Как защитить себя от червей паразитов конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: изучение многообразия червей – паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики.

Сегодняшний урок является продолжением изучения животных, которые принадлежат к типу Плоские черви и типу Круглые черви. Вспомним то, что вы уже знаете об этих животных (фронтальная беседа при закрытых учебниках и тетрадях, ответы с места).

  1. Почему животных этих двух типов называют черви?
  2. Почему один тип червей называют Плоские черви?
  3. Почему другой тип червей называют Круглые черви?
  4. Назовите представителей Плоских червей, на примере которых изучались общие характерные признаки этих червей.
  5. Назовите представителей Круглых червей, на примере которых изучались общие характерные признаки этих червей.
  6. Какой образ жизни ведёт Печёночный сосальщик и Аскарида?
  7. Что означает – паразитический образ жизни?
  8. Какие приспособления к паразитизму имеют эти черви: Печёночный сосальщик, Аскарида?

Оказывается это не единственные черви паразиты. Наш урок будет посвящён изучению многообразия червей – паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики.

Изучив особенности червей паразитов легко определить меры борьбы и профилактики. Попробуем сделать это и мы с вами.

Люди, заразившись любым червём паразитом, испытывают разного рода недомогания и, конечно, за помощью идут к врачу. Из беседы врача и пациента многое можно узнать: о путях заражения, о лабораторной диагностике, о мерах профилактики. Это то, что указано в таблице, которую нам предстоит заполнить в тетради.

В жизни каждый из нас может быть случайным свидетелем бесед врача и пациента, но не каждый может сделать правильные выводы по увиденному и услышанному. Сегодняшний урок даст вам возможность: 1) проверить свою внимательность к людям, их внешнему облику, разговору, 2)выделить главное и заполнить таблицу в тетради:

Название червя паразита. Нахождение в организме. Патогенное действие. Промежуточный хозяин. Основной хозяин. Пути заражения. Лабораторная диагностика. Профилактика.

Перед вами будет разыграно несколько сцен, где актёрами будут ваши одноклассники и я – ваш учитель биологии. Вы же до конца урока будите в роли случайных свидетелей, которые делают для себя вывод и заполняют таблицу. В конце урока у шести случайных свидетелей будут взяты тетради для проверки таблицы.

Игровые инсценировки.

Сцена №1.

Больной: Боли в животе – правое подреберье (показывает). Что это доктор?

Врач: Никогда не болели болезнями печени?

Врач: Как давно эти боли появились?

Больной: Через две недели после отпуска.

Врач: А где Вы отдыхали?

Больной: В красивейших местах на берегу реки Иртыш.

Врач: Ну, если на реке отдыхали, то, наверное, и рыбу ловили?

Больной: Да! Правда, всё лещ и плотва попадались… Уху варили и сушили.

Врач: А жарить, что, негде было?

Больной: Да жарил один разок, но у меня не очень получается – до конца не прожариваю – еле съешь такую рыбу.

Врач: Теперь многое становится ясным. Вот вам направление - сдайте анализ кала и с результатом опять на приём.

Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов.

Врач: Так я и думала! Вы заражены Кошачьим сосальщиком – это плоский червь размером 4 – 13 мм, который поселяется в тканях печени. А заразились Вы им через рыбу – ту не прожаренную, а если будите есть плохо просушенную и проваренную рыбу – то тогда можете заразиться повторно.

Больной: А что же теперь делать?

Врач: Придётся пройти курс лечения. Вот Вам рецепт на приобретения лекарств.

Сцена №2.

Больной: (тяжело дыша и часто кашляя) Как видите – одышка, кашель с мокротой, боли в груди. Вроде не простывал негде, и отпуск весь на солнышке, на берегу Амура…Хорошо было: раки, квас…

Врач: Вот про раков по подробней расскажите. Как Вы их ели?

Больной: Да прям из воды за клешню, в подсолённый кипяток на минутку опустишь, и всё…

Врач: Да они не успевали провариваться…

Больной: Может быть.… Но на свежем воздухе всё съелось.

Врач: Вот эта спешка, скорей всего Вам и навредила. Надо проверить это. Вот Вам направление на анализ кала и анализ мокроты.

Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов…

Врач: Этих результатов и следовало ожидать. Вы заразились Лёгочным сосальщиком – это плоский червь размером 1,5 см которые попадают в организм при поедании не проваренных ракообразных, на их жабрах могут поселяться личинки этого червя.

Больной: Так значит должен болеть живот, а у меня болит грудная клетка.

Врач: Личинка только сначала попадает в кишечник, а потом пробуравливается в сосуды и стоком крови направляется в лёгкие, где и превращается в червя. От этого и кашель, и отдышка. В следующий раз варите дольше раков и крабов, а пока придётся лечиться, принимать лекарство.

Сцена №3.

Больной: (заходит, слегка качаясь, держась за живот и рот – как будто его сейчас вырвет) Доктор помогите мне!

Врач: Хорошо, хорошо! Только скажите, что Вас беспокоит?

Больной: Голова кружится, слабость, чувство голода всегда преследует, а съем что, так тошнить начинает, а то и рвота открывается.

Врач: Что Вы ели и едите всё время?

Больной: Всё самое свежее – родственники стараются.

Врач: А за месяц до этих симптомов – рацион питания не менялся?

Больной: Да! Только раз нас пригласили на шашлыки к знакомым на дачу. Они купили свинины у себя во дворе – с машины, какой - то дачник привёз по дешевле. Шашлыков получилось.… Только последняя порция не дошла до готовности, так как пошёл дождик, но ничего, хоть и не жевалось, я целиком глотал – не попадать же добру.

Врач: Вот Вас жадность и сгубила, ведь в сыром мясе могут находиться финны свиного цепня – это личиночная стадия плоского ленточного червя. Скорей всего вы их и съели, так как с машин, обычно, торгуют непроверенным в ветеринарной службе мясом. А теперь, видимо, у Вас в кишечнике 3-х метровый червь. А может и не один. Он и поглощает вашу пищу – ваш энергозапас всей поверхностью тела, а Вы слабеете…

Больной: Что же делать?

Врач: Придётся лечь в больницу, там сделают анализ кала для подтверждения диагноза, и там же Вас будут лечить от свиного цепня и от истощения. Кстати, так же, через не прожаренное и не проваренное мясо, только говядины можно заразиться 10-ти метровым Бычьим цепнем. Так что готовьте в следующий раз мясо как следует.

Сцена №4.

Медсестра: Доктор! Нам привезли ослабленного больного – бледный.… Говорит, что черные точки перед глазами бегают.

Врач: Похоже на малокровие…

Медсестра: Говорит, тошнит и живот болит…

Врач: Тут не только малокровие.… Сейчас посмотрим – пусть зайдёт в кабинет (пауза). Присаживайтесь. Что ж Вы себя до такого состояния довели?

Больной: Сам не знаю. Вроде в достатке живу, в еде себе не отказываю: и тебе мясо, и тебе рыба, и тебе икра…

Врач: Покупаете всё это в магазине?

Больной: Мясо – да, а вот рыбу сам ловил, пока здоровый был. На спиннинг окунька и налимчика, а где и щучка попадалась.

Врач: А что Вы с пойманной рыбой делаете?

Больной: И уху варю, и жарю…

Врач: Хорошо прожаривали?

Больной: Да! Я только икру щучью не жарил, а солил. Получилось вкусно – малосольная, объеденье.

Врач: Ну, если малосольную икру ели, что сами делали, то придётся Вам обследование пройти в больнице. Нужно взять у Вас анализ кала на наличие яиц Широкого лентеца.

Больной: Как же это, доктор?

Врач: В сыром мясе и, особенно в икре хищных рыб, о которых вы говорили, могут содержаться личинки Широкого лентеца – это плоский ленточный червь длиной 10, а то и более метров. Съев не проваренное или не прожаренное мясо, или икру человек заражается лентецом, который поселяется в кишечнике и поглощает большую часть питательных веществ всем своим телом, от этого и малокровие, а от продуктов жизнедеятельности – тошнота и боли в животе. Будьте в следующий раз бдительнее.

Сценарий №5.

В кабинет входит женщина и ребёнок.

Врач: Здравствуйте! Что случилось с Вашим малышом?

Мать ребёнка: Да вот, стал какой-то капризный, в детском саду в тихий час не может заснуть, да и ночью всё ворочается, жалуется, что попа чешется, хотя ополаскиваемся каждый день.

Врач: А руки он часто в рот берёт? Не замечали? Или может ногти грызёт?

Мать ребёнка: Хлебом не корми – всё руки в рот тянет! И ногти грызёт – нечего подстригать!

Врач: Всё ясно. Этому беспокойству одна причина – круглый червь – Острица. Он не большой, всего 5 мм. Поселяется в кишечнике, а для откладывания яиц он выползает из кишечника наружу, что и вызывает зуд. Продолжительность жизни Острицы всего один месяц, но ребёнок себя заражает вновь и вновь, если грызёт ногти, берёт грязные руки в рот. Поэтому достаточно избавиться от дурных привычек, и все возникшие проблемы в здоровье будут исчезать. А чтоб быстро выгнать уже поселившихся остриц – придётся пройти курс лечения. Вот рецепт.

Случай №6

Бывают и такие случаи, где врач уже помочь не может. Об одном таком случае расскажет случайный свидетель.

У меня был друг, который очень любил животных. Он не мог пройти просто так мимо бродячей собаки, чтоб не погладить её, почесать за ухом, дать кусок хлеба. А за его доброту и любовь собаки дружелюбно махали хвостом и облизывали его лицо. Сейчас он умер, а в заключении о смерти написано, что причиной смерти стала личиночная стадия ленточного червя Эхинококка, которая развивалась в головном мозге как опухоль. Если б он только знал, что на шерсти бродячих собак могут быть яйца такого опасного червя как эхинококк, он бы мыл руки после общения с неизвестными собаками и был бы жив. Как горько это осознавать!

Заключение.

В заключение собираются 6 тетрадей, сверяются и уточняются данные колонок таблицы с ответами учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для формирования представлений о паразитических червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачи урока: Продолжать формировать универсальные учебные действия:

- личностные - научить применять научные теоретические знания для обоснования гигиенических мер профилактики гельминтозов; воспитывать твердые убеждения в необходимости сохранения личного и общественного здоровья.

- регулятивные - уметь устанавливать цели работы, план ее реализации, контролировать ход работы, корректировать и оценивать ее;

- познавательные - знать особенности строения и циклы развития паразитических червей уметь работать с рисунками и схемами, устанавливать пути заражения паразитическими червями и меры профилактики;

- Коммуникативные - развивать умение работать в группе, согласуя свои действия и роли, оформлять и презентовать результаты совместной деятельности;

Форма проведения урока: комбинированный урок

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний Слайд 2

1. Классификация червей: работа с ЭОР- приложение 1.

2. Организация червей: Найдите соответствие. Приложение 2. Результат отгадаете науку, о которой сегодня пойдет речь

3. Изучение новой темы

- Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

- Какой вред наносят? Почему опасны?

- Как защитить свой организм?

- Верно, это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

Сегодняшняя тема многим покажется неаппетитной, потому что рассказ будет о гельминтах - червях паразитах. Слайд 4

Слайд 5.Один из выдающих российских Воинов- гельминтологов это Скрябин Константин Иванович. Под руководством К. И. Скрябина проведено свыше 300 экспедиций, имевших большое значение в изучении гельминтофауны человека и животных и разработке комплекса плановых оздоровительных мероприятий в медицине и ветеринарии. Скрябин открыл и описал свыше 200 новых видов и дал обоснование 120 новым родам гельминтов.

Это один из примеров достояний нашей российской науки, может у некоторых это вызывает чувства гордости за ученых нашей Родины.

-Где паразитируют?

-Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

В организме человека может обитать свыше 150 видов червей. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим 4 представителя, основываясь на жизненных эпизодах, анализируя их жизненные циклы, приспособления к паразитическому образу жизни, вы в конце урока попытаетесь составить листовки с пропагандой мер профилактики заболеваний гельминтами. Слайд 6

Эпизод 1: У мальчика с начало было: повышение температуры, боли в мышцах, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции, увеличение и некоторая болезненность печени. Позднее появились боли в правом подреберье, отдающие в спину, приступы желчной колики, головокружения и головные боли, усугубления расстройств желудочно-кишечного тракта, бессонница, раздражительность. Это печеночный сосальщик - паразит в желчных протоках и печени.

Ваша задача: выявить пути заражения, меры профилактики, черты приспособленности к паразитическому образу жизни, найти слабое звено в жизненном цикле

Слайд 7.Паразитические черви в ходе жизненного цикла сменяют двух или более хозяев, что позволяет полностью не убить организм хозяина.

Организмы, в теле которых обитают взрослые особи и происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами. Организм, в котором развивается личинка паразита, называется промежуточным хозяином. У печеночного сосальщика только один промежуточный хозяин – прудовик.

Приложение 3.Человек легко может личинок сосальщика при употреблении в пищу овощей с огородов, поливаемых водой из таких водоемов, поедание животными водных растений питье воды из стоячих водоемов. Попав в организм гельминт поселяется в печени и желчном пузыре. Выделяя различные продукты жизнедеятельности, оказывают токсическое воздействие на организм хозяина.

Слайд 8. Заполняем листовку 1(Приложение 10): Что бы не заразится печеночным сосальщиком надо знать:

Меры профилактики: Мыть овощи перед употреблением

Не брать в рот травинки с заливных лугов

Не пить сырую воду с водоемов

Слабое звено в жизненном цикле: Для развития из яйца личинки необходима вода

Пути заражения: через зараженную трав и воду

Приспособления к паразитизму: Наличие присосок, простая организация, откладывание большого числа яиц, чередование хозяинов

Слайд 9. Эпизод 2: У мужчины часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи. Поражает тонкую кишку, паразит этот называется Бычий цепень.

Слайд 10. Приложение 4. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин —крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Тело состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до175 тысяч яиц. Заражение происходит при поедании плохо проваренного мяса, рыбы. Цепень производит механическое, токсико-аллергическое и рефлекторное воздействие на организм хозяина, угнетает процесс пищеварения в кишечнике и желудке

Слайд 11.Заполняем листовку 2 (Приложение 9): Знаешь, значит вооружен!

Меры профилактики: Не есть плохо проваренное и прожаренное мясо

Слабое звено в жизненном цикле: Для развития из личинки взрослого червя необходимо попасть в тело основного хозяина

Пути заражения: поедание травы животными, через мясо не прошедшего термическую обработку

Приспособления к паразитизму: Наличие присосок, простая организация, откладывание большого числа яиц, чередование хозяинов

Слайд 12.Эпизод 3: В одной семье женщина занималась выделкой шкурок животных прямо на кухонном столе, и она испытывала постоянную боль в печени, причем печень у ней была увеличена в разы, когда она обратилась на обследование к врачу, то оказалось она была заражена эхинококком, который является одним из наиболее опасных для жизни человека гельминтов.

Ваши действия: изучите информацию о путях заражения и меры профилактики, черти приспособленности к паразитическому образу жизни эхинококка, выявить слабое звено в жизненном цикле, где можно "разорвать"

Слайд 13. Приложение 5. Половозрелые особи эхинококка паразитируют в организме собак (а именно, в их тонкой кишке) и не опасны для человека, однако при полном созревании их членики, до отказа набитые яйцами, выходят наружу, вызывая у животного сильный зуд, и разрываются, загрязняя мельчайшими яйцами всю шерсть собаки. В результате, животное становится смертельно опасно для всех, кто может стать промежуточным хозяином личинок эхинококка, в том числе, для человека и овец. Вылечится от эхинококка практически невозможно (хирургическим путем -вырезание части печени в начальной форме), человек может болеть им годами.

Слайд 14. Заполняем листовку 3(Приложение 8) : Я не заболею эхинококкозом, так как знаю!

Меры профилактики: соблюдать правило гигиены при уходе за собаками.

Слабое звено в жизненном цикле: дегельминтация собак

Пути заражения: поедание травы животными, через шерсть собак

Приспособления к паразитизму: Наличие присосок, простая организация, откладывание большого числа яиц, чередование хозяинов

Слайд 15. Эпизод 4, из интернета: У моей дочери (3года) анализы показали аскарид. Она очень сильно кашляла до рвоты. Уже на протяжении 3-ох недель мы лечимся, а симптомы не исчезают. Она плохо спит, нервная, плохо ест, постоянно говорит что ее болят ножки и она устала.

Выделяемые аскаридами в кишечник ядовитые продукты жизнедеятельности вызывают малокровие, боли в животе, тошноту, рвоту, слюнотечение, общую вялость, слабость. Появляются головные боли, раздражительность, снижается аппетит. Если аскарид много, они могут спутываться в клубок и закупоривать просвет кишечника, вызывая его непроходимость. Тогда необходима операция. Особенно опасно для детей, когда аскариды идут через рот и могут проникать в трахею, носовые ходы. Живет аскарида около года, после чего погибает и выделяется с калом.

Заполняем листовку 4: Аскаридоз ! Приложение 7

Меры профилактики: охрана почвы огородов и садов от загрязнения фекалиями, тщательное мытье сырых овощей, фруктов, ягод перед употреблением в пищу. Нельзя удобрять огород из сточных ям и туалетов.

Слабое звено в жизненном цикле: для дальнейшего развития яйцо аскариды должно попасть в кишечник основного хозяина

Пути заражения: через траву, через шерсть собак и кошек, грязные руки, немытые овощи.

Приспособления к паразитизму: простая организация, откладывание большого числа яиц, плотная кутикула

-Почему паразиты опасны? (работа с текстом из приложения 11)Слайд 17

Проверка - модульный ответ на слайде.

продукты неполного разложения вредны для хозяина, отравляют организм и приводят к истощению, головным болям, снижению работоспособности, памяти;

от паразитов трудно избавиться, ведь присоски и крючья не расслабляются даже после гибели;

полностью от паразитов избавиться невозможно, т.к. они способны поддерживать своё существование в природных очагах без участия человека.

-Итак как защитить свой организм? Слайд 18

- Наилучший способ защититься – знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила.

- Составим общую памятку:

Памятка по профилактике глистных инвазий

не пить сырую воду и не брать в рот травинки;

мыть овощи и фрукты кипяченой водой;

Соблюдение правил личной гигиены.

Термическая обработка пищи

обследование и лечение домашних животных

- Несложные правила помогут избежать серьезных проблем.

Вывод: мы ответили на вопросы, которые поставили для себя в начале урока.

V. Закрепление материала.

Задание 1- Найдите по лабиринту соответствующие друг другу пары рисунков Слайд 19

Задание 2 -Слайд 20. сравнить с правильными ответами, представленными на доске: сосальщик, эхинококк, аскариды, яйца, стробила, острицы, финна).Ответ: Скрябин

Задание 3- выполните тест. Слайд 21

Итог урока. Слайд 22

- Что нового для себя узнали на уроке?

- Что особенно удивило?

Домашнее задание. Слайд 23

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Конспект урока

Учитель: Ларина Татьяна Юрьевна

Тип урока: комбинированный

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии гельминтозов и необходимости соблюдать правила личной гигиены для защиты от заражения паразитическими червями.

образовательные: помочь учащимся расширить знания о профилактических мерах в борьбе с гельминтами;

развивающие: развивать навыки аналитической деятельности (умения делать выводы, выделять главное, проводить классификацию), применять свои знания на практике;

воспитательные: способствовать формированию у учащихся социальных компетенций, привитию культуры здорового образа жизни.

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, кейс-технологии.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: информатика.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений о многообразии гельминтозов и необходимости соблюдать правила личной гигиены для защиты от заражения паразитическими червями.

Метапредметные:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, их ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

Регулятивные УУД позволяют учащимся организовать свою учебную деятельность: совместно планировать учебную деятельность, воспринимать и уяснять информацию, обсуждать, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД предполагают умение сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, а так же поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы ; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Оборудование и дидактические пособия: интерактивная доска, ноутбуки для работы в группах, презентация, буклеты, таблички с номерами групп.

Этапы урока

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Определение темы урока и постановка цели.

Групповая работа с кейсами.

Отчеты групп о выполнении заданий.

1.Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, я зачитаю вам выписку из медицинской карты. В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз.

- Что такое гельминтоз?

- Группа болезней инфекционного характера, вызванных заражением органов человека и животных паразитирующими червями.

- Как называется наука, изучающая гельминтов?

К.И.Скрябин - выдающийся советский гельминтолог. Занимался изучением циклов развития паразитических червей и вопросами профилактики и борьбы с ними.

Создание проблемной ситуации

На экране фотография – дети играют в песочнице. Для создания проблемной ситуации и формулирования проблемы ребятам предлагается ответить на вопрос.

- Может ли детская песочница быть источником проблем?

Учащиеся высказывают свои предположения. Результатом обсуждения должен стать вывод, что играя в песочнице, дети могут заразиться гельминтами, т.к. детская площадка посещается животными (кошками и собаками), которые используют ее в качестве туалета.

- Таким образом проблема - гельминты.

- Какими гельминтами можно заразиться, играя в песочнице?

Высказывают свои предположения.

- Посмотрите на схему и сформулируйте тему урока.

2. Многообразие

1 .Состояние проблемы

в Тульской области.

2. Цикл развития гельминта

2. Приспособления к паразитизму

4. Как уберечь себя от заражения?

3. Источник

Выдвигают свои версии и предложения. Ключевое слово гельминты.

Обобщив все предложения учащихся, формулируется тема урока.

Тема урока : "Как уберечь себя от заражения гельминтами".

- Какая цель нашего урока?

- Познакомиться с профилактическими мерами по борьбе с гельминтами.

С чего начать решение проблемы? Сразу с многообразия паразитических червей? Но в мире существует огромное количество гельминтов опасных для человека и потребуется много сил и времени, чтобы поговорить обо всех.

Данный этап работы позволяет сделать вывод, что решение проблемы необходимо начинать с анализа ситуации по гельминтозам в своем городе.

- Заражение какими гельминтами возможно в Тульской области?

- В Тульской области существует реальная опасность заражения пятью видами гельминтозов: энтеробиозом, аскаридозом, токсокарозом, эхинококкзом, трихинеллезом.

- Какие гельминты вызывают данные заболевания?

Учащиеся ответить не могут. Следовательно, необходимо обратиться к содержимому кейса для поиска необходимой информации.

- Что бы ответить на этот вопрос, вы должны поработать с материалами кейсов.

4. Групповая работа с кейсами.

Каждая группа получает индивидуальное задание и кейс с материалами для исследования. Фотографии паразита, схему его цикл развития, описание . Содержание кейса представлено в виде печатных материалов и в компьютерном варианте. Свой отчет по заданию представить в форме презентации.

1 группа: энтеробиоз

2 группа: аскаридоз;

3 группа: токсокароз;

4 группа: эхинококкоз;

5 группа: трихинеллез;

В результате анализа и обсуждения группа находит необходимую информацию по предложенному плану.

- Какой паразитический червь является возбудителем заданного

- Какой организм выступает в роли основного хозяина?

- Какой организм является промежуточным хозяином?

- Что является основным источником заражения данным видом

5. Физкультминутка.

6. Отчеты групп о выполнении заданий.

Каждая группа представляет результат своего исследования. О группы выходит представитель и отчитывается по заданию, рассказ сопровождается презентацией.

трихинеллёз

ПХ- человек!

ПХ- крупно рогатый скот

ОХ- человек

ОХ- человек

ОХ- человек!

самозаражение

Загрязненные :

-шерсть живот

Загрязненные :

-шерсть живот

Загрязненные :

-шерсть живот

При употреблении мяса зараженных животных: свиней, медведей, кабанов.

- Подводим промежуточный итог данного этапа работы.

- В роли ОХ и ПХ у всех видов паразитов выступает человек. Следовательно, все виды гельминтов представляют реальную угрозу для человека.

- Теперь вы должны выяснить основные способы защиты человека от заражения данным видом гельминтов.

Учащиеся снова обращаются к содержимому кейса. Представитель от каждой группы записывает на доске результаты поиска.

1.личная гигиена

2 мыть руки

3 стричь ногти

4 смена белья

5 смена постели

6 уборка помещен.

7 чистка ковров

1 личная гигиена

2 мыть руки

3 не грызть ногти

4 не пить гр. воду

5 мыть овощи

6 защита детских площадок

1 личная гигиена

2 мыть руки

3 мыть овощи

4 защита детских площадок

1 личная гигиена

2 мыть руки

3 мыть овощи

1. хорошая термическая обработка мяса

1место 2 место 3 место

На доске получилась схема, которая позволяет сделать еще один промежуточный вывод.

Первое и второе место по распространенности занимают энтеробиоз и аскаридоз, т.к. существует много факторов риска для заражения данными видами гельминтоза.

- А теперь из большого количества перечисленных способов защиты от конкретных видов гельминтов вы должны составить общие рекомендации. К доске приглашаются 3 человека из любых групп. Они производят анализ и отбор способов защиты и составляют обобщенную схему.

Как уберечь себя от заражения гельминтами?

Соблюдайте правила личной гигиены.

Мойте руки с мылом перед принятием пищи, а также после посещения туалета и общественных мест.

Помните, что шерсть кошек и собак является источником заражения. Мойте руки!

Откажитесь от вредной привычки грызть ногти и облизывать пальцы.

Обдавайте кипятком и тщательно промывайте проточной водой зелень, овощи и фрукты перед употреблением.

Хорошо прожаривайте и проваривайте мясо.

Избегайте приема сырой рыбы, необработанной икры, морских продуктов и яиц.

Не пейте сырую воду из трубопровода и открытых природных водоемов.

Если вы хозяин собаки или кошки – не выгуливайте своих питомцев во дворах, на детских площадках.

Если ваше рабочее место за столом, тогда регулярно протирайте его дезинфицирующими средствами; это же касается аксессуаров ПК – мыши и клавиатуры.

Ученые выяснили, что мобильные телефоны очень загрязняются, поэтому после их использования также желательно поддерживать гигиену рук.

Регулярно проводите влажную уборку своей комнаты с применением моющих средств.

В рацион питания должны входить морковь, грецкие орехи, гранатовый сок, чай из зверобоя, которые способствуют очищению организма от гельминтов.

7. Закрепление.

На этапе закрепления учащиеся выполняют тест, позволяющий выявить личный риск паразитарной инвазии.

1.Употребляете ли вы в пищу слабосолёную рыбу (сельдь, скумбрию, кету или икру)?

2.Употребляете ли вы в пищу некипяченое молоко?
3.Употребляете ли вы воду из скважин (на даче), из колодца, родника.
4.Употребляете ли вы в пищу недостаточно проваренное мясо (например, шашлык)?
5.Употребляете, свежую зелень, ягоды, овощи, фрукты, не ошпаривая предварительно кипятком?

6. Гуляете босиком по траве? Употребляете фрукты, ягоды с грядки?
7. Удобряете огород навозом? (в одном килограмме навоза содержится до 160 штук яиц глистов)

8.В вашей семье есть домашние животные?

9.В школе, саду у вашего ребёнка были замечены случаи паразитарных инвазий?

10.Вы покупаете слабосоленое копчёное мясо, рыбу?

11.Моете куриные яйца, бананы, апельсины?

Если вы набрали до 3 баллов, ваш риск минимален; более 5 баллов – реальный риск у вас таков, что стоит обратить пристальное внимание на здоровье и заняться профилактикой инвазий; а если у вас более 8 баллов - пора менять привычки, обследоваться и, как минимум, принять профилактические противопаразитарный курс .

8. Рефлексия.

- Вернемся к первоначальной схеме. Оцениваем свою работу, подводим итоги. Все ли запланированное мы сделали? Удалось ли проанализировать ситуацию и найти решение проблемы?

От каждой группы высказывается один человек каждый член группы оценивает свою работу.

- отлично работал в группе, узнал много полезного для себя,

могу поделиться своими знаниями.

- хорошо работал в группе, узнал много полезного для себя.

- я потрудился недостаточно

- Вы хорошо потрудились сегодня. В конце урока я хочу раздать вам буклеты, что бы вы их развесили в каждом классе классного уголка.

- Спасибо за урок!

Краткое описание документа:

Сущностные характеристики и достоинства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах приспособленности паразитов в различных организмах и знаний о способах предупреждения заражения гельминтами.

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены в школе и дома.

Тип урока: комбинированный;

Методы урока: Урок-презентация, словесный, частично-поисковый.

И.И. Сонин, В.Б. Захаров; ПК и мультимедиа; карточки-задания, таблица.

Ход урока

I.Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Садитесь! Итак, сегодня у нас необычный урок, с приглашением учителей нашей школы.

Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1,2).

  1. С чего мы начали изучение нового типа червей? (Общей характеристики, классификации). (Слайд 3, 4).
  2. У доски по очереди заполняют схему классификации для всех типов червей. (Крепят таблички с обозначениями).

III. Изучение нового материала. - Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

- Какой вред наносят? Почему опасны?

- Как черви стали паразитами?

- Как защитить свой организм?

- Верно, это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему, очень важную для каждого человека. Поэтому прошу быть всех внимательными и активными на уроке.

-Как плоские черви стали паразитами? (Ответы детей).

-Черви освоили огромные пищевые ресурсы океанического дна древней Земли. Но развитие жизни на этом не остановилось: появились и более сложные животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Огромное большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни.

-Где паразитируют и какой вред они наносят?

-Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 6,7,8)

Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.

Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика. Организация этих животных во многом напоминает черты ресничных червей, например, планарии, однако, в отличии от них, сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни. Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная, размеры 3 – 4 см. Специализация их проявляется в наличии присосок, шипов, крючьев и других приспособлений для прикрепления, в высоком развитии половой системы, прохождении сложных жизненных циклов со сменой хозяев, а также в упрощении органов чувств.

Класс Сосальщиков включает около 4 тыс. видов. Типичный представитель класса – печёночный сосальщик, паразитирующий в желчных протоках печени и желчном пузыре ряда позвоночных. Паразит разрушает печёночные клетки, что может привести к кровотечению, а также закупорки желчных ходов и появлению желтухи.

Читайте также: