Как выбирать одежду и обувь конспект финансовая грамотность

Обновлено: 07.07.2024

Финансовая грамотность стала частью комплексно-тематического планирования в ДОУ. Данный методический материал разработан для дошкольников старшей группы.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

(Звучит спокойная музыка вступления, дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте гости!
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!

(Звук звонка в дверь )
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок для нас принес почтальон. Но сундучок не простой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Но здесь замок и просто так его не открыть. Для этого давайте вместе проговорим заклинание.

Постучали и открыли.
(развести руки в стороны)

Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты. Скажите, а где же банкноты и монеты взять? (ответы детей – ходить на работу)
Воспитатель: А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки ( у кого мяч, тот ребенок отвечает)
Воспитатель: Хорошо ребята, у ваших близких самые разные профессии. Посмотрите на экран. Художник изобразил профессии взрослых, но видно что-то перепутал.

Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )
- Правильно. Самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги.

Воспитатель: Ребята, а сундучок наш еще не пустой. Что я вижу! Это небольшое, круглое, золотое с изображением цифры ( дети догадываются, что это монеты, воспитатель угощает всех детей шоколадными монетами)

• обеспечение умения сравнивать три предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, средний, маленький.

• воспитание уважения к национальным праздникам, традициям.

Предварительная работа: Знакомство с якутским национальным праздником Ысыах, с традициями, национальной одеждой; с монетами достоинством 1, 2,5 10 рублей.

Материалы и оборудования: куклы; иллюстрации с национальной одеждой; монеты достоинством 1, 2,5, 10 рублей; ценники (цифры на бумажках); бастынги (вырезанные из картона с разными узорами); платья или брюки трёх размеров - картинки; клей; полоски бумаг.

Ход НОД:

1.Вступительная беседа:

Воспитатель: Смотрите, дети, кто это к нам идёт?

Ньургуйаана: Здравствуйте дети, меня зовут Ньургуйаана. Совсем скоро будет национальный праздник Ысыах. "Ысыах " по якутскому поверью - это встреча нового года. После долгой суровой, холодной зимы, якуты на празднике "Ысыах " отдыхали, веселились, так как долго ждали этот праздник. (Просмотр иллюстраций). И к нему готовятся заранее: заказывают одежду, готовят обряды. А у меня даже халадая нет, чтобы выйти погулять, как жаль.

Воспитатель: Ньургуйаана, а что такое халадай?

Ньургуйаана: Халадаай – традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик – и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах. Дети помогите, пожалуйста, мне купить одежду. Я же всё время дома работаю да работаю и стыдно признаться, что не умею считать, меня никто не учит. Вы умеете считать?

2. Основная часть:

I – этап игры

Ребята, обратите внимание, что возле каждого предмета стоит ценник. Он указывает на стоимость предмета. Давайте поиграем в магазин. Я буду продавцом, вы – покупателями. Только сначала давайте вспомним правила поведения в магазине. Как нужно вести себя в общественных местах? (Ответы детей)

Для того чтобы купить одежду, надо посмотреть на ценник для определения стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.

Ньургуйаана: Как же я куплю халадай, если он стоит 3 рубля, а у меня такой монеты нет?

Воспитатель: Дети, как нам быть? Конечно, можно взять 2 рубля и ещё 1 или три монеты достоинством 1рубль. Кто что хочет купить? Подходите.

Дети подходят к картинкам выбирают одежду и на кассе расплачиваются (на одежде висят ценники) монетами.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы мне очень помогли (воспитатель).

II – этап игры

Воспитатель: Ребята, вы видели, какой беспорядок в корзине, давайте наведем порядок. Вам нужно взять по одной бастынге - якутское женское головное украшение, найти такую же, которую взял другой ребенок, и взяться за руки.

Дети встают парами.

- Молодцы ребята, вы очень хорошо помогаете Ньургуйаане.

III – этап игры

Воспитатель: Ребята у меня к вам ещё одно просьба. Давайте одежду в магазине расставим по величине. В магазине по три одинаковых вещи, а мы их с вами расставим, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Вы согласны со мной?

- Да, согласны! (дети)

- Тогда слушайте внимательно: самое большое – наклеиваем первым, а самое маленькое последним.

Дети выполняет задание, потом обговаривают, что первый самый большой, второй средний, третий самый маленький.

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Давайте ребята вместе с вами посчитаем, сколько вещей мы купили. Дети считают (один, два, три, четыре, пять, потом обговаривают (один халадай, два халадая, один жакет, два жакета и тд.)

Ньургуйаана: Молодцы ребята, вы мне очень помогли, мне было с вами хорошо. Теперь на празднике я буду самая нарядная. Спасибо ребята! До свиданья!

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы сегодня обрадовали Ньургуйаану, молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие по программе внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Цель занятия: научить распределять направления расходов и знать степень их необходимости.

Дата: 12.03.2020 г.

Цель занятия: научить распределять направления расходов и знать степень их необходимости.

Метапредметные образовательные результаты

1. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач.

2. Регулятивные: понимание цели своих действий; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка.

3. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Возраст детей: 10-11 лет (4 класс)

Дидактическая структура урока

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Нам урок начать пора!

Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок

свое рабочее место

уметь слушать учителя

2. Актуализация знаний

Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, у каждой группы есть кроссворд, в нем зашифровано слово, вам нужно догадаться, что же за слово у нас спряталось. Все полученные слова вам надо разделить на две группы, подумайте какие. И среди всех слов выделите одно- обобщающее для всех остальных.

- Какое же это слово?

- А что такое бюджет? На какие группы разделили слова?

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет?

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию, отгадывают зашифрованное слово.

Бюджет – это план доходов и расходов.

Далее уточняют составы групп и повторяют значение полученных слов.

меть работать с информацией, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы

3. Определение темы

- А как называются люди, которые живут в одном доме и заботятся друг о друге?

- А может ли у семьи быть свой бюджет?

Посмотрите на слайд, на нем пример бюджета семьи за месяц.

Что вы можете сказать об этой семье?

Сколько человек в семье?

Каков доход семьи?

Что еще мы видим?

Каковы последствия дефицита бюджета?

Сегодня мы будем учиться расставлять приоритеты при планировании бюджета.

- Как вы думаете, какова же тема урока?

- Давайте поставим цели с помощью слов-помощников: Хочу узнать… Хочу научится…

Отвечают на вопросы, ставят цели урока. Таких людей называют семьей.

Да, у семьи может быть бюджет.

Она состоит из 4 человек: папы, мамы, ребенка-школьника и дошкольника, посещающего детский сад.

Зарплата папы и мамы – 39000 руб

Других доходов у семьи нет.

Расходы превысили доходы.

Долги будут расти. Придется занимать средства до следующей зарплаты, надо учиться планировать бюджет.

На что семья тратит деньги?

Какие виды расходов могут быть?

Познавательные: уметь анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы

Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

4. Открытие новых знаний

Семьи разные, доходы разные и потребности у них разные.

А есть ли что-то общее в том, на что семьи тратят свои деньги?

-Как вы думаете, как называется эта группа расходов?

Значит, есть и необязательные, если не хватает денег?

- Семейный бюджет, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно в каждой семье, иначе могут произойти разные неприятности.

- Ребята, а на что тратятся деньги у вас в семье? За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

- Ребята, как вы думаете, существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?

На питание тратятся все семьи. Оплату счетов ЖКХ, налоги тоже производят все. Одежду и обувь покупают все.

На еду, покупку вещей, оплата газа, света, интернета и т.д. На чипсы, колу, конфеты, мороженое, новый самокат, новая одежда каждую неделю, жвачки и многое другое.

Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, работать с таблицей

Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя,

-Поиграем с вами в игру. Если вы услышите доходы, то хлопайте в ладоши. Если расходы, поднимайте руки вверх. (зарплата, питание, пенсия, проезд, стипендия, развлечения, одежда, доход от магазина)

6. Вторичное закрепление знаний

-Прочитайте текст на листках и заполните таблицы, сгруппируйте расходы по группам.

-Что за престижные расходы?

-Давайте вернемся к нашему примеру бюджета семьи. Какие расходы не относятся к обязательным?

- Есть ли возможность уменьшить эти расходы?

- На чем можно сэкономить?

- На какую сумму в неделю может рассчитывать ребенок – школьник этой семьи?

Вам нужно, ответить на вопросы. За каждый правильный ответ –очко.

1. Что такое бюджет? 2.Что такое доход?

3. Что такое деньги? 4. Назовите денежные единицы трех разных стран. 5.Что такое расходы?

6.Что такое семейный бюджет?

Пословицы и поговорки. Однако все они перепутались. Ваша задача найти пару. Пословицы: Не было ни гроша – да вдруг алтын Пожалел алтын – потерял полтину Три денежки в день – куда хочешь, туда и день Сделал на пятак, а испортил на гривенник Копейка рубль бережет Уговор дороже денег.

- Давайте посчитаем, сколько всего очков собрала каждая команда.

Выходят к доске и комментируют свой выбор. Две таблицы: по сроку и по важности расходов.

Обобщают изученное и оценивают работу группы.

6100: 4 недели : 4 чел = рублей 40-50

Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, делать правильные выводы

Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

-Подведем итоги: на что тратит семья деньги?

- Какими бывают расходы?

Придумайте продолжение предложения: чем лучше я буду …, тем выгоднее будет семье. Чем больше я буду…, тем больше будет расходов моей семье. Чем меньше у меня будет вредных привычек, тем …

- Какая команда была сегодня самой внимательной?

Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

Читайте также: