Кислород и водород конспект

Обновлено: 05.07.2024

Образовательная. Повторить, углубить и обобщить и привести знания о свойствах водорода и кислорода; научить сравнивать элементы и простые вещества (кислород, водород) и их соединения по строению и свойствам, объяснить сходства и отличия, доказывать химические свойства простых веществ кислорода и водорода и их соединений, записывать уравнения реакций, применять полученные знания при решении расчетных задач.

Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитательная. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Форма урока: Беседа с элементом самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа.

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование и реактивы: на столах учеников: опорные схемы, дидактические карточки с заданиями, чистые листы.

Девиз урока: “Повторение – мать учения”.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях урока.

Здравствуйте. Садитесь. На слайде загадки, нам нужно их отгадать.

Я коварный поджигатель.

Вы огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель

(если только дров дадите) (Кислород)

2)Вы со мною уже встречались-

Я космический скиталец

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду. (Водород) (1слайд)

На 3 слайде: эпиграф

“Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи”.

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по темам кислород и водород в занимательной форме.

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Подпишите их. В течение всего урока вы будете выполнять задания, и отмечать результаты своей работы в этих оценочных листах. Если ответили правильно, ставите себе в оценочном листе “+”, если неправильно, то “-”.

Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся

Повторение оксидов.

Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?

Сценка “Кто я?”.(5 слайд)

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. “Начало всех начал”, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – “первичной материи”. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я? (Ответ: Вода.)

В состав воды что входит? (2 атома водорода и один атом кислорода)

Учитель. (Слайд 5.) Как называется соединение Н2О? (оксид водорода)

Какие вещества называются оксидами?

Ответы обучающихся.

Самостоятельная работа “Крестики нолики”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

сравнить физические и химические свойства двух газов,

способы их собирания и распознавания;

способы получения газов в лаборатории;

уметь составлять уравнения горения простых веществ;

знать области применения этих газов и распространения их в природе. (Все цели учащиеся сами формиулируют)

Задачи урока:

Образовательная: проверить и обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах кислорода и водорода;

Развивающая : развитие способности к анализу и логическому мышлению;

Воспитательная : формировать навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности, работе в группах.

Оборудование: дидактический материал; реактивы для проведения демонстрационного опыта по получению кислорода и водорода, ИКТ

Учитель : Здравствуйте ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали отдельные элементы ПС Д. И. Менеделеева. , а скажите мне, о каком газе идёт речь в стихотворении (слайд 1) Нацеливание учащихся на урок.

Примерно века два назад открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад и он для нас не тайна.

Без газа этого на свете не жили б звери и народ.

Его б узнать могли бы дети, ведь это- кислород.

Учитель (беседа с учащимися)

Кем и когда был открыт кислород? ( B 1774г. Дж. Пристли. При накаливании оксида ртути. 2 HgO = 2 Hg + O 2 ) стр.53 уч-ка Г.Е.Рудзитис. (слайд 2)

Учитель: А теперь о каком элементе идет речь водороде:

Я газ, легчайший и бесцветный, неядовитый и безвредный.

Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду. (слайд 3)

Какие физические свойства газа описаны здесь?(подтверждение строчек: Я газ, легчайший и бесцветный, неядовитый и безвредный.Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду.)

Когда и кто его открыл?(Г. Кавендиш в 1766г получил в чистом виде)стр.72уч-ка Г.Е.Рудзитис (слайд 4)5 мин

Учитель: Сегодня на нашем уроке мы постараемся обобщить вами ранее изученные знания об этих двух газах – водород и кислород. Апридерживаться мы будем следующего плана:

План написан на доске

1. Сравнение физических свойств этих газов.

2. Распространение этих газов в природе.

3. Получение газов в лаборатории.

4. Химические свойства кислорода и водорода.

5. Применение кислорода и водорода.

Учитель: А девизом нашего урока станут слова Ш. Монтескье:

Надо много учиться, чтобы знать хоть немногое. (слайд 5)

Учитель: А теперь давайте перейдем к первому пункту нашего плана,сравнение физических свойств газов.

Индивидуальная работа учащихся по вариантам.

Учащиеся проверяют работы, учитель комментирует . (слайд 6)5-7 мин

Далее учитель вызывает учащегося к доске. Рассказ учащихсяо нахождении газов в природе, делаются выводы учеником на основе данных схем (слайд 8,7)

Водород и Кислород

Кислород в природе-49%

Водород в природе -1%

1) в космосе-92% ,организмах-1%,воздух-1%,в земной коре-1%

2)в космосе-0% в воздухе-21% ,организмах-65%,в земной коре-92%

И так, давайте сделаем вывод:

Какой газ преобладает на нашей планете и в космосе, а в живых организмах?

Откуда берется кислород в природе? (Процесс фотосинтеза 6СО 2 +6Н 2 О=С 6 Н 12 О 6 +6О 2 ) Далее учитель вызывает учащегося к доске для написания уравнения фотосинтеза.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как же можно получить газ в лаборатории. Далее учитель демонстрирует получение кислорода разложением перманганата калия, водорода – из цинка и соляной кислоты.

Работа у доски и в тетрадях. Дописать уравнения реакций получения газов, назвать полученные вещества, указать тип реакции.

По мере объяснения и демонстрации ведется работа тетрадях учащихся.
1 Zn + HClZnCl 2 + Н 2 тип реакции-замещение

2 Н 2 SO 4 + Zn ZnSO 4 + Н 2 тип реакции-замещение

3 2К MnO 4 T К2 MnO 4+ MnO 2+ O 2 тип реакции-разложение

Учитель: Каковы же физические свойства данных газов?

(Делаем вывод) 10 мин

Учитель: А теперь давайте рассмотрим химические свойства кислорода и водорода.Запишите уравнения реакций, о которых говориться в стихотворении:

Известно, что горят отлично в нём

1) сера, фосфор, углерод,

2) энергично сгорает даже водород.

Учащиеся записывают уравнения у доски

- Как называются соединения элементов с кислородом?(оксиды)

- Дайте определение реакциям горения.(Реакции идущие с выделением тепла и света). 5 мин.

Учитель: А теперь давайте обратимся к плану урока, какой пункт мы с вами еще не рассмотрели. Применение кислорода и водорода .Учащимся выдается перечень их задача отобрать то, что необходимо для применения одного из элементов. Индивидуальная работа в группах. Учащиеся делятся на 2 группы, затем сравниваются результаты и ответы учащихся. 5 мин

А теперь ребята, скажите мне, мы с вами достигли поставленные цели урока? А какие именно?

А почему взят такой девиз? 1 мин

Работа на закрепление

Сейчас исправлять ошибки придется учащимся, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.

Представлена разработка урока химии для 8 класса по теме "Кислород. Газообразное состояние. Водород".

ВложениеРазмер
7.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему:

Выполнил учитель химии

Обобщить знания о газообразном состоянии вещества. Закрепить газовый закон Авогадро.

I. Каменный уголь, нефть, жидкое топливо

Реактивы: КМПО4, колбы, лучинка, Zn, НС1

Мы с вами живем на дне воздушного океана. Около 200 лет воздух считался элементарным веществом. Сейчас мы знаем, что воздух - это смесь газов.

У Бодлера есть такие строки:

«Есть запах чистоты

Он зелен точно сад,

Как плоть ребенка свеж,

- Скажите, за счет какого процесса происходит круговорот О 2 в природе?

- А если бы О 2 было 30%. Что тогда? Сырая древесина сгорала бы как порох.

- Как вы думаете, чем отличается газообразное состояние вещества от конденсированного?

- От чего зависит объем газа?

- Как читается закон Авогадро?

- Какой объем занимает 1 моль любого газа при н.у.?

Поработать в честь наших королей к доске пойдут (6 человек)

№ 1. Получение О 2 в лаборатории:

KClO 3 → КMnO 4 → HgO →

№2. Получение Н 2 в промышленности, в лаборатории:

СН 4 + Н 2 0 → Н 2 0 →

Zn + НС1→ Fe + H 2 SO 4 →

№3. Химические свойства О 2

S + О 2 → Fe + О 2 → Р + О 2 →

Сu + О 2 → С + О 2 → СН 4 + О 2 →

№4. Химические свойства Н 2

Н 2 + С1 2 → Н 2 + S → Н 2 + Na →

Н 2 + N 2 → Н 2 + O 2 → Н 2 + Na →

Н 2 + CuO → Н 2 + W0 3 →

№5. Каков объем Н 2 (н.у.), который может быть получен из 1г. гидрида

№6. Сколько теплоты выделиться при сгорании 10 л. Н 2 , если термохимическое уравнение горения

2Н 2 0 + 0 2 = 2Н 2 0 + 484 кДж

А мы пока собираем все сведения о наших королях, все то, что составляет их богатство (Разделю вас на два королевства; каждый из вас должен защищать честь и достоинство вашего величества).

Итак, - Кто открыл 0 2 ?

- Химическая формула 0 2 ?

- Химическая формула Н 2 ?

- Mr (О 2 ) =? легче или тяжелее воздуха?

- Mr (Н 2 ) =? легче или тяжелее воздуха?

САМЫЙ ЛЕГКИЙ ГАЗ НА ЗЕМЛЕ . Посмотрите, как выглядят наши короли:

Внешне они похожи! Посмотрим, любят ли наши короли водные

- Как растворяется О 2 ?

- Как растворяется Н 2 ?

- Как выглядит О 2 в жидком и твердом состоянии

Менять наряды может позволить себе только его величество:

t кип (О 2 ) = -183°С t пл (О 2 ) = -219°С

О 2 газ бесцветный, жидкий - синего цвета, твердый – снегообразная масса

- А любит ли менять наряды Н 2 жидкий, бесцветный, твердый, прозрачный, при t кип = -253°С, t пл = -259,2°С

- Как собирают 0 2 ?

- Как собирают Н 2 ? (таблица)

- Есть ли у O братья? Кто? (изотопы)

- Есть ли братья у Н? (изотопы)

- Кто из наших королей передает тепло от себя другим?

Н 2 имеет самую высокую теплопроводность, в 7 раз большую, чем у воздуха.

Повторим о владениях наших королей:

- Самый распространенный элемент вселенной (92%)?

- В каком он там состоянии?

Солнце - это гигантский ядерный реактор, Н 2 - космическое горючее. По некоторым расчетам, каждую секунду в глубинах Солнца, примерно 564 млн. т. Н 2 в результате термоядерного синтеза (когда рождается гелий) превращается в 560 млн. т. Не, а 4 млн. т. Н 2 превращается в мощное излучение, которое уходит в космическое пространство. Нет опасения, что на Солнце скоро иссякнут запасы водорода. Оно существует миллиарды лет, а запас Н 2 в нем достаточен для того, чтобы обеспечить еще столько же лет горения.

О водородной энергетике говорят все чаще. Если человечество овладеет управляемым термоядерным синтезом, то проблема энергии будет решена НАВСЕГДА. А вот слияние двух ядер водорода, дейтерия и трития сопровождается выделением колоссальной энергии, намного большей, чем при распаде ядра урана или плутония.

- Сколько 0 2 к атмосфере?

- Сколько водорода в атмосфере?

- Сколько кислорода в земной коре?

- Сколько водорода в земной коре (1 %)?

- Какова роль 0 2 в химических процессах, происходящих на Земле?

- Какова роль Н 2 в химических процессах?

- Самое распространенное соединение наших королей?

Итак, наши короли самые главные в химических процессах, протекающих на Земле. Кстати, и самые главные в живой природе. Органические вещества живого организма содержат Н, О.

Какие природные ископаемые содержат Н.

Каменный уголь при t = 450-500°С и под большим давлением можно превратить в жидкое топливо, похожее на нефть.

Вы устали, выпрямите спину, сделайте глубокий вдох. Кто подхватил 0 2 ? (карточки).

Цель урока: закрепить знания учащихся о кислороде и водороде как химических элементах и простых веществах, способах их получения и практическом использовании.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
    закрепить на уровне атомно-молекулярной теории представления о кислороде и водороде, как химических элементах, простых веществ; понятии аллотропия, катализатор;
    продолжить формировать практические умения по обращению с химическим оборудованием и реактивами.
  2. Развивающие: развивать познавательные умения (умение наблюдать, сравнивать, делать выводы).
  3. Воспитывающие:
    воспитывать аккуратность при выполнении эксперимента;
    воспитывать коммуникативные умения.

Оборудование и реактивы: раствор перекиси водорода 3%, оксид марганца (IV), приборы для получения кислорода и водорода, спички, спиртовка, лучинка, гранулы цинка, соляная кислота. Таблицы “Кислород в природе”, “Электрохимический ряд металлов”, CD диск “Виртуальная лаборатория”.

Девиз: “Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз”

Учитель: Сегодня предметом нашего внимания будут кислород и водород, которые имеют большое значение для жизни на нашей планете. Мы повторим их способы получения, свойства и области применения. Начнем урок с устного химического диктанта. Я буду задавать вопросы, а вы должны определить о каком химическом элементе или образованном им веществе идет речь.

Узнай “Кто я?”. (Слайд 2; 3)

Самый распространенный химический элемент на Земле?
Самый распространенный химический элемент во Вселенной?
Массовая доля этого элемента в организме человека составляет 61%?
В твердом состоянии притягивается магнитом?
Самый легкий газ на нашей планете?
Образуется в результате реакций замещения между металлом и кислотой?
Этот элемент образует два простых вещества, одно из которых имеет запах свежести?
Является хорошим восстановителем?
В составе воздуха на него приходится 21%?
Необходим для дыхания?
Его открыл Лавуазье?
Его открыл Кавендиш?

Учитель: А теперь вспомним, как получаются эти газы (на столе стоят приборы для собирания газов).

Каким прибором необходимо воспользоваться для получения и собирания водорода? Почему?

Что нужно взять для получения водорода?

А любой ли металл для этого подходит?

Игра “Третий лишний”.

Какой металл не будет вытеснять водород из кислот? (Слайды 4; 5)

А) Mg, AI, Cu. Б) Ag, Fe, Na.

Давайте проведем опыт по получению водорода. Как доказать его наличие? Почему необходимо проверять водород на чистоту? (ученик получает водород и доказывает его наличие).

Каким прибором необходимо воспользоваться для получения и собирания кислорода? Почему?

Какими способами можно собирать кислород? Почему?

Из какого вещества мы на практической работе получали кислород?

Как мы доказываем, что получили кислород?

Из какого еще вещества можно получить кислород? (Из перекиси водорода). Какое вещество необходимо добавить к перекиси водорода? Чем оно является? Что называется катализатором?

Один ученик проделывает опыт по получению кислорода из перекиси водорода. Учащиеся записывают уравнение реакции его получения.

Учитель: Так как получение кислорода в больших количествах дорогостоящий процесс, мы воспользуемся “Виртуальной лабораторией”, чтобы продемонстрировать свойства кислорода. (Ученики работают с CD диском. Проделывают реакции горения угля, серы и железа в кислороде и записывают уравнения реакций).

Учитель: С какими веществами взаимодействует кислород? (С неметаллами, металлами, сложными веществами). Что при этом образуется? Что называется оксидами?

Игра в “крестики-нолики” (Слайд 6)

CaO HCI PH3
S BaO Cu
H2O H2S AI2O3

(Выигрышный путь – формулы оксидов.)

На доске написаны уравнения химических реакций. Найдите допущенные там ошибки: (Слайды 7; 8)

Чем является водород в химических реакциях с оксидами металлов?

К нам поступила телеграмма: “Пропали вещества, вместо них появились многоточия” Текст этой телеграммы перед Вами. Напишите пропавшие вещества и расставьте коэффициенты.

ТЕЛЕГРАММА (Слайд 9; 11)

Осуществите цепочку превращений. (Слайд 10; 12)

H2 O→ O2 →CuO →Cu KMnO4 → O2 → H2 O→ H2

А как получали водород в прошлом? Один из самых старых способов – взаимодействие водяного пара с раскаленным железом – способ Лавуазье.

Таким способом его получали в России в царской армии для наполнения воздушных шаров, пропуская пар через раскаленные дула пушек. Таким же способом его получали в блокадном Ленинграде для наполнения аэростатов воздушного заграждения.

Вычислите объем выделившегося водорода, если в реакцию вступило 2 моль воды?

Где сейчас используются водород и кислород?

Водород: (Слайды 13–18)

Протекающие в звездах (и на Солнце) превращения атомов водорода в атомы гелия сопровождаются выделением огромного количества тепла и света. Без них жизнь на Земле была бы невозможна.

Значительная часть расходуется на производство аммиака, являющегося сырьем для получения пластмасс, синтетических волокон, лекарственных препаратов.

Небольшое количество водорода используется в пищевой промышленности для преобразования жидких растительных масел в маргарин.

Жидкий водород применяется как ракетное топливо. Исследуется возможность использования водорода в двигателях внутреннего сгорания. Создано множество вариантов водородных двигателей для автомобилей. Но пока водород в 4 раза дороже бензина. Возможно, что в будущем топливом номер один будет “металлический” водород.

Кислород: (Слайды 19–25)

Необходим для дыхания. Достаточно 7–8 минут прекращения поступления кислорода в кровь, чтобы в коре головного мозга произошли необратимые изменения и восстановление жизни стало практически невозможным.

Используют в химической промышленности для получения оксидов, кислот, пластмасс.

Используется при выплавке чугуна и стали.

Жидкий кислород используется в ракетных двигателях.

На высоте 15–25 км образует озоновый слой, состоящий из атомов кислорода, который защищает Землю от жестких ультрафиолетовых лучей.

Используется при сварке и резке металлов.

Применяется для ускорения процессов окисления (горения).

В санаториях больным предлагают кислородный коктейль, который готовят путем пропускания сильной струи кислорода через фруктовые соки. Применение кислородного коктейля снимает усталость, повышает производительность труда, улучшает общее самочувствие и способствует нормализации сна.

Учитель: Знакомство с соединениями, в которые входят кислород и водород, мы продолжим на последующих уроках.

Читайте также: