История хороших манер конспект 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

- Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

- Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

- О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

- Довольны ли вы сегодняшним днем?

- Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

- Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

- Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

- Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

- Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

- Одежда должна быть чистой.

- Волосы должны быть уложены в прическу.

- Одежда должна быть аккуратной.

- Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

- как только вошли в комнату.

- только после того, как сядут хозяева.

- после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

- заправляете за воротник.

- кладете на колени +

- кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

- о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

1. Чего в другом не любишь, - а честь смолоду
2. Береги платье снову, - того и сам не делай.
3. В чужой монастырь - со своим уставом не ходят.
4. Мил тот гость, - а думай быть опрятным.
5. Не думай быть нарядным, - что недолго гостит.

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет.

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? Нет. Пожелание “Будьте здоровы” приемлемо только в отношениях между самыми близкими людьми в неформальной ситуации, например, в семье. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: История этикета.

Цель: познакомить с историей этикета,

понять необходимость соблюдения этикета в обществе,

закрепить знание правил поведения и речевого этикета.

1.Орг. момент.

Добрый день, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.

2. Постановка проблемы.

А вот и еще один гость к нам пришел. Посмотрите на экран. Это Незнайка. Он растерян, возмущён.

Что можно сказать Незнайке?

- Ты, Незнайка, не прав. Хорошие манеры всегда и везде нужны. Мы сегодня с ребятами постараемся тебе помочь.

- Первого сентября вы стали первоклассниками, школьниками. А как вы думаете, каким должен быть настоящий школьник? (должен быть вежливым, слушать взрослых, выполнять правила школы)

Правильно! Школьники должны соблюдать определенные правила.

Ведь мы все живем среди людей и людям, которые нас окружают, должно быть приятно рядом с нами.

- Какие правила вы знаете? (правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, правила поведения в театре, музее и т.д.)

- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы не причинять друг другу никакого вреда, чтобы не было травм и все были здоровы)

А знаете ли вы, что правила поведения по-другому называются ЭТИКЕТ?

Произошло оно от слова "этикетки", это такие карточки, этикетки, которые раздавали всем гостям во время праздников, приемов у короля Франции Людовика XIV. На этих этикетках (карточках) было написано, как следует себя вести на приеме у короля.

Того, кто соблюдал эти правила, считали воспитанным человеком. Говорили, что у него хорошие манеры, он умениет вести себя в обществе.

Всё произошло давным - давно.

Чтобы узнать когда же люди стали задумываться об этикете, мы

с вами совершим путешествие во времени.

Начинаем запуск "машины времени"…

- Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе. (с закрытыми глазами): 5, 4, 3, 2, 1…

- Первая остановка Древняя Греция .

Именно в это время были первые попытки научить людей "правильному поведению". Девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, уважительно.

(Детям предлагается объяснить понимание девиза)

И уже тогда люди понимали, что правильное поведение начинается с красивых, вежливых слов.

А знаете ли вы вежливые слова? (Да)

Как часто их используете?

1 задание (у доски )

Распределить слова по группам

Слова приветствия ( добрый день, здравствуйте)

какие еще слова можно добавить? ( доброе утро, добрый вечер, приветствую Вас)

Слова просьбы (будьте добры, пожалуйста)

какие еще слова можно добавить? ( если Вас не затруднит)

Слова прощания (до встречи, до свидания)

какие еще слова можно добавить? (хорошего вечера, хороших выходных)

Слова извинения (простите, извините)

Нельзя говорить: Извиняюсь

Запомните: Правильно говорить: Извините.

какие еще слова можно добавить?

Слова благодарности (спасибо, благодарю)

какие еще слова можно добавить?

Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе. (с закрытыми глазами): 5, 4, 3, 2, 1…

Вторая остановка Рыцарские времена , Время рыцарей.

В эти времена мужчины-рыцари должны были быть верными, отважными. А дамы (женщины) скромными.

Одежда тоже имела большое значение, поскольку по тому, как человек одет, можно было определить к какому он принадлежит роду. Богатые одевали одни одежды, у бедных была другая одежда. Если плохо был одет могли и прочь выгнать.

Именно с этих времен появилось правило снимать мужчинам в помещении головной убор, потому что рыцари ходили в шлемах и в помещении они их снимали, потому что им неудобно было.

А существуют ли правила в одежде у школьников? (Да)

В каждой школе это деловой стиль одежды - рубашка, пиджак, жилет,

Но каждая школа может выбрать свой цвет формы.

А у нас в школе есть форма?

А вы соблюдаете правила в одежде ?

одень ученика (у доски 2 ученика выбирают одежду и одевают девочку и мальчика в школьную форму)

Школьную форму обязательно надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и отглаженной.

Идя в школу, ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно.

Те, кто не выполняет эти правила, иногда попадают в смешные ситуации. Давайте послушаем историю про Полину.

Сценка. Слайд 11

Полина в школу собиралась. И как для бала одевалась: Наряд блестел, переливался -

Весь класс гурьбой смотреть сбежался.

- Какое платье! Загляденье!

Да! Но при чём же здесь ученье?! Ведь в школе всем учиться надо, А не рассматривать наряды. Здесь, чтоб не отвлекать друзей, Носи одежду поскромней.

Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе (с закрытыми глазами): 5, 4, 3, 2, 1…

-Третья остановка XIX век .

В это время считалось, что молодой человек, должен быть добрым, воспитанным и много знать, быть грамотным, начитанным.

Важно было иметь хорошую осанку, опрятный внешний вид и умение поддержать беседу.

Сегодня для кого это важно?

А вы следите за правильной осанкой?

Выучим несколько танцевальных движений под музыку клавесина, но при этом будем следить за осанкой, поэтому на голову положим грузик

Джентельмены, (молодые люди) должны были уметь поддержать беседу и главное, правильно говорить: без ошибок, без лишних слов.

А правил в речи очень много.

Важно знать, например: какую букву писать в том или ином слове, какое слово лучше употребить в той или иной ситуации, даже ударение в словах надо ставить правильно.

Давайте попробуем прочитать слова и правильно поставить ударение.

В магазине мы купили 5 килограммов (картинки) апельсинов, мандаринов и 2 килограмма яблок.

Две пары ботинок, туфель, варежек. (картинки)

позвонИшь, звонИт, звонЯт

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, но: электропрОвод

Отправляемся на машине времени дальше.

Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе (с закрытыми глазами): 5, 4, 3, 2, 1…

Четвертая остановка недалекое прошлое нашей родины - России .

Знаете ли вы, что русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения.

… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

Книга понравилась русскому дворянству и долгое время учились по ней этикету и узнавали много нового и полезного.

Вы знаете уже много правил этикета и будете знакомиться с новыми, а если нам создать свою книгу. Запишем в ней, то что уже знаем, будем узнавать что то новое будем записывать , а когда закончим 4 класс подарим эту книгу 1 классу.

Отправляемся на машине времени.

Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе (с закрытыми глазами): 5, 4, 3, 2, 1…

И Незнайка нас уже ждет, говорит что ему было интересно и он понял, что люди во все времена старались придерживаться правил поведения и быть воспитанными, для того чтобы людям, которые нас окружают, было приятно и удобно.

Цель — заинтересовать детей в изучении этикета.

Задачи

Рассмотреть историю развития этикета, определить основные правила этикета.

Методические рекомендации

Карточки с текстами, которые должны читать ученики, стоит раздать заранее, чтобы дети могли с ними ознакомиться получше.

Реквизит

Карточки с текстами, плакат со словами Б. Паскаля. (См. ниже.)

Ход мероприятия

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться.

Учитель. Сегодня мы проведем нашу первую беседу об этикете. Кто-нибудь из вас знает, что такое этикет?

ГДЕ ЖЕ ЗАРОДИЛСЯ ЭТИКЕТ?

Ученик (читает). С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытно-общинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах, подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. (Это правило обязательно и на сегодняшний день). Особые традиции были заложены в Средние века, когда процветала рыцарская культура. Когда рыцарь в доспехах приходил со сражений, он поднимал забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече.

Учитель. Вот так неписаные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек. Наверно, вы замечали, что у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех, но каждая семья вправе придумать какие- то свои ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И, кстати, гости всегда должны соблюдать эти правила.

ФИЛОСОФЫ О ХОРОШИХ МАНЕРАХ

КАК ОТЛИЧИТЬ ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА?

Учитель. Об отношении к окружающим говорит все в человеке: и одежда, и поведение, и манера общения. В самых мелких деталях проявляются уважение или неуважение, поэтому нужно всегда быть внимательным к себе. Чисто и опрятно одетый человек притягивает взгляды и производит хорошее впечатление. Одежда — визитная карточка человека. Ведь, согласитесь, и самому не очень приятно ходить в запачканной одежде, с растрепанными волосами. Это не только неуважение к окружающим, но и неуважение к самим себе. Но еще большим неуважением являются безобразное поведение и вульгарная речь. Вы должны запомнить одно очень важное правило: человек в любой ситуации должен вести себя достойно. Представьте себе такую ситуацию: вы заходите в столовую на перемене, а там огромная очередь. Какими будут ваши действия?

Учитель. Как бы вам ни хотелось кушать, в первую очередь вы должны возобладать над собой и своим аппетитом. Не стоит пропихиваться вперед, расталкивая огромную очередь локтями. Это только усугубит ситуацию. Можно просто дождаться своей очереди. Если все спокойно будут продвигаться вперед, то обслужат вас очень скоро. Или же можно попросить кого-нибудь из друзей, стоящих ближе к кассе, купить и вам что-нибудь. Только не стоит просить вашего друга купить булочки и чай еще доброй половине вашего класса. Даже если он и согласится, вы представляете, как он сможет унести 10-15 стаканов чая и столько же булочек! Лучше уж вам самим выстоять очередь и купить себе то, что вы хотите. Тем более, не стоит специально наступать другим на ноги и оскорблять их. Уже за первые минуты общения можно определить, что человек из себя представляет.

ПЕРВОЕ В РАЗГОВОРЕ - ЭТО ПРИВЕТСТВИЕ

Учитель. Пожалуй, первые слова — это слова приветствия. Давайте вспомним, как можно поздороваться.

НУЖЕН ЛИ ЭТИКЕТ ДОМА?

О КАКИХ СЛОВАХ НУЖНО ПОМНИТЬ, А О КАКИХ ЗАБЫТЬ

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА В ШКОЛЕ

Учитель. В школе тоже существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать всем ученикам. Знаете ли, почему нельзя опаздывать на урок? Во-первых, это плохо говорит о вас, и характеризует вас как несобранного человека. Во-вторых, заходя в класс после звонка, вы отвлекаете и учителя, и других учеников. Правила поведения в школе очень простые, и запомнить их не составит никакого труда:

• Приходить на уроки вовремя;

• Громко не смеяться;

• Не ковырять в носу и прилюдно не чесаться;

• При причинении неудобств всегда извиняться;

• Всегда выполнять свои обещания.

ЭТИКЕТ НУЖЕН ВСЕГДА

Учитель. Этикет люди создавали не только для того, чтобы сохранять традиции, но и для того, чтобы получать удовольствие от культурного общения, чувствовать себя уверенно в неожиданных ситуациях и вежливо обращаться к незнакомым людям. Вам, наверно, приходилось себя неловко чувствовать, когда вы не знали, как себя нужно повести. И это вполне естественно. Но этого можно избежать, если изучить правила этикета. Итак, в чем же заключается культурное поведение и почему оно полезно нам самим? Вот только несколько простых примеров.

• Всегда, прежде чем спросить что-то у незнакомого человека, нужно улыбнуться и поприветствовать его, — это производит приятное впечатление, и человек будет уже расположен к вам.

• Сделай комплимент человеку, который его заслужил. Но только не перестарайся, чтобы не прослыть подлизой, поскольку чрезмерная похвала превращается в некрасивую лесть.

Подведение итогов

Учитель. Еще раз отметим, что вежливое обращение с другими людьми всегда благоприятно говорит о вас. Искренняя улыбка заряжает положительными эмоциями человека на целый день, комплимент, сказанный к месту, также поднимает настроение, а взаимная вежливость и уважение помогают избежать ненужных ссор и конфликтов.


Формирование положительных эмоций и позитивного отношения к окружающему миру.

Ход классного часа

Организационный момент

Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору

У нас сегодня гости– посмотрите.

Что мы должны сказать нашим гостям?

Молодцы! Какие вы вежливые.

- Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

2. Постановка темы и целей урока.

- Кто из вас знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также в тоне, которым они сказаны.

- Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся. Правильно, становятся. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- Итак, ребята, о чем наш сегодняшний урок? (о вежливости).

- Давайте, начнем наше занятие со стихотворения про вежливость.

Стихоторение про вежливость

Хотите, верьте, а хотите, - нет, (Боря)
жила на свете Вежливость когда-то.
Воспитанная дама средних лет,
немного старомодна и чуть странна.
Она читала много, и пенсне
висело на серебряной цепочке.
Носила шляпку, а вуаль на ней
держалась на ручной красивой строчке.

Всех пропускала вежливо вперёд, (Владик)
и повторяла ласково:- Спасибо!
Не уходила от чужих забот,
не обижалась, и была любима.
Но вот однажды повстречался Хам,
смеялся глупо и хамил без меры.
Её наряды изорвал он в хлам,
и обозвал безумною химерой.

Никто не защитил, и в тот же миг (Томирис)
уехала на старенькой карете.
В растерянности Хам слегка поник,
ведь Вежливость исчезла на рассвете.
И сразу люди заскучали там,
где нет прекрасной дамы с нежным взглядом.
А хамство превратило жизнь в бедлам,
когда не стало вежливости рядом.

3. Волшебные слова

- А давайте проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом:

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим, извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Раз по 30 в день (не реже)

Заходите к нам в гости,

Поучитесь вежливости.

Я и сам – кричал индюк –

Доктор вежливых наук,

И жена моя пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, осёл,

Заходи, садись за стол,

Что же ты молчишь как рыба?

Ты свиньёй не будь свинья,

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло.

Как ни бился он, однако

К индюку никто не шёл:

Ни хавронья, ни собака,

Ни корова, ни осёл.

Посинел индюк от злости –

Зря пропали все труды:

«Все они балды, балды, -

И добавил с высоты

Своего величья, -

Не усвоили они

- Ребята, вы согласны с индюком. Правильно ли он вёл себя? А почему это стихотворение так называется?

- Ребята, а как вы думаете, есть ли специальные правила поведения в школе и в классе?

- Давайте вспомним их!

-На доске записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку (хлопать в ладоши на хорошие качества, топать ногами – на плохие)

-безразличие

-вежливость

-ворчливость

-ябедничество

- Подумайте, о чём это стихотворение, о каких правилах поведения здесь идёт речь.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу.

И не ловить зубами блох.

И не ходить на четырёх,

Не надо чавкать и зевать,

А кто захочет спать,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь.

И уступай прохожим путь,

И старших уважай,

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым

Он кланялся соседям

Знакомым и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу,

Совсем куда не надо совал он нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На бабушку в метро,

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести,

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

- Ребята, о чём это стихотворение? Да, о вежливости.

- Кто главный герой и сколько ему лет? А чему его учили? А научили ли его вежливости?

5. Физминутка

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Пожалуйста, наклонитесь вперед,

Будьте добры, встаньте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

6. Инсценирование

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"

И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

7. Работа с пословицей

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

8. Рефлексия

Ребята, заполните анкету.

АНКЕТА

1. Считаете ли вы себя воспитанным?

2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

3. Какая самая главная черта воспитанного человека?

- Доброта и отзывчивость

- Вежливость и тактичность

- Общительность и чувство юмора

4. От кого зависит воспитание ребёнка?

- От учителей, воспитателей

- От самого ребенка

9. Итог урока.

- Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечаний. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

- Так о чём же мы сегодня говорили? А какие вы знаете вежливые слова?

- Давайте сделаем цветок Вежливости.

- Ребята, так будьте же всегда вежливыми и всегда соблюдайте правила поведения, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. А сейчас наш классный час подошёл к концу. До свидания, ребята. До новых встреч.


-75%

Читайте также: