Изобразительно выразительные средства конспект урока русского языка 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: Повторить, расширить и обобщить знания по теме с целью подготовки к ЕГЭ

Развивать навыки свободного владения изобразительно – выразительными средствами, формировать умение находить их в тексте; совершенствовать навыки анализа текста.

Воспитание внимательного, бережного отношения к русскому языку, способствовать развитию интереса, любви к русскому языку, способствовать формированию правильного выбора жизненной цели у учащихся

Оборудование: раздаточный материал с тестами, с заданиями для самостоятельной работы, компьютер, толковый словарь Ожегова, памятки

I . Повторение и углубление ранее изученного материала.

- Какие средства художественной выразительности вам известны?

(Тропы, стилистические фигуры, фигуры речи)

- Что такое троп?

Троп (от греческого слова, означающего поворот, оборот, образ) – это употребление слов , фраз в переносном смысле в целях достижения большей художественной выразительности

- Перечислите их.

(К тропам относятся следующие обороты речи: метафора, литота, гипербола, ирония, эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, перифраз)

-Что такое фигуры речи? (Особые стилистико – синтаксические конструкции, придающие выразительность речи)

-Какие стилистические фигуры или фигуры речи вы помните? Назовите их.

(Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, эллипсис, риторический фигуры: обращение, восклицание, вопрос, умолчание).

- Вы правильно перечислили средства художественной выразительности. Вспомним, какие функции выполняют они в тексте.

I. Словарная работа с последующей фронтальной или самопроверкой на доске .

-Запишите термины, определив их по значению: 1) Повтор слова и группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз (анафора). 2) Резкое противопоставление образов и понятий, контраст (антитеза). 3) Нарушение прямого порядка слов, используемого для логического выделения слов (инверсия). 4) Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. (оксюморон). 5) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. (синтаксический параллелизм). 6) Скрытая насмешка (ирония). 7) Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет (эпитет). 8) Скрытое сравнение.(метафора) . 9) Иносказание (аллегория). 10) Намеренный разрыв предложения на части или отдельные слова (парцелляция)

. II . Тестирование (по вариантам)

-Теперь проверим ваши знания с помощью теста.

1) Соотнесите тропы и их определения.

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности, изображение целого через его часть, общего через частное, деталь

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого – либо предмета

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов или явлений, скрытое сравнение

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

д) скрытая насмешка

Ответы: 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б

а) уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака

б) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

в) иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа

г) приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ

д) намеренное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого – либо предмета, явления

Ответы: 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г

2) Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значимости

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)

г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

д) противопоставление понятий, мыслей, образов; контраст

Ответы: 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5) г

а) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа

б) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок

в) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

г) соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое

д) Намеренный разрыв предложения на части или отдельные слова

Ответы: 1)в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а

Самопроверка. Поставьте себе оценку.

III . Тренировочные упражнения. Теперь постараемся найти средства выразительности в тексте (устно)

I . Какой прием используется в стихотворении ?

Люблю я пышное природы увяданье… (А.Пушкин)

2. Какой троп используется в тексте?

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной (А.Пушкин)

3. Какой троп используется в тексте?

И шествуя важно в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)

4. Какой троп используется в тексте?

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов)

5. Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами,

Где надо действовать умом,

Он только хлопает ушами. (Г.Р.Державин) (аллегория)

6. Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

9. Сияет солнце, волны блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Назовите художественные средства

(тропы и стилистические фигуры),

Используемый в строках стихотворения:

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звенят.

(Цветаева) ( Анафора, метафора, параллелизм)

IV . Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

I. Назовите троп, который использован

1) в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты… (Жуковский)

Здесь вы встретите усы чудные…

здесь вы встретите такие талии… (Гоголь)

Выпряг народ лошадей – и купчину

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал. (Некрасов)

4) в монологе Фамусова:

Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)

5) в описании великой украинской реки:

Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь)

В а р и а н т ы о т в е т о в:

II . Отметьте синтаксический прием, который

1) подчеркивает авторскую мысль:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный… (Пушкин)

2) использован для изображения лирических переживаний:

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край. (Фет)

3) придает яркость описанию природы:

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сравнимый вид. (Аксаков)

4) использован для усиления выразительности речи в строке:

Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин)

5) передает эмоциональность, взволнованность речи героя:

Нет; я хотел…быть может, вы…я думал,

Что уж барону время умереть. (Пушкин).

В а р и а н т ы о т в е т о в:

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык? (Пушкин)

Дополнительно:1. Назовите троп, который использован

1) в прозаической строке:

Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов)

2) для передачи лирического переживания в строчках:

Только слышно – на улице где – то

Одинокая бродит гармонь. (Исаковский)

2. Назовите синтаксический прием, который

3) использован для усиления смыслового оттенка высказывания:

Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький)

4) придает динамичность, интонацию живой разговорной речи:

Офицер – из пистолета,

Теркин – в мягкое штыком… (Твардовский)

5) использован для усиления выразительности:

г) метонимия д) эллипсис

Ответы к самостоятельной работе: I. 1) в: 2) а; 3) г; 4) д; 5) б

II . 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5) в

III . . Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

К дополнительному заданию: 1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а

V . Проверочная работа по определению выразительных средств связи в контексте (Тестирование на компьютере с выставлением оценок)

VI . Самостоятельная работа с текстом. (Выполнение задания 8 части В)

1. Чтение текста.

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую- то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3) Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого – то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16) Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое – то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 5 2) 11 3) 9 4) 15

2. Какой (-ие) тип (ы) речи представлен (ы) в тексте.

1) рассуждение и описание

2) рассуждение и повествование

3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

1) 3 2) 2 3) 6 4) 8

4.Укажите способ образования слова ОГОРЧЕНИЕ (предложение 9).

5. Из предложения 12 выпишите деепричастие (я).

6. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании СВОЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ( предложение 4)

7. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное, в состав которого входит (-ят) односоставное (-ые) безличное (-ые) предложение (-я). Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 6 – 14 найдите сложноподчиненное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 6 – 11 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Цели урока: закреплять знания, развивать умения обучающихся, необходимые для выполнения экзаменационного задания № 24 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.

  • совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;
  • продолжить работу по развитию речи обучающихся, восприятию художественной образности текста;
  • способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать любовь к русскому языку на лучших образцах художественных произведений.

Тип урока : обобщение и закрепление материала.

Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки, тесты ЕГЭ.

Виды работы : фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточками, работа с тестами ЕГЭ.

2. Целеполагание. Вступительная беседа.

-Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Повторить термины; скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности; продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.

3.Повторение, актуализация д/з:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какой из стилей самый богатый? Почему? (Художественный стиль: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическую негу)

-На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов. На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? (Тропы и стилистические фигуры).

- Вспомните, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи.

У доски работают 2 ученика, соотносят названия с основной группой. В результате получаются 2 схемы на доске.

Соотнесите тропы и их определения

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

Соотнесите стилистические фигуры и их определения .

а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.

Остальные обучающиеся отвечают на вопросы:

-Что такое тропы? Для чего они используются?

-Что лежит в основе стилистических фигур? Какова роль стилистических фигур?

4. Тренировочные задания.

  1. градация
  2. инверсия
  3. синтаксический параллелизм
  4. эпифора.
  1. перифраз
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. сравнение
  1. гипербола
  2. олицетворение
  3. метафора
  4. сравнение
  1. эллипсис
  2. оксюморон
  3. градация
  4. умолчание

5. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

  1. парцелляция
  2. градация
  3. анафора
  4. эллипсис

6. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«О времена! О нравы! (Цицерон).

  1. градация
  2. оксюморон
  3. риторическое восклицание
  4. антитеза
  1. эпитет
  2. гипербола
  3. метонимия
  4. сравнение.
  1. градация
  2. оксюморон
  3. эллипсис
  4. инверсия.

Б)Работа с карточками, в которых в первой колонке процитированы строчки художественных произведений. Обучающиеся определяют тропы, указывая их функциональную роль в тексте.

"Чахлая рябина мокнет под дождём"

помогает зримо представить предмет

"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела"

делает зримым отвлечённое понятие

"В саду горит костёр рябины красной"

образное выражение превращается в реальную картину

"Заря алая улыбается"

усиливает выразительность речи

"Съел три тарелки"

употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи

"В сто сорок солнц закат пылал"

чтобы преувеличить значение, обратить внимание

"Мальчик с пальчик"

для эмоциональной оценки

"За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил"

даёт отрицательную оценку предмета или явления

В)Работа в группах (карточки)

1 группа. В каком случае дано неправильное определение тропа?

1) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
2) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
3) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
4) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2 группа. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

1) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
2) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
3) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
4) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

3 группа. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

1) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
2) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
3) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
4) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

5. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте.

А) Самостоятельная работа .

-Прочитайте текст, найдите в нем средства художественной выразительности и запишите их в самостоятельно составленную таблицу.

(1)Несколько лет назад, во время долгой поездки по железной дороге, мне захотелось осмотреть это государство на колесах, котором я очутился на трое суток. (2)Около часу ночи я прошел весь поезд из конца в конец. (3)В коридорах мне пригодилось переступать через спящих. (4)Я остановился и при свете ночников стал присматриваться. (5)Между отцом и матерью кое-как примостился малыш. (6)Но вот он поворачивается во сне и при свете ночника я вижу его лицо. (7)Какое лицо! (8)От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод. (9)Эти бесформенные тяжёлые кулаки породили чудо изящества и обаяния. (10)Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые и нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт. (11)Ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды.(12) Но люди растут без садовника.(13) Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. (14)И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. (15)Моцарт обречён.(16) И в каждом из этих людей, может быть, убит Моцарт.

(По А. де Сент-Экзюпери)

Б) Совместная работа класса с рецензией.

-Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г)цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) ключевые слова
4) синтаксический параллелизм
5) риторический вопрос
6) цитация
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот

6. Обобщение, подведение итогов урока.

- Итак, какое значение имеют средства выразительности в тексте? ( Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства).

-Еще раз подчеркнем, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена.

7. Домашнее задание.

Обчающиеся получают новый текст для самостоятельного выполнения экзаменационного задания № 24 .

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

III. Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

Диаманта

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

  • Повторить термины;
  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

IV. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах

Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в парах, тройках. Взаимные консультации. Социализация (защита задания – принцип составления ). Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Задание 2. Кроссворд 2

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

– Как можно назвать этот кроссворд?

– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?

Задание 4 "Солнышко"

– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:

Эвфемизм – разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Синекдоха – частный случай метонимии: обозначение целого через его часть.

Задание 6 "Снежинка"

Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.

– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:

1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин). 3. Наступило вечное мгновение (А. Блок). 4. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 5. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.

V. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VI. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры"

Работа по карточкам (группа № 1 – карточка красного цвета, группа № 2 – карточка синего цвета, группа № 3 – зелёного цвета). Можно выбрать любую форму работы: индивидуальную, взаимообучение в паре, тройке, группе (Приложение 1). Для проверки использовать код. Результаты отразить в листе успехов (Приложение 2). Социализация.

VII. Тестовые задания на применение знаний. "Выразительно" о языке, слове, речи

VIII. Обобщение

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

IX. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста:

(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
(2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия.
(3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.
(5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие.
(6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
(7) Иное дело – ценности культурные и нравственные.
(8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия "экология культуры".
(10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое.
(11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.
(12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку.
(14) Иначе и быть не может!
(15) В самом деле.
(16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове.
(17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине.
(19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону.
(20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности.
(21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями.
(23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По Л.И. Скворцову)

2. Объяснение значений слов и выражений ("генетический код", "экология культуры", "нравственные ценности" и др.)

3. Что вам известно об авторе данного текста?

4. Кто впервые использовал понятие "экология культуры"? (Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте — "экология культуры", "нравственная экология". Он писал: ". Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы".)

В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

5. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1) Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.
2) Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.
3) Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.
4) Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

6. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль; рассуждение с элементами повествования;
2) публицистический стиль; рассуждение;
3) разговорный стиль; рассуждение;
4) художественный стиль; рассуждение и описание

7. Укажите значение слова дейсвенная (предложение 12).

1) глубокая, всепоглощающая;
2) способная воздействовать, активная;
3) находящаяся в постоянном движении;
4) настоящая, подлинная.

8. Прочитайте фрагмент проекта сочинения, написанного на основе прочитанного вами текста. (Приложение 4) В этом фрагменте анализируются стиль текста, средства выразительности языка, использованные автором и др. Но, к сожалению, некоторые важные слова "потерялись". Восстановите текст, вставьте на места пропусков названия средств выразительности, цитаты из текста, определите роль названных средств выразительности и другие особенности текста. Запишите в тетрадь получившийся текст.

X. Работа по группам

1 часть текста – 1-я группа, 2 – 2-я группа, 3 – 3-я группа.
Результат работы отразить в листе успехов (Приложение 2).

XI. Фронтальная беседа

– Какие средства выразительности не были проанализированы? (Метафоры и др.)
– Каких важных частей нет в данном фрагменте сочинения?
– Как иначе можно построить свои рассуждения? (Какие изменения вы бы внесли в предложенный проект?)

XII. Домашнее задание

– Завершить сочинение, дополнив его следующими составляющими: 1) вступительная часть; 2) чёткая формулировка проблем исходного текста и собственный комментарий к сформулированным проблемам; 3) отразить позицию автора; 4) изложить собственное мнение по проблеме; 5) заключительная часть (см. "Критерии оценивания ответа на задание С1". Демонстрационный вариант 2006 года). Отредактировать черновой вариант сочинения.

XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Список использованной литературы:

[1] Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

[2] Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004

[3] Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.

[4] Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2005 г

[5] Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2006 г.

[6] Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.

[7] Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - повторить знания о тропах и фигурах речи, подготовить обучающихся к выполнению задания 25 ЕГЭ.

Урок в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ (выполнение задания 25).

Цель: повторить знания о тропах и фигурах речи, подготовить обучающихся к выполнению задания 25 ЕГЭ

Задачи:1. повторение знаний о тропах и фигурах речи, подготовка обучающихся к выполнению задания № 25 ЕГЭ

2. формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации информации об изобразительно-выразительных средствах языка

3. приобщение к культуре речи, к ее лучшим классическим образцам

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийная презентация, видеофрагмент

тексты для анализа,

Приветствие. Мотивация.

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие ассоциации вызывают у вас эти строчки?

Когда же я произношу эти слова, то представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке, в том числе и сегодня. Уверена, что сегодня у нас все получится. Начнем работу с проверки дз.

2.Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися синквейнов.

- Отлично, спасибо за мнения, вы хорошо поработали дома.

3. Формулирование темы, целеполагание.

- Безусловно, цветы дарят особое светлое настроение, радуют глаз, украшают нашу жизнь. А что делает яркой, красочной и выразительной нашу речь? (изобразительно-выразительные средства).

Значит тема нашего урока сегодня какая ?

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства. (слайд №3)

Фиксирование затруднения.

- Выразите свои впечатления об увиденном, включив в предложения АНАФОРУ, ЛИТОТУ, ИНВЕРСИЮ, ПАРЦЕЛЛЯЦИЮ, МЕТАФОРУ…

- В чем затруднение? (подзабыты термины, сложно говорить образно и выразительно)

Прием "Лестница успеха""

- Насколько для вас актуальна данная тема? При решении каких учебных и жизненных задач вам необходимо знать средства выразительности? (знания об ИВС позволят более красиво и образно говорить в жизни и на уроках, писать сочинения, в ЕГЭ это задание 25, оценивается высоко – 4 балла)

-Какие цели ставите перед собой для выхода из трудной учебной ситуации?

· Повторить теорию (термины);

· Отработать умение находить средства выразительности в тексте;

· Использовать в речи; вводить в активный словарный запас

·Научиться решать задание №25 ЕГЭ

Нас будут интересовать сегодня тропы и фигуры речи;

- Что такое тропы?

Тропы (rpeч. tropos - повоpот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в пepeнocнoм значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, оксюморон, ирония и др. (слайд №4)

4. Проверка знаний по теории

Проверим ваши знания тропов.

С такими тропами, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение мы встречаемся довольно часто. Давайте вспомним:

-Что такое аллегория? (иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного образа, Лиса – хитрость, Змея – коварство)

Что такое гротеск? (описание искажённой, вывернутой наизнанку реальности)

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: К нему ни птица не летит, И зверь нейдёт…(А.С.Пушкин)

Перифраз – троп, состоящий в замене однословного понятия описательным оборотом (Лев – царь зверей)

Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу (Горячий снег, живой труп)

- А что такое синтаксические фигуры или фигуры речи? (слайд №5)

Это выразительные синтаксические конструкции, особенности построения фразы, которые передают экспрессию текста. К изобразительно-выразительным возможностям синтаксиса относятся и ряды однородных членов, и предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами, а также бессоюзие и многосоюзие, вопросно-ответная форма и т.д.

Анафора - повтор в начале предложения :Жди меня и я вернусь, только очень жди,

Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара….(К. Симонов)

Инверсия – обратный порядок слов: « Пришла она, желанная, пришла благоуханная,

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений:

«Алмаз шлифуется алмазом,

Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемый из контекста:

Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский)

4.Закрепление теоретического материала на практике

Переходим от теории к практике.

1)Определите, какие тропы и фигуры речи использованы в данных отрывках:

1. Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

2. Присягаю ленинградским ранам,

первым разоренным очагам:

не сломлюсь, не дрогну, не устану,

ни крупицы не прощу врагам. (Ольга Берггольц)

3.Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.(С.Есенин)

Удивиться красоте языка, увидеть его богатство и глубину поможет приобщение к лучшим образцам художественного слова.

ИВС позволят нам лучше понять идею автора, глубже погрузиться в текст произведения.

2)Работа в группах

Задание: Определить, какие изобразительно-выразительные средства использует И.А.Гончаров и с какой целью

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью (олицетворение)

Не водится там ядовитых гадов; не залетает туда саранча; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков, потому что нет лесов (параллелизм)

Плохо верили обломовцы и тревогам душевным; как огня, боялись увлечения страстей; и как в другом месте быстро сгорало тело у людей от вулканической работы огня внутреннего, душевного, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле (инверсия)

Хлынет ли дождь - бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека (сравнение)

Любят поэты луну-кокетку, которая бы … сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонникам (метафора)

Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу (гипербола)

3) - А теперь постараемся самостоятельно применить свои знания при выполнении задания 25 из тестов ЕГЭ. Ответы запишите в таблицу.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

1) контекстные антонимы

2) сравнительный оборот

5) развёрнутая метафора

6) общественно-политическая лексика

7) вопросно-ответная форма изложения

9) ряды однородных членов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.

(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.

(20)— Много ли тогда напишешь?

(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

* Викентий Викентьевич Вересаев (1867—1945), прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества — раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.

-Проверьте себя по эталону. Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл. У кого 4 балла? 3? Что вызвало затруднение у остальных? Дома подумайте над ошибками, на следующем уроке обсудим подробно, разберем это задание

5.Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?

- Что не получилось?

-Над чем ещё предстоит работать?

-Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?

-Что особенно запомнилось вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

6. Домашнее задание

А сейчас запишите домашнее задание:

Выписать примеры к тропам и фигурам, изученным на сегодняшнем уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка построен с применением современной педагогической технологии системно-деятельностного подхода при обучении. Это урок подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, задание В8 в котором является одним из самых сложных для выполнения учащимися. Урок позволяет систематизировать имеющиеся знания, скорректировать пробелы, отработать умение работать с тропами и фигурами речи.

Русский язык.

Урок систематизации и коррекции знаний в 10-11 классах

по теме «ИВС. ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ.

Подготовка к ЕГЭ (выполнение задания 25 ).

Аннотация урока

Данный урок русского языка построен с применением современной педагогической технологии системно-деятельностного подхода при обучении. Это урок подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, задание В8 в котором является одним из самых сложных для выполнения учащимися. Урок позволяет систематизировать имеющиеся знания, скорректировать пробелы, отработать умение работать с тропами и фигурами речи.

Формы организации учебной работы учащихся помогли создать условия для активной позиции ученика: были созданы условия для творческого самовыражения, проблемные ситуации способствовали решению нестандартных задач, мультимедийная презентация. Современный урок требует формирование умения детей рефлексировать не только в конце урока, но и после каждого этапа: оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п

Экспресс-диагностика результатов на уроке организована так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать. Старалась обоснованно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески, выделялось время для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи.

Медиакомпоненты: видеофрагмент, презентация

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации информации об изобразительно-выразительных средств

Развивающая цель: приобщение к культуре речи, к ее лучшим классическим образцам, развитие образной, эмоциональной составляющей языка

Образовательная цель: коррекция знаний о тропах и фигурах речи, тренинг по заданию 25

Читайте также: