Как быть самостоятельным прилежным и старательным конспект

Обновлено: 23.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

познакомить с нравственными понятиями;

развивать самосознание ребенка;

воспитывать стремление оказывать помощь окружающим;

развивать творческое воображение, фантазию;

формировать у детей нормы поведения;

учить работать в парах;

обучать анализу своих чувств, своих поступков, успешному взаимодействию детей друг с другом.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2 . Актуализация знаний.

- Послушайте внимательно рассказ.

- Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

- Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.

- Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.

- Почему текст так называется? Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Человеку очень часто приходится решать, как поступить в той или иной ситуации, какое принять решение. Иногда сделать выбор в конкретной ситуации бывает трудно. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одними из таких способов являются золотые правила нравственности.

- Какие золотые правила нравственности вы уже знаете?

Работа в парах:

* Красна птица пером, а человек знанием.

* Ученье свет, а не ученье тьма.

* Корень учения горек, да плод его сладок.

– О чем эти пословицы?

– Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

– Какое значение имеет учеба в жизни человека?

3. Постановка темы и цели урока.

- Какая будет тема нашего урока?

- Какую мы ставим цель?

4. Новое знание.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть пришел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.

- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.

- Что же сказать, - говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

- Ну, что? Каковы наши сыновья?

- А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

- Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей.)

- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?

Работа в группе:

( знакомство с жизнью А.В. Суворова и В.Терешковой)

Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, еще никто и не думает купаться, а Суворов — бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом.

Тридцать пять больших боев и сражений провел Суворов. В каждом из них он был победителем.

- Каким Вам представился А.В. Суворов?

- Какие качества он проявил?

-Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым.

Работа со словарем в группах.

Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный – делающий что-нибудь хорошо и добросовестно;

прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

– Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

– Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностный: проявляют навыки самостоятельности, старательности и прилежности в определенных ситуациях, положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют положительное самоопределение, проявляет интерес к новому и ранее изученному материалу, дают адекватную самооценку результатов деятельности;

Метапредметный: демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, самоконтроль, самооценка), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли с условиями коммуникации, умение слушать собеседника, умение строить понятные для партнёра высказывания), познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование темы классного часа, логические: умение работать с определением, выделять главное);

Предметный: демонстрируют знания о том, какие качества присущи самостоятельному, старательному и прилежному человеку; осознают уровень развитости данных качеств у себя;

Триединая цель:

Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельности, старательности и прилежности посредством различных видов деятельности, положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют положительное самоопределение, проявляет интерес к новому и ранее изученному материалу, дают адекватную самооценку результатов деятельности;

Развивающая: развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция, самоконтроль, самооценка), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли с условиями коммуникации, умение слушать собеседника, умение строить понятные для партнёра высказывания), познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование темы классного часа, логические: умение работать с определением, выделять главное);

Образовательная: расширять знания обучающихся с помощью знакомства с такими понятиями как: старательность, ответственность, прилежность, определить, какие качества характера должны быть у самостоятельного, старательного и прилежного человека, помочь осознать уровень развитости данных качеств у себя;

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие;

Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

Принцип деятельности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип психологической комфортности;

Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта:

Педагогическое требование;

Ситуация свободного выбора;

Формирование готовности к восприятию;

Методы осмысления социального опыта:

Создание ситуации успеха;

Методы обучения:

Демонстрация: показ видеофрагмента, презентация, образец открытки

Дидактические средства:

Наглядные: демонстрационный материал: презентация, показ видеофрагмента, образец открытки

Раздаточные: материал для создания открытки, конверт с пожеланием, листы

Мультимедийные: мультимедиа проектор, компьютер, компьютерная презентация, видеофрагмент

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

Адаптированная основная образовательная программа (от 22 декабря 2015 г. №4/15)

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Орг.момент-1 минута

Мотивационно-целевой- 3минуты

Основной этап-34 минуты

Физминутка- 2 минуты

Рефлексия- 5 минут

Ход классного часа:

деятельности

Методы, формы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Задача: привлечь внимание детей, настроить их на работу

Формирование готовности к восприятию

- Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас снова, давайте же скорее начнем наш классный час!
-Присаживайтесь на свои места.

-Взаимно приветствуют, настраиваются на предстоящую деятельность, присаживаются на места

Личностные УУД:

положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Регулятивные УУД:

2)Мотивационно – целевой

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, побудить к выделению темы классного часа

-Чтобы узнать, чему будет посвящен наш классный час, мы предлагаем вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

Смотрите внимательно и думайте.

(показ видеофрагмента)

-Итак, вы догадались, о чем мы будем говорить? (о старательном человеке)

-Верно, сегодня мы поговорим о том, кто такой старательный человек. Но не только об этом, сегодня бы с вами ещё узнаем, какого человека называют прилежным и самостоятельным.

-Тогда какой будет тема нашего классного часа?

Презентация. Слайд 1.

-Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, формулируют тему классного часа

Личностные УУД: самоопределение

Познавательные (общеучебные) УУД: самостоятельное выделение и формулирование темы классного часа

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с условиями коммуникации

3)Основной этап

3.1 Работа с основными понятиями

Задача: актуализировать знания обучающихся о таких понятиях как: самостоятельность, прилежность, старательность

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.

Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями.

Ход классного часа.

Знакомство с пословицами о труде

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд

- Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)

- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют)

-Терпенье и труд все перетрут.

-По труду и награда.

-Дело мастера боится.

-Как ты к работе, так и работа к тебе.

-По работе и работника знают.

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-К большому терпенью придет и уменье.

(По ходу значение некоторых пословиц объясняют.)

Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

Попали две лягушки в кувшин с молоком.

Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.

А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.

- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)

Беседа по теме.

-Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите.

( Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)

Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения. (Совет -прочитать эту повесть)

- Подобных примеров можно много привести:

Ю.А.Гагарин- первый космонавт Земли,

В.Н.Терешкова- первая женщина- космонавт, полетевшая в космос,

(изнурительные тренировки и учёба космонавтов).

- Трудолюбие- достоинство человека

- Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.

А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).

ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.

Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:

Запись из личного дневника Ломоносова:

Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса. На доске (слайде) написаны русские народные пословицы:

∗ Знания не кошель: за плечами не носить.

∗ Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

∗ Корень учения горек, да плод его сладок.

- О чем эти пословицы?

- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

- Какое значение имеет учеба в жизни человека?

- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?

- А надо ли учиться? Почему? ( Ответы детей)

- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?

Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь.

(Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д.

Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).

Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова.

- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно;

- прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей).

- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся.

(Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).

- Почему старичок так ответил женщинам? ( Ответы детей)

- Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю.

Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

1.Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз.

2.И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать и за станок,

За парту в школе сесть.

3.С часами дружба хороша!

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Таких людей, как правило, удача не посещает.

-Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)

Притча о строителях.

-Кому из них работа приносила радость и почему?(3)

О б о б щ е н и е.

-Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируемПравила, которые будем соблюдать.

(на доске составляют)

Придерживаться распорядка дня.

Доводить начатое до конца.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Отдыхать с удовольствием.

Подведение итогов.

1 Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.Кто старается всегда,
Тот осилит все дела.
Все он сделает, поймет,
Разберется и смекнет.

2.Расскажу я вам рецепт
Крепких знаний и побед.
Будь серьезен на уроке и старательно вникай,
Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай.
Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй,
Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай.

3.Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
И расколоть его мы сможем,
Ведь мы хотим как можно больше знать!
Здесь книги на столе, а здесь тетрадки,
На партах все у нас всегда в порядке.
Когда лежит все на своих местах,
Не будешь отвлекаться просто так.

4.На уроке постарайся,
Не ленись и не теряйся.
Чтобы каждый наш урок
Пользу приносил, дружок.Чтобы хорошо учиться,
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути,
К знаньям будем мы идти.

5.Кто ворон на уроке считает,
Много двоек всегда получает.
Хорошо если хочешь учиться,
То внимательно нужно трудиться.

6.Начинаем урок
В этот утренний час.
Нас открытия ждут,
Мы готовы сейчас.

Чем больше мы знаем, чем больше умеем,
Тем больше опыта мы обретем.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас с тобой поведет.

7.Расскажу я вам рецепт
Крепких знаний и побед.
Будь серьезен на уроке и старательно вникай,
Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай.
Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй,
Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай.


Описание разработки

Цели:

Формирование УУД:

Личностные ууд – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Регулятивные ууд – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные ууд – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием справочников, словарей и энциклопедий ( включая электронные, цифровые);

Коммуникативные ууд – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для расширения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

Ход занятия.

I. Знакомство с новыми понятиями.

На доске (слайде) написаны русские народные пословицы:

* Знания не кошель: за плечами не носить.

* Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

* Корень учения горек, да плод его сладок.

- О чем эти пословицы?

- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

- Какое значение имеет учеба в жизни человека?

- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?

Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный – делающий что-нибудь хорошо, и добросовестно; прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите.

- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит?

(Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставлял всем радость. )

II. Чтение рассказа В. Осеевой.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Читайте также: