Как оценить конспект ученика

Обновлено: 05.07.2024

Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем современного образования. Современные мировые тенденции в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Это ключевой вопрос международного исследования оценки образовательных достижений учащихся PISA . Стоит отметить, что в профессиональном сообществе достаточно давно обсуждается вопрос о введении более дробной системы школьной отметки. Действительно, опыт оценивания знаний учащихся в разных странах (где компетентностный подход - основа обучения!) отличается от нашего метода оценивания. Например, в Англии и Польше принята 6-балльная, Франции - 20-балльная, Молдове и Украине - 12-балльная, Белоруссии и Латвии - 10-балльная, США - 100-балльная система оценивания.

Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания. Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они вырабатываются ими совместно. Критериями являются планируемые результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока, которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся, контроль и коррекцию, которые формируют ряд регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ результатов учебной деятельности для обучающихся является необходимым условием достижения личностных результатов, развития учебно-познавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуя индивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности. После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

Пятый приоритет - интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

«Назовем несколько способов оценивания:

Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.

Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).

Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).

Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в "кредит".

Вывод: Современная система оценивания должна позволять:

сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями;

быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса;

способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

Главным в работе учитель считать личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.

Применять различные виды оценочных шкал, широкое использование тестов и других методик оценивания.

Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих достижений.

Виды оценивания на уроке (Развитие критического мышления):

Оценивание результатов собственной учебной деятельности на каждом этапе урока позволит ученикам самостоятельно планировать работу по устранению ошибок. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ВОУД, ЕНТ), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. У каждого результата есть свои критерии оценки деятельности (критерий деятельности). КД предназначены для того, чтобы сказать о качестве и стандар­тах достижения, которые должны быть продемонстрированы учащимися для достижения результата. В каждом крите­рии оценки деятельности должно быть ясно указано, что должен де­лать ученик и на каком уровне.

Примерные критерии оценивания:

1. Насколько выполнено домашнее задание;

2. Активность работы на уроке;

3. Как понял тему урока;

4. Как отвечал на вопросы учителя;

5. Дисциплина на уроке;

6. Работа в группе (сотрудничество);

Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

Проект – относится к современным методам оценивания. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат. Преимущества метода проектов - он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целостность, целесообразная логика: организационная четкость, оптимальный ритм; реализация воспитательной, образовательной и развивающей функции занятия: качество оформления конспекта.

Целеполагание

четкость и конкретность в определении целей и задач; диагностичность и реалистичность целей и задач; Формулировка цели на занятии: дети формулируют самостоятельно, совместно с педагогом, цель сообщает педагог.

Соответствие структуры типу занятия, логическая последовательность и взаимосвязь этапов.

Соотнесение структуры занятия с выбранной технологией обучения.

Целесообразность распределения времени занятия. Рациональность выбора форм обучения. Рациональная организация труда педагога и обучающихся.

соответствие содержания возрасту обучающихся;

соответствие содержания материала и его объем заявленным целям и форме занятия;

соответствие содержания выбранной технологии обучения;

актуальность содержания; познавательная и практическая ценность содержания; интеграция с разными областями знаний; опора на субъектный опыт учащихся.

создание нестандартных ситуаций; формирование личной заинтересованности; реализация практической значимости содержания; обращения к ярким фактам; опора на занимательность; наличие оценивания как метода повышения учебной активности и учебной мотивации.

Характер взаимодействия педагога и обучающихся

рациональная и эффективная организация деятельности обучающихся; стимулирование педагогом активности, творчества, самостоятельности;

приемы поддержки заинтересованного отношения к содержанию занятия, к деятельности; наличие обратной связи с детьми;

реализация дифференцированного, индивидуального подхода.

Обоснованность выбора методов и приемов обучения; разнообразие и эффективность, соответствие возрасту обучающихся.

Дидактическое

обеспечение

обеспечение занятия наглядным, демонстрационным и раздаточным материалом; прослеживается эффективность и целесообразность использования наглядных пособий, дидактического материала и

технических средств обучения.

наличие критериев оценки результата деятельности; привлечение обучающихся к анализу и оценке процесса и результата деятельности; эффективные приемы рефлексии.

обоснованность, рациональность, информативность, эффективность практического применения на занятии.

3 балла - конспект полностью соответствует критерию

2 балла - конспект соответствует критерию, но имеются незначительные ошибки

1 балл - в конспекте имеются серьезные ошибки, однако критерий отражен 0 0 баллов - критерий в конспекте не отражен

Для оценки презентации выделены следующие критерии: соответствие презентации теме; достижение поставленных целей и задач; актуальность, точность и полезность содержания; графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.); доступность подачи материала; логичный порядок изложения; наличие выводов; дизайн презентации; анимация и удобство переходов между слайдами.

Темы рефератов и критерии оценивания контрольного задания

Контрольное задание

Задание 1. Подготовить реферат по одной из тем. Выбор темы определяется преподавателем. Возможен выбор другой темы с согласия преподавателя. Реферат сдать на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин в распечатанном виде с соблюдением всех требований к оформлению.

Темы рефератов

1. История развития судебной статистики.

2. Роль статистических данных для принятия управленческих решений, для развития научных теорий.

3. Виды статистического наблюдения и особенности их проведения.

4. Разнообразие индексов.

5. Разнообразие статистических показателей.

6. Статистические методы прогнозирования социально-правовых явлений.

7. Функции распределения и числовые характеристики случайных величин.

8. Построение полигонов гистограмм частот по данному распределению выборки. Нахождение числовых характеристик выборки.

9. Составление корреляционных таблиц.

10. Применение корреляционно-регрессионного анализа.

11. Статистическая отчетность в судах.

12. Документы первичного учета в судах.

13. Современные автоматизированные средства обработки статистической информации.

14. Современная организация статистики в Российской Федерации.

15. Судебная статистика и ее значение в обеспечении режима законности.

16. Изучение структуры и динамики гражданско-правовых споров, условий их возникновения и работы судов (арбитража) по разрешению дел о праве гражданском.

17. Судебно-правовая статистика и реализация Концепции судебной реформы в Российской Федерации.

18. Системы статистических показателей как модели категорий отрасли судебной статистики.

19. Методы опроса и их использование в социально-правовых исследованиях.

20. Использование графического метода для прогнозирования правовых явлений.

21. Принципы построения статистических группировок. Виды статистических группировок.

22. Виды относительных величин и их применение в судебной статистике.

23. Индексы, их применение в судебной статистике.

24. Средние величины и их применение в судебной статистике.

25. Корреляционный анализ данных судебной статистики.

26. Факторный анализ данных судебной статистики.

27. Регрессионный анализ данных судебной статистики.

28. Динамические ряды и их виды.

Структура реферата

Реферат должен состоять из плана, введения, основной части, заключения, списка литературы.

Введение к реферату – важнейшая его часть. Здесь нужно обосновать

· актуальность выбранной темы;

· охарактеризовать степень разработанности проблемы;

· цель и задачи вашей небольшой работы;

· выбранный метод (или методы) исследования;

Основная часть может состоять из двух или трех параграфов.

Заключение – не больше 2 страниц. Оно не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но содержать ваши собственные выводы о проделанной работе, а может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями академии, количество элементов списка 5-7 источников.

Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся.

Оценивается четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока

Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Оценивается соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Оценивается соответствие формы урока раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока.

Оценивается оптимальность структуры данного урока, логическая связь этапов урока по достижению учебных задач.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей

Оцениваются особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная)

Оценивается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Оценивается уровень достижения поставленных учебных целей

5.Инструментарий учителя (технологии, методы, приемы)

Оценивается эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Оценивается адекватность выбранных форм, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока

Оценивается разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Оценивается использование учителем различных источников информации.

Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации ТСО на уроке.

7. Формирование и развитие УУД

Оценивается соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД:

8.Организация контроля результатов обучения

Оценивается разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока

9.Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей

Оценивается результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока.

Оценивается разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезис, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.)

Оценивается формы самооценки (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока.

10. Стиль общения

Оценивается деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.

Уровни реализации каждого из выделенных критериев качества урока

Требования к уроку

2 – требование выполнено на оптимальном уровне

1 – есть резервы или недостатки при выполнении требований

0 – требование практически не выполнено

1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности

  • Учитель применяет разные приемы мотивации на результат и на деятельность.
  • Учитель грамотно формулирует цели для учащихся в соответствии с возрастными особенностями школьников.
  • Учитель осознает важность этапа мотивации, использует набор приемов мотивации.
  • Отбор приемов мотивации для конкретного класса или ученика производится интуитивно, без опоры на педагогический анализ.
  • Учитель недостаточно грамотно формулирует цели или не учитывает возрастные особенности учащихся.
  • Учитель практически не владеет навыками управления ростом учебной мотивации учающихся.
  • Используемые приемы мотивации не учитывают данные о детях конкретного класса.
  • Учитель не сформулировал цели для учащихся.

2. Тип, форма и содержание урока

  • Содержание учебного материала соответствует требованиям обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.
  • Содержание представлено ученикам в виде разнообразных источников: справочников, энциклопедий, компьютерных программ.
  • Содержание соответствует типу урока, поставленным целям для ученика и раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока для учителя.
  • Содержание учебного материала не всегда соответствует требованиям стандарта – иногда неправомочно завышается, иногда – занижается.
  • Содержание представлено в виде однотипных источников для получения учебной информации.
  • Содержание не вполне соответствует типу урока, поставленным целям для ученика и раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока для учителя
  • При отборе учебного содержания учитель практически не руководствуется требованиями стандарта, целям и ведущим идеям урока.
  • Содержание представлено в виде одного источника для получения учебной информации (учебника).
  • Содержание не соответствует типу урока, поставленным целям для ученика и не раскрывает предметные, метапредметные и личностные цели урока для учителя.
  • Учитель выбирает и реализует структуру урока, оптимальную для этого контингента детей и поставленных учебных задач.
  • Выражена логическая связь этапов урока.
  • Четко завершается каждый этап урока и производится постановка задач на следующий этап.
  • Учитель выбирает и реализует структуру урока без достаточной опоры на цели и задачи, без учета особенностей контингента.
  • Недостаточно четко происходит переход от одного этапа урока к другому.
  • Не организованы четкое завершение этапов урока и мотивация на следующий этап.
  • Учитель не может связать выбор урока с особенностями контингента.
  • План урока не предъявляется.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей

  • Применяются разнообразные формы учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная)
  • Учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
  • Проверяется уровень достижения поставленных учебных целей
  • Применяются однообразные формы учебной деятельности учащихся
  • Не всегда учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
  • Не всегда проверяется уровень достижения поставленных учебных целей
  • Применяются однообразные формы учебной деятельности учащихся
  • Не учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося
  • Не проверяется уровень достижения поставленных учебных целей
  • Используемые учителем технологии, методы и приёмы эффективны для достижения результатов взаимодействия на каждом этапе урока.
  • Выбранные формы, методы и приёмы способствуют формированию и развитию УУД.
  • Используемые учителем технологии, методы и приёмы недостаточно эффективны для достижения результатов взаимодействия на каждом этапе урока.
  • Не все выбранные формы, методы и приёмы способствуют формированию и развитию УУД.
  • Инструментарий учителя не способствует достижению результатов взаимодействия
  • Выбранные формы, методы и приёмы однообразны, поэтому не способствуют формированию и развитию УУД учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока

  • Дидактическое оснащение урока отличается разнообразием заданий различного типа, вида и формы.
  • На уроке учителем используются различные источники информации
  • Формы работы с ТСО на уроке выбраны с учетом их целесообразности, а время, отведенное на эту работу – оптимально.

Оценка качества урока должна производиться с учетом целесообразности ТСО. Если на уроке не были использованы ТСО, но задачи урока решены, и учитель может объяснить, почему не были использованы эти ресурсы, то учителю выставляется высший балл

Читайте также: