Как используются синонимы 2 класс 21 век конспект урока 102

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: Романова Анастасия Андреевна

образовательная: организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;

развивающая: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать одноклассников); развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;

воспитательная: воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Познавательные – осуществляют поиск и выделение информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками, умение адекватно воспринимать оценки, готовность к преодолению трудностей; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки, развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

Организационный момент

- Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Андреевна.

II . Актуализация знаний

- К вам на урок я пришла не одна. Знакомьтесь (достаю из-за спины перчаточные куклы: пес, кот)

(Начинается ссора)

У: Да подождите вы! Вам не из-за чего ругаться, потому что…

- Ребята, почему, объясните? (Слова умный, толковый, любезный, вежливый – близкие по значению. Это синонимы.)

- А что ещё мы знаем о синонимах? (это слова, близкие по смыслу, но звучат и пишутся по-разному; слова- синонимы отвечают на один и тот же вопрос)

- Молодцы! Вы достаточно много знаете о синонимах.

III . Создание проблемной ситуации

- А теперь давайте откроем тетради, запишем дату.

6 марта. (Пауза)

Кабинетное дело .

- Что вас смутило? (Мы так не пишем)

- А как вы пишите? (Классная работа)

- Хорошо, давайте запишем обе строки

Классная работа.

Кабинетное дело.

- А кто может объяснить, что нужно писать классная работа, а не кабинетное дело?

- А класс и кабинет это слова синонимы?

- Дело и работа это слова синонимы?

- Так почему раз они являются синонимами, мы пишем, классная работа и не можем заменить кабинетным делом?

- У вас возникли затруднения?

- Почему затрудняемся? Определение синонимов вы знаете. Может, мы еще не все знаем о синонимах?

- Давайте попробуем ответить на вопрос: Как используются синонимы в речи? И в конце урока сможете доказать, что мы пишем классная работа, а не иначе.

IV. Первичное усвоение новых знаний

В.Р.: Работа с доской

- Ребята посмотрите на экран. Перед вами ряд слов, выберите из них только синонимы

Яркая, громкая, ослепительная, страшная.

- Поясните свой выбор.

- Используя эти синонимы, составьте словосочетания со словом молния. (Яркая молния, ослепительная молния)

- Что заметили? (Что оба синонима сочетаются со словом молния)

- Молодцы вы умеете находить синонимы.

- А теперь посмотрите на второй ряд слов.

Опрятный, чистота, аккуратный, красивый, чистый, грязный.

- Найдите среди этих слов синонимы. Поясните свой выбор.

- Используя эти слова, синонимы составьте словосочетание со словом рисунок.

- Петя составь, пожалуйста (Опрятный рисунок, аккуратный рисунок, чистый рисунок)

- Все ли синонимы подходят? (Нет, мы не можем сказать опрятный рисунок и чистый рисунок)

- Почему не подходят слова опрятный и чистый? (Они отличаются друг от друга оттенками лексического значения)

- Значит какой вывод мы можем сделать? (Нужно выбирать тот синоним, который наиболее точно отражает мысль)

- Прекрасно, вы так хорошо работаете,

V . Первичная проверка понимания

- Давайте посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.

(На карточках)

Приплелись, труд, дело, зоркий, занятие, собрались, остроглазый, сбежались.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, прочитайте слова. Выберите из этих синонимов такие, которые можно объединить в одну группу (синонимический ряд) и запишите эти группы.

- О чем нужно помнить при составлении групп синонимов (синонимических рядов)? (Синонимы обозначают один и тот же предмет, действие; отвечают на один вопрос; отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи)

- Ребята, каждый синонимический ряд (группу) запишите в отдельный столбик.

- На выполнение этой работы у вас есть 3 минуты.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, одна пара выполняет на доске.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Поясните свой выбор, докажите. (Пара которая работала у доски объясняет свой выбор)

- Все ли согласны с этой парой?

- У кого по-другому?

- Во всех столбиках синонимы записаны верно?

- Значит, я могу любое слово из данной группы вставить в текст или предложение? (Да)

- Давайте проверим наши предположения.

- Посмотрите на слайд. Перед вами текст с пропусками давайте заполним их подставив синонимы из первой группы.

- Давайте, пробуем подставить слово - приплелись.

- Во всех случаях подходит это слово?

- Давайте проверим следующее слово – собрались.

- Во всех случаях подходит это слово?

- И последнее слово – сбежались.

- Во всех случаях подходит это слово?

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Из списка синонимов нужно выбрать слова, которые наиболее точно выражают мысль в данном предложении)

VI. Первичное закрепление

- Ребята, я вас хвалю! Сегодня вы работаете, засучив рукава!

- Ребята, вам понятно моё высказывание?

- Кто знает, как такое выражение называется в русском языке?

- Действительно, ученые – лингвисты называют такие выражения фразеологизмы.

- Ребята, а какие фразеологизмы знаете вы?

- А как вы думаете, у фразеологизмов есть синонимы?

- Сейчас я предлагаю вам такое задание, вы должны подобрать синонимы, к фразеологизму засучив рукава. Это задание выполните в группах, даю вам 1 минуту. Как только вы будете готовы, один человек поднимает руку вверх.

- Время вышло, давайте проверим. Ваша группа была первой. Повторите ещё раз задание.

- Чья группа согласна?

- У кого по-другому?

- Какие вы молодцы. Потрудились на славу!

- И так ребята, возвращаемся к вопросу, который возник в начале урока. Почему мы пишем классная работа, а не иначе?

- От чего это зависит? (Мы выбираем тот синоним, который наиболее точно передает смысл)

- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам оценить свою работу, выбрав любую строчку и подходящий по смысловому значению синоним.

Сегодня на уроке я/мы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились.

Мы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.

Я доволен, удовлетворен своей работой, трудом, делом.

- Ребята, я хочу сказать вам большое спасибо за урок. Мне было очень приятно работать с вами. Желаю каждому из вас дальнейших успехов в учебе.

Цель урока: организация деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи.

Задачи урока:

  • развитие аналитико-синтетического мышления, логического мышления, внимания, памяти, лингвистической интуиции;
  • развитие орфографической зоркости, каллиграфического письма;
  • развитие мотивации;
  • воспитание нравственных качеств личности, любви к Родине.

Оборудование:

Ход урока

I. Орг. момент.

(Дети входят в класс, приветствуют гостей)

Прозвенел звонок сейчас
За работу, в добрый час!

II. Чистописание.

– Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем урок?

– Внимательно посмотрите на схемы. Как вы думаете, что нужно сделать?

(определить букву, которую будем писать на минутке чистописания)

– Напишите слова:

– Что хотите сказать? Что заметили? Что такое синонимы?

– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какую цель поставим себе на урок?

IV. Работа по теме урока

Словарная работа. Самостоятельная работа по карточкам

– Решите кроссворд. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.

Знакомство с новым словом с непроверяемым написанием

– Кто такой герой?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

а) Герой Великой Отечественной войны


б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)

2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей

– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?

(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)


4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.


– Запишем слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)

Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков

– Подберите однокоренные слова.

(Героизм, геройство, героический)

– Составьте предложение со словом герой.

Работа над деформированным предложением

Ребята, я тоже составила предложение, только что же получается, все слова перепутались. Что же делать? Поможете составить красивое предложение?

(ученик у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)

– Обратимся к первому значению слова, подберем синонимы.

Работа с учебником

– Откройте учебник на данной теме.

Какую стр. вы открыли?

2. Упр. 1 Самостоятельная работа

Физкультминутка (под музыку)

3. Упр.3 стр.53 Фронтальная работа

V. Закрепление изученных функций синонимов

– Ребята, поработайте в парах. Перед вами две карточки на выбор.

Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый

занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.

Выпишите слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.


Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Содержимое разработки

Выполнила студентка группы 02021303

Кошелева Кристина

План – конспект урока по русскому языку

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: способствовать формированию деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использованием синонимов в речи

Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Планируемые результаты: Личностные УУД- интерес к познанию русского языка; ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Метапредметные- способствовать формированию универсальных учебных действий(УУД):

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

в) коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывания; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование урока: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2011.

Конспект урока по русскому языку

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный материал предназначен для учащихся вторых классов, УМК "Начальная школа XXI века". Цели данного урока организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать одноклассников); развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Читайте также: