История ислама в россии 5 класс конспект урока однкнр

Обновлено: 20.05.2024

1. Воспитание чу вства патриотиз ма, уважения к дру гим госу дарствам и нация м.

2. Сформировать пр едставлени е о новой мировой р елигии .

3. Рассмотреть осо бенности природы Ар авии, жизн и арабских пл емен.

4. Способствовать р азвитию простр анственной, хро нологической и картографичес ких

Приветствие у чащихся. Проверка от сутству ющих. Постановка ц елей урока .

• Найдите на карте Аравийский полу остров. В какой части света он находится? (В

• Какими морями омывается Аравийский полу остров? (Среди земным, Красным и

• Проследите по карте, с какими народами соседствовали ара бы. (Византия,

• Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Ара вийский полуостров.

• От характеристики географического положения Аравийского полу острова

переходим к характеристики природных условий и подумаем: « Как природа и

Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочтите, пожалуйста, пункт 1 параграфа

9. Внимательно рассмотрите природные условия Аравийского пол у острова на

помощью этих помощников постарайтесь мысленно представить, а затем на основе

карты словесно описать живую картину природы Аравийского полуострова так,

ситуацию противоречия: исходный материал не дает целостного образа природы.

Чтобы помочь ученикам выйти из затру днени я, напоминаем ученикам, что по

географии они знают, что отмечено определенным цветом; напоминае м о легенде

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели:

ü Рассказать детям о зарождении ислама в России.

ü Развивать творческую и познавательную активность.

ü Формировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.

Фотографии и иллюстрации по теме, презентация, электронное приложение к учебному пособию.

1. Организационный момент.

-как распространялся ислам на территории нашей страны.

-какие народы России исповедуют ислам.

-что менялось в жизни людей с принятием ислама.

Учитель: Вы – мои со ведущие. Мне важно ваше отношение к уроку. В конце урока опустите в ящик один из шаблонов с надписью:

ü Было интересно.

ü Было непонятно.

2) Формирование новых знаний.

1) Рассказ учителя.

Истоки ислама в России.

Как вы знаете, ислам возник на северо-западе Аравийского полуострова в первой четверти VII веке

На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят арабские монеты. По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина "Ислам пришел на нашу землю раньше, чем крещение Руси - на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII в. была построена мечеть".

Более того, язычество здесь заняло крайне устойчивые и долговременные позиции, до сих пор отчетливо проявляющиеся в бытовых народных верованиях и представлениях, существующих поныне наряду с монотеизмом, а зачастую и в виде него .

В данной ситуации культ народных родоначальников, национальных святых, культ предков достигал максимально возможных стадийных форм. Кроме того, этническая этика практически всех народов региона издревле включала в себя неписанные традиции почитания старших, их личного примера, слова и совета. Отсюда недоверие к новому, и медлительность любых социально-культурных модификаций, в том числе, и в первую очередь, в сфере религиозной.

В итоге начавшаяся 1400 лет назад исламизация Северного Кавказа полностью не завершена и поныне

Волжская Булгария

Затем, в 10 веке, ислам проник к волжским булгарам.

Был город в древности седой

Булгар, ислама дом святой

На дивном месте возведен.

Он виден был со всех сторон.

Мечетями гордился он,

От них остались лишь руины

Государство Волжская Булгария располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабским халифатом и Византией , имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью . В 919 правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан , оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии.

С X до второй половины XII века город Булгар был столицей государства. Его руины находятся в Спасском районе Татарстана, на окраине современного города Булгара. Сейчас здесь располагается Булгарский государственный историко-археологический заповедник. В настоящее время мы наблюдаем масштабную реставрацию древнего города Булгар.

На высоком берегу Волги, сверкая под лучами солнца, возвышались купола дворцов пирамидные шатры башен. Словно иглы втыкались в голубизну неба минареты мечетей

В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. Город Булгар был разрушен монгольской армией. Однако наличие высокоразвитой экономики и культуры в до монгольский период, привели к тому, что город восстановил свои силы и зажил полнокровной жизнью в составе Золотой Орды.

Исламский период Золотой Орды

В 1312 году ислам как государственную религию приняла Золотая Орда ( Улус Джучи ) - одно из государств-преемников империи Чингисхана , расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь).

Приблизившись к городу можно было увидеть громадную Соборную мечеть построенную в XIV веке. Мечеть была одним из главных сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своими размерами и красотой.

Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была не исламским, а веротерпимым государством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды ( монголо-татарское иго ) были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси ( великий князь Владимирский ) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение.

Ислам в Поволжье и Сибири

Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-Х V I вв) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Начало распространения ислама на территории Восточной Европы относится к V III-Х вв. Оно связано с формированием двух новых тюркских государств Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад, разгромив хазарское войско на берегах Волги, в качестве условия заключения мира потребовал принятия Хазарией ислама. Для утверждения новой религии из Халифата были присланы два факиха-законоучителя. К этому времени ислам, распространяемый бухарскими купцами, торговавшими в низовьях Волги, уже широко бытовал в Хазарии. Уже в конце V III в. в столице Хазарии г. Итиле действовали Большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей.

После распада Золотой Орды центром ислама со второй половины ХУ в. стала территория Волжско-Камского междуречья (северная часть Волжско-Камской Булгарии). Казань становится столицей самостоятельного Казанского ханства.

Из всех городов Восточной Европы того времени Казань уступала по величине и численности населения лишь Москве, Новгороду и Вильно (Вильнюсу).

В ХУI в. только в ограде Казанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе самая значительная в Казанском ханстве мечеть Нур-Ади (Муралеева мечеть). Здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого - шакирды - были среди самых упорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.

Площадь перед соборной мечетью была вымещена каменными плитами, улицы имели тротуары. В мечетях и медресе выступали известные богословы и мыслители Востока из них Хаджа Хасан ибн-Омар аль-Булгари, Бурхан ад-Дин Ибрагим ибн-Юсуф.

С приходом ислама население освобождалось от языческих обычаев, получало образование, появились школы и ученые, развивалось искусство.Таким образом, строительное искусство в Булгарии находилось на высоком уровне. Зодчие обладали развитым эстетическим вкусом, высоким мастерством и грамотностью. Прошли века, забыты имена зодчих, но их творения напоминают о былом величии и могуществе этого государства и вызывают чувство гордости у потомков.

В золотоордынский период высокого уровня достигло гончарное производство. Изготовленная в нашем крае посуда становилась более тонкостенной, прочной. Изделия подвергались обжигу при высокой температуре 23, 24, 25

В ювелирном искусстве Булгара в Золотоордынский период техника и гравировка достигает высокого уровня развития. Ассортимент продукции булгарских ювелиров весьма обширен. Излюбленными украшениями женщин были плетеные и пластинчатые браслеты, серьги-лунницы с ложнозерненным оформлением лицевой стороны, перстни и височные подвески, изготовленные из серебра, меди, реже из золота.

Искусство и культура Булгара золотоордынского периода достигает высокого уровня. Художественная обработка глины, драгоценных камней, метала, камня, стекла, кожи, кости были подняты на качественно новый уровень. Тем самым была создана основа для последующего этапа развития культуры в татарских государствах, возникших после распада Золотой Орды

Ислам религия мира, и мусульмане терпимо относились к другим вероучениям.

На протяжении распространения ислама в России ислам исповедуют многие народы: татары, башкиры, чечены, ингуши, казахи, киргизы, таджики, узбеки, туркмены…. В настоящее время более 30 народов исповедуют ислам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока разработана по курсу ОРКСЭ модуль "Основы исламской религии".

Технологическая карта урока

История ислама в России.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Формирование чувства уважения к духовным памятникам народов ислама. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Познавательные развитие интереса к изучению исламской культуры, познавательную активность, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение навыками смыслового чтения текста.

Регулятивные Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

Коммуникативные Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование уважительного отношения к культурному наследию ислама. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям, патриотических чувств. Мотивация к изучению истории России.

Отслеживание, как распространялся ислам на территории нашей страны.

Формирование представления о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.

Развитие речи, логического и ассоциативного мышления, коммуникативных способностей, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Основные формы работы учителя и учащихся

Улыбнемся друг другу.

Мы приветливы, спокойны и добры.

Слайд №1 (На слайде символы и атрибуты разных религий).

В чем разница между этими религиями?

Слайд №1 (Появляются названия религий: иудаизм, буддизм, христианство, ислам).

Работая в парах, найди символы и атрибуты каждой религии.

мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

самостоятельное выделение и формулирование цели

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Основные формы работы учителя и учащихся

Что объединяет эти религии? (Слайд №2 (Мудрые мысли из священных книг религий мира о толерантности)).

Есть ли среди твоих знакомых верующие разных религий? Атеисты? Какие между ними должны быть отношения?

Тему урока вы прочитаете, если расшифруете запись

Слайд №3 (ИСТОРИЯИСЛАМАВРОССИИ)

Слайд №3 (История ислама в России)

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Что же мы выбираем, чтобы научиться?

проявляют самостоятельность в поиске решения задачи

учатся слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

осуществляют поиск необходимой информации.

Этап 3. Практическая работа

Основные формы работы учителя и учащихся

(Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа в группах.)

1 группа – Прочитать текст, составить хронологию распространения ислама на территории нашей страны.

Это первая цель нашего урока.

2 группа – Выписать какие народы России исповедуют ислам

Это вторая цель нашего урока

3 группа – Перечислить, что менялось в жизни людей с принятием ислама.

Это третья цель нашего урока.

Отчет о работе в группах. (Закрепление знаний).

имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя;

выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.

работают в группе; слушают собеседника и учатся вести диалог;

эффективно сотрудничают с учителем и сверстниками.

оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

1 группа:

VII - VIII в. – Северный Кавказ

X в.- Волжская Болгария

XIII в. – Приуралье, Прикаспий, Причерноморье

XIII в. – Московское, Тверское княжество

XV - XVI в. – Приуралье

XVIII - XIX в. – Казахстан и Средняя Азия.

- В современной России ислам распространен в Башкирии, на Кавказе, в Татарстане. (Слайд №4)

Чуваши, татары, башкиры, чеченцы, ингуши, казахи, киргизы, таджики, туркмены, узбеки, кумыки, аварцы, даринцы.

(Слайд №5 – Национальные костюмы: башкиры, татары, чеченцы)

Развитие науки, искусства, архитектуры.

Появление школ, освобождение от язычества и жестоких обычаев)

- Зодчие обладали развитым эстетическим вкусом высоким мастерством и грамотностью (Слайд №6)

- Высокого уровня достигло гончарное искусство (Слайд №7)

- Художественная обработка глины, драгоценных камней, металла, камня, стекла, кожи, кости были подняты на качественно новый уровень (Слайд №8, 9)

учатся слушать, слышать и понимать партнера, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнера и самого себя.

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Как мусульмане относились к другим верующим-православным, буддистам, иудаистам?

Что такое свобода совести? Почему это право должно принадлежать каждому человеку?

Оцените свою работу в группах по пятибалльной системе.

осознают важность полученных знаний.

полно и грамотно выражают свои мысли, взаимно контролируют действия друг друга.

Познавательные:

оценивают процесс и результаты своей деятельности.

осознают важность приобретения новых знаний.

Дом. задание

Запиши вопросы, которые ты задал бы однокласснику, исповедующему ислам.

ИУДАИЗМ ХРИСТИАНСТВО БУДДИЗМ ИСЛАМ

ХРИСТИАНСТВО

Христианство:

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСЛАМ охватывает более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной Африке, из которых в 35 странах ислам исповедует большинство населения, а в 28 странах является государственной религией – в Египте, Саудовской Аравии, Марокко, и других. В России ислам тоже широко представлен.

По учению мусульман люди должны жить в соответствии с волей Аллаха и предписаниями, изложенными в КОРАНЕ. Мусульмане испытывают чувство духовной избранности. Они считают, что раз уж послание Аллаха (единственного Бога) записано именно на арабском языке, то, понятное дело, и молиться следует на арабском.

КОРАН – это главная книга мусульман, которая согласно преданиям, является копией Священного Писания – первокниги, которая хранится на небесах. Первокнига была послана пророку Мухаммеду самим Аллахом. Мухаммед не умел читать и писать. Именно поэтому полученные от Аллаха ОТКРОВЕНИЯ он запоминал, после чего произносил их вслух своим последователям. Они, в свою очередь, заучивали послания наизусть. Для более точной передачи Священных текстов последователи пророка использовали подручные средства для фиксации откровений: некоторые прибегали к пергаменту, кто-то к деревянным дощечкам или каменным табличкам.

Ислам содержит следующие основные догматы:

1. Вера в Аллаха. Ислам утверждает, что Бог (Аллах) един.

2. Вера в ангелов и джиннов. В представлении мусульман ангелы ‑ это 6естелесные существа, выполняющие волю Аллаха, а джинны могут быть как добрыми, так и злыми.

3. Вера в святость Корана. Он считается Словом Божьим. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворённости, вечности Корана.

4. Вера в рай и ад.

5. Вера в Божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому в окружающем человека земном мире не существует ничего, не зависящего от воли Аллаха.

6. Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

2. Ежедневный пятикратный ритуал ‑ НАМАЗ (молитва).

3. Соблюдение поста (УРАЗА) в месяц рамадан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить, в исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин.

4. ЗАКЯТ ‑ уплата налога, который предписан в Коране, Сумма ‑ 1/40 часть годового дохода.

5. ХАДЖ ‑ паломничество, которое должно совершаться в 10-й, 11-й и 12-й месяцы мусульманского календаря. Хадж состоит из посещения Мекки, главного храма Каабы, а также посещения других священных мест.

Верующие мусульманки должны носить при посторонних мужчинах ХИДЖАБ ‑ одежду, закрывающую тело и волосы. Есть страны, в которых носить хиджаб обязаны все женщины, причём независимо от вероисповедания, ‑ такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах такой обязанности у женщин нет. Однако, посещать мечеть можно лишь с покрытой головой и в длинной одежде.

Читайте также: