Как звери готовятся к зиме средняя группа конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

4. Словарная работа: логово, линька.

7. Рисование "Угощенье для зверей".

Дети: заняты своими играми.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: это - листья.

Воспитатель: Правильно. А чем же еще это может быть? А может это следы осени? (Да)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Кто мне скажет какой сейчас месяц осени?

Ребенок: Сейчас осенний месяц - ноябрь.

Воспитатель: Молодец правильно. Ребята, а как вы догадались что сейчас осень?

Дети: (Индивидуальные ответы.) Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди надевают теплую одежду.

Воспитатель: А где мы можем увидеть следы осени?

Дети: На участке, в саду, в деревне, в парке, во дворе.

Воспитатель и дети:

Мы летим, летим, летим,

Много, много знать хотим.

Мы летим, летим, летим,

Много, много знать хотим.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красив наш город с высоты, внизу под нами дома, река Волга, поля. А вдалеке, смотрите, виднеется лес! (Смотрят на видеоролик.) Ой, что-то случилось с нашим воздушным шаром! Мы теряем высоту! Держитесь крепче! Мы приземлились! Куда же мы попали? Надо оглядеться. (Презентация.)

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Правильно, мы с вами в лесу! Посмотрите как красиво кругом.

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес.

присаживайтесь, отдохнем. (Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

В тёплой шубке меховой

Кто примчится в сад зимой,

Чтобы с яблони чуток

Сгрызть в обед коры кусок? (Заяц.)

Воспитатель: Правильно, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шерстку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шерстка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: А где же находится домик зайца?

Дети: Заяц живет под кустом. (Слайд под кустом.)

Воспитатель: Тут еще какой-то зверь.

Большой хозяин лесной,

А зимой под вьюги вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Воспитатель: А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму.

Воспитатель: Молодцы, верно, медведь готовится к зимней спячке. В конце осени он находит себе место под сосной, приносит туда много листьев и веток, и у него получается берлога, в которой он ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

По деревьям любит лазать. (Белка.)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно догадались. А что делает белка осенью?

Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: Правильно, белочка делает запасы на зиму. А белочка меняет шерстку? (Да.)

Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (Серая.)

Воспитатель: Почему серая? (Потому что деревья зимой серые.)

Воспитатель: домик белочки в котором она будет зимовать называется - дупло. Она его тоже готовит к зиме, белка принесет туда много листьев, сухого мха, перьев птиц, так она утепляет его, чтобы в зимнюю стужу в дупле было тепло.

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Воспитатель: Правильно. Днем лиса спит в своей норе, а ночью охотится на мышей и других грызунов. Иногда, из-за нехватки пищи, лиса может красть домашних птиц, готовясь к зиме лиса роет нору. Как называется жилище лисы?

Воспитатель: Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это?

Он по лесу всё время рыщет,

И в кустах кого-то ищет.

Слышно, он зубами щёлк,

Угадай, кто это …(Волк.)

А вы знаете, что волки к зиме особо не готовятся, они не делают запасов, не уходят в спячку. Потому что, даже зимой они могут найти себе питание, а когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, в которой живет волк.

Воспитатель: Повторим все вместе -логово.

Индивидуальные и хоровые ответы.

Воспитатель: А нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети: Нужно.

Воспитатель: Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы нам не было жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька. Повторим хором - линька. Индивидуальные и хоровые ответы. Кто мне скажет что такое линька?

Ребенок: Линька- это когда звери меняют мех.

Воспитатель: Правильно, молодец. Ой, ребята, а это что за зверёк?

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки — ни одной! (Ёжик.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? — А как же ежики готовятся к зиме? (Ответ детей.)

Воспитатель: Бежит ежик по лесу, шуршит листочками, таскает в свою норку сухие листья и мягкий мох, готовит себе мягкую постельку на зиму. А как же носит ежик листочки? Правильно, ему помогают иголки. Он сворачивается клубочком, катается по сухим листьям, листья накалываются на иголки, потом ежик бежит в норку и стряхивает их. А еще иголки служат ему защитой от волка и лисы. Скоро заберется ежик в свою норку на всю долгую холодную зиму. Снег накроет его домик, и как под теплым пушистым одеялом будет спать ежик до весны.

Воспитатель: А как мы назовём всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Физкультминутка. Ёжик

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: Девочки и мальчики, я предлагаю вам составить пано-шпаргалку, по которому и другие дети смогут узнать, как дикие животные готовятся к зиме. Вот у мня карточки, на которых изображены как животные готовятся к зиме (мех, жилище, спячка и запасы животных). На панно вы видите изображения животных. Вам нужно к каждому животному прикрепить карточки , которые рассказывают о том, как этот зверь готовится к зиме. (Работа с панно "Как дикие животные готовятся к зиме").

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю показать как же пыхтит ежик? А сможем изобразить его пыхтение? Давайте попробуем.

Дыхательная гимнастика "Ежик"

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.

Воспитатель: Молодцы вы все правильно сказали. Я хочу рассказать вам интересную историю. Слушайте внимательно. У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могли найти дорогу домой. Тут пришел Лесовичек и показал им дорогу

Медведю — в берлогу

Волку – в логово

А зайцу – под кустик.

Молодцы, ребята, вы правильно назвали жилища диких животных

Воспитатель: Ребята мы сегодня пришли в гости к диким животным в лес, а когда приходишь в гости принято дарить гостинцы. Я знаю, что и вы приготовили угощенья для жителей леса. Сейчас вы можете их угостить.

Игра "Кому что дадим?" (На столе стоят фигурки животных, дети заранее нарисовали карточки с изображением корма, и они кладут их к соответствующим фигурам, комментируя свое действие.)

Воспитатель: Я думаю, все дикие животные очень вам благодарны! А сейчас беритесь за ниточку нашего воздушного шарика и полетели обратно в детский сад!

Воспитатель и дети:

Мы летали, мы летали,

Много нового узнали.

Мы летали, мы летали,

Много нового узнали.

Воспитатель: Вот и снова мы в детском саду! Понравилось вам наше путешествие? Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Каких животных мы встретили в лесу? Алиса, как медведь готовится к зиме? Кристина, что делает белка в осеннем лесу? Мне было приятно работать с вами и на память я вам дарю наклейки с изображением животных.

Познание (ознакомление с природными явлениями), социально-коммуникативноеразвитие (свободное общение), безопасность (не наносить вред природе), художественное эстетическое творчество.

Программное содержание: Формировать представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними. Развивать речь детей. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать мелкую моторику пальцев рук, побуждать к творчеству и самостоятельности, учить пользоваться клеем и кистью, работать с крупой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Наглядный материал: птица, письмо, изображение осеннего пейзажа, силуэты животных (белка, заяц, медведь, волк), макет леса.

Раздаточный материал: клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, ячневая, просо).

Ход занятия.

Психологический настрой:- Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуй, вольный ветерок!

-Здравствуй, маленький дубок!

-Мы живем в родном краю –

-Всех я Вас приветствую.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?

Дети:(осень)

Воспитатель: -Какая бывает осень?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Да осень бывает разная. Бывает тихая, золотая, а бывает холодная,

дождливая, морозная. И я знаю в такую осень хочется укрыться в доме, в тепле. А что хочется делать вам в такую погоду?

Воспитатель: - К зиме готовятся не только люди, но и животные. Каких диких животных вы знаете?

Дети: Белки, волки, зайцы, медведи, лось.

Воспитатель: - Почему их называют дикими?

Дети: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.

Воспитатель: -Ребята, а как готовятся к холодной зиме звери в лесу?

Дети: Белка делает запасы, собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди.

Медведи едят летом траву, ягоды и мед. Строят берлогу и всю зиму спят.

У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было.

Летом он питается свежей травой, сладкими корешками, а зимой – молодыми

веточками, корой деревьев.

Воспитатель: Ребята, а кто это в окошко стучится, в окошко просится?

(Заношу птицу с письмом).

Да это же синичка к нам прилетела. Письмецо нам принесла

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

Загадки:

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Воспитатель: Письмо от наших друзей – лесных зверей. Они пишут, что хорошо

им жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой

дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело

играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт,

то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает.

Позабыли зверята тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.

- Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам.

- Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям.

Воспитатель: - Ребята, а как надо вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: - Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

Физминутка:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так, вот так, вот так.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали:

Вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так, вот так.

Воспитатель: -А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

1, 2, 3 вокруг себя повернись,

и в сказочном лесу окажись.

Воспитатель:- А вот перед вами сказочный лес. Посмотрите внимательно, каких

животных вы видите?

Дети: зайца, медведя, белку, волка.

Воспитатель: Где же нам можно взять тёплые шубки?

Дети: Купить в магазине, сшить.

Воспитатель: Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать

портными и утеплить шубки для зверей из различных круп. Какие крупы вы видите? (Гречневая, манная, просо). Выбирайте, кому выбудете утеплять шубку.

(Ребята выбирают силуэты животных).

Индивидуальные вопросы:

- Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)

- Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)

- Из чего ты будешь её делать? (из манной крупы)

- Какого цвета шубка у белочки?

Практическая работа:

(На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают

соответствующей по цвету крупой).

Воспитатель:Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили

зверятам. Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру

(Встаем в круг)

1. Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

2. У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

3. У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

4. Ёж маленький, а медведь …….(большой)

5.Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

6. У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

7.У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

8.У медведя шерсть коричневая, а у лисы……( рыжая)

9. У лисы хвост длинный, а у ежа……(короткий)

Воспитатель: -А теперь положите фигурки на лесную полянку(макет леса).

Воспитатель: -А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.

Повторяем волшебные слова: Раз, два, три вокруг себя повернись, и снова в группе окажись.

1. Образовательные задачи: закреплять знания о характерных признаках осени. Закрепить знания детей о диких животных. Расширить представления, об образе жизни лесных зверей, познакомить с тем как дикие животные готовятся к зиме. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Создавать условия для формирования умение делать выводы и простые умозаключения, расширять активизацию словаря дошкольника.

2. Развивающие задачи : развивать речь детей; развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность; умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

3. Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, любовь к природе, и диким животным.

Направление: познавательное развитие.

1. Чтение русских народных сказок о животных.

2. Рассматривание иллюстраций диких животных, осени.

3. Беседы об осени, о диких животных.

Методы и приемы:

1. Игровой - использование сюрпризных моментов.

2. Наглядный - использование иллюстраций, мультимедийного изображения, наблюдения.

3. Словесный – беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей, чтение художественной литературы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель с детьми стоят возле окна.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку "Когда это бывает?"

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью!

Воспитатель: А еще что бывает осенью?

(Листья желтеют и опадают с деревьев. Идут дожди. Погода становится прохладной. Птицы улетают в теплые края.)

Воспитатель: А как называется природное явление, когда листья падают с деревьев?

А повсюду – листопад!

Листья под ноги летят.

Кружит ветер озорной –

Красный листик, золотой…

Составляет хоровод, листьями играя.

Это осень к нам идёт - гостья дорогая!

Воспитатель: А поедем мы на паровозике Знаний.

Дети строятся "вагончиками" и паровоз отправляется в путь.

Пасмурным осенним днем

Под весёлый стук колёс,

Мчит по рельсам паровоз:

Дым, пуская на лету.

А вокруг так интересно!

Осень бродит по дорожкам,

Дарит листья золотые

Воспитатель: Вот мы и приехали! Посмотрите, как здесь красиво!

Дети рассматривают макет осеннего леса.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие животные живут в лесу? Будьте внимательны, если правильно отгадаете, то отгадка появится у нас на экране.

3. Загадки о животных.

Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки в низ?

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

На слайде изображение белки.

Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы.

На слайде изображение зайца.

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

На слайде изображение лисы.

Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

На слайде изображение медведя.

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернется в клубок –

Нет ни головы не ног.

На слайде изображение ежа.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком.

На слайде изображение волка.

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом,

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая,

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках,

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку,

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах,

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках,

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать.

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая….(лисица).

Уронила белка шишку

Шишка стукнула (зайчишку).

Рады мальчики и девочки,

Рады зайчики и (белочки).

Воспитатель: Я начну предложение, а вы его закончите.

У зайца хвост короткий, а уши.

Заяц пушистый, а ёжик.

Ёж маленький, а медведь.

Медведь живёт в берлоге, а белка.

Заяц летом серый, а зимой.

У лисы –лисята, а у волка.

7. Пальчиковая гимнастика "Есть у каждого свой дом"

Педагог приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом

есть нора - надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочка в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий,

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём. Дети загибают пальцы на руках - по одному пальцу на каждое двустишие.

Поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга.

Воспитатель: А какое время года придет за осенью?

Дети: Придет зима.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дикие животные готовятся к зиме?

Воспитатель: А как дикие животные готовятся к зиме?

Воспитатель: Чем будет питаться зимой белка?

Дети активно отвечают на вопросы воспитателя, опираясь на картинки мультимедии.

(Грибами, орехами.)

Воспитатель: А где живет белка?

(На дереве в дупле.)

Воспитатель: А где хранит свои запасы белка?

Воспитатель: Как вы думаете, белка меняет шубку?

Воспитатель: А зачем она меняет шубку?

Воспитатель: Какое животное в лесу, как и белка, меняет шубку?

Воспитатель: Зачем зайцу менять шубку?

Воспитатель: Какая шубка у зайца зимой?

Воспитатель: Кого боится заяц? От кого прячется?

Воспитатель: Что помогает зайцу быстро бегать?

(Длинные лапы.)

Воспитатель: А чем зимой питается заяц?

Воспитатель: Где же заячий домик?

Воспитатель: Кто главный враг зайца?

Воспитатель: Как вы думаете, холодно будет лисе зимой?

Воспитатель: Где живет лиса?

(Лиса живет в норке.)

Воспитатель: Чем питается лиса зимой?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего еж сворачивается в клубок.

Воспитатель: А что же будет ёж делать зимой?

Воспитатель: А где спит зимой еж?

(Еж спит в норке.)

Воспитатель: Скажите, кто из лесных зверей спит еще зимой?

Воспитатель: Где зимой спит медведь?

Воспитатель: Чем питается медведь летом и осенью?

Воспитатель: А как волк готовится к зиме?

Воспитатель: А зачем волку теплая и густая шерсть?

Воспитатель: А где спит зимой волк?

Воспитатель: А что было бы, если дикие животные не готовились к зиме?

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться назад на паровозике Знаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

для детей средней группы

Холод Виктория Юрьевна

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская.

- познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное время;

- дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: медведь, белка, заяц, еж;

- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;

- развивать устную речь, внимание, память;

- прививать любовь к животным.

- ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности и к информации, которую получает в процессе общения;

- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

- умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;

- выполняет движения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность.

Материалы и оборудование: картина с изображением осеннего леса; картинки с изображением животных леса и их детенышей; пищи, которую употребляют животные; музыкальное сопровождение.

Воспитатель показывает картину с изображением осеннего леса.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают, что время года – осень).

Воспитатель: Правильно, время года – осень. Ребята, а как вы определили, что сейчас осень? (дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Да, ребята, на улице стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, дни становятся короче, а ночи – длиннее. Скажите, а сколько месяцев у осени? ( ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, у осени, также как и у других времен года, три месяца. Давайте, перечислим их. (дети перечисляют месяца осени – сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Скажите, а какой сейчас месяц осени? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ноябрь. Какой по счету ноябрь месяц осени? Первый, второй или третий?(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сейчас на улице холодно или тепло? (ответы детей).

Воспитатель: Какую одежду люди надевают в холодную погоду? (дети перечисляют одежду, которую люди носят в холодное время года).

Воспитатель: Чтобы не замерзнуть в холодную погоду, люди одевают на себя теплую одежду. А зверям тепло зимой? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, каких диких животных вы знаете? (дети называют диких животных, которых знают).

Воспитатель: Скажите, почему этих животных называют дикими? (дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Правильно, потому что эти животные сами добывают себе корм, строят себе жилища, заботятся о своих детенышах (воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

Воспитатель показывает картинки с изображением детенышей диких животных и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно:

Дети называют детенышей во множественном числе.

Воспитатель: Скоро наступит зима. Для животных леса это тяжелое время. Ребята, давайте поговорим с вами о том, как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются. Но сначала отгадайте загадку:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением медведя.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.

Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:

В густом лесу под ёлками,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением ежа.

Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.

Физкультминутка.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

( Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки ).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

( Потягивания – руки в стороны ).

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

( Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

( Прыжки на месте ).

Воспитатель: Ребята, отгадайте вот такую загадку:

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.

Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей).

Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку. А про кого следующая загадка:

Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.

Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.

Описание животных по вопросам.

- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит).

- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).

- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках).

- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы).

- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит).

Воспитатель: Ребята, а как же быть другим зверям, которые не впадают в спячку? Лисе, волку? (выслушиваются предположения детей).

Воспитатель: Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей).

Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.

Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. С наступлением сумерек ищут себе укромные места, где можно было бы спрятаться от мороза и ветра. Такими местами для них служат поваленные деревья, которые занесены снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.

Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами говорили о животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. Зима этим животным не страшна, потому что каждый из них готовится к зиме. Ребята, скажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей).

Воспитатель: А как спасаются от морозов еж и медведь? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, почему заяц меняет серую шубку на белую? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а как зимуют волк и лиса?

Воспитатель: А как одним словом мы назовем этих животных? (ответы детей).

Ответы детей. Воспитатель показывает карточки с изображением перелётных и зимующих птиц, Медвежонок узнаёт птиц, которые улетают на юг.








При показе зимующих птиц, Мишутка отвечает, что таких птиц не было в стае. Дети рассказывают – как эти птицы называются.













Воспитатель: молодцы, ребята! И ты, Медвежонок, молодец, всех зверей расположил на нужные картинки. Мы с вами выяснили, что некоторые животные меняют свои шубки зимой для защиты от врагов, перелётные птицы улетают в тёплые края, зимующим помогают люди…
Медвежонок: подождите, подождите, птичкам помогают люди, а что же тогда кушают животные?
Ответы детей (они запасают себе корм на зиму – орехи, ягоды грибы).
Воспитатель: да, верно. А ещё они питаются корой с деревьев. Это делают зайцы. Общипывают кору и грызут её. Некоторые ищут травку под снегом. Мальчики и девочки, давайте поможем лесным жителям – соберём для них урожай ягод, грибов и орехов!
Воспитатель предлагает детям собрать картинку – пазл. Им даётся картинка ягоды, гриба или ореха, разрезанная на 4-5 частей. Дети собирают картинки парами. У каждой пары – свой плод.





Медвежонок: какие вы, ребята, заботливые и добрые! Теперь всем зверям хватит еды на зиму! И я тоже поем! И всех зимой буду угощать!
Воспитатель: Медвежонок, вы – медведи зимой спите и поэтому ты не можешь никого угостить.
Медвежонок: и что – прямо всю зиму спим? А когда же мы кушаем?
Воспитатель: да, все медведи, а также ежи зимой впадают в спячку. А чтобы им не было голодно, пока они спят, они стараются осенью запастись подкожным жиром – питаются много и хорошо. И тогда всю зиму они проспят сладко и уютно в своих норках и берлогах. Медвежонок, а что-то ты всё еду беспокоишься? Ты, наверное, голодный! Давай-ка мы тебя мёдом угостим!
Воспитатель зовёт на помощь девочку и мальчика, которые усаживают Медвежонка за стол и угощают его бочонком с мёдом.
В это время в группе появляется мама-Медведица.
Мама – медведица: ой где же мой сыночек? Ребята вы его не видели?
Дети отвечают, что Медвежонок здесь и он кушает мёд.
Мама – медведица: да как же это он потерялся?
Ответы детей (он засмотрелся на птиц, которые улетали в тёплые края).
Медвежонок: мама, ты нашла меня! Мамочка, я больше никогда не буду теряться, я тебе обещаю!
Мама – Медведица: я надеюсь, что так оно и будет! А что же это ты всё это время здесь делал? Ребята, чем Медвежонок здесь у вас был занят? Всё время мёд ел?
Ответы детей (с Медвежонком мы играли, узнали, что бывают перелётные и зимующие птицы). Далее все вместе вспоминают – что сегодня узнали на занятии. Затем Мама-Медведица и Медвежонок прощаются с детьми и уходят в лес, в свою берлогу.

Читайте также: