Изменение звуков в потоке речи 5 класс конспект урока ладыженская

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка 5 класс

Тема: Звуки речи и звуки речи. Гласные и согласные звуки

Цель: ознакомить учащихся с предметом изучения таких разделов науки о языке, как фонетика и графика; углубить знания о звуках речи, о разделение их на гласные и согласные; формировать умение передавать слова фонетической транскрипцией, развивать фонематический слух, внимание, память, обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ИИ. Актуализация опорных знаний.

* В чем разница между звуком и буквой?

• Чем человек начал пользоваться раньше - звуками или буквами?

• Как образуются звуки человеческой речи?

• Или всякое сочетание звуков речевым аппаратом человека, является словом?

*Прослушать слова. Какими звуками различаются слова каждой пары? Повлияла ли замена звука на значение слова?

И. Сад – суд; сон – сын; ульи – волы; луг – лук; мыла – шила; кочан – казан.

ИИ. Играть – братья; гриб – грипп; гай – рай; жить – жать;

III. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.

Проработка теоретического материала учебника (с. 122-123).

* Работа у доски. Прочитать слова, заранее переданные на доске звукописью (фонетической транскрипцией). Записать эти слова буквами. Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Какой-буквы (знаки письма)?

[учен’], [ш’ а р], [с’ и л’], [шчока], [йашчик], [йаблун'а], [йіжак], [йедн'іс'т’], [прийаз'н’], [пйатниц'а].

* Работа у доски. Поданные слова передать звукописью (фонетической транскрипцией). Что является предметом изучения фонетики? Графики?

[йулъийа], [имйа], [мйакъис'ТЪ].

День, дождь, орешник, яблоко, поезд, Юлия, имя, мягкость.

IV. Выполнение упражнений на закрепление.

* Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 222, 226

*Объяснительный диктант. Выделенные слова передать звукописью (фонетической транскрипцией).

[съегодънъи], [гъилъ:ачки], [румйане].

Дед Мороз всю ночь не смыкал сегодня один. А как утро зазоров, целую стаю снегирей он для Бабы Снежной, что во дворе стоит с метлой, где-то в небе насобирал, снігурами украшал. Брови у Бабы – веточки. Глаза у бабы-уголечки. Нос у бабы – это морковка. Уши – листья капусты. У бабы веник в руках и румянец на щеках. Заметает Баба снег с небес летит к ногам. Подмести готова и ночь, которая уже ютится к лицу.

V. подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание. П. 20, упражнение 227.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 855 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2022 38
  • DOCX 13.6 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фильчанова Алла Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.

Чередование звуков – замена одного звука другим.

Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.

Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.

Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.

Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.

Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.

Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.

Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.

Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.

Это называется законом редукции.

Позиционные чередования гласных звуков (редукция).

Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.

Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.

То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].

Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.

В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.

Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)

пишем справка – говорим спра[ф]ка;

пишем коробка – говорим коро[п]ка,

пишем зарядка – говорим заря[т]ка,

пишем варежки – говорим варе[ш]ки,

пишем в школу – говорим [ф] школу.

Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

пишем просьба – говорим про[з']ба,

пишем молотьба – говорим моло[д']ба,

пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.

Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):

Пишем власть – говорим вла[с']ть,

Пишем радость – говорим радо[с ']ть,

пишем нести – говорим не[с']ти,

пишем класть – говорим кла[с']ть.

В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.

По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.

В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.

Тренировочные задания:

Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.

Варианты ответа:

Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.

Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.

Уподобление по глухости.

В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона.

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.

Тема урока: Изменение звуков в потоке речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий;

формировать умение применять на практике правила правописания и произношения;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

I. Организация начала урока.

(создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха).

II. Актуализация знаний

1. Полный ответ и нет.

2. Есть ли речевые ошибки в созданом тексте?

- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

Задание 1. Отгадайте загадку.

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

Комментированное письмо ( Запись на доске )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же, о звуках и буквах.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 4)

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?

- Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

IV. Усвоение новых знаний.

Наблюдение материала

Работа с теоретической справкой на стр. 126 о сильной и слабой позиции гласных звуков.

Воды - В [ о ] ды – ударный гласный [о] - в сильной позиции;

Вода - В [ а ] да – безударный [а] - в слабой позиции.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Знакомство с понятием транскрипция. Запись определения в тетрадь.

Транскрипция – (от лат. Transcription) – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

- Когда мы пользуемся транскрипцией? (Примерный ответ: При определении количества букв и звуков в слове, при орфоэпическом разборе)

- Где мы встречаемся с транскрипцией? (Примерный ответ: В орфоэпическом словаре и при чтении иностранных слов)

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

V. Первичная проверка усвоения знаний:

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

Задание 2. Затранскрибируйте следующие слова - солнце, яичница, касаться.

[сонцэ], [й'аиш'ница], [касаца]

- Совпадает ли количество букв и звуков в этих словах? Если нет, то почему?

Задание 3. Работа в парах. Задания на карточках.

Задание для 1 группы: Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого соглас­ного:

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

(Перевод С. Маршака)

- Какие слова в этом стихотворном отрывке вам непонятны (скипидар, замазка, булочная).

Скипида́р (ма́сло терпенти́нное, терпенти́н) — жидкая смесь терпенов и терпеноидов, получаемых из смол хвойных деревьев (живицы).

Широко применяется как растворитель лаков и красок, а также в медицине, ветеринарии, в химической промышленности

VI. Рефлексия.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _(написание)______________ слова соответствует их _(произношению)_________________. Чтобы показать произношение слова, используется _(транскрипция)_____________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

VII. Информация о домашнем задании:

Подберите примеры из художественной литературы, где отражались бы изменения звуков в потоке речи.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.

Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

Комментированное письмо ( Запись на доске )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Комментированное письмо ( Запись на доске )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Комментированное письмо ( Запись на доске )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Комментированное письмо ( Запись на доске )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Комментированное письмо ( Запись на доске )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Комментированное письмо ( Запись на доске )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.

Конспект урока русского языка в 5 классе

- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.

- дать представление об отличии устной речи от письменной;

- формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;

- воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;

- развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Организационный момент (настрой на урок, артикуляционная разминка.

Проверка домашнего задания

Основная часть.

1. Синтаксическая разминка. Вставьте необходимые слова, чтобы получились послови­цы. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку (работа в тетрадях и на доске).

1) Ученье . , а неученье .

2) . источник знаний.

3) Повторение . учения.

- Предложенные пословицы живут с XIX века. Как вы понимаете эти пословицы в настоящий момент?

2. Определите, какие орфограммы есть в затранскрибированных словах. Запишите их согласно нормам. Объясните совпадение произношения и написания (индивидуальная и групповая работа).

[каз'ба], белый [гр'ип], [марос].

III. Слово учителя.

- Подумайте, какую тему мы продолжаем изучать? Вспомните стихотворные строки А.С. Пушкина:

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

- И вновь мы в сказке: представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? Ребята, именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Предлагаю вам рассмотреть таблицу.

Читайте также: