Классификация химических реакций 9 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Материалы, необходимые для обеспечения урока: оборудование, реактивы, необходимые для выполнения опытов.

  • участие в демонстрации опытов;
  • работа у доски (выполнение упражнений, решение задач);
  • выполнение заданий (работа в парах).

Основные этапы урока.

2. Систематизация учебного материала о типах химических реакций по следующим признакам:

- число и состав исходных и образующихся веществ;

- изменение степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;

3. Закрепление учебного материала и подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

2. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена (по числу и составу исходных и образующихся веществ).

Учащиеся у доски формулируют определения указанных реакций и приводят примеры.

Реакции разложения. В результате реакции из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или сложных веществ:

Учитель с помощью учащихся нагревает в пробирке основной карбонат меди (малахит). В ходе опыта происходит изменение зеленой окраски малахита на черную, на стенках пробирки появляется влага.


зеленая окраска черная окраска

Реакции соединения. В результате реакции из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно новое сложное вещество:

Учитель с помощью учащихся поджигает кусочек красного фосфора (размером с чечевицу). Образующийся белый дым накрывает пустым влажным стаканчиком, затем наливает туда воду и добавляет индикатор – метиловый оранжевый. Наблюдается появление красного окрашивания.

Реакции замещения. Протекают между простым и сложным веществами, при этом атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:

Учитель с помощью учащихся готовит две пробирки с раствором сульфата меди. В одну из них опускает кусочек цинка, в другую – железный гвоздь. Через несколько минут на цинке и железе наблюдается появление красного налета.

Реакции обмена. Протекают между двумя сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями:

Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор соли никеля и добавляет к нему раствор щелочи.

Наблюдается образование осадка салатового цвета – гидроксида никеля.


осадок салатового цвета

3. Окислительно-восстановительные реакции (по изменению степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ).

Учащиеся у доски формулируют определения: окислительно – восстановительные реакции; процессы окисления и восстановления; окислители и восстановители.

Процессы, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, т.е. переход или смещение электронов от атомов одних элементов к атомам других элементов, называют окислительно – восстановительными реакциями.

Окислители – вещества, атомы, молекулы или ионы которых принимают электроны и сами при этом восстанавливаются. Восстановители – вещества, атомы, молекулы или ионы которых отдают электроны и сами при этом окисляются.

Учитель предлагает подобрать коэффициенты методом электронного баланса для уравнений реакций, иллюстрирующих окислительные свойства перманганата калия в кислой, щелочной и нейтральной среде.

Учитель с помощью учащихся готовит в 3-х стаканах растворы перманганата калия.

В первый стакан добавляет несколько капель кислоты, во второй – воду, в третий – несколько капель щелочи. Затем во все стаканы добавляет раствор сульфита натрия.

В первом стакане происходит обесцвечивание раствора:

Во втором стакане наблюдается изменение лиловой окраски на буро – коричневую и выпадение осадка:

В третьем стакане наблюдается изменение лиловой окраски на изумрудно-зеленую.

4. Необратимые и обратимые реакции (по признаку обратимости).

Учащиеся у доски формулируют определения необратимых и обратимых реакций.

Необратимыми называются такие реакции, которые протекают до конца, т.е. до полного израсходования одного из реагирующих веществ.

Обратимыми называют реакции, протекающие при данных условиях во взаимно противоположных направлениях.

Учитель обращает внимание учащихся на условия необратимости реакций ионного обмена: выпадение осадка, образование газа, образование слабого электролита, в частности, воды.

    Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор сульфата натрия, добавляет раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка сульфата бария (эффект “парного молока”).
  • Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор сульфида натрия, добавляет раствор соляной кислоты. Наблюдается выделение газа (сероводород), имеющего резкий, неприятный запах тухлых яиц.
  • Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор гидроксида натрия, добавляет несколько капель фенолфталеина. Наблюдается малиновое окрашивание, которое исчезает при добавлении раствора серной кислоты, что свидетельствует о нейтрализации щёлочи кислотой.

Учитель предлагает учащимся составить полные и сокращенные ионные уравнения для реакций:

5. Экзотермические и эндотермические реакции (по тепловому эффекту). Учащиеся у доски формулируют определения: тепловой эффект химической реакции, экзотермические реакции, эндотермические реакции.

Количество теплоты, которое выделяется или поглощается в результате реакции, называют тепловым эффектом данной химической реакции.

Экзотермическими называют реакции, которые протекают с выделением теплоты.

5. Эндотермическими называют реакции, которые протекают с поглощением теплоты.

Химические уравнения, в которых указано количество теплоты, выделяемое или поглощаемое при реакции, называют термохимическими.

Учащиеся записывают примеры термохимических уравнений:

Учитель предлагает учащимся решить задачи. Приложение 3

С целью проверки степени усвоения учебного материала учитель предлагает учащимся (попарно) выполнить задания. Приложение 4

Учитель подводит итог урока и благодарит учащихся за активное участие.

- Повторить § 11 (Рудзитис Г.Е. Химия: Основы общей химии: учеб. для 11 кл.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА УРОКА: Классификация химических реакций.

9 класс

Дата:09.12.16

Цель урока : изучить классификацию химических реакций, научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

Развивающие: совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости.

Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные : работать по алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в ходе проведения лабораторной работы и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока : комбинированный урок с использованием ИКТ.

Методы:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение);

Практический (выполнение опытов);

Форма работы: индивидуальная, парная.

Оборудование : таблица “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, ПК с проектором; таблица “Растворимость солей, кислот и оснований в воде”; лабораторное оборудование – пробирки; химический стакан, ложечка, штатив для пробирок,; химические вещества –серная кислота, хлорид бария, соляная кислота, вода.

I. Организационный момент.

II. Мотивация и целеполагание:

а) Постановка темы и цели урока .

Сегодня мы с вами познакомимся с различными классификациями химических реакций.

А что такое химическая реакция? ( (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)

Каковы признаки химических реакций? ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)

Каковы условия возникновения химических реакций? (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)

Т.е на данном уроке мы повторим? (Типы ХР); изучим? (классификацию химических реакций); проверим теоретические знания на практике.

III. Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания о классификации химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции и ОВР. Оценивание до 5 баллов при взаимопроверке

Часть А. Выберите правильный ответ из предложенных.

А 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

горение 2) кипение 3) плавление 4) возгонка

А 2. Какому типу реакции соответствует уравнение:

oбмена 2) соединение 3) разложение 4) замещение

А 3. Окислительно – восстановительной не является реакция

2Na + Cl 2 = 2NaCl 2) 2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl↑

3) Zn +2HCl= Zn Cl 2 + H 2 ↑ 4) H 2 C=O + 2Ag 2 O= 4 Ag + CO 2 ↑+ H 2 O

Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.


Урк пможет в углублении и формировании знаний и умений классифицировать уравнения химических реакций по различным признакам.

Описание разработки

Цель урока: углубление и формирование знаний и умений классифицировать уравнения химических реакций по различным признакам, развивать умения составлять уравнения, подбирать коэффициенты, определять тип химической реакции

Задачи урока: изучить типы химических реакций, составить уравнения, используя генетические схемы, определить тип химической реакции. Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать интерес к предмету

Ход урока:

I. Организация урока

III. Изучение материала: работа с учебником

Конспект урока по химии по теме Классификации химических реакций

Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих и образующих веществ

I. Реакция соединения – это такие реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество

н. S + O2 = SO2 простое + простое = сложное

2 SO2 + O2 = 2 SO3 сложное + простое = сложное

SO3 + H2O = H2SO4 сложное + сложное = сложное

4NO2 + O2 + 2 H2O = 4 HNO3 сложное + простое + сложное = сложное

II. Реакция разложения – это такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ

н. 2HgO → 2 Hg + O2↑ сложное = простое + простое

2 KNO3 → 2 KNO2 + O2↑ сложное = сложное + простое

2 KMnO4 → K2 MnO4 + MnO2 + O2↑ сложное = сложное + сложное + простое

III. Реакция замещения – это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого – нибудь элемента в сложном веществе

Конспект урока химии на тему:

В данном конспекте представлен урок химии для обучающихся 9 класса, в ходе которого решаются важные задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций; развитие умений классифицировать реакции по различным признакам, обобщать, делать выводы, сравнивать; воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; В конспекта представлены подробные виды заданий, формы работы.

Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ

Тема урока: Классификация химических реакций.

Задачи:

1. обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций;

2. развитие умений классифицировать реакции по различным признакам, обобщать, делать выводы, сравнивать;

3. воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению;

Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость

Мотивация и целеполагание:

- Как вы считаете, для чего необходима классификация химических реакций?

- Что называется химической реакцией?

- Признаки химической реакции?

Было изучено много химических реакций. У них есть общие признаки, но и отличительные, так как каждая реакция непохожа на другую.

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции делятся на реакции соединения, разложения, замещения и обмена. К реакциям соединения относятся реакции, в результате которых из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное. Например, в реакциях металла или неметалла с кислородом образуются оксиды. В реакции серы с кислородом, образуется оксид серы ( II ), в реакции фосфора с кислородом – оксид фосфора ( V ), а в реакции магния с кислородом – оксид магния. Все эти реакции сопровождаются выделением света и тепла. Поэтому их ещё называют реакциями горения.

Реакцией соединения можно получить и соли, например, когда металл реагирует с неметаллом, так в реакции горения железа в хлоре, образуется соль – хлорид железа ( III ).

2 Fe + 3 Cl 2 = 2 FeCl 3

В реакцию соединения могут вступать и два сложных вещества с образованием одного сложного. Например, в реакции сложных веществ оксида кальция с водой образуется сложное вещество гидроксид кальция.

К реакциям разложения относятся реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ. Например, реакция разложения оксида ртути ( II ). В результате этой реакции образуется ртуть и кислород. Или, например, при разложении воды в электролизёре образуется кислород и водород.

2 HgO = 2 Hg + O 2

К реакциям замещения относятся реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, при этом образуется новое простое и новое сложное вещество. К реакциям замещения относятся реакции взаимодействия металлов с кислотами и металлов с солями. Так, в реакции цинка с серной кислотой образуется новое сложное вещество – сульфат цинка и выделяется газ водород (новое простое вещество).

Или, как в реакции железа с раствором сульфата меди ( II ) атомы железа замещают атомы меди в сложном веществе и образуется новое сложное вещество – сульфат железа ( II ) и новое простое – медь.

В реакциях обмена обязательно участвуют два сложных вещества, которые обмениваются своими составными частями. Например, реакция между гидроксидом натрия и соляной кислотой. В реакцию ступают два сложных вещества и образуется два новых сложных вещества – хлорид натрия и вода. К тому же, эта реакция ещё является и реакцией нейтрализации, т.к. в реакцию вступает щёлочь и кислота, при этом образуется соль и вода.

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

К реакциям обмена относятся и реакции между основанием и солью, так если в реакцию вступает хлорид железа ( III ) и гидроксид калия, то в результате реакции образуется соль – хлорид калия и выпадает осадок – гидроксид железа ( III ).

Соли могут также вступать друг с другом в реакцию, это также будут реакции обмена, в результате которых образуются две новые соли. Так, в реакции сульфата натрия с хлоридом бария образуется две новые соли – хлорид натрия и сульфат бария.

2Mg + O2 = 2MgO + Q

2 HgO = 2 Hg + O 2 – Q

По признаку обратимости реакции делятся на обратимые и необратимые. Обратимые реакции всегда протекают одновременно в двух противоположных направлениях, как реакция получения аммиака их двух простых веществ – азота и водорода. В этих реакциях вместо знака равенство ставится знак обратимости.

Необратимые реакции идут до конца, т.е. в результате этих реакций образуется газ, осадок или слабый электролит. Например, в реакции соляной кислоты и карбоната калия образуется углекислый газ и вода, т.е. реакция прошла до конца.

По признаку участия катализатора реакции делятся на каталитические и некаталитические. Каталитические реакции – это реакции, протекающие с участием катализатора. Например, реакция получения оксида серы ( VI ) из оксида серы ( IV ) является каталитической, т.к. необходимым условием её протекания является наличие катализатора оксида ванадия ( V ). Катализатор всегда указывается над знаком равенства или обратимости.

По признаку изменения степени окисления реакции делятся на реакции, протекающие без изменения степени окисления и реакции, протекающие с изменением степени окисления, или окислительно-восстановительные. Так, реакция разложения гидроксида меди ( II ) на оксид меди ( II ) и воду протекает без изменения степени окисления, а реакция взаимодействия нитрата серебра ( I ) с медью является окислительно-восстановительной, т.к. медь изменяет степень окисления с 0 до +2, а серебро понижает свою степень окисления с +1 до 0.

Обобщение и систематизация знаний:

1. Фронтальный опрос.

2. С какими типами химических реакций вы познакомились? Дать им

определение и составить схемы типов реакций для запоминания.

Реакции соединения:

А (простое) + В (простое) = С(сложное)

А (сложное) + В (сложное) = С(сложное)

Реакции разложения:

С(сложное) = А (простое) + В (простое)

С(сложное) = А (сложное) + В (сложное)

Реакции замещения:

А (простое) + ВС (сложное) = АС (сложное) + В(простое).

Закрепление и контроль знаний:

1. Описать реакцию получения аммиака из простых веществ – азота и водорода – по всем известным признакам.

Ответ: соединения, экзотермическая, каталитическая, окислительно-восстановительная, обратимая.

1) При нагревании гидроксида меди ( II ) происходит реакция:

2) Взаимодействие цинка с серной кислотой относится к реакциям:

3) Реакция, уравнение которой 2КMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑ относится к реакциям:

4) Реакция, уравнение которой 2Н2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2, является реакцией:

Читайте также: