о туристическом походе

Маршрут похода:

1 день: Челябинск - пос. Катавка (поворот на Бакал). Пос. Катавка - перевал хребта Сука- Фонтан;

2 день: Фонтан - гора Бол. Уван - “Кипящий” Ключ;

3 день: “Кипящий” Ключ - гора Бол. Нургуш;

4 день: гора Бол. Нургуш - озеро Зюраткуль;

6 день: озеро Зюраткуль - хребет Зюраткуль – Сатка;

7 день: Сатка – Челябинск.

Распределение обязанностей:

Фамилия Имя Год рождения Место учебы Домашний адрес, телефон В каких походах участвовал Обязанности в группе Знание ТБ
1 Воронина Марина 1992 МОУ гимназия № 23 2 степенных, Ю. Урал топограф
2 Кубаевский Алексей 1991 МОУ гимназия № 23 Без опыта фотограф
3 Важенина Виктория 1991 МОУ гимназия № 23 Без опыта эколог
4 Полионова Екатерина 1991 МОУ гимназия № 23 ПВД, Ю. Урал Зав. хоз
5 Лунгу Елена 1993 МОУ гимназия № 23 ПВД, Ю. Урал эколог

Отчет о прохождении за 1 день:

Челябинск – Златоуст (ж/д); Златоуст (вокзал) – Пушкинский р-н – река Тесьма – Белый ключ – гора Двуглавая Сопка (Мал. Таганай) 1035 м. (радиальный выход) – Белый ключ.

1- ый день (4 июля):

Выезд из Челябинска на электропоезде до Златоуста.

Маршрут начинается от Пушкинского района г. Златоуста, от кордона Контрольный. Начало пути проходит по широкой лесной дороге достаточно легко проходимой. Первая остановка через 40 минут у переправы(моста) через реку Бол. Тесьма. От реки начинается подъем по тропе, ведущей к Белому ключу, он составил около 45 минут. Стоянка у Ключа большая с несколькими костровищами (ввиду большого количества людей, дров на стоянке мало). От Белого ключа вверх на вершину Двуглавой Сопки (1035 м) ведет металлическая лестница (201 ступенька), по ней оставив дежурных, начинаем подъем. Лестница быстро кончается, вверх ведет узкая крутая тропа, которая выводит к спуску в ложбину между двумя вершинами. К востоку - наиболее высокая, которую еще называют г. Мал. Таганай. С ее вершины открывается прекрасный вид на вторую вершину Сопки, Откликной Гребень, г. Златоуст, хребет Малый и Средний Таганай ( г. Монблан 1034 м), а также вдали виден Ицыл и чуть выглядывает из-за Откликного наивысшая вершина нац. парка г. Круглица (1178 м). Спуск к месту ночевки занимает мало времени, около 20 минут.

Топонимика 1 дня.

Златоуст, город областного подчинения, основан в 1754 году со строительством железоделательного и медеплавильного заводов купцами Мосоловыми. Контракт на постройку был заключен 13 ноября 1751 года в день святого Иоанна Златоуста.

Белый ключ. Самый известный высокогорный источник Таганая, расположен на высоте 690 метров. Свое название получил от белого кварцита, осколками которого покрыто дно источника.

Двуглавая Сопка. Южная вершина Таганая. Название дано исследователем Южного Урала В.П. Сементовским в начале ХХ века за характерную вершину. Второе название горы – Малый Таганай.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Климат Челябинской области. Муниципальное образовательное учреждение «Общеобр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Климат Челябинской области. Муниципальное образовательное учреждение «Общеобр.

С древних времен люди наблюдали за изменениями погоды, за процессами происход.

С древних времен люди наблюдали за изменениями погоды, за процессами происходящими в атмосфере. Свой опыт отражали в приметах. Наука МЕТЕОРОЛОГИЯ (от греч. слов небесные явления) сформировалась в 18 веке. В нашем крае первые регулярные начались наблюдения в декабре 1836 г. Первая метеорологическая обсерватория была основана в Златоусте (работает и сегодня). Первая высокогорная метеостанция была установлена на хр. Таганай в 1932 году. Наблюдения за погодой многие годы позволили формировать представление о климате нашего края. История метеорологической службы

От чего зависит неравномерное распределение климатических условий на террито.

От чего зависит неравномерное распределение климатических условий на территории? Рельеф. Удаленность от океана и морей. Господствующие воздушные массы. Географическая широта Как эти факторы влияют на формирование климата? Климатообразующие факторы

Климат Челябинской области – континентальный. Зима холодная и продолжительная.

Климат Челябинской области – континентальный. Зима холодная и продолжительная, лето относительно жаркое, с периодически повторяющимися засухами. Особенности климата связаны с расположением области в глубинах Евразии, на большом удалении от морей и океанов.

Климат На формирование климата существенно влияют Уральские горы, создающие п.

Климат На формирование климата существенно влияют Уральские горы, создающие препятствие на пути движения западных воздушных масс.

Зимой Южный Урал находится под влиянием Азиатского антициклона. Континентальн.

Зимой Южный Урал находится под влиянием Азиатского антициклона. Континентальный воздух, поступающий из Сибири, приносит морозную и сухую погоду. Наблюдаются вторжения холодных воздушных масс с севера. В суровые зимы абсолютный минимум температуры воздуха составляет минус 46-48 градусов. Средняя температура в январе составляет -15/17 градусов по Цельсию

Средняя температура в в июле +16/19 градусов по Цельсию. Летом на территории.

Средняя температура в в июле +16/19 градусов по Цельсию. Летом на территории области преобладает низкое давление. С вхождением континентального тропического воздуха устанавливается жаркая и сухая погода. Западные ветры с Атлантического океана приносят влажную и неустойчивую погоду.

Климат в горах Южного Урала Погода восточных предгорий отличается от западных.

Климат в горах Южного Урала Погода восточных предгорий отличается от западных. Больше осадков на западных склонах. Отличаются и погодные условия в горах и межгорных долин. Наибольшее их количество осадков выпадает на наветренных склонах и вершинах наиболее высоких гор (700-800 мм).

Климат лесостепей Это теплый, но недостаточно увлажненный район с повторяющим.

Климат лесостепей Это теплый, но недостаточно увлажненный район с повторяющимися засухами.

Климат степей Наиболее теплый и самый засушливый район Челябинской области. Н.

Климат степей Наиболее теплый и самый засушливый район Челябинской области. Наименьшими показателями характеризуется снежный покров в степной зоне.

Среднегодовое количество осадков Среднегодовое количество осадков - 350 мм в.

Среднегодовое количество осадков Среднегодовое количество осадков - 350 мм в год на равнине и 600 мм в год в горах. По количеству осадков горно-лесная зона является районом избыточного увлажнения, лесостепная - умеренного, степная - недостаточного увлажнения.

Абсолютный максимум температуры воздуха: Бреды +41°С Троицк, Челябинск + 4.

Абсолютный максимум температуры воздуха: Бреды +41°С Троицк, Челябинск + 40°С Абсолютный минимум температуры воздуха: Златоуст -50°С Миньяр, Миасс -47°С Абсолютный максимум и абсолютный минимум температуры воздуха в Магнитогорске: +39°С , -46°С. Наиболее мокрые места области - Аша (761 мм) и Златоуст (704 мм) Наиболее засушливые территории области – Октябрьское (330мм) и Бреды (250мм) 2/3 годового количества влаги выпадает летом, а остальное зимой. Температура воздуха

В каком городе нашей области была запущена первая метеорологическая станция.

В каком городе нашей области была запущена первая метеорологическая станция? Какие факторы влияют на формирование климата? Перечислите элементы погоды. Где были зафиксированы абсолютный максимум и абсолютный минимум температуры воздуха в области? Назовите самое мокрое место в области и самое сухое. В какой части нашей области наблюдаются наиболее высокие средние температуры? Почему? Закрепление

Читайте также: