Измерение объема конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Занятие по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе на тему:

Воспитатель: Беговатова Н. П.

Тема : Измерение объёма

закрепить представления о сравнении по объёму с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объёма от величины мерки;

закрепить нумерацию и сравнение чисел;

тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный: ракеты разной высоты, два сосуда (сосуды имеют одинаковый объём, но разную высоту и площадь дна), бутылка с водой, маленький сосуд (мерка),

Ход занятия

Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи:

создать психологически комфортную атмосферу;

мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Эмоциональный настрой
Ребята, сегодня рано утром к нам в группу заглянул яркий весенний лучик солнца. Он подарил мне частичку своего тепла и радостное настроение. Я хочу поделиться всем этим с вами, ребята. Давайте возьмемся за руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- На каких видах транспорта можно совершить путешествие?

- Хотели бы вы совершить космическое путешествие?
- Что для этого нам потребуется?

Актуализация знаний

Дидактические задачи:

актуализировать алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить его для практических измерений;

тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, коммуникативные качества.

На столах находятся ракеты, сделанные из конструктора.

Высота ракет на разных столах различная.

Воспитатель рассказывает, что занять своё место в космическом корабле можно только правильно применив ключ (у каждого ребёнка в руках полоска картона, длина которой равна высоте одной из ракет)

- Как вы будете искать своё место?

Дети предлагают (по цвету, ширине, длине полоски) Проверяют каждый предложенный вариант.

- Как использовали ключ? (как мерку)

- Экипажи заняли свои места в космических кораблях, объявляется Взлёт!

- Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.)

- Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.)

Дидактические задачи:

актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму (вместимости) с помощью переливания;

тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.

- Ребята, ЦУП не разрешает нам взлёт, т.к. космическим кораблям требуется дозаправка.

Дети подходят к столу, на котором находятся два сосуда (сосуды имеют одинаковый объём, но разную высоту и площадь дна), бутылка с водой, маленький сосуд.

Воспитатель рассказывает, что дозаправка ракет производится из этих двух ёмкостей, но очень важно, чтобы количество топлива было равным в обоих сосудах.

- Как сравнить объём сосудов? (Дети проговаривают алгоритм сравнения объёма сосудов, затем выполняют каждую операцию)

В результате произведённых действий оба сосуда, оказываются наполненными доверху. Следовательно, ёмкости равны по объёму и жидкости в них поровну.

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи:

создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объёма сосудов с помощью мерки;

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель обращает внимание, что в топливо необходимо добавить специальные кристаллы, без которых корабль не взлетит.

Таким образом, приходим к выводу, что жидкость в сосуд надо доливать не до самого края.

- Смогли ли правильно налить жидкость для топлива? (Нет, не смогли)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить жидкости поровну)

Открытие нового знания

Дидактические задачи:

сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки;

тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Как это узнать? (Попробовать придумать самим, а потом проверить себя…)

Выслушиваются все предложения детей.
После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки:

надо наполнить маленький сосуд до краёв жидкостью и вылить жидкость в большой сосуд;

если жидкости в большом сосуде не достаточно, надо вылить ещё одну или несколько мерок, наполненных до краёв;

необходимо считать количество мерок, которые вылили в сосуд;

такое же количество таких же мерок необходимо вылить в другой сосуд.

При проговаривании ребята под руководством воспитателя проделывают названные действия. После этого проверяют, правильно ли они придумали способ измерения объёма.

- Смогли ли вы правильно приготовить топливо?

Физминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

Потянулись, растянулись.

Руки в стороны, вперёд.

За столы мы все вернулись.

Отправляемся в ПОЛЁТ!

Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи:

Закрепить представления об измерении объёма, умение выполнять практическое измерение объёмов жидких и сыпучих тел с помощью мерки;

тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.

Дети садятся за столы, на которых стоят сосуд с жидкостью, крупой, мерка для измерения объёма, емкость для смешивания.

- Пришла пора подкрепиться. Как вы думаете, чем питаются космонавты?

- Да. Вы правы, космонавты употребляют только здоровую пищу. Что мы с вами будем готовить? (Кашу)

- Какая крупа находится на ваших столах? (Рис, гречка, пшено, манная крупа)

- Как будет называться приготовленная вами каша? (Рисовая, гречневая, пшённая, манная)

Рецепт космической каши: 3 мерки жидкости, 2 мерки крупы.

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

наполнить мерку доверху, в соответствии с рецептом;

налить в ёмкость нужное количество жидкости, затем насыпать необходимое количество мерок крупы.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Кашу приготовили, пришла пора отдохнуть. Посмотрите в иллюминатор.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре , пять, (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх )

Дидактические задачи:

тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Что вы видите в иллюминаторе?

Для заправки летающей тарелки, которая расположена справа от инопланетянина, требуется 5 мерок топлива, для расположенной слева от него, -9 таких же мерок. Соедини летающие тарелки с нужными звёздами. Нарисуй комету над тарелкой, для которой топлива требуется больше.

- Наш полёт заканчивается, возвращаемся на Землю.

Итог занятия

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии

Мы с вами опять в группе, во время нашего космического путешествия мы попали в метеоритный дождь. Посмотрите , сколько звёзд!

Каждый из вас может взять одну звезду себе на память. Красную , если путешествие было для вас не только интересным, но и полезным. Оранжевую , если вам было интересно, потому что вы любите путешествовать. Синюю , если путешествие вам не понравилось.

Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Закреплять знание цифр.

Продолжать учить измерять предметы с помощью условной мерки.

Развивать память, мышление, внимание, ориентировку.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Числовой веер,2 банки; мерные стаканчики;; деревянная ложка; карточки.

Раздаточный материал : палочки счётные; крупы, стаканчики, ложки.

-Сегодня у нас занятие по математике.

-Посчитайтесь по порядку слева направо.

-Покажите правую руку: прямой и обратный счет в пределах 10 (загибая и разгибая поочередно пальцы правой и левой рук).

-Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола.)

-Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги.)

-Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки.)

-Если веревка толще нитки, то нитка? (Тоньше веревки.)

-Если сестра старше брата, то брат? (Старше сестры.)

• Ответьте мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

• Сколько месяцев у зимы?

• Назовите дни недели по порядку

• Какой сегодня день недели?

• Какой день недели был вчера?

• Какой день недели будет завтра?

• Раз – подняться, потянуться,

• Два – согнуться, разогнуться,

• Три – в ладоши 3 хлопка,

• Головою 3 кивка,

• На четыре, руки шире,

• Пять – руками помахать,

• Шесть, на место тихо сесть.

Вос-ль: -Ребята сегодня нас о помощи просит Золушка, она прислала письмо. Мачеха

И её дочери захотели каши. Чтобы правильно приготовить кашу её надо измерить объём.

Вос-ль: -Что вы видите в банках? (ответ детей крупа рис, пшено)

Вос-ль: Как вы думаете, какой крупы больше: риса или пшена? Как это проверить?

-Что необходимо для измерения (ответ детей Надо измерить объем риса и объем пшена и результаты измерения сравнить.)

Вос-ль: - Можно ли объем крупы измерить полоской или квадратиком? Почему нельзя? Что можно измерить полоской или квадратиком? Чем можно измерить объем крупы?

- Чем удобнее измерять крупу: стаканом или ложкой?

Вос-ль: - Надо выбрать мерку.

- Стаканом или ложкой?

Вос-ль: -Посмотрите у нас в банке очень много крупы, поэтому её лучше измерить более крупной меркой- стаканом. Ложкой нам придется очень долго измерять. Чем будет служить стакан?

- Сначала мы с вами измерим объем пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем записывать результат на доске. Всё ли пшено измерили?

- До каких пор надо продолжать измерение?- Сколько стаканов у нас получилось?

Результат измерения остается на доске. Затем измеряется объем риса и результат записывается на доске.

- Сколько у нас пшена? (6стаканов)

- А сколько риса? (6 стаканов)

Какой крупы оказалось больше, а какой меньше? Почему вы так думаете? Что надо сделать для того, чтобы что- нибудь измерить?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Исходное положение: сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях.

1. Глаза смотрят на точку, вправо, затем влево. Повторить несколько раз.

2. Глаза смотрят на точку вверху, затем внизу. Повторить несколько раз.

3. Глаза смотрят в верхний правый угол, затем в нижний левый угол и обратно. Повторить несколько раз. Проделать тоже самое в другую сторону.

4. Глаза смотрят в правый верхний угол, в правый нижний угол, в левый нижний угол, в левый верхний угол. То же самое проделать в обратную сторону.

5. Глазами рисовать лодочку, качающуюся на волнах.

6. Глазами рисовать радугу.

7. Глазами рисовать круг, в одну сторону и в другую.

8. Быстро поморгать, затем закрыть и расслабить глаза.

Заканчивая потрите ладони друг о друга, прикройте глаза вогнутой частью ладоней, почувствуйте тепло.

Вос-ль: - А сейчас вы сами будете измерять объем крупы. У вас на столе есть стаканчик с крупой, пустой стаканчик, ложечка, счётные палочки.

Вос-ль : Какую мерку вы выберете?

- Почему не стакан?

-У нас мало крупы и поэтому удобно будет измерять маленькой меркой, а не большой. (дети приступают к измерению объема)

Вос-ль : Чтобы не забыть, сколько ложек вы отмерили, надо отсыпав ложку откладывать палочку.

Необходимо подчеркивать, что измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным. После выполнения задание спросить, сколько крупы у них оказалось.

Вос-ль : Ребята, кому мы с вами помогли? Что мы сегодня делали на занятие? При помощи чего мы измеряли крупу? Одинаковой ли меркой мы измеряли всю крупу? Почему? Молодцы, ребята. Спасибо, занятие окончено.

-Если объем измеряют разными мерками, то получаются разные результаты.

- Число мерок больше, когда мерка меньше.

- Сравнить по объему можно только тогда, когда мерки одинаковые.

Занятие по ФЭМП в детском саду в старшей группе. Тема: Измерение объема

Программное содержание: учить с помощью условной метки определять объём жидкости; продолжать упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; в умении подбирать слова наоборот (высокий - низкий и др.); продолжать учить детей задавать вопросы друг другу; вырабатывать усидчивость; развивать логическое мышление; следить за осанкой детей.

Раздаточный материал: цифры; разрезной круг.

Ход занятия

1. Определение объема жидкости.

Перед детьми банка с водой.

Воспитатель:

- Как узнать, сколько здесь воды?

Правила измерения: одна и та же полнота мерки; фиксация отложенных мерок.

Желательно показать детям измерение разными мерками.

2. Гимнастика для глаз.

• Потереть ладонью о ладонь.

• Закрыть глаза и положить ладони на них.

• Поморгать, открыть глаза (ладони не убирать); поморгать, закрыть глаза.

• Потереть глаза кулачками, поморгать и открыть глаза.

Дети в кругу с мячом. С помощью считалки выбирается ведущий.

Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Начинаешь это ты.

• Дом низкий, а кран . (высокий).

• Ветка тонкая, а дерево . (толстое).

• Река широкая, а ручей . (узкий).

• Гольфы длинные, а носки . (короткие).

• Стул большой, а стульчик . (маленький).

• Тарелка глубокая, а блюдце . (мелкое). И так далее.

Физкультминутка

Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок, скок, скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляем, детки, шаг,

Шаг на месте, стой!

На доске висит плакат.

- Сколько белочек на елке?

- Где сидят зайчики? (Под елкой.)

- Сколько зайчиков под елкой?

Вопросы задают дети.

Задание: покажите цифру такую, сколько белочек; зайчиков.

Программное содержание: формировать представление о том, что сравнивать объем жидкости можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой; вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью условной мерки; продолжать учить подбирать слова, противоположные по смыслу; ориентироваться в пространстве; отвечать полными предложениями; развивать память, мелкую моторику пальцев рук.
Демонстрационный материал: два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра; мерка; фишки; мяч.
Раздаточный материал: тетради, цветные карандаши, карточки с пропущенными цифрами, цифры до 10.

1. Измерение объема жидкости.
Воспитатель вспоминает с детьми русские народные сказки, в которых погибшего героя обрызгивают сначала мертвой, а потом живой водой.
Полетел ворон, набрал воды в два сосуда, да забыл, в какой сосуд какую воду налил. Помнит только, что живой воды больше было. Выставляются два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра.
В сосуде большего диаметра воды побольше, но высота столбика жидкости меньше:


В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
6. Работа в тетрадях.
а) Нарисуй три кружка так, чтобы второй был большой.
б) Нарисуй пять квадратов так, чтобы третий был желтым, а последующий - зеленым.

Читайте также: