Как возникают названия 4 класс конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

-корригировать и развивать память, внимание, вербальное восприятие, орфографическую зоркость, мелкую моторику через игровые упражнения; речь через комментирование действий.

- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, навыков самостоятельности и самоконтроля, положительной мотивации к обучению.

а) Настрой на урок.

-Посмотрите, сколько у нас гостей! Сейчас появится ещё один гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну, конечно, это…. (солнце).

- На какую геометрическую фигуру похоже солнышко? ( Круг).

Учащиеся становятся у доски, образуя круг.

Утром солнышко проснулось, (потирают глаза кулачками)

Улыбнулось, (улыбаются друг другу)

Расправило свои лучики (держимся за руки).

- Я желаю вам хорошего настроения на весь урок!

Сегодня мы на уроке встретимся, я думаю с одними из самых любимых персонажей…

Однажды солнечным утром Маша зашла в гости к Мише. И Миша начал читать Маше свою самую любимую сказку…

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки (левой руки) поочередно касаться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.)

- Для чего мы делаем разминку для рук? (Разрабатываем мышцы для письма).

- откройте тетради и запишите число.

-Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима).

- Назовите первую букву в этом слове. (З)

- пропишите в тетрадях данную букву.

-Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная)

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (проверить)

- каким правилом мы пользуемся? (Чтобы не было сомнения, ставь её под ударение)

-Какое же проверочное слово вы подобрали? (зимы)

- А как ласково можно назвать зиму? (зимушка)

Звукобуквенный анализ слова (1 – у доски).

Слайд 8. (Молодцы, ребята!)

Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:

С…ва - ______ , г…ра - ______, гл…за -_______, ст…кло - _______, в…дро -________.

Каким правилом правописания ты воспользовался?

  1. Проверка домашнего задания - повторение изученных орфограмм:

Посмотрите, кто нам встретился? (Тётушка Сова). Она предлагает проверить домашнее задание.

- Напомните, что нужно было сделать? (Вставить пропущенные буквы в словах, подберите к словам проверочные слова).

- Давайте посмотрим, какие буквы вы должны были поставить.

-Как проверяли безударные гласные в словах?

(Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение)

-Как проверить парные глухие и звонкие согласные в словах?

(Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)

- Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?

- кто допустил 1 ошибку? И т.д.

А у Васи домашним заданием было: составить слова из данных слогов.

- Какие слова у тебя получились, Вася? (Роза, Лиза, Захар, коза, запах, замок)

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и мы двигаемся дальше. А как рады Маша с Мишей!

III. Работа над темой урока.

Мы двигаемся дальше и сейчас заглянем к Всезнайке.

Усаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее и запоминайте.

(сопровождение рассказа учителя демонстрацией на мультимедиа)

-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…

Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.

Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока грамматики для обучающихся с умственной отсталостью "Название признаков".

Цели:

1. Продолжить работу над уточнением представления о словах, обозначающих признаки предметов.

2. Развивать умение наблюдать, подмечать разнообразие признаков предметов, задавать вопросы к словам признакам.

3. Коррекция вербальной памяти, на основе упражнений в запоминании. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении сравнения. Коррекция связной устной речи.

4.Воспитание усидчивости, самоконтроля.

Урок: Грамматики в 4 классе.

Учитель Дубская Н. А.

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Структура урока:

1. Организационный момент.

3. Выполнение устных и письменных заданий, индивидуально и коллективно.

1. Продолжить работу над уточнением представления о словах, обозначающих признаки предметов.

2. Развивать умение наблюдать, подмечать разнообразие признаков предметов, задавать вопросы к словам признакам.

3. Коррекция вербальной памяти, на основе упражнений в запоминании. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении сравнения. Коррекция связной устной речи.

4.Воспитание усидчивости, самоконтроля.

Форма проведения урока: стандартная

Используемые методы:

Словесные методы: беседа, объяснение.

Наглядные методы: иллюстрация, показ.

Практические: работа с интерактивной доской, письмо, игра с мячом.

Зрительный ряд: просмотр слайдов (презентация).

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, учебник, мяч.

Наглядность: карточки с изображением животных, таблички с названиями признаков.

Организационный момент.

Приветствие детей. Положительный настрой детей на урок.

- Мы научились ставить вопросы к словам признакам, находить слова -признаки.

- Сегодня мы всё повторим, выполняя различные задания, и упражнения.

- На какие вопросы отвечают названия признаков предметов?

( какой? какая? какое? какие?)

- На какие группы делятся признаки предметов? (по форме, по величине, по цвету, по размеру, по характеру)

3.Выполнение устных и письменных заданий , индивидуально и коллективно.

а) Коррекционно-педагогический приём (классификация).

Работа с интерактивной доской. (слайд)

- Сейчас мы постараемся разделить слова на эти группы, соединим их стрелочками.

Слова зачитывает ученик.

Круглый, сладкий, зелёный, большой, квадратный, кислый, добрый, маленький, розовый, хитрый.

По цвету – зелёный, розовый,

По вкусу – сладкий, кислый,

По размеру - большой, маленький,

По форме - круглый, квадратный,

По характеру - добрый, хитрый.

- Итак, вы всё правильно разделили. Далее работаем с учебником.

б) Работа по учебнику.

- Давайте повторим правила грамматики: (слайд)

1. Пишем красиво, аккуратно.

2. Соблюдаем красную строку.

3. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце ставим точку.

- Записываем число.

- Откройте страницу учебника 140, найдите упражнение 51.

- Прочитайте задание. ( в учебнике

-Читаем предложения и вставляем пропущенные буквы, комментируем свой ответ.

- Записываем два предложения.

Дети под музыку выполняют движение за учителем.

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

в) Работа в группах (интерактивный метод).

Каждой группе даётся карточка с изображением предмета и карточки с признаками предмета (признаки могут быть не этого предмета)

Задача: выбрать только те признаки, которые характерны для этого предмета. Обосновать выбор признаков.

Задание выполняют дети вместе, обсуждая. Отвечает один, ставя вопрос к предмету, (кто это? что это?), а затем к признакам.

- Почему поставили вопрос кто это?

Признаки волка: свирепый, серый, злой, голодный, зубастый, пестрый, коричневый;

Признаки лебедя: перелётная, белый, водоплавающая, зимующая, домашняя, тёплый;

Признаки лисы: хитрая, рыжая, пушистая, добрая, белая, домашняя.

Признаки зайца: косой, быстрый, пугливый, смелый, пятнистый, чёрный.

Признаки медведя: неуклюжий, косолапый, сильный, большой, пятнистый, сладкий.

Коррекционно-педагогический метод (игра).

Правило игры: Бросаю мяч ученику и называю признаки - зелёный, полосатый, вкусный (арбуз) - ученик называет предмет и бросает мне мяч.

Большой, сильный, косолапый (медведь)

Круглое, красное, сладкое (яблоко)

Гладкий, холодный, скользкий (лёд)

Многоцветные, акварельные, медовые (краски)

Тонкая, металлическая, острая (игла)

Быстрая, синяя, глубокая (река)

Яркое, тёплое, лучистое (солнце)

Интересная, красочная, многостраничная (книга)

Зелёный, солёный, хрустящий (огурец)

- Давайте подведём итог.

- На какие вопросы отвечают слова-признаки?

Какой? какая? какое? какие?

- Какую роль слова - признаки выполняют в нашей речи?

Слова – признаки делают нашу речь выразительной и точной.

Оценка работы учащихся на уроке.

Рефлексия: - Дети вам понравился урок, давайте подберём слова – признаки, какой был урок? (добрый, хороший, классный, поучительный).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занимательный русский язык

Тема: Имена вещей

Дать понятие о лексическом значении слова,

обогащать словарный запас и речь учащихся,

формировать орфографическую зоркость,

развивать внимание, память, мышление,

прививать интерес к русскому языку с помощью игры,

воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Наша тема сегодня- ИМЕНА ВЕЩЕЙ

Что такое слово? Почему белое, сверкающее на солнце вещество называется снегом , а сияющее в небе светило солнцем ? Как образуется связь между звуками и смыслом?

Есть такая притча. Однажды слепому объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет, как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж, он такой же пушистый? Нет! Отвечали: белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж, он такой же холодный? Нет! Возражали слепому: белый цвет, как чистый белый творог. Что ж, он такой же сырой?

3. Беседа по темезанятия

Тот, кто никогда не видел белого цвета, пытался представить себе белизну, цвет как нечто осязаемое, конкретное, доступное его органам чувств.

Из чего же состоит слово? Как получается, что мы узнаём слова, знаем их значение?

1) Слово – это сочетание звуков? На первый взгляд, это так. Слово можно произнести, спеть, слово можно записать. Но слово – это больше, чем сочетание звуков. Звучание или буквенное обозначение – это только внешняя оболочка слова, одежда, по которой мы слово узнаём.

Не все сочетания звуков обладают значением. Рассыпаясь на отдельные звуки, слово теряет свой смысл. СНЕГ – это слово (звуковое единство, комплекс звуков, за которым закреплено значение). А СНГЕ – это не слово, а набор звуков без значения.
Итак, слово = звучание (звуковое единство) + значение.

Это одно из самых важных свойств слова – оно называет не только конкретный предмет, но и целый класс однотипных предметов. Вот почему бесконечное множество того, что существует в мире, можно обозначить с помощью всего лишь нескольких сотен тысяч слов.

Давайте немного поиграем в командах

1. Составь из букв название команды.

hello_html_mcf6c682.jpg

1 конверт:

hello_html_m53d7485c.jpg

2 конверт:

Каждая команда получает задание на листе.

- Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)

Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)

Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)

Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)

Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)

Чем кончается лето? (О)

Любимое лакомство мышей? (Сыр)

Игра в мячик с ракетками . (Теннис)

Пчелиная стая называется…( Рой)

Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)

Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)

К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)

Сушёный виноград. (Изюм)

Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)

Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)

Что такое салочки ? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.


Сведения о происхождении слов, об истории развития их формы и значения содержатся в словарях двух типов – этимологических и исторических.

Номинация связана с национальными традициями, историей, культурой, в немалой степени зависит и от географической среды, места проживания народа и даже. от климата. Так, у некоторых народов Севера существуют, например, десятки слов для названия разных видов снега, льда, для обозначения холода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная цель: выяснить, откуда пришли названия некоторых деревьев.

Развивающая цель: развивать познавательный интерес к изучению русского языка, способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Воспитательная цель: повышать уровень экологической культуры учащихся, воспитывать бережное заботливое отношение к природе.

Формирование УУД:

Личностные действия: видеть красоту родного края, стремление беречь природу, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания по описанию, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: конверты с заданиями для групп, карточки с информацией о растениях.

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам!

Ребята, мы с вами находимся в нашем парке. Как он красив в это время года. Давайте вместе вспомним правила поведения в природе. Назовём это так:

1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.

2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.

3. Не обрывайте патину и не убивайте пауков.

4. Не разоряйте птичьих гнезд.

5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.

6. Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.

(Можно собрать мусор в пакеты. Необходимо заранее приготовить перчатки и пакеты для мусора).

-Молодцы! Стало чисто и приятно. А теперь начнём наше занятие.

2. Актуализация знаний

Отгадайте загадки и догадайтесь, о чем будем говорить сегодня?

1.Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?-
Это дерево - …
(Рябина).

2.Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза).

3.Осень в город вновь пришла,
Листопад к нам принесла.
Лист похожий на корону
У раскидистого… (клёна)
4. Эх, раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова.

В чурбане топор увяз…

Не расколешь вязкий …(вяз)

5. Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный солнечный день. (Липа)

- О чем были загадки?

- Назовите деревья. (Берёза, рябина, вяз, липа, ель, клён).

- Какие интересные названия у деревьев. Почему их так назвали?

(Дети пытаются ответить)

Возникли затруднения. Что делать? Как узнать?

3. Постановка учебной задачи

- А хотите узнать больше об этих знакомых незнакомцах?

Определите тему занятия и поставьте цель. (Дети формулируют тему занятия: узнать, почему растения так называются)

- Сегодня мы поговорим о знакомых нам деревьях, узнаем, почему их так назвали, полюбуемся их осенним убранством.

4. Открытие новых знаний.

Для работы класс делится на три группы. Напомнить о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Командир группы берёт карточку определённого цвета с названием деревьев.

1 группа - берёза, ель;

2 группа - рябина, вяз;

3 группа - клён, липа.
Группа получает конверт с заданиями, распределяет их в группе между участниками. Задания для всех одинаковые, нужно выбрать материал о своих деревьях, подготовить и представить его как можно интереснее.

I. задание: Выбрать информацию о своём дереве и объяснить происхождение его названия.

Материал в конвертах.

- У этого дерева очень вязкая древесина, которую трудно колоть и щепать. За это свойство оно и получило свое название.

Название этого дерева произошло от глагола липнуть. Дерево назвали так за липкий сок, который выделяют его листья. Дерево – медонос, пчелы собирают мед с его цветков. Цветет в середине лета.

Название происходит от латинского 'асеr' — острый (листья с острыми лопастями). Это дерево – один из немногочисленных деревьев, имеющих белый млечный сок. В старину из него выпаривали сахар. Лист этого дерева является национальным символом Канады. Это дерево обладает способностью "плакать": даже при незначительном увеличении влажности воздуха: с черешков листьев падают капельки ("слезы"). Как правило, это происходит за несколько часов до дождя. Живет дерево 150-200 лет. Но встречаются и долгожители, доживающие до 600 лет.

Информация 6

Без ветра и лист клёна не шелохнется.
Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.
Для врага и берёза - угроза.
Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухо.

5.Физминутка.

1. Бежим к тому дереву, которое я назову: берёза, липа, вяз, сосна, ель, клён, рябина.

Каждая группа подходит к своим деревьям и рассказывает о них, проводит игру с листьями.

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

1. Из сока какого дерева выпаривали сахар? (клен)

2. Какое дерево является символом России? (берёза)

3. Какое дерево получило своё название за липкий сок листьев? (липа)

- Что ещё можно добавить об этом дереве? (Дерево – медонос, пчелы собирают мед с цветков липы. Этот мёд называется липовым. Башкирия славится своим медом.)

5. За что рябина получила свое название? (за рябь)

6. У какого дерева вязкая древесина? (вяз)

7. Релаксация:

- Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале занятия?

Как вы оцениваете свою работу и работу ребят в других группах?

- Какое дерево вам понравилось больше всего?

- Что еще вы хотите узнать о деревьях?

Читайте также: