Как используются синонимы 2 класс 21 век конспект урока 102
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Автор: Романова Анастасия Андреевна
образовательная: организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;
развивающая: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать одноклассников); развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;
воспитательная: воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Познавательные – осуществляют поиск и выделение информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками, умение адекватно воспринимать оценки, готовность к преодолению трудностей; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки, развитие познавательных интересов и учебных мотивов.
Организационный момент
- Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Андреевна.
II . Актуализация знаний
- К вам на урок я пришла не одна. Знакомьтесь (достаю из-за спины перчаточные куклы: пес, кот)
(Начинается ссора)
У: Да подождите вы! Вам не из-за чего ругаться, потому что…
- Ребята, почему, объясните? (Слова умный, толковый, любезный, вежливый – близкие по значению. Это синонимы.)
- А что ещё мы знаем о синонимах? (это слова, близкие по смыслу, но звучат и пишутся по-разному; слова- синонимы отвечают на один и тот же вопрос)
- Молодцы! Вы достаточно много знаете о синонимах.
III . Создание проблемной ситуации
- А теперь давайте откроем тетради, запишем дату.
6 марта. (Пауза)
Кабинетное дело .
- Что вас смутило? (Мы так не пишем)
- А как вы пишите? (Классная работа)
- Хорошо, давайте запишем обе строки
Классная работа.
Кабинетное дело.
- А кто может объяснить, что нужно писать классная работа, а не кабинетное дело?
- А класс и кабинет это слова синонимы?
- Дело и работа это слова синонимы?
- Так почему раз они являются синонимами, мы пишем, классная работа и не можем заменить кабинетным делом?
- У вас возникли затруднения?
- Почему затрудняемся? Определение синонимов вы знаете. Может, мы еще не все знаем о синонимах?
- Давайте попробуем ответить на вопрос: Как используются синонимы в речи? И в конце урока сможете доказать, что мы пишем классная работа, а не иначе.
IV. Первичное усвоение новых знаний
В.Р.: Работа с доской
- Ребята посмотрите на экран. Перед вами ряд слов, выберите из них только синонимы
Яркая, громкая, ослепительная, страшная.
- Поясните свой выбор.
- Используя эти синонимы, составьте словосочетания со словом молния. (Яркая молния, ослепительная молния)
- Что заметили? (Что оба синонима сочетаются со словом молния)
- Молодцы вы умеете находить синонимы.
- А теперь посмотрите на второй ряд слов.
Опрятный, чистота, аккуратный, красивый, чистый, грязный.
- Найдите среди этих слов синонимы. Поясните свой выбор.
- Используя эти слова, синонимы составьте словосочетание со словом рисунок.
- Петя составь, пожалуйста (Опрятный рисунок, аккуратный рисунок, чистый рисунок)
- Все ли синонимы подходят? (Нет, мы не можем сказать опрятный рисунок и чистый рисунок)
- Почему не подходят слова опрятный и чистый? (Они отличаются друг от друга оттенками лексического значения)
- Значит какой вывод мы можем сделать? (Нужно выбирать тот синоним, который наиболее точно отражает мысль)
- Прекрасно, вы так хорошо работаете,
V . Первичная проверка понимания
- Давайте посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.
(На карточках)
Приплелись, труд, дело, зоркий, занятие, собрались, остроглазый, сбежались.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, прочитайте слова. Выберите из этих синонимов такие, которые можно объединить в одну группу (синонимический ряд) и запишите эти группы.
- О чем нужно помнить при составлении групп синонимов (синонимических рядов)? (Синонимы обозначают один и тот же предмет, действие; отвечают на один вопрос; отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи)
- Ребята, каждый синонимический ряд (группу) запишите в отдельный столбик.
- На выполнение этой работы у вас есть 3 минуты.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, одна пара выполняет на доске.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Поясните свой выбор, докажите. (Пара которая работала у доски объясняет свой выбор)
- Все ли согласны с этой парой?
- У кого по-другому?
- Во всех столбиках синонимы записаны верно?
- Значит, я могу любое слово из данной группы вставить в текст или предложение? (Да)
- Давайте проверим наши предположения.
- Посмотрите на слайд. Перед вами текст с пропусками давайте заполним их подставив синонимы из первой группы.
- Давайте, пробуем подставить слово - приплелись.
- Во всех случаях подходит это слово?
- Давайте проверим следующее слово – собрались.
- Во всех случаях подходит это слово?
- И последнее слово – сбежались.
- Во всех случаях подходит это слово?
- Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Из списка синонимов нужно выбрать слова, которые наиболее точно выражают мысль в данном предложении)
VI. Первичное закрепление
- Ребята, я вас хвалю! Сегодня вы работаете, засучив рукава!
- Ребята, вам понятно моё высказывание?
- Кто знает, как такое выражение называется в русском языке?
- Действительно, ученые – лингвисты называют такие выражения фразеологизмы.
- Ребята, а какие фразеологизмы знаете вы?
- А как вы думаете, у фразеологизмов есть синонимы?
- Сейчас я предлагаю вам такое задание, вы должны подобрать синонимы, к фразеологизму засучив рукава. Это задание выполните в группах, даю вам 1 минуту. Как только вы будете готовы, один человек поднимает руку вверх.
- Время вышло, давайте проверим. Ваша группа была первой. Повторите ещё раз задание.
- Чья группа согласна?
- У кого по-другому?
- Какие вы молодцы. Потрудились на славу!
- И так ребята, возвращаемся к вопросу, который возник в начале урока. Почему мы пишем классная работа, а не иначе?
- От чего это зависит? (Мы выбираем тот синоним, который наиболее точно передает смысл)
- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам оценить свою работу, выбрав любую строчку и подходящий по смысловому значению синоним.
Сегодня на уроке я/мы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились.
Мы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
Я доволен, удовлетворен своей работой, трудом, делом.
- Ребята, я хочу сказать вам большое спасибо за урок. Мне было очень приятно работать с вами. Желаю каждому из вас дальнейших успехов в учебе.
Цель урока: организация деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи.
Задачи урока:
- развитие аналитико-синтетического мышления, логического мышления, внимания, памяти, лингвистической интуиции;
- развитие орфографической зоркости, каллиграфического письма;
- развитие мотивации;
- воспитание нравственных качеств личности, любви к Родине.
Оборудование:
Ход урока
I. Орг. момент.
(Дети входят в класс, приветствуют гостей)
Прозвенел звонок сейчас
За работу, в добрый час!
II. Чистописание.
– Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем урок?
– Внимательно посмотрите на схемы. Как вы думаете, что нужно сделать?
(определить букву, которую будем писать на минутке чистописания)
– Напишите слова:
– Что хотите сказать? Что заметили? Что такое синонимы?
– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какую цель поставим себе на урок?
IV. Работа по теме урока
Словарная работа. Самостоятельная работа по карточкам
– Решите кроссворд. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.
Знакомство с новым словом с непроверяемым написанием
– Кто такой герой?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
а) Герой Великой Отечественной войны
б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)
2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей
– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?
(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)
4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
– Запишем слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)
Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков
– Подберите однокоренные слова.
(Героизм, геройство, героический)
– Составьте предложение со словом герой.
Работа над деформированным предложением
– Ребята, я тоже составила предложение, только что же получается, все слова перепутались. Что же делать? Поможете составить красивое предложение?
(ученик у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)
– Обратимся к первому значению слова, подберем синонимы.
Работа с учебником
– Откройте учебник на данной теме.
Какую стр. вы открыли?
2. Упр. 1 Самостоятельная работа
Физкультминутка (под музыку)
3. Упр.3 стр.53 Фронтальная работа
V. Закрепление изученных функций синонимов
– Ребята, поработайте в парах. Перед вами две карточки на выбор.
Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый
занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.
Выпишите слова, близкие по значению:
Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.
Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.
Содержимое разработки
Выполнила студентка группы 02021303
Кошелева Кристина
План – конспект урока по русскому языку
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: способствовать формированию деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использованием синонимов в речи
Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.
Планируемые результаты: Личностные УУД- интерес к познанию русского языка; ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Метапредметные- способствовать формированию универсальных учебных действий(УУД):
а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
в) коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывания; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование урока: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2011.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Данный материал предназначен для учащихся вторых классов, УМК "Начальная школа XXI века". Цели данного урока организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать одноклассников); развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Читайте также: