Кантата александр невский 3 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств – истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского.

Тип урока: интегрированный урок с элементами творчества.

Виды деятельности на уроке:

1. Пение
2. Прослушивание музыки
3. Игра на инструментах
4. Анализ фрагментов музыкального произведения
5. Анализ репродукций картин русских художников
6. Работа с учебниками
7. Работа со стихотворным текстом
8. Домашнее задание в виде реферата
9. Просмотр видеофильма
10. Творческие задания по актерскому мастерству
11. Закрепление ключевых понятий
12. Работа с музыкальными терминами
13. Беседа о роли А. Невского в современном мире

Цель урока: в единстве и взаимосвязи нескольких видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.

Вступительное слово учителя

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике. Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Повторение пройденного материала (2-3 класс)

Учитель: Ребята, мы знакомились с образом Александра Невского во 2-м и 3-м классах. Давайте вспомним, кем был А. Невский?

Дети: Русским князем, а еще полководцем.
(Далее в тексте: У – учитель, Д – дети, учащиеся).
У: Когда он жил?
Д: Почти 800 лет назад.
У: Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?
Д: Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины.
У: Вспомните основные этапы его биографии.
Д: Александр Невский был праправнук А. Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У: Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
У: Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке,

Работа с учебником

У: Во 2-м классе мы начали создавать образ А. Невского при помощи картин русских художников – Михаила Нестерова и Петра Корина. Художники языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А.Невского, причем каждый художник передал свой образ Невского. Сравните эти картины.
Д: Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.
У: Эти художники создала яркие и по-своему контрастные образы русского полководца, а кто из русских композиторов создал незабываемый образ Александра Невского?
Д: Сергей Сергеевич Прокофьев.
У: Хорошо. А сейчас давайте вспомним, как музыкальными средствами рисует нам образ А. Невского композитор С. Прокофьев. Вспомните один из музыкальных примеров, с которым мы познакомились во 2-м классе.

Творческое задание

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Как рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.

Определение на слух

Творческое задание:

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Врагам на Русь не хаживать,
Полки на Русь не важивать
Поля Руси не таптывать,
Вставайте, люди русские.

Дети разделяются на 2 группы и подбирают средствам музыкальной выразительности, соответствующие их песне.

Анализ музыкальной формы.

Средства
музыкальной 1 песня 2 песня
выразительности

Темп: медленный быстрый
Регистр: низкий высокий.
Тембр: мягкий пронизывающий.
Мелодия: плавная отрывистая.
Лад: мажор минор
Интонация: народная песня тревожный марш.
Динамика: пиано форте

У: Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А композитор С. Прокофьев создал средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст.

Работа с учебником.

Д: Святой Благоверный князь Александр Невский.

Новый материал:

Творческое задание

1.
Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
2.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих – добрых молодцев.
3.
Кто лежит мечами порубленный.
Кто лежит стрелою пораненный,
4.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую.

У: Спасибо хору и чтецам. Как вы думаете, удалось ли девочкам передать настроение текста?
Д: Да, удалось. Они читали очень выразительно.
У: Хор узнал основную интонацию исполняемой мелодии?
Д: Да, это была колыбельная.
У: Почему С. Прокофьев взял в кантату интонацию колыбельной песни? Для кого она звучит?
Д: Для мертвых воинов на поле битвы. В тексте мы слышали слова женщины, которая ищет среди погибших своего мужа.
У: Правильно. Давайте прочтем текст на стр. 21 учебника

Работа с учебником.

Творческое задание:

У: Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на главную роль?

Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.

Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.

Опережающий компонент в обучении.

Работа с учебником. «Музыка. 5 класс (стр. 96-97)

Дети по очереди читают ключевые слова и выражения, которые смогут объяснить и дают им свое определение (язык искусства, выразительность, изобразительность, музыкальная живопись, живописная музыка, контраст, инструментальная тема).

Итог урока.

У: А. Невский был патриот. А как вы понимаете это слово?
Д: Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию.
У: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художников Нестерова, Корина, Серова, кинорежиссера Эйзенштейна, скульптора Комова?
Д: Нет, нельзя. Потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.
У: Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?
Д: Наверное, можно их назвать патриотами. Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.
У: Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом?

Дети поднимают руки

У: А что является вашим оружием?
Д: Знания, хорошая учеба, патриотические песни.
У: Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России.

Небольшая пауза для осмысления детьми сказанного.

Творческое задание:

Подведение итогов урока:

У: Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, скульптура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

На уроке использованы:

-выявлять значимость трёхчастного построения музыки

-передавать в пении героический характер музыки

-осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева

-овладение навыками выразительного и речевого высказывания в процессе размышления , восприятия музыки и музицирования:

-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие учеников

(поёт ученик) Добрый день!
Дети поют: Добрый день!
Ученик : Встретились мы снова.
Дети: Встретились мы снова.
Ученик: Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети: Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

2.Актуализация знаний. (Загадки про колокольный звон).

Учитель загадывает загадки детям. Кто правильно назовёт о чём идет речь, тот получает жетон. У кого больше жетонов , тот победитель.

Хоть нем я и глух , а станешь бить меня я закричу.

Кричит без языка , поёт без горла.

С ушами – глух, тревожу слух.

3.Постановка проблемного вопроса. Объяснение нового материала.

Учитель: « Ребята, вы знаете как появился колокольный звон ?

Учитель: О колокольных звонах расскажет нам ученик….(презентация прилагается).

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них славный сын земли русской великий полководец Александр Невский
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Учитель: А теперь я вам расскажу интересные факты об Александре Невском.

Когда Александру Невскому исполнилось 4 года , в Спасо-Преображенском соборе его провели через обряд посвящения в воины и он стал княжичем.

Он считал, что войну можно выиграть дипломатическим путём.

Разгром шведов и немцев на Неве – это первая большая победа князя.

4. Восприятие нового материала.

- Учитель: Что общего у этих песен?

Ответы учеников (интонации призыва, патриотизма)
-Учитель: Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
5.Физкультминутка. Игра.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
Со временем имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!- поют мальчики

2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
(работа над песней)

6.Тестирование по изученному материалу.
1.С каким героем вы познакомились на уроке?-(Александр Невский)
2.Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?-(Сергей Прокофьев)
3.Какое произведение мы слушали? -кантата «Александр Невский

4.Какие средства музыкальной выразительности мы узнали сегодня на уроке?-(мелодия ,лад, темп ,динамика ,регистр , звуковедение ).

Разработка "Кантата Александр Невский" содержит конспект урока и презентацию. Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств – истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского. Урок подходит для учащихся 4-6классов.



Целевая аудитория: для 5 класса

1 Олег_Беникович • 17:46, 22.02.2015

Это скорее материал к уроку истории, поскольку больше рассказывается про самого Невского. Презентация хорошая, красочная, но к данному уроку музыки очень нужен фрагмент кантаты (хотя бы).

avatar

2 Dusert • 13:08, 23.02.2015

Многие музыкальные произведения не разрывно связаны с историческими событиями их героями. И говоря о первоначальном знакомстве с кантатой "Александр Невский" С.С.Прокофьева в 3 классе ,обязательно мы знакомим детей с исторической стороной этого героя. И даём слушать одну часть кантаты, например, "Песня об Александре Невском".И только потом, в следующих классах, мы опираясь на
эти знания углубляем музыкальные представления детей.

avatar

3 Dusert • 20:53, 24.02.2015

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ход урока:

1.Организационный момент.

1) С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!

Дети проснулись и вместе собрались:

И Маша здесь, и Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.

( При пропевании имени ребенка погладить по голове) .

2) Утро начинается, вместе мы встречаемся,

Мы друг другу рады, все друг другу рады!

И Маша здесь, и Наташа здесь……….

3) Солнце утром рано встало (потягиваются)

Всех детишек приласкало (обнять ребенка)

С добрым утром, глазки, вы проснулись? (глаза)

С добрым утром, щечки, вы проснулись? (массируют щечки)

С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют ушки)

С добрым утром, ручки, вы проснулись? (гладят кисти рук)

С добрым утром, солнце, я проснулся ! (тянет руки вверх)

Музыкальное приветствие учеников

(поёт ученик) Добрый день!
Дети поют: Добрый день!
Ученик : Встретились мы снова.
Дети: Встретились мы снова.
Ученик: Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети: Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

2.Актуализация знаний. (Загадки про колокольный звон).

Учитель загадывает загадки детям. Кто правильно назовёт о чём идет речь, тот получает жетон. У кого больше жетонов , тот победитель.

Хоть нем я и глух , а станешь бить меня я закричу.

Кричит без языка , поёт без горла.

С ушами – глух, тревожу слух.

Физкультминутка

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

3.Постановка проблемного вопроса. Объяснение нового материала.

Учитель: « Ребята, вы знаете как появился колокольный звон ?

Учитель: О колокольных звонах расскажет нам ученик….(презентация прилагается).

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них славный сын земли русской великий полководец Александр Невский
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Учитель: А теперь я вам расскажу интересные факты об Александре Невском.

Когда Александру Невскому исполнилось 4 года , в Спасо-Преображенском соборе его провели через обряд посвящения в воины и он стал княжичем.

Он считал, что войну можно выиграть дипломатическим путём.

Разгром шведов и немцев на Неве – это первая большая победа князя.

4. Восприятие нового материала.

- Учитель: Что общего у этих песен?

Ответы учеников (интонации призыва, патриотизма)
-Учитель: Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
5.Физкультминутка. Игра.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
Со временем имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!- поют мальчики

2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
(работа над песней)

6.Тестирование по изученному материалу.
1.С каким героем вы познакомились на уроке?-(Александр Невский)
2.Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?-(Сергей Прокофьев)
3.Какое произведение мы слушали? -кантата «Александр Невский

4.Какие средства музыкальной выразительности мы узнали сегодня на уроке?-(мелодия ,лад, темп ,динамика ,регистр , звуковедение ).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

1С. Прокофьев. Вставайте, люди русские, из кантаты Александр Невский.wma

Выбранный для просмотра документ презентация инструкция.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вспомни значения этих слов. Составь связный рассказ из 4 предложений, используя эти слова.
Расскажи родителям.

На прошлом уроке мы знакомились с понятиями: кант • виват • хор • солдатская песня-марш • Вспомни!
Это поможет тебе выполнить следующее задание:

Тебе уже знакомо имя великого полководца и святого земли Русской — Александра Невского. Ему посвятил свою кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Ответь на вопросы к фильму устно:
1.Александр Невский это -?
2.Почему образ А. Невского запечатлен в музыке?
3.Набат – это?

Кантата — это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

Решительно, мужественно звучит хор «Вставайте люди русские; динамика – громко (форте), ритмические акценты подчеркивают призывный характер музыки. Вы можете услышать колорит сурового минорного лада.

Как композитор передаёт состояние тревоги, взволнованности во вступлении к хору?
Кант и кантата — что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает?
Устно ответь на вопросы:
Выполни задание на следующем слайде
Вышли мне прикрепленным файлом
в контакте.
Выполни задание

Выбранный для просмотра документ презентация инструкция.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вспомни значения этих слов. Составь связный рассказ из 4 предложений, используя эти слова.
Расскажи родителям.

На прошлом уроке мы знакомились с понятиями: кант • виват • хор • солдатская песня-марш • Вспомни!
Это поможет тебе выполнить следующее задание:

Тебе уже знакомо имя великого полководца и святого земли Русской — Александра Невского. Ему посвятил свою кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Ответь на вопросы к фильму устно:
1.Александр Невский это -?
2.Почему образ А. Невского запечатлен в музыке?
3.Набат – это?

Кантата — это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

Решительно, мужественно звучит хор «Вставайте люди русские; динамика – громко (форте), ритмические акценты подчеркивают призывный характер музыки. Вы можете услышать колорит сурового минорного лада.

Как композитор передаёт состояние тревоги, взволнованности во вступлении к хору?
Кант и кантата — что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает?
Устно ответь на вопросы:
Выполни задание на следующем слайде
Вышли мне прикрепленным файлом
в контакте.
Выполни задание

Краткое описание документа:

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского нашли отражение в произведениях разных искусств. В данной презентации речь идет о кантате Сергея Прокофьева "Александр Невский".В презентации вставлен хор из кантаты."Вставайте люди русские", что облегчит изучение данной темы на уроке. Продумав ход урока и задания к уроку, я назвала презентацию презентация -инструкция к уроку.

Читайте также: