Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс чь 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Горюшина Мария Линовна

Организация: МАОУ ''Школа № 5'' Перспектива

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Богородск

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий решения учебной задачи.

Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь;

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пляшет иль поет,

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам …( глагол)

О какой части речи мы с вами будем говорить?

Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат карточки. 1. Глагол – это….

  1. 11. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом — чь?

Можем ли мы дать ответ на последний вопрос? Почему возникли затруднения? (не хватает знаний). Какую цель поставим на урок?

3.Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.

Разберите предложение по членам. (подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Слово зажглись разберите как часть речи.

Какое слово дало жизнь глаголу зажечься? (зажечься- зажечь- жечь)

На уроке нам будут помогать волшебные помощники. Помощь одного из них нам потребуется прямо сейчас. Откройте учебник на странице 115. Посмотрите на значок слева. Сумеете назвать помощника? (значок Обратного словаря).

Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.

Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.

Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача — дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.

В каких формах есть звук г?

Это формы какого лица и числа?

В каких формах на месте звука г появляется шипящий звук ж?

Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и любой глагол с приставкой в тетради. Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице 116 в учебнике. (проверка)

В каких формах есть звук к?

Это формы какого лица и числа?

В каких формах на месте звука к появляется шипящий звук ч?

Сравните обе таблицы. На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

Можем ли сейчас дать ответ?

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г / к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж / ч.

Мы достигли цели, которую ставили в начале урока? Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило, (чтение диалога на стр. 117.)

Еще раз сделаем вывод. Закрепление нового материала. Упражнение 91 стр. 118

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в

Цели урока: показать , как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь;

учить работать с обратным словарем;

учить находить чередование согласных в корне слова;

развивать навыки грамотного письма;

воспитывать интерес к русскому языку.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками.Садитесь.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит,пляшет иль поет,

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам ….( глагол)

О какой части речи мы с вами будем говорить?

Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного.Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

Актуализация темы урока.

Сейчас мы повторим все об этой части речи.Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью светофорчика. Давайте вспомним, что обозначают цвета светофочика? ( зеленый- я знаю, желтый- не уверен, сомневаюсь, красный- не знаю).

Глагол – это….

Глаголы изменяются по…

Спряжение – это…

Спрягаются только глаголы…

На какую форму глагола указывает суффикс-л- ?

Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…

Не с глаголами пишется…

В предложении глаголы являются…

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.

Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом-чь?

Можем ли мы дать ответ на последний вопрос? Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).Какую цель поставим на сегоднешний урок?

Дайте оценку своей работе с оценочными листами.( что знаю, что надо повторить).

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Нет, стоп! Проверьте- ка сначала

Как положили вы мне их?

Пряма ли спинка?

Чтоб ручка свой конец направила в плечо

Поставьте ноги все на место!

Готовы? Пишем хорошо!

3.Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите педложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.

Какими способами можно установить связь слов в предложении? Разберите предложение по членам.(подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Слово зажглис ь разберите как часть речи.

Какое слово дало жизнь глаголу зажечься?( зажечься- зажечь- жечь

Работа по теме урока.

На уроке нам будут помогать волшебные помощники. Помощь одного из них нам потребуется прямо сейчас. Откройте учебник на странице 115. Посмотрите на значок слева. Сумеете назвать помощника? (значок Обратного словаря).

Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.

Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь , при помощи приставок.

Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача- дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.

Какая цель нашего урока?

В каких формах есть звук г ?

Это формы какого лица и числа?

В каких формах на месте звука г появляется шипящий звук ж?

Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и любой глагол с приставкой в тетради.Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице 116 в учебнике. (проверка)

В каких формах есть звук к ?

Это формы какого лица и числа?

В каких формах на месте звука к появляется шипящий звук ч?

Сравните обе таблицы. На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

Можем ли сейчас дать ответ?

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к ,а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж ч.

Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило. ( чтение диалога на стр. 117.)

Еще раз сделаем вывод.( слайд).

Закрепление нового материала. Упражнение 91 стр. 118

Возьмите в руки светофорчики и покажите кружок того цвета, на сколько вы оцениваете знания, полученные сегодня на уроке.

Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.

Он старался __________ костер.

Она решила __________старые письма.

Главное- не __________ руку!

Рану пришлось __________ йодом.

Преступники хотели __________ сарай с разных сторон, но им не удалось____________ его.

В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа".

ВложениеРазмер
Урок русского языка в 4 классе. "Перспективная начальная школа". 216 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

(в рамках методической недели МОУ СОШ № 1)

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ноябрь 2014 год

Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь;

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пляшет, иль поет,

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам ….(глагол)

- О какой части речи мы с вами будем говорить?

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

  1. Глагол – это….
  2. Глаголы изменяются по…
  3. Спряжение – это…
  4. Спрягаются только глаголы…
  5. На какую форму глагола указывает суффикс-л- ?
  6. Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…
  7. Не с глаголами пишется…
  8. В предложении глаголы являются…
  9. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  10. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
  11. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

- научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.

- Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.

Работа в тетрадях.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату.

Чистописание г ж

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала

Как положили вы мне их?

Пряма ли спинка?

Чтоб ручка свой конец направила в плечо

Поставьте ноги все на место!

Готовы? Пишем хорошо!

3. Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.

- Какими способами можно установить связь слов в предложении? Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Слово зажглис ь, разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону по закладке , с 88.

  1. н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
  2. наст. вр., мн. ч., 3 л.
  3. зажглись звёзды, зажглись – сказуемое .

- Какое слово дало жизнь глаголу зажечься?

(зажечься – зажечь – жечь)

- Откройте учебник на странице 115. упр. 89 (значок Обратного словаря).

- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь , при помощи приставок.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Сейчас вы будите работать в группе . На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись .

Он старался ___ разжечь _______ костер.

Она решила ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.

- Какая цель нашего урока?

- научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.

- Вернемся в Обратный словарик.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Проспрягайте глаголы жечь и зажечь .

- Давайте попробуем. Ваши мнения разошлись, обращаемся за помощью к таблице на странице 116

1 л. я ж г у, заж г у мы жжём зажжём

2 л. Ты жжёшь, зажжёшь вы жжёте, зажжёте

3 л. Он жжёт, зажжёт они ж г ут, заж г ут

- В каких формах есть звук г ?

- Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука г появляется шипящий звук ж?

- Найдите в словаре глагол печь . Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и любой глагол с приставкой в тетради

1 л. я пе к у, испе к у мы печём, испечём

2 л. ты печёшь, испечёшь вы печёте, испечёте

3 л. она печёт, испечёт они пе к ут, испе к ут

- Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице 116 в учебнике.

- В каких формах есть звук к ?

- Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука к появляется шипящий звук ч?

- Сравните обе таблицы.

- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

- Можем ли сейчас дать ответ?

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж ч.

- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.

- (чтение диалога на стр. 117.)

- Еще раз сделаем вывод. (слайд).

Теперь возьмите оценочные листы и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.

4. Д/з. У. упражнение 91 стр. 118, правило стр.117.

- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо .

Он старался __________________________ костер.

Она решила __________________старые письма.

Главное- не ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

Цель: научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.
  • Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пляшет, иль поет,
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам ….
(глагол)

- О какой части речи мы с вами будем говорить?

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

1. Активное целеполагание

  1. Глагол – это….
  2. Глаголы изменяются по…
  3. Спряжение – это…
  4. Спрягаются только глаголы…
  5. На какую форму глагола указывает суффикс -л- ?
  6. Глаголы прошедшего времени изменяются по…, а в единственном числе по…
  7. Не с глаголами пишется…
  8. В предложении глаголы являются…
  9. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  10. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
  11. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний). Итак, тема нашего урока….

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

  • вспомнить, узнать и т.д.
  • научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.

- Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.

Работа в тетрадях.

Сейчас открыли все тетради и записали дату.

Чистописание г ж

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала
Как положили вы мне их?
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо,
Поставьте ноги все на место!
Готовы? Пишем хорошо!

Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.

- Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

- Слово зажглись, разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону на с 88.

Зажглись

  1. н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
  2. наст. вр., мн. ч., 3 л.
  3. зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.

- Какое слово дало жизнь глаголу зажечься? (зажечься – зажечь – жечь)

2. Целенаправленная деятельность

- Откройте учебник на странице 115. упр. 88 (значок Обратного словаря).

- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись. (Приложение 1)

Он старался ___ разжечь _______ костер.

Она решила ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.

- Напомните, какая цель нашего урока?

- Научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.

- Вернемся в учебник на с. 116. Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь и зажечь.

жечь, зажечь

Мн. ч.

1 л. я жгу, зажгу

2 л. Ты жжёшь, зажжёшь

вы жжёте, зажжёте

3 л. Он жжёт, зажжёт

они жгут, зажгут

- В каких формах есть звук [г] ? Это формы, какого лица и числа? (в форме 1л, ед.ч. и 3 л. мн.ч.)

- В каких формах на месте звука [г] появляется шипящий звук [ж]? (во всех остальных)

- Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и запечь в тетради (Кто испытывает затруднения, обращайтесь за помощью к таблице Приложение 2)

Печь, запечь

мн. ч.

1 л. я пеку, запеку

мы печём, запечем

2 л. ты печёшь, запечешь

вы печёте, запечете

3 л. она печёт, запечет

они пекут, запекут

Физкультминутка

Учитель называет глаголы. Если глагол имеет на конце ть- топает, если ти- садится за парту, если чь - хлопаете.

Дружить, беречь, полоть, нести, стеречь, собирать, красить, жечь, запрячь, везти.

- Итак, в каких формах есть звук [к]? Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука [к] появляется шипящий звук [ч]?

- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

- Можем ли сейчас дать ответ? Попробуйте сформулировать правило.

(Дети на листочках вставляют пропущенные слова Приложение 3)

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж, ч.

- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

3. Этап оценивания

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.

- Чтение диалога на стр. 117.

- Еще раз сделаем научный вывод. Возьмите в руки правило. Заполним его. Правило внести в папку правил и выучить.

4. Этап оценивания

- Теперь возьмите оценочные листы (Приложение 4) и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.

Читайте также: