Китай конспект урока 10 класс

Обновлено: 16.05.2024

Оборудование: карты физическая, политическая, экономическая Китая или мира, учебник.

I. Изучение нового материала

Экономико-географическое положение Китая

Задание: Самостоятельная работа по картам атласа. Выделить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП страны. Результат оформить в виде таблицы или схемы.

Благоприятные черты ЭГП

Неблагоприятные черты ЭГП

Задание: Пользуясь форзацем учебника, установите форму административно-территориального деления Китая.

Китай, Китайская Народная Республика (кит. Chung- hua Jen- min Kung- ho- kuo), КНР — государство в Центральной и Восточной Азии. Китай считает своей мятежной провинцией Тайвань. В 1998 году в состав Китая вернулся Гонконг.

В пределах территории Китая выделяют 23 провинции, 5 автономных районов (в том числе Гонконг-Сянган и Макао-Аомынь) и четыре города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин. Можно предложить учащимся выполнить дополнительное задание в учебнике.

Задание: Используя следующий топонимический словарик, расшифруйте названия, некоторых провинций Китая:

(Синьцзян — западная река, Юньнань — южное облако, Хэнань — южная река или территория к югу от Хуанхэ, Шаньдун — гора на востоке, Хэбэй — северная река или территория к северу от реки (Хуанхэ) и т. д.)

Задание: Пользуясь форзацем учебника, установите форму правления Китая. (Республика.)

Высший законодательный орган государственной власти — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), его постоянно действующий орган — Постоянный комитет. Глава государства - Председатель (или президент; избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5 лет).

Законодательный орган - однопалатное Всекитайской собрание народных представителей.

Исполнительная власть (правительство) — Государственный совет (Госсовет). Его состав и председатель (Премьер Госсовета) утверждаются ВСНП. Согласно Конституции 1982 года, Китай — социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. С 1949 года правящей является Китайская коммунистическая партия.

Китай занимает 1-е место в мире по численности населения (свыше 1 млрд. 286,97 млн. человек на 2003 г.) и 3-е - по территории (9,6 млн. км2). Столица — Пекин.

Задание: На основании карт учебника и атласов, проанализируйте демографические показатели, характерные для Китая. Какой вывод вы можете сделать?

Страна первого типа воспроизводства населения с относительно низкой рождаемостью (28, при средних показателях — 24), низкой смертностью (8, при средних показателях 9), низким естественным приростом (16, при средних показателях 15). Тем не менее Китай страдает от перенаселенности, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Если бы она не проводилась, численность населения Китая росла бы еще более высокими темпами. Направления демографической политики были закреплены законодательно в 1978 году. Сначала она заключалась в пропаганде среди населения средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации. Затем были жестко ограничены возраст вступления в брак (для женщин до 20, для мужчин до 22 лет), были продуманы материальные поощрения и наказания. Народ Китая живет под демографическим девизам: один ребенок в семье, одна супружеская пара — один ребенок, народ без братьев и сестер. Те супружеские пары, которые ограничиваются одним ребенком, получают материальные льготы, пользуются преимуществом при получении жилья, места в садике и т.д. Если в семье более двух детей, на нее налагается штраф до 1,5 тыс. юаней. Вследствие политики ограничения рождаемости преобладает мужское население.

Национальный состав населения

91% населения — китайцы (самоназвание хань), населяющие главным образом восточную половину страны; остальные — хуэй, уйгуры, ицзу, тибетцы, маньчжуры, мяо и др. (всего свыше 50 народов). В местах компактного проживания самых крупных этнических меньшинств созданы автономии.

Хань составляют большинство во всех районах, кроме Тибета и Синьцзяна. Официальный язык — китайский (7 основных диалектных групп). Кроме хань, на этом языке говорят маньчжуры и хуэй. Китайцы пользуются иероглифической письменностью, которая доступна для всех диалектов китайского языка. Кроме того, разработан единый национальный язык.

Свыше 4/5 населения проживает в восточных районах Китая (1/10 территории страны), где средняя плотность населения около 700 чел. на 1 км2.

Религиозный состав населения Китая

Верующие: даосисты, буддисты, мусульмане — 2-3%, христиане - 1% (католики и протестанты).

Задание: Сделайте анализ карты, рис. 18. К какому типу по уровню урбанизации относится Китай. (Среднеурбанизированный, доля городского населения — 30%.)

До 1949 года Китай считался одной из слабоурбанизированных стран - 10% городского населения. В структуре городов преобладали маленькие города. Но в 1949 году в Китае был взят курс на урбанизацию. Было выделено 3 направления:

1) увеличение доли городского населения;

2) рост более крупных городов;

3) равномерное распространение городов по территории страны.

В результате по абсолютному количеству городского населения, абсолютному количеству городов, количеству городов миллионеров Китай занимает первое место в мире.

Задание: Отметьте на контурных картах крупнейшие города Китая: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Шэньян, Чунцин, Ухань, Гуанчжоу, Харбин, Чэнду, Цзыбо, Сиань, Нанкин, Тайюань, Чанчунь, Далянь. Порты:

Далянь, Фучжоу, Гуанчжоу, Хайкоу, Ляньюньган, Нанкин, Наньтун, Нинбо, Циндао, Циньхуандоа, Шанхай, Тяньцзинь, Гонконг (Сянган), Ханьгу, Яньтай, Шаньтоу, Сямынь.

Знакомство с природными особенностями Китая можно провести на основании доклада одного из учеников, заменить часть доклада просмотром видеофрагмента, или практической работой с каратами атласа.

По ходу доклада учащиеся сравнивают природные особенности районов Китая и заполняют таблицу:

Западная часть Китая расположена в пределах Центральной Азии. На юго-западе — самое высокое на земном шаре Тибетское нагорье (представляет собой сочетание поднятых до 4000-4500 м равнин и хребтов высотой 5000-6000 м). Нагорье обрамлено высокими горными системами: на юге и западе - Гималаями и Каракорумом, на севере и востоке - Куньлунем, Наныианем и Сино-Тибетскими горами. Эти горы, а также расположенные севернее Восточный Тянь-Шань и Монгольский Алтай отличаются глубоким расчленением, проявлениями высотной поясности, несут в гребневой зоне снежники и ледники. На севере и северо-западе страны — обширные пустынные равнины: Таримская, Джунгарская, Алашань, Гоби. Восточная часть Китая находится в пределах менее высокой Восточной Азии, где горы обычно не превышают 3000 м. На северо-востоке расположены поднятия Большого и Малого Хингана и северная часть Маньчжуро-Корейских гор, разделенные низменностями Саньцзян и Сунляо. Южнее — сильно эродированное Лессовое плато и плато Ордос, горы Циньлин, Сычуаньская котловина, Юньнань-Гуйчжоуское нагорье и горы Наньлин. Вдоль Желтого и Восточно-Китайского морей протягивается обширная Великая Китайская равнина.

В западной части Китая климат резко континентальный, умеренный, на Тибетском нагорье — холодный. Осадков на равнине и плоскогорьях 50-250 мм в гол, снежный покров не повсеместен, что допускает круглогодичный выпас скота. В восточной части Китая климат муссонный, к северу от гор Циньлин — умеренный, между горами Циньлин и Наньлин — субтропический, в южных провинциях страны — тропический. Осадков в год от 50-100 мм до 400-800 мм на севере и западе, 2000-2500 мм и более на юге и востоке максимум летом. Осенью часты тайфуны. Климатические условия допускают на юге страны выращивание двух урожаев в год. Западные районы — область внутреннего стока; на востоке — разветвленная сетьрек; Основные реки (Янцзы, Хуанхэ, Сицзнн) имеют муссонный режим с летними паводками и используются главным образом для ирригации и судоходства. Наиболее значительные озера: Кукунор, Дунтинху, Поянху. Равнины восточной части страны в основном возделаны. В горах сохранились леса: смешанные и хвойные умеренного пояса на севере, широколиственные субтропические и многоярусные тропические на юге. На западе и северо-западе страны преобладают пустыни (Такла-Макан, Гоби и др.), полупустыни и степи, на Тибетском нагорье - высокогорные степи и холодные пустыни. Многочисленные резерваты (главным образом в восточной части Китая). Редкие растения и животные охранялись еще в императорских парках: реликтовое дерево гинкго, большая панда (бамбуковый медведь), золотистый рокселланов ринопитек (подвид обезьяны лангура). В лесах юга и юго-востока живет водяной оленек. Охранявшийся в императорских садах олень Давида на родине погиб после революции 1911 года, но был сохранен в европейских зоопарках и в настоящее время вновь завезен в Китай.


По производству ВВП Китай находится на 7-м месте в мире. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность.

Китай является крупнейшим в мире производителем зерна, мяса, овощей и фруктов, олова, угля, хлопка.

Задание: Самостоятельная работа учащихся с картами атласа. Выделите виды сырья, которыми Китай обеспечен хорошо. (КНР входит в пятерку крупнейших мировых производителей свинца, цинка, алюминия, никеля. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.)

Черная металлургия Китая

Металлургия Китая отличается большой концентрацией. Большая часть металла выплавляется на 10 комбинатах полного цикла. Мелкие и средние предприятия сосредоточены во всех провинциях.

Вопрос: На основе каких факторов развивается черная металлургия Китая? В каких провинциях и городах она размещается? (В целом Китай имеет хорошую базу для развития черной металлургии. По запасам железной руды Китай занимает третье место в мире, по запасам угля — первое. В целом предприятия черной металлургии есть во всех провинциях Китая. Крупнейшие месторождения железной руды: Датунское, Баотоу, Фусиньское, Фушуньское, Урумчи. Самыми крупными комбинатами полного цикла в Китае считаются: Баотоу, Ухань, Аеньшань.)

Задание: Сравните комбинаты полного цикла по оснащению сырьевой и топливной баз. (Эти мета/ыургические базы расположены близ месторождений железной руды и угля.)

Вопрос: Какой комбинат полного цикла располагается на пересечении транспортных путей, не имеет своей сырьевой базы? (Шанхай.)

Какой комбинат выпускает больше стали? (Аньшаньский.)

Вопрос: Цветная металлургия в Китае, в отличие от черной, не так хорошо развита. Почему? (Нехватка электроэнергии.)

Китай занимает по выплавке алюминия и свинца - первое место в мире, цинка — второе, серебра и золота — четвертое, меди - седьмое.

Задание: По картам атласа определите крупнейшие предприятия цветной металлургии и назовите вид металла, который на нем выплавляется? (Олово — Гэцзю, сурьма — Чанша, свинец — Шуйкоушань, медь — Куньмин.)

В Китае достаточная сырьевая база и наличие трудовых ресурсов благотворно влияет на развитее машиностроения. Машиностроение Китая отличается широким спектром продукции от горного оборудования и тракторов до различной аппаратуры и ЭВМ. На севере Китая на основе черной металлургии развито металлоемкое машиностроение — Харбин, Шэньян. Электротехнику выпускают в городах на побережье океана, Китай занимает первое место по производству телевизоров, швейных машин и велосипедов. По выпуску морских судов Китай занимает третье место в мире, в производстве отличается Далянь. Развито ВПК: Китай в настоящее время является космической и ядерной державой.

Задание: Обратите внимание на карту Китая. Какие виды сырья есть в этой стране для развития химической промышленности? (Сырье есть и для неорганической и для органической химии.) Особенно в химии выделяется производство удобрений, бытовой химии и фармацевтики. (Почему?) Найдите на карте крупнейшие центры химической промышленности - Чунцин, Шанхай.

Вопрос: Несмотря на производство собственных удобрений, Китай покупает их за рубежом. Почему? (Большая часть удобрений низкого качества поэтому страна вынуждена часть удобрений закупать.)

Вопрос: Какой фактор влияет на размещение предприятий органической химии? (Приморский, сырьевой.) Назовите крупнейшие центры по переработке нефти. (Шанхай, Нанкин.)

Характерная черта современной китайской экономики - зависимость ее от внешнего рынка. Самой конкурентоспособной продукцией Китая на мировом рынке является обувь и одежда. Текстильная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция страны представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей.

Вопрос: Где на территории Китая распространены предприятия легкой промышленности? (Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в приморских районах — Шанхае, Кантоне и Харбине.)

Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высокие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира, отличающуюся низким качеством и такой же ценой, предназначенную для рынков России, стран СНГ и Восточной Европы.

С середины 1980-х годов было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44%). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.

Задание: Сравните районы Китая по отраслям сельского хозяйства:

1. Природные условия, оказывающие влияние на развитие сельского хозяйства

Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2004), карты: политическая Азии, компьютер, медиапроектор, экран, электронный учебник “Экономическая и социальная география мира” (Образовательная коллекция ! С) презентация урока (Microsoft Power Point)

  1. Организационный момент.
  2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.
  3. Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.
  4. Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.
  5. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.
  6. Внешнеторговые связи.
  7. Китая страна древней культуры.
  8. Закрепление материала, задание “Расшифруй карту”.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся настраиваются на урок, учитель объявляет тему и форму проведения урока, знакомит с планом урока.

2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.

Учитель: Китай… Древняя и немного загадочная страна…

Пять тысяч лет китайской цивилизации, и всего 55 лет Китайской Народной Республике,

рожденной революцией. Какой же сегодня Китай?

  • Площадь - 9561 тыс.кв.км (3 место)
  • Численность населения-1500 млн. человек (1 место)
  • Столица - Пекин

Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1.

Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.

Слайд 2, 3 - Форма правления и административно-территориальное устройство Китайской Народной Республики

3. Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1

Учитель: Для сравнения численности населения китайских провинций и европейских стран приведу пример: “Провинции Хенань, Шадунь и Сычуань по численности жителей (соответственно 92, 87 и 84 млн. человек) превосходят самую большую по числу жителей страну Европы – Германию. А в провинциях Хебей, Цзянсу, Аньхой, Хубей, Хунань, Гуадун численность населения больше, чем во Франции, Великобритании или Италии).

Прочтём пример (18) в тексте учебника на стр. 261, также отражающий особенности численности населения китайских провинций.

Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.

  • Самоназвание – “хань”
  • 2/5 – молодёжь
  • В языке 7 основных диалектов
  • Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”)
  • Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30
  • Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать)
  • По этническому составу большинство населения – китайцы .
  • Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек
  • Неграмотных в стране - 250 млн.
  • Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков
  • Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков

Учитель: Ваша задача охарактеризовать население Китая по указанным пунктам плана и источникам информации (слайд 6 Приложение).

Практическая работа “Характеристика населения Китая”

  • Численность населения
  • Тип воспроизводства
  • Демографическая политика
  • Возрастной и половой состав
  • Обеспеченность трудовыми ресурсами
  • Коэффициент урбанизации
  • Главные города и агломерации
  • Общий вывод и перспективы
  • Форзац, текст стр.235
  • Стр. 63
  • Стр.64
  • Стр. 63, 66-67
  • Стр. 63
  • Стр.77
  • Стр.76
  • Самостоятельно

5. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.

Учитель: Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Пречислм их – стр.262 п.(19) учебника.

1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали,выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых.

2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.

Учитель: По диаграмме на слайде охарактеризуйте структуру занятости по отраслям экономик Китая

Характеристика тяжёлой промышленности по предложенной схеме

Учитель: (рассказ по слайду 8 и карте добывающей промышленности и энергетики Китая) электронного учебника для 10 класса (1С): Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.

На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая.

  • Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика)
  • Текстильная промышленность- главная отрасль лёгкой промышленности Китая

Учитель: Выполните задание, указанное на слайде, чтобы охарактеризовать территориальную структуру хозяйства Китая

Экономические зоны Китая

По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.

Учитель: Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. На слайде (10) представлена краткая характеристика сельского хозяйства Китая.

Главные земледельческие районы:

“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы

“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.

Учитель: прочтите примеры, приведённые в учебнике на стр. 239

Учитель: Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае Сюй Цзэшу:

Время для пития чая

  • когда ты празден;
  • когда слушаешь скучные стихи;
  • когда мысли спутаны;
  • когда отбиваешь такт, слушая песню;
  • когда музыка умолкает;
  • когда живешь в уединении;
  • когда живешь жизнью ученого мужа;
  • когда беседуешь поздно ночью;
  • когда занимаешься учеными изысканиями днем;
  • в брачных покоях;
  • принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
  • когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
  • в хорошую погоду;
  • в сумерки дня;
  • когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
  • среди раскидистых деревьев и бамбуков;
  • когда распускаются цветы;
  • в жаркий день, у зарослей лотоса;
  • возжигая благовония во дворе;
  • когда младшие покинули комнату;
  • когда посещаешь уединенный храм;
  • когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину

Характеристика карты сельскохозяйственных районов Китая электронного учебника для 10 класса (1С).

6. Внешнеторговые связи.

Слайд 12 – Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.

7. Китай - страна древней культуры.

Учитель: Китай не только не только мощная индустриально-аграрная страна, но и прежде всего страна древней культуры.

Слайд 13 – достижения культуры Китая. (Приложение)

Учитель: посмотрите на фотографию (слайд 14 (Приложение)), на мой взгляд автор фотографии хотел показать, что Китай страна крайне разносторонняя, сочетающая и мощную промышленность и богатое культурное наследие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

— активизировать познавательную деятельность учащихся, используя информационные технологии, развитие речи, мышления.

воспитательные:

— формирование системы взгляда на мир, уважения к чужой культуре.

Планируемые результаты:

• географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Азия) и стран (Китай), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы:

• сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития;

Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа картографический, проблемный.

Материально-техническое обеспечение: политическая карта мира, атлас, учебник, ноутбук, проектор

I.Организационный момент. Введение в тему урока. Подведение учащихся к определению и постановке целей урока

1) 1. Количество стран в Зарубежной Азии;

2. Страны Зарубежной Азии по форме правления и территориально – административному устройству;

3. Город, какого государства является родиной трех религий;

4. Группировка стран по географическому положению;

5. Численность населения Зарубежной Азии;

6. Группировка стран по уровню экономического развития;

7. Страна, входящая в семерку экономически развитых стран мира.

8. Страны, которые являются второй и третьей экономикой мира.

III.Изучение нового материала:

В Зарубежной Азии много ярких, интересных стран. Одну из них часто величают Поднебесная. –
- Какую страну так называют? Тема урока: Китай
Китай страна с интересным прошлым, ярким настоящим и большим будущим.
Сегодня мне будут помогать ваши одноклассники, они подготовили интересную и важную информацию о стране и с удовольствием поделятся ею с вами.
Ваша задача: На основе услышанного и увиденного составить характеристику Китая, заполнить карточки задания, вставить пропущенные слова.

Проектная работа. Лэпбук. Работа в группах

Задание для 1 группы

Задание для 2 группы

Задание для 3 группы

Задание для 4 группы

V.Рефлексия. Общий вывод. Подведение итогов урока.

Итог урока:
Китай – удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Сегодня мы получили лишь самое общее представление о стране, но хочется верить что оно не оставило вас равнодушными и породило желание более подробно познакомиться с ней.

VI.Домашнее задание: изучить параграф 2; стр 235-241; Подготовить презентации не более 5 слайдов о культуре Японии ( Бонсай, Икебана, Кухня, Боевые искусства- Сумо, Каратэ, Айкидо и др., Кимоно…)

Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай" дана к учебнику Домогацких, Алексеевский. Учащиеся работают с логическим опорным конспектом.На уроке используется интернет, источники дополнительной информации.Украшает урок музыкальные паузы с китайской народной музыкой, показ чайной церемонии, еда с помощью палочек.Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"

Читайте также: