Иван бунин нет солнца но светлы пруды детство 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

- В гостях у нас сегодня снова поэзия И.А. Бунина, а именно, стихи о природе (показать портрет).

3. Скорочтение

(1. мин читают, 1 мин. подсчитывают, записывают результаты)

- Для того, чтобы наслаждаться чтением, мы должны полностью овладеть техникой чтения.

4. Рассказ о поэте

1. - Итак, наша гостиная открыта… Чтобы понять творчество И.А. Бунина, мы должны хоть немного прикоснуться к его личности, к его восприятию мира, природы.

2. Монтаж о И.А. Бунине.

  1. Прохладный хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и березы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживленно беседуют.
  2. Недавно прочитал где-то стихи:
  3. “Грибы сошли, но крепко пахнет
  4. В оврагах сыростью грибной…
  5. И восклицает: “Очень хорошо! Очень верно!
  6. Это Лев Толстой. Его собеседники зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.
  7. Ныне имя Бунина известно всему миру, оно составляет славу и гордость нашей родной литературы вместе с именами Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова.
  8. И.А. Бунин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца и запомнилось писателю веселыми солнечными днями.
  9. Стихи Бунин начал писать еще в гимназии. Начнешь читать Бунина и попадешь в многоцветный, радостный яркий мир природы.

- Какое стихотворение И.А. Бунина вы читали дома? Какие чувства пробуждает у поэта весенняя природа? О чем он мечтает? Что вы должны передать при чтении этого стихотворения слушателям?

Посмотрим на иллюстрации к стихотворению, которые вы нарисовали. Они помогут вам настоится на лирический лад.

5.3. Выразительное чтение стихотворения.

- У кого получилось лучше всех передать настроение поэта? Почему?

- Бунин был жизнелюбом. Общение с природой делало его счастливым. А кого поэт называет счастливым в стихотворении “Гаснет вечер, даль синеет…”

Людей, которые видят красоту этого вечера.

- Какие краски, звуки, запахи вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?

- Обратите внимание на иллюстрации, которые вы нарисовали.

- Каким голосом надо читать это стихотворение?

Спокойным, но радостным, счастливым.

5.5. Чтение стихотворения по строфам (2 чел.)
5.6. Сравнение, анализ чтения.
5.7. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.

а) А теперь проведем конкурс на лучшее прочтение стихотворения (2-3 ч.)
б) Анализ чтения, выбор лучшего чтеца.

6. Знакомство с новым стихотворением И.А. Бунина “Детство”

- Листаю сборник стихов И.А. Бунина и вижу стихотворение “Детство”.

- Давайте прочитаем его. Я буду его читать, а вы подумайте, какие чувства хотел передать автор читателям.

- В стихотворении вам встретились такие слова, объясним их смысл.

бор, палаты, зной, корявая.

- Читаем это стихотворение в полголоса (жужжащее чтение).

- Вникнем в его содержание.

- Сколько строф в этом стихотворении?

- Прочитать первую строфу.

- Почему поэт называет лес солнечными палатами? В какое время суток бродил поэт в этом чудном сосновом бору?

- Какое настроение у него было?

– Давайте отметим паузы и логическое ударение в I строфе.

6.2. Выразительное чтение первой строфы.

– Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

- Такая рифма называется перекрестной.

- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

а) расстановки пауз и логических ударений.
б) выразительное чтение II строфы.

- Представьте себе эту старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

- Выразительное чтение III строфы.

6.5. Выразительное чтение стихотворения “Детство”.

- Читаем стихотворение, выразительно. Постарайтесь своим чтением донести до слушателей настроение автора.

- Посмотрите на иллюстрацию.

К какой строфе она нарисована? Чем бы вы дополнили ее.

- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?

7. Итог

- Наша гостиная закрывается. С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создать условия для приобщения детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа стихотворного текста и практического ознакомления с изобразительно - выразительными средствами языка (сравнение, эпитет, олицетворение).

Содействовать развитию устной и письменной речи; мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение выдвижения гипотез и предложений); развитию внимания, памяти, воображения.

Способствовать воспитанию нравственных ценностей (гуманизм, доброта); учиться видеть красоту в окружающем нас мире, дорожить ею, воспитанию позитивного отношения к чтению посредством создания ситуации успеха.

1Актуализация знаний.

1)Наш урок начнётся с прекрасных строк известного всем стихотворения. Я прочитаю первую строчку, а вы продолжите чтением цепочкой.

- Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеною

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

2) -Кто автор этого замечательного произведения?

- О чём это стихотворение? О природе.

- Чем восхищается поэт? Красотой русского леса.

- Сейчас мы все вместе найдём слова и выражения, которые помогли поэту передать очарование осеннего леса.

-Как называются эти изобразительно - выразительные средства?

3)Работая над стихотворением, мы впишем слова в клетки кроссворда и увидим то ключевое слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Слайд 3.

1. Фамилия автора, чьё произведение мы изучали на предыдущем уроке? (Заболоцкий)

2. Сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. (Сравнение)

3. Употребление слова, или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. (Метафора)

4. Название стихотворения, с которого мы начали урок. (Листопад)

5. Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью. (Олицетворение)

6. Красочные определения предмета или явления. (Эпитеты)

7. Имя поэта, чьи стихи мы сегодня читаем. (Иван)

- Наше ключевое слово? Красота.

2 . Постановка темы и цели урока.

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? О красоте.

-Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке . Мы будем учиться видеть красоту природы у поэта Ивана Бунина. А, самое главное, мы должны уяснить, для чего нужно видеть красоту природы.

3.Выяснение проблемы урока.

-Итак, какая перед нами стоит задача?

Выяснить, для чего нужно видеть красоту природу.

-Что мы сейчас должны делать?

Мы будем читать, анализировать, думать.

Чтобы нам было легче решить эту проблему, мы будем работать в группах.

4.Проверка домашнего задания.

. Сейчас мы поделимся впечатлениями, которые вы получили, рассматривая дома книги Ивана Бунина, книги об Иване Бунине.

Рассказы учащихся. Интересные факты из биографии И. А. Бунина, чтение понравившихся отрывков из стихотворений Бунина.

Сейчас я прочитаю вам ещё одно прекрасное стихотворение И. А. Бунина. Попытаемся раскрыть красоту слова поэта.

- О чём это стихотворение?

7.Работа по заданию учебника, стр. 111.

8. Анализ содержания по строфам в группах. Я предлагаю свои исследования провести в группах.

Каждая группа работает над своей строфой.

1) Нет солнца, но светлы пруды,

Стоят зеркалами литыми,

И чаши недвижной воды

Совсем бы казались пустыми,

Но в них отразились сады.

2) Вот капля, как шляпка дождя,

Упала – и, сотнями игол

Затоны прудов бороздя,

Сверкающий ливень запрыгал –

И сад зашумел от дождя.

3)И ветер, играя листвой,

Смешал молодые берёзки,

И солнечный луч, как живой.

Зажёг задрожавшие блёстки,

А лужи налил синевой.

4)Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить:

С открытой бродить головой,

Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой…

Иного нет счастья на свете.

9. Обобщение.

-Все ли способны видеть красоту в природе? В повседневной жизни?

- Так для чего же нужно видеть красоту природы?

Значит, видеть красоту, подмечать необычное, это и является счастьем. И дано это не каждому.

-Так что же для автора настоящее богатство? Ты можешь назвать для него главные жизненные ценности?

10. Выразительное чтение стихотворение.

11. Подумайте и напишите, что для вас является счастьем?

10. Домашняя работа.

Научитесь правильно, выразительно читать стихотворение.

Итог урока. Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за вашу работу на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: продолжить формировать умение формулировать развернутый ответ, умение слушать и слышать, расширять словарный запас обучающихся.

Развивающие: развивать память, мышление, речь, внимание, развивать умение понимать прочитанное.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом, прививать интерес к литературным произведениям, воспитывать нравственные ценности, умение видеть красоту в окружающем мире.

Оборудование: учебник, презентация.

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Знаете ли вы, что такое айсберг?(ответы детей)

-Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта подводой.

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

2.Объявление темы и постановка цели урока

-Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:

Весело жить –

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…

-Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить слово. Бунин писал прекрасные стихи.

3.Изучение нового материала

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

4.Первичное чтение.

-Откройте учебник на странице 110, здесь вы видите первое стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся. Внимательно следите, сначала прочту я, а затем вы. Следите за интонацией, продумайте паузы и логические ударения.

5. Проверка качества восприятия. Первичный синтез

-Чему по вашему мнению посвящено данное стихотворение? (Простому счастью)

-Что же на самом деле является для автора счастьем? Неужели, дело только в головном уборе? (Истинное счастье для автора это единство с природой, возможность видеть её красоту, ощущать легкий весенний ветер, чувствовать на своём лице мягкие солнечные лучи. И дело, действительно, совсем не в головном уборе)

-Какие средства выразительности использовал автор, чтобы показать суть простого счастья? Найдите их в тексте и прочитайте. (Сравнения. Пруды\ стоят зеркалами литыми. Чаши недвижной воды. Капля, как шапка гвоздя. Дождь бороздит пруд сотнями игл)

-Как вы считаете, удалось ли поэту описать удивительную красоту природы? --Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства оно вызвало у вас?

-Мы можем заметить, что автор для написания данного произведения использует слово аромат, вместо слова запах, бродить, вместо ходить. Как вы можете это объяснить? (Эти слова более эмоционально окрашены. Они передают настроения автора. Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу. Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.)

- Что мы еще видим на картине?(Траву, землю.)

-Согласны ли вы с тем, что перед нами солнечные палаты?
Царские палаты создает человек. А кто создает палаты солнечные?(Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать. Их создает природа)

7.Вторичное чтение.

-Давайте еще раз прочтём оба стихотворения.

-Я считаю, так выражать свои эмоции и ощущения может только счастливый человек. А теперь я предлагаю вам выбрать те высказывания и слова, которыми можно описать прочитанные нами стихотворения Бунина.

Слайд: радость жизни, грусть, счастье, свежее восприятие мира, щемящее чувство, тоска, удовлетворенность, наслаждение жизнью, яркие эмоции.

8. Итог урока

-Поэзия Ивана Бунина дарит чувство радости и счастья. Природа в его лирике – источник гармонии, в слиянии с ней можно почувствовать свою связь с Вселенной.

-Что вы узнали о жизни писателя?

-Где прошло его детство? Повлияло ли это на его мировоззрение?

-Какой вывод о лирике Бунина можно сделать?

9. Домашнее задание

-Наш урок подходит к концу. Дома я предлагаю вам подготовить выразительное чтение стихотворение, и по желанию можете нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.

Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

Продолжить формирование навыка выразительного чтения.

Прививать любовь к русской литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор

I . Мотивация.

-Знаете ли вы, что такое айсберг? (Плавучая ледяная гора, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая – скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение – это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II . Целеполагание.

-Давайте поставим цель нашего урока. (постараться проникнуть во внутренний мир Бунина, увидеть картину в стихотворении глазами автора. Постараемся показать чувства в своем чтении)

- Да, будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.

Нам предстоит встретиться с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…

-Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать.

А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

Первичное восприятие текста (Читает учитель, прием показа )

- Поделитесь первыми впечатлениями от услышанного.

Свободные высказывания детей:

- Стало так тепло, солнечно.

- Захотелось тоже побродить между сосен, потрогать стволы деревьев.

Вторичное восприятие текста.

Словарная работа.

Определение темы произведения.

-О чем это стихотворение?

-Оно о самом авторе, когда ему было 10 лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.

Анализ языка произведения

Прочтите строки: Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Какие запахи вам удалось почувствовать, читая эти строчки? ( Густой смолистый запах сосны)

- В чем разница слов запах и аромат, почему именно аромат, а не запах.

-Аромат – это приятный запах, словно аромат отражает настроение автора.

-Конечно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру бродить по этим солнечным палатам!

-Бродить, значит медленно, тихо идти, о чем думать, останавливаться, любоваться тем, что вокруг тебя.

-Бродить можно мечтая, когда на душе светло и хорошо. Эти строки передают радостное настроение автора.

Какие еще слова отражают авторское восприятие мира?

- Найдите и прочитайте метафору

2. Работа в тетради № 2 с. 71 задание № 3,4,6

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк..

- Что необычного в этих строках?

-Повторяется дважды слово повсюду

- Как вы думаете, зачем?

-Наверно, для того, чтобы показать, что везде разлит солнечный свет, радостью

- Совершенно верно, слово повторяется для усиления впечатления.

(Работа в тетради № 2, с. 71 задание 2)

- Найдите в тексте сравнения

-Бунин сравнивает песок с шелком.

-В чем необычность этого сравнения?

- Шелк – мягкий, нежный. Если его перебирать руками он струится, блестит.

Так же и песок блестит на солнце.

-Обратите внимание на многоточие в конце этой строфы, для чего оно

Кажется, что автор перебирает песок, он струится бесконечно между пальцев.

-Какие еще ощущения описывает нам автор?

- Чувство теплого ствола сосны: Прильну к сосне корявой…

-Подберите синоним к слову прильну

- В чем же разница? Убеждаемся, что снова в особой эмоциональности – прильну – с лаской, нежно прислонюсь.

- Какое чувство вызывает последнее строфа?

-Чувство радости, тепла, нежности.

(Рассматривание репродукции картины и свободные высказывания детей)

Определение исполнительской задачи.

-Какое общее настроение стихотворения?

(Радость, восторг. Бунин находит в само обыкновенном – необыкновенное. В этом стихотворении так много тепла, свет, нежности)

Определение задачи своего чтения.

-Вы представили себе картину этого солнечного утра, постарайтесь в своем чтении передать все чувства, которые родились в вашей душе.

VI . Выразительное чтение . (Прием сопоставления особенностей исполнения нескольких учеников.)

-Как вы думаете, кому удалось передать в своем чтении чувство радости и нежности?

VII . Итог урока. Рефлексия.

-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешивается со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное и заражает нас этим чувством.

-Тесное общение с природой переносит автора в далекое детство, делает его снова маленьким мальчиком.

-Урок очень понравился, он оставил в душе такое тепло и нежность.

VII . Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, подготовить выразительное чтение стихотворения.


? с. 111
— В каких двух строфах выражено главное переживание поэта? — спросила Евдокия Васильевна.
Ты догадываешься, о каких строфах идёт речь?
— Я не понимаю, почему счастье — это ходить с открытой головой? Что поэт имел в виду? — решил уточнить Миша.
Ты сумеешь ответить Мише?

Ты уже встречался в других литературных произведениях с таким представлением о счастье?

— В первой строфе я вижу сразу два замечательных сравнения, — сказал Костя Погодин.
А тебе удалось их обнаружить?
— И во второй строфе два сравнения! — добавил Костя.
А ты видишь эти сравнения?

Как преображает картину начавшегося дождя солнечный луч?
Какая очень красивая деталь дополняет эту картину?

Так что же такое для автора (или его героя) настоящее богатство? Ты можешь назвать его главные жизненные ценности?

Читайте также: