Картина натюрморт 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, ознакомление с жанром натюрморт.

Планируемые результаты:

Образовательная:

  • познакомить с творчеством великих художников;
  • формировать навыки изображения натюрморта.

Развивающие:

Воспитательная:

  • воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников;
  • приобщение учащихся к эстетической культуре.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • развивать художественный вкус и способности к оценке произведений.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Предметные:

  • познакомиться с жанром натюрморт;
  • уметь составлять композицию из предметов;
  • уметь рисовать натюрморт.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: клей, цветная бумага, ножницы, лист бумаги, краски, кисти, карандаш, презентация.

Здравствуйте, ребята!. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Присаживайтесь!

Р: личностное включение в учебную деятельность.

II.Актуализации знаний и мотивация

Ребята, сегодняшнее занятие я предлагаю начать со строк.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу

Или грушу, или торт

Или все предметы сразу

Знай, что это – натюрморт!

Ребята, какие предметы изображены на картине.

Сегодня нет ни одной выставки, ни одного музея в мире, где бы мы не встретили этого удивительного жанра – натюрморта .

Так что же такое натюрморт?

Натюрмортами называют картины, на которых изображены неживые (неодушевлённые) предметы. Эти предметы могут быть очень разными.

-Рассмотрим картины, какие предметы использованы для изображения натюрморта? ( слайды ).

Сочные свежие плоды, букеты цветов в разнообразных вазах, изящные статуэтки, музыкальные инструменты, старинные книги.

- Некоторые из этих предметов мы видим ежедневно и не замечаем их красоты. Но под кистью живописца мир вещей словно оживает и восхищает нас.

Что относится к природе? А что – нет?

-Почему парусник, паровоз, воздушный шар не относятся к природе?

- Всё то, что создано людьми, принято называть рукотворным миром.

Сегодня мы с вами побудем художниками и будем учиться изображать натюрморт.

Отвечают на вопрос. Эти предметы созданы руками человека

П: выделение известной информации и структурирование знаний.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

К.:доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

К.: формирование умения признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

К.: общение и взаимодействие, формулировать собственное мнение и позицию.

ІІІ. Постановка учебной задачи

Стимулирования и мотивации учения: создание ситуации занимательности

Исходя из нашей беседы, определите, что сегодня мы будем изучать.

Какие цели мы поставим перед собой?

1)Узнать, как изображать предметы на плоскости;

2)Попробовать изобразить натюрморт самим

Формулируют тему урока

1)Узнать, как изображать предметы на плоскости;

2)Попробовать изобразить натюрморт самим

П.:самостоятельное формулирование целей урока.

Л.:проявление активности в общей работе.

ІV. Открытие нового знания

Словесный: беседа, сообщающая новые знания, объяснение

Наглядный метод: демонстрация презентации, иллюстраций

Наглядный метод: наблюдение за работой на доске

Ребята, совсем скоро мы приступим к изображению натюрморта, но для начала я вам покажу поэтапное выполнение работы, а уже после, вы проявите всю свою фантазию и нарисуете на альбомном листе, который я подготовила для вас. Приступим к выполнению. Для начала все внимание на доску.

Педагогический показ приёмов выполнения задания.

Сейчас я буду показывать поэтапное выполнение, а ваша задача внимательно следить. Я буду изображать кувшин, какую форму имеет кувшин?

Чтобы показать объемную форму кувшина, для начала ставлю пятно и от него придаём форму, понадобится охра и жёлтая краска. Прорисовываем горлышко и ножку. Для того, чтобы наш натюрморт придал вид, изобразим любой фрукт. У нас будет яблоко. Для этого понадобится красная краска. Изображать буду поверх братины, потому, что яблоко находится на переднем плане. Прорисовываем круг, от него придаю форму яблоку. После чего берём тёмную краску и показываем тень у предметов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Личностные: развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений; формировать способность к художественному познанию мира; формировать умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

Регулятивные: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать понимание роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.

Оборудование: учебник, презентация, акварельные краски, простой карандаш, кисти, натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной/однотонной драпировки); таблица «Последовательность ведения живописной работы (натюрморт)”.

Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Девиз на наш урок: “Смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе”.

- Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде? У кого какие еще мнения?

Готовятся к уроку

Настраиваются на урок

– Мы с вами на прошлых уроках говорили о таких

жанрах изобразительного искусства, как пейзаж
и портрет. Чтобы узнать о каком жанре пойдет речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой,

Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.

А еще и так бывает: нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А еще в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина назовется …(как?) натюрморт

-Тема нашего урока: “Картина-натюрморт”.

-Какие задачи поставим на урок? Чему будем учиться?

Задачи урока зафиксированы на доске в виде плана:

1. Познакомиться с жанром “Натюрморт”.

2. Рассмотреть репродукции картин художников в жанре “Натюрморт”

3. Изобразить натюрморт с натурной постановки.

Предполагают задачи урока

Открытие новых знаний

-Что же такое натюрморт?

– Натюрморт – изображение неодушевленных предметов: домашняя утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битая дичь и другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт

в XVII веке как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Натюрморт выполняет различные функции, например:

декоративный натюрморт – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм,

несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

символический натюрморт – изображаются свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы.

– Давайте рассмотрим натюрморты известных художников. Одним из самых любимых мною художников является В. Ф. Стожаров. Посмотрите на его натюрморты – это ярмарка цвета, веселый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев: прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских изб – все создает неповторимый дух того времени.

– Рассмотрите другие работы известных мастеров живописи, составьте описание картин.

-Я предлагаю вам внимательно рассмотреть две картины и определить, где изображён пейзаж, а где натюрморт.

- В чём их различие?

- Почему вы решили, что именно на этой картине изображён натюрморт?

- Почему пейзаж не может быть натюрмортом?

- Назовите предметы неживой природы, используемые в натюрморте.

- Для чего же нужен натюрморт? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно.)

-Мы рассмотрели несколько натюрмортов

и выяснили, что от их просмотра у нас остается разное настроение. Одни натюрморты ярки, праздничны, другие навевают грусть, третьи внушают нам спокойствие. Как же художникам удается передавать настроение на полотне?

– Настроение в натюрморте, как и в других жанрах, создается цветом. Какие цвета вы назовете праздничными? Какие грустными?

Влияет ли на наше восприятие картины расположение предметов на полотне?

Рассматривают иллюстрации в учебнике, слады презентации

Рассматривают произведения живописи

Анализируют произведения живописи

Составляют описания по репродукциям картин художников

Отвечают на вопросы учителя

Выражают си мнения

Отвечают на вопросы учителя

Творческая практическая деятельность

– Сегодня мы будем рисовать праздничный натюрморт. Рассмотрите постановку, которую мы будем рисовать сегодня.

– Какие предметы входят в натюрморт?

– Какой предмет стоит ближе к вам, а какой – дальше?

– Какой предмет самый высокий в натюрморте?

– С какой стороны освещен натюрморт?

– Какой предмет самый светлый?

– Есть ли блик на освещенных предметах? Что темнее – собственная или падающая тень предметов?

– Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов?

– Как мы будем располагать предметы на листе бумаги?

Демонстрирует последовательность выполнения линейного построения рисунка.

– Необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа. Ограничив поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Затем уточняем место каждого предмета относительно друг друга, определяем их пропорциональные отношения. Выявляем конструктивную основу формы. Далее проводим детальную прорисовку предметов натюрморта. Форма кувшина симметрична, поэтому его изображение начинается с проведения осевой вертикальной линии, на которой отмечаем высоту предмета и место соединения горлышка и тулова, ширину горлышка, тулова и дна кувшина. После проверки основных размеров предметов можно более точно прорисовать кувшин. Когда рисунок построен, намечается граница света и тени. При передаче светотени натюрморта необходимо учитывать и освещение, цветовое окружение предметов, расстояние между ближними и дальними предметами. При работе с акварелью для передачи объемов предметов необходимо внимательно следить за изменением окраски их боковой поверхности на свету и в тени, учитывая цветовую среду, в которой находится данная постановка, поэтому нельзя передавать цвет одной краской.

Показ методической таблицы выполнения натюрморта в цвете.

(Во время работы учитель помогает составить последовательность работы над рисунком, контролирует, приемы работы, наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания.)

Анализируют натурную постановку натюрморта

Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы
работы

Рисуют натюрморт с опорой на слайды презентации, педагогический рисунок и динамическую таблицу этапов рисования портрета

Анализ детских работ. Рефлексия

Учитель организует выставку детских работ и обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.).

- Оцените работу своего соседа по парте, прокомментируйте ее.

- Какие работы получились самыми аккуратными?

- Молодцы! С каким жанром в искусстве мы познакомились? Что нового вы узнали на уроке?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Почему?

– Все ли вам удалось выполнить в творческом задании?

- Что не удалось? Почему?

- На этом наш урок окончен. Д/з доделать работы.

Объясняет задание.

Учебник (с. 126–129).

– Составьте композицию для натюрморта (постановки) из реальных предметов (посуда, ткани-драпировки, цветы, фрукты, овощи, декоративные предметы), сфотографируйте натюрморт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать художественный вкус и способности к оценке произведений.

Познавательные УУД:

формировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения;

формировать умение аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:

Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

уметь рисовать натюрморт;

научиться описывать и эмоционально оценивать произведения художников.
Оборудование урока:

для учащихся: лист бумаги, краски, кисти, карандаш.

для учителя: заранее подготовить на формате А-3 звездное небо и распечатать на цветном принтере звезды (желтые и голубые) – презентация, видеофрагменты.

Вступительное слово учителя. Фронтальная работа

Приветствие учащихся (Слайд 1).

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок (Слайд 1).

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

Регулятивные УУД (саморегуляция), познавательные УУД коммуникативные УУД (умение слушать)

Вводная беседа, демонстрация постановка проблемной ситуации

Древнегреческий художник Зевксис жил в середине первого тысячелетия до нашей эры (Слайд 2).

Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади – пусть горожане решат, кому присудить победу. Зевксис изобразил кисть винограда (Слайд 3). Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.

Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.

Где же твоя картина? – спросил он.

Вон там, за ширмой, – ответил Паррасий.

Зевксис хотел отдернуть ширму – его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована! (Слайд 4)

Зевксис признал свое поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же – художника.

Так давайте вспомним, что же такое живопись?

Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно?

Правильно, композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.

Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.

Третий слог живописи – это все разнообразие красок, оттенков тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.

Как вы думаете, почему?

Как Вы думаете, что мы будем с Вами сегодня рисовать?

Читайте также: