Из мировой литературы 11 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Литература, 11 класс, планы-конспекты для 105 уроков, учебно-методическое пособие, Фефилова Г.Е., 2016.

Настоящее учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 11-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов.

Актуализация опорных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ.

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.

Оформление: Презентация в программе Microsoft Power Point; Л.В.Бетховен. Симфония №5.

  • Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
  • Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;
  • Воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом, сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы не ставим целью перечислить глобальные изменения во всех сферах жизни страны. Главное – почувствовать дух времени, лицо века. Переход от века к веку – в этом есть какая-то магия и загадка. И оно не только в событиях и именах. Можно ли почувствовать восторг и боль, мечты и разочарования этого времени?

Вселенский огонь охватил многие страны мира на рубеже веков: важнейшие перемены в странах Европы и США, невиданная безработица среди рабочих, экономический кризис охватил всю Европу. Эхо мирового кризиса, невиданных потрясений скоро настигло и нашу страну. “Огненной Россией” назвал А.Ремизов это время предельной напряженности и трагичности.

I. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на рубеже веков. Слайды №1-4

  • Русско-японская война 1904-1905-гг.
  • Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.
  • Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.
  • Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.
  • Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.
  • Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.

Эти события изменили жизнь каждого человека. Новая Россия как Сфинкс, вызывая ужас и трепет, встала перед миром.

Свершались революции, гремел войны, менялась власть. А чем жил обычный человек в это Смутное время?

Общая народная судьба и неразрывно связанные с ней виражи индивидуальных успехов и катастроф – все это запечатлело время. В центральных газетах того времени все чаще стали появляться статьи о самоубийствах, разводах. Все тревожнее стали говорить о небывалом падении нравов. Проблемы пола и богоискательства после 1907г. заняли едва ли не главное место. “ В нашем отечестве внимание общества раскололось на три части и фиксируется на богоискательстве, порнографии и атлетической борьбе”,- писал в 1909г. журналист А.Яблоновский. Казалось, даже облик человека стал в это время другим. Сначала на улицах Европы, потом в России стали появляться женщины, шокирующие окружающих своим внешним видом. Женщина обрезала волосы, надела брюки! Перед Первой мировой войной закончился стиль “прекрасной эпохи”. Чтение отрывка из стихотворения А.Блока “Незнакомка”. Известный русский поэт, наверное, последний среди современников воспевал уходящую дворянскую культуру, ее идеалы.

Когда 1914году Европа вступила в войну, женщины продолжали носить экстравагантные вещи в стиле “прекрасной эпохи”. Вскоре на военных заводах женщины стали надевать комбинезоны. Первые женщины в брюках появились во время Первой мировой войны. Женщины стали коротко стричься или носили стрижки “под мальчика”. Кроме того, женщины стали курить в обществе и пользоваться косметикой – раньше это сочли бы безнравственным. Впервые заговорили о Коко Шанель. Она уловила дух времени. Придуманное Шанель черное платье журнал “Yog n” приравнял по популярности к автомобилю “Ford”. Мировая популярность этой женщины не имела аналогов, она перевернула представление о женской сути. Она первой отразила в моде XX век. Коко Шанель попала в рейтинг самых влиятельных людей XX века.

Вопрос учащимся. Какие грани общественной и культурной жизни отразила К. Шанель в своих работах?

IV. Русская философия серебряного века. “. Мрак есть начало света. ” Слайды №9-11

Внешнее есть отражение внутреннего! Если женщины впервые надели брюки, значит, менялась и внутренняя суть человека. В чем-то человек новой эпохи был другой. В начале века происходит вымирание и вырождение “благороднейшего сословия” Российской империи. Менялись люди, менялись и кумиры.

Слово учителя: Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, “рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!” Молодые умы будоражили эти лозунги, щекотали нервы, требовали иных поступков и действий! Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой П.А.Флоренский С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев. По словам Андрея Белого, именно В. Соловьев говорил, что “идеи Ницше – это единственное, с чем надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре”. Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком. Пророком Града Божьего назвал Соловьева поэт Вячеслав Иванов. Философ Н.Бердяев также отмечал “пророческое значение” В. Соловьева. Звук пророческого рожка Соловьева был услышан всей русской культурой рубежа XIX-XX столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века.

Вопрос учащимся. Какие духовные ценности провозглашались русскими философами серебряного века?

V. Литература конца XIX – начала XX века. Модернизм на рубеже веков.

Слайд № 12. Литература – это и есть “ образ мира, в слове явленный”. “Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!” – восклицал М.Горький.

Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н.Бердяев назвал этот период “серебряным веком” русской поэзии. Русская поэзия переживает свое второе рождение, свой – Ренессанс!

“Серебряный век” - одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX - начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой “мэтров” символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Во Франции, с середины XIX в., один за другим появляются крупные поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. В 1886 году Жан Мореас опубликовал “Манифест символизма”. В России французских символистов знали плохо. Но когда восемнадцатилетний гимназист Валерий Брюсов прочел в 1892 году статью о них, то сразу почувствовал – здесь есть нечто интересное, что сможет привиться в русской почве. Молодой поэт намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением из одной строки: “О, закрой свои бледные ноги” (1894г.). Стихи В.Брюсова всколыхнули русскую поэзию. Что же значил символизм для Брюсова и его единомышленников? Прежде всего – новые темы. Новый язык. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники”). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот “упадок” значительно ценнее нормальной посредственности. Чтение стихотворения В. Брюсова “Ночью” (1895г.)

Таков был московский символизм, который в 90-ые годы не хотели пускать в серьезные журналы. В северной столице обстояло немного по-другому.

В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями. Чтение стихотворений А.Белого, А, Блока, В.Иванова (по выбору).

К концу 1900-х годов символистский лагерь заметно пополнился. Среди последователей выделялась “молодежь с исканиями”, которая “растаскивала” и тиражировала образцы “мэтров”. Символистская литература уже перестала быть чтением для немногих, она распространилась в широких кругах читающей публики и стала модным веянием. В 1910 г. критика уже открыто заговорила о “кризисе символизма”. Некоторые представители “новой поэзии” также склонны были считать, что направление исчерпало себя, “закончило круг своего развития”. 1910 г. вошел в историю русской поэзии “серебряного века” как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской. Вопрос учащимся. Что нового внесли символисты в русскую литературу?

19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее “карнавализации”, “богемности” сопровождались активизацией интереса к “низу” культуры. На смену “надмирным” элитарным “башням” символизма пришли “подвалы” постсимволистской эпохи.

Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. Этимологически слово восходит к греч. “акмэ” - “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”. Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Чтение стихотворений А.Ахматовой или Н.Гумилева (по выбору). Вопрос учащимся. Какие особенности в лирике акмеистов вы почувствовали?

Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (от латинского futurum - будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, А. Крученых, В. Каменский и др. Они не принимали буржуазно – дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить “революцию в искусстве”. Но бунт футуристов против буржуазно – дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, “свободное искусство”. Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое – стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы. Своеобразной визитной карточкой футуристов стало короткое стихотворение В.Хлебникова “Заклятие смехом. Чтение стихотворения. “Бомбой”, брошенной футуристами в читателя, стала небольшая книжечка с дерзким заглавием “Пощечина общественному вкусу”, вышедшая в свет в 1912г. Атмосфера скандала сопровождала многочисленные публичные выступления участников этого движения. Чтение стихотворений В.Маяковского, И.Северянина и др. поэтов (по выбору). Вопрос учащимся. Какие интересные моменты в поэзии футуристов вы может отметить?

X. Подведение итогов. Выводы по уроку. Слайды №21-23

Вопрос учащимся. Что нового вы узнали о литературе серебряного века? С чем оно у вас ассоциируется? Подберите к нему символы, знаки и т.д.

Самые читаемые писатели – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская - экзотический стиль, шокирующие образы и темы. Уже в прошлом советская эпоха и его идеалы. И нет связующего звена между прошлым и будущим. Мир в очередной раз с ожиданием смотрит на Россию:

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.

1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.

2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

Ход урока.

1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

- серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

- литература 80-90-х годов

2. Русская литература рубежа веков.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

- Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

ВложениеРазмер
vvodnyy_urok_literatury_v_11_klasse.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

  1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.
  2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

1. Вступление к уроку . На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

- серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

- литература 80-90-х годов

2. Русская литература рубежа веков.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

- Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.


Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: .


Презентация к вводному уроку литературы 10 класс

Презентация. Эпоха. 19век.


Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку.

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе
Тема урока. Вечные темы мировой литературы.
Особенности творчества Э. Хемингуэя

I. Вступительное слово.

Не надо забывать, что развитие русской литературы ХХ века идет на фоне важных исторических событий, имеющих значение не только для России, но и для всего мира. Необходимо помнить, что наша литература – часть мировой культуры, в ней поднимаются так называемые вечные проблемы, волнующие лучших писателей всего мира.

– Какие книги современной зарубежной литературы привлекли ваше внимание?

Если реалисты, положившие в основу своего творчества наблюдение, изучение действительности, стремящиеся отразить её объективные закономерности, не чуждались художественных экспериментов, то для модернистов главным было именно экспериментирование в области формы.

Реализм, существующий в европейской литературе как метод с XIX века, на современном этапе обновляется. Это связано с поиском разных форм. Отсюда существенные изменения в структуре традиционных жанров, например романа, частое использование условности, аллегории (иносказания), фантастики.

II. Жизнь и творчество Эрнеста Хемингуэя (1899–1961).

Эрнест Хемингуэй – один из самых знаменитых американских писателей, публицист и прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1954).

Родился будущий писатель в Чикаго в семье врача. Отец увлекался рыбной ловлей, охотой, был превосходным стрелком. Этому он научил и своего старшего сына Эрнеста. Мать хорошо играла на фортепиано и пела. Имея шестерых детей, она не переставала заниматься музыкой, руководила церковным детским хором. У Эрнеста был хороший слух, и он неплохо играл в семейном ансамбле на виолончели. Так любовь к искусству, артистизм, унаследованные от матери, сочетались в нем с любовью к природе, увлеченностью охотой и спортом.

Учеба давалась ему легко. Он пристрастился к чтению и хорошо знал английскую литературу. Из американских писателей больше всех любил Марка Твена.

Кипучей энергии живого, изобретательного подростка хватало на все. Будучи учеником старших классов, он стал репортером, а потом и редактором школьной газеты. Здесь он получил первые навыки журналистской работы, написав свыше 30 статей, заметок и фельетонов, посвященных спорту, охоте и различным событиям школьной жизни. В каникулы он много путешествовал, нанимаясь на работу то батраком на ферму, то официантом, то тренером по боксу. Это обогащало его жизненный опыт, тренировало волю, выносливость.

В мире было неспокойно, шла п ервая мировая война. Хемингуэй рвался на фронт – как будущий писатель он должен был посмотреть мир, увидеть людей в экстремальных ситуациях, проверить себя. Но в армию его не брали: у него от рождения было плохое зрение, к тому же он серьезно повредил себе глаз, занимаясь боксом. И все-таки ему удалось попасть на итало-австрийский фронт в составе американского Красного Креста: Хемингуэй был шофером санитарного автомобиля.

Хемингуэй любил сравнивать принципы экспрессивности текста с айсбергом, только на одну восьмую возвышающимся над поверхностью воды: при реальном знании писателем своей темы практически любой фрагмент повествования может быть опущен без ущерба для общего эмоционального воздействия. Писатель предпочитает не описывать, а называть; он не столько воссоздает реальность, сколько описывает условия её существования.

Принцип айсберга был необходим Хемингуэю, когда он писал о человеке потерянного поколения. На поверхности – спокойный, молчаливый стоик, в глубине души – страдающий, разочарованный человек, человек с душой, обгоревшей на войне.

Во время в торой мировой войны Хемингуэй был военным корреспондентом, участвовал в операциях английских военно-воздушных сил, принял участие в освобождении Парижа.

В своей жизни за годы войны Хемингуэй был тяжело ранен, перенес много травм во время авиакатастроф. и физическое, и душевное его состояние было подорвано, что привело к тяжелой депрессии, во время которой он покончил с собой.

1. Анализ повести после её самостоятельного прочтения.

– Кратко передайте содержание произведения. Какие страницы повести привлекли ваше особое внимание?

– Какова, по-вашему, тема произведения?

– В чем проявилось мужество главного героя?

– В чем проявляется глубокий психологизм повествования?

Несложный сюжет повести лишен внешней занимательности. Как обычно в произведениях этого писателя, напряженность повествования создается изображением душевного состояния человека, глубоких, интенсивных переживаний, сменяющих друг друга размышлений.

В своем одиноком плавании старик как будто с особой силой почувствовал всю богатую, многокрасочную жизнь, в чем-то щедрую, а в чем-то враждебную к нему, как и ко всем другим.

В изображении Хемингуэя самым значительным и всеобъемлющим представлено человеческое ощущение своего единства со вселенной, со всей живой и неживой природой. Единоборство с необыкновенной рыбой, которым увенчалось мастерство рыбака Сантьяго, связало его с ней как с другом, чье упорство дает ему возможность измерить собственную стойкость.

Мысли простого человека, главного героя произведения, о мироздании, об устройстве бытия отражают и знание жизни, и теплое сочувствие к людям.

– Почему рассказ о мужественном человеке наполнен грустью?

– Как вы можете объяснить название повестей?

– В чем сходство сюжетов?

– В центре повествования – поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из слов больше подходит к изображаемым ситуациям? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок, война, бой…)

– Что узнает читатель о героях (старике и Игнатьиче), какова их предыстория? Как описывают их авторы?

– К какому выводу привело сопоставление?

– Как относятся герои к миру и как мир относится к ним?

– Уничтожит человек природу – погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?

– Утробин – браконьер. Какие ассоциации вызывает фамилия? Что это за литературный прием?

– Какой герой вам нравится?

– Какая авторская идея заключена в этой неизменности героя?

Исчезает в пастях акул красавец марлин, уходит в глубины Енисея осетр, царь-рыба. А что ждет Утробина, услышавшего звук мотора? Ведь на этой лодке плывет его брат Командор, ненавидящий старшего, не переживший раскаяния, но мучимый мыслями о гибели дочери Тайки. Спасет ли он брата-соперника? Астафьев ответа не дает. Над судьбой героев размышляет читатель.

IV. Итог уроков.

– Можно ли считать текст Виктора Астафьева своеобразной репликой в диалоге, начатом Хемингуэем?

Конечно, нет. Это отдельное талантливое произведение, написанное неравнодушным человеком, которого волнует судьба природы и человечества. Но есть и диалог.

Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает представление о литературных течениях начала 20 века.

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.

Осознать кризис эпохи начала XX века и понять его причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.

Выдвигались различные варианты программ перестройки:

Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.

Теоретическая подготовка революции и террор.

- Какие события в истории России этого периода вы можете назвать?

Русско-японская война 1904-1905-гг.

Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.

Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.

Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.

Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.

Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

- Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?

Научные открытия в области естествознания:

-открытие рентгеновских лучей,

-определение массы электрона,

-создание квантовой теории,

-изобретение беспроволочной связи.

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции "Числа"). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие он назвал отечественным "золотым веком", а последовавшие за ним "как бы стиснутые в три десятилетия явления" - "серебряным веком". Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение "серебряный век" относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия "культура рубежа веков". Однако в литературоведении термин "серебряный век" постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями - символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов - их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.
В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис.

Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.

Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.

Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. "Пролетарские поэты" привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.

Понятие "серебряный век" связано прежде всего с модернистскими течениями.
Модернизм (от франц. "новейший", "современный") подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику -роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм охватил все сферы искусства

В эстетике модернизма отразился пафос "конца века", неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. "упадок"). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

Серебряный век не был "оборван" в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями - реализмом и модернизмом- характерна для литературной жизни рубежа веков.

Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы:

- серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

- литература 80-90-х годов

2. Русская литература рубежа веков.

Основные направления литературы 19-20 веков.

Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

Андреев Леонид Николаевич (1871—1919)

Арцыбашев Михаил Петрович (1878—1927)

Бунин Иван Алексеевич (1870—1953)

Вересаев (Смидович) Викентий Викентьевич (1867—1945)

Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868—1936)

Зайцев Борис Константинович (1881—1972)

Замятин Евгений Иванович (1884—1937)

Короленко Владимир Галактионович (1853—1921)

Куприн Александр Иванович (1870—1938)

Ремизов Алексей Михайлович (1877—1957)

Толстой Алексей Николаевич (1882—1945)

Толстой Лев Николаевич (1828—1910)

Чехов Антон Павлович (1860—1904)

Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950)

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 —1945)

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866— 1941)

Минский Н. (Николай Максимилианович Виленкин) (1855—1937)

Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873—1944)

Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942)

Сологуб Федор (Федор Кузьмич Тетерников) (1863—1927)

Кузмин Михаил Алексеевич (1875—1936)

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934)

Блок Александр Александрович (1880—1921)

Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)

Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889—1966)

Адамович Георгий Викторович (1892—1972)

Гумилев Николай Степанович (1886—192 1)

Городецкий Сергей Митрофанович (1884—1967)

Зенкевич Михаил Александрович (1891—1973)

Иванов Георгий Владимирович (1894—1958)

Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955)

Мандельштам Осип Эмильевич (1891—1938)

Нарбут Владимир Иванович (1888—1938)

Бурлюк Давид Давидович (1882—1967)

Каменский Василий Васильевич (1884—1961)

Крученых Алексей Елисеевич (1886—1968)

Лившиц Бенедикт Константинович (1887—1939)

Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930)

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) (1885—1922)

Эго-футуристы

Олимпов Константин Константинович (Фофанов) (1889—1940)

Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев) (1887—1941)

Есенин Сергей Александрович (1895—1925)

Клюев Николай Алексеевич (1884—1937)

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) (1889—1940)

Орешин Петр Васильевич (1887—1938)

Ширяевец Александр Васильевич (Абрамов) (1887—1924)

Грузинов Иван Васильевич (1893—1942)

Есенин Сергей Александрович (1895—1925)

Мариенгоф Анатолий Борисович (1897—1962)

Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев) (1891—198 1)

Шершеневич Вадим Габриэлович (1893— 1942)

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881—1925)

Агнивцев Николай Алексеевич (1888—1932)

Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак) (1887—1964)

Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский) (1888—1957)

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1876—1952)

Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932)

Писатели, не входившие в литературные группировки

Анненский Иннокентий Федорович (1855—1909)

Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938)

Волошин Максимилиан Александрович (1877—1932)

К. Р. (Великий князь Константин Константинович) (1858—1915)

Пастернак Борис Леонидович (1890—1960)

Розанов Василий Васильевич (1856—1919)

Садовской Борис Александрович (Садовский) (1881—1952)

Слезкин Юрий Львович (1885—1947)

Ходасевич Владислав Фелицианович (1886—1939)

Цветаева Марина Ивановна (1892—1941)

Черубина де Габриак (Васильева Елизавета Ивановна) (1887—1928)

Чулков Георгий Иванович (1879—1939)

Литературные критики

Боровский Вацлав Вацлавович (1871—1923)

Волынский Аким Львович (Флексер) (1863—1926)

Иванов-Разумник (Разумник Васильевич Иванов) (1878—1946)

Луначарский Антон Васильевич (1875—1933)

Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918)

Чуковский Корней Иванович (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1969)

Шкловский Виктор Борисович (1893—1984).

Эйхенбаум Борис Михайлович (1886—1959)

Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

Читайте также: