Используя конспект заполнить таблицу сравнения слайдовой и потоковой презентации

Обновлено: 20.05.2024

1. Как вы думаете, можно ли использовать компьютерные презентации как самостоятельные документы? Почему? Обсудите этот вопрос в классе.

2. Как вы считаете, нужно ли писать план (сценарий) презентации? Ответ обоснуйте.

3. Почему не рекомендуют размещать на слайдах много текста? Согласны ли вы с этим мнением?

4. Как можно использовать заметки к слайдам?

5. Предложите варианты использования скрытых слайдов.

6. Проверьте, как готовые темы оформления в вашей программе для подготовки презентаций будут смотреться через проектор. Нравится ли вам результат?

7. Найдите в Интернете бесплатные презентации на интересующую вас тему, обсудите в классе, как они оформлены.

8. Выберите тему, на которую вы хотели бы сделать презентацию. Составьте план презентации из 5-6 слайдов, записав названия слайдов.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 25. Компьютерные презентации

Информатика. 10 класса. Босова Л.Л. Оглавление

25.1. Виды компьютерных презентаций

В профессиональной деятельности многих специалистов часто возникает потребность в представлении чего-то (идей, проектов, продукции и т. д.) широкой аудитории.

Презентация (от англ. presentation — представление) — это публичный способ представления информации, наглядный и эффектный.

Компьютерная презентация — это электронный мультимедийный документ, который создают и используют для подачи информации широкой аудитории в наглядном и лаконичном виде.

Демонстрируют компьютерные презентации на персональных компьютерах, демонстрационных экранах больших размеров, с помощью мультимедийных проекторов и т. д.

Различают слайдовые и потоковые компьютерные презентации. Презентация первого типа аналогична набору фотографий, второго — кинофильму.

Слайдовая презентация разрабатывается как последовательность слайдов — отдельных экранных страниц, каждая из которых может содержать текстовые, графические, видео- и аудиообъекты, а также гиперссылки. Основные свойства отдельных объектов представлены на схеме (рис. 5.14).

Наиболее распространёнными программными средствами для создания слайдовых презентаций являются Microsoft PowerPoint и OpenOffice Impress.


Рис. 5.14. Свойства основных объектов презентаций

Потоковые презентации предназначены для непрерывного воспроизведения последовательности (потока) объектов с предварительно определённым временем показа каждого из них. Пример программы для создания таких презентаций — Windows Movie Maker (Киностудия Windows).

25.2. Создание презентации

Создание презентации — это творческий процесс, во многом зависящий от индивидуальности её разработчика. Тем не менее он базируется на ряде принципов, соблюдение которых даёт возможность создавать качественные продукты.

Создавая презентацию, следует придерживаться следующих этапов:

1) планирование (разработка структуры) презентации;
2) создание и редактирование слайдов, монтаж презентации;
3) репетиция выступления с разработанной презентацией, устранение выявленных недочётов.

Прежде всего определяют цель презентации. В зависимости от этого планируется содержание презентации, в том числе примерное количество слайдов и объектов, которые будут на них размещены. Определяются типы слайдов, которые будут использованы в презентации, структура презентации, а также система навигации — способ перехода от одного слайда к другому.

Зная, какие именно информационные объекты будут размещены на слайде, вы можете выбрать соответствующий макет слайда, на котором уже определены места для размещения требуемых объектов. В любом случае право редактирования слайдов, т. е. изменения содержания, формы и места расположения информационных объектов, остаётся за разработчиком.

Выясните, какие основные типы слайдов (макеты) предусмотрены в имеющемся в вашем распоряжении редакторе презентаций.

Создать презентацию пользователь может:

• на основе шаблона;
• на основе существующей презентации;
• полностью самостоятельно.

После того как определена цель создания презентации, можно попробовать подобрать шаблон, рекомендуемый профессионалами для достижения подобной цели.

Шаблон — это специальная заготовка из нескольких слайдов, в которых предусмотрены места для ввода определённых информационных объектов. Последовательность слайдов в шаблоне выстроена так, чтобы помочь вам наиболее эффективно достичь поставленной цели.

Выясните, какие шаблоны доступны в редакторе презентаций, имеющемся в вашем распоряжении. Попробуйте воспользоваться одним из имеющихся шаблонов.

Скорее всего, вы не найдёте нужного вам шаблона или вас не устроит логика представления материала в найденном шаблоне. Поэтому чаще всего пользователи выбирают новую презентацию или пустой шаблон, т. е. разрабатывают презентацию самостоятельно. В этом случае необходимо самостоятельно разработать композицию каждого слайда.

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.

При самостоятельной разработке композиции слайда нужно соблюдать требования целостности и выразительности презентации, учитывать закономерности восприятия информации человеком.

При просмотре презентации у зрителя должно создаваться ощущение единого целого (свойство целостности композиции). Все элементы презентации должны быть чем-то связанны — единым стилем оформления, единым подходом к реализации анимации, стандартным для данной презентации размещением повторяющихся элементов и т. п.

Важно, чтобы основная идея презентации или отдельного слайда подавалась предельно точно (свойство выразительности). Высокий уровень выразительности достигается умелым использованием контрастных цветов, изменением формы объекта, размещением наиболее важных объектов в центре слайда или вставкой их в простую геометрическую фигуру — круг, овал, квадрат, треугольник.

Большое значение для восприятия информации имеет взаимное размещение отдельных объектов на слайде. Симметричное размещение объектов подчёркивает статичность, надёжность и гармоничность композиции, а асимметрия — способность к быстрому развитию и готовность к изменениям, мобильность композиции. Следует учитывать, что наличие полей в слайдах даёт ощущение пространства, а их отсутствие — уменьшает комфортность, создаёт чувство замкнутости.

В процессе создания презентации размещать элементы управления следует таким образом, чтобы они чётко различались между собой, а размеры элементов обеспечивали их быстрый выбор и т. п.

Для создания эффективной и гармоничной презентации следует правильно выбрать её основной цвет — цвет фона большинства слайдов. Во время выбора основного цвета рекомендуется учитывать так называемую психологическую характеристику цвета, выражающую его влияние на психическое состояние человека. Это влияние может различаться в зависимости от возраста, социального статуса и настроения человека. Также следует учитывать, что воздействие цвета на психику человека ослабевает при уменьшении его интенсивности и яркости.

Приведём психологическую характеристику нескольких цветов:

• красный цвет — энергичный, агрессивный, возбуждающий, на определённое время активизирует все функции организма, поднимает настроение;
• оранжевый цвет — цвет радости, удовольствия, стремления к достижениям; оказывает благотворное действие на психику человека, снимает напряжение;
• жёлтый цвет — уменьшает утомляемость, стимулирует органы зрения и нервную систему, способствует умственной деятельности и решению проблем;
• зелёный цвет — физиологически наиболее благоприятный для человека, уменьшает напряжение и успокаивает нервную систему, на длительное время увеличивает работоспособность;
• фиолетовый цвет — может вызывать неуравновешенность, ощущение незащищённости.

25.2. Создание презентации (Колористика)

Для получения более полной информации рекомендуем вам познакомиться с колористикой.

Колористика (от лат. color — цвет) — наука о цвете, его свойствах, особенностях восприятия цвета людьми разных возрастных и социальных категорий.

Кроме основного цвета можно подобрать несколько вспомогательных цветов, которые в совокупности составят цветовую гамму презентации. При этом можно использовать цветовой круг, один из вариантов которого приведён на рисунке 5.15.


Рис. 5.15. Цветовой круг

Цветовой круг состоит из 12 секторов. Чем ближе друг к другу находятся секторы, тем более гармоничным является сочетание их цветов.

В презентации можно использовать следующие сочетания цветов:

• монохроматические (оттеночные) цвета — цвета, которые размещены в одном секторе на цветовом круге; фактически это один и тот же цвет, но с разной насыщенностью;
• дополнительные цвета — два цвета, которые на цветовом круге размещены друг напротив друга, например синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый и т. п.;
• контрастные цвета — два цвета, между которыми на цветовом круге находится три промежуточных цвета, например синий и красный, фиолетовый и оранжевый и т. п.;
• тёплые цвета — цвета, которые размещены в правых секторах цветового круга, от красного к жёлто-зелёному;
• холодные цвета — цвета, которые размещены в левых секторах цветового круга, от красно-фиолетового к зелёному.

Важной составляющей цветовой гаммы презентации является цвет символов текста. Для того чтобы текст лучше читался, он должен быть как можно более контрастным по отношению к фону. Так, с белым фоном лучше всего сочетаются чёрный, синий и красный цвета.

На эффективность восприятия текста в презентациях кроме цвета большое влияние оказывает вид шрифта, его размер, начертание, а также количество текста на слайде презентации. При разработке презентаций следует иметь в виду, что:

• шрифты без засечек (например, Arial) воспринимаются лучше, чем с засечками (например, Times New Roman);
• размер символов должен быть достаточным для их распознавания из самой отдалённой части аудитории, в которой проходит демонстрация;
• чем больше вариантов начертания фрагментов текста использовано на одном слайде, тем хуже воспринимается текст;
• чем меньше текста на слайдах, тем лучше воспринимается презентация.

Пользователь во время создания новой презентации на основе шаблона или существующей презентации выбирает и определённый стиль её оформления. Как вам уже известно, под стилем мы понимаем совокупность значений свойств разных объектов. Соответственно стиль оформления слайда задаёт: формат символов (шрифт, размер символов, начертание, эффекты, цвет и т. п.), формат фона (цвет, наличие, размещение и вид графических объектов), дополнительные цвета, формат графических и других объектов.

Стиль оформления презентации пользователь может разрабатывать самостоятельно. Но во избежание возможных трудностей и ошибок лучше воспользоваться имеющимися заготовками — так называемыми темами презентаций, разработанными профессиональными дизайнерами с соблюдением всех необходимых требований композиции и колористики.

Для использования определённой темы оформления презентации в Microsoft PowerPoint нужно:

• создать новую или открыть существующую презентацию;
• выбрать на ленте вкладку Дизайн;
• в группе Темы выбрать подходящую тему оформления.

Выбранную тему лучше применить ко всем слайдам презентации. Чтобы применить выбранную тему к отдельным слайдам презентации, их следует выделить, вызвать контекстное меню эскиза темы и выбрать в нём соответствующий вариант.

Выбрав определённую тему, пользователь в дальнейшем может изменить цвета, шрифты, эффекты и стили фона.

Аналогично текстовому процессору Microsoft Word, в Microsoft PowerPoint пользователь может разработать собственные темы оформления слайдов презентации, определив для них фон, наборы цветов и шрифты, и сохранить их для последующего использования. Соответствующие инструменты находятся на вкладке Вид в группе Режимы образцов.

Выбор цветовой гаммы, размера и расположение объектов на слайде, а также ряд других вопросов, возникающих в процессе создания презентации, тесно связаны с эргономикой.

Эргономика (от др.-греч. epyov — работа и vopoq — закон) — наука об эффективности и безопасности использования человеком устройств, средств, инструментов на основе учёта особенностей построения и функционирования человеческого организма.

Эргономика широко используется при проектировании интерфейсов пользователя, помогает создавать комфортные условия в работе с соответствующим программным обеспечением, способствующие сохранению здоровья и снижению усталости, повышению эффективности труда.

Как правило, важнейшая цель презентации — привлечение внимания аудитории к излагаемому материалу. Очень часто для этого используются всевозможные анимационные эффекты.

25.2. Создание презентации (Компьютерная анимация)

Компьютерная анимация — компьютерная имитация движения с помощью изменения формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения.

В компьютерных презентациях есть возможность добавления разнообразных анимационных эффектов к размещённым на слайдах графическим и текстовым объектам.

Кроме анимации объектов в презентациях часто используют анимацию при смене слайдов. Это позволяет акцентировать внимание аудитории на переходе к изложению следующей мысли или идеи.

В целом, разумное (умеренное) использование анимационных эффектов обеспечивает лучшую наглядность и динамичность показа и в результате — большую эффективность презентации.

Редакторы презентаций имеют достаточно широкий набор средств для настройки показа презентации. Пользователь может установить один из трёх режимов показа презентации:

1) управляемый докладчиком (полный экран) — для случая, когда докладчик демонстрирует презентацию аудитории;
2) управляемый пользователем (окно) — для случая, когда презентация создана для самостоятельного просмотра пользователем на мониторе компьютера; в этом случае пользователь имеет возможность изменять заданную автором длительность просмотра каждого из слайдов;
3) автоматический (полный экран) — для случая, когда не предусматривается вмешательство зрителя в процесс демонстрации презентации, например при демонстрации презентации на выставочном стенде, в торговом зале, на вокзале и т. п.

В заключение перечислим основные возможности редакторов презентаций:

• включение в слайды презентации текстов, графических изображений, видео- и аудиообъектов;
• редактирование и форматирование объектов презентации;
• использование шаблонов и стилей оформления слайдов;
• применение эффектов анимации к объектам презентации;
• настройка последовательности и длительности отображения объектов презентации;
• настройка режимов демонстрации слайдов на экране монитора или с использованием мультимедийного проектора;
• демонстрация созданной презентации;
• подготовка слайдов презентации к печати на принтере;
• сохранение презентации в файлах разных форматов для воспроизведения с использованием разных программных продуктов;
• включение в файл презентации средств воспроизведения презентации для демонстрации её на компьютере, на котором не установлена ни одна система обработки презентаций.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Компьютерная презентация — это электронный мультимедийный документ, который создают и используют для подачи информации широкой аудитории в наглядном и лаконичном виде.

Различают слайдовые и потоковые компьютерные презентации.

Слайдовая презентация разрабатывается как последовательность слайдов — отдельных экранных страниц, каждая из которых может содержать текстовые, графические, видео- и аудиообъекты, а также гиперссылки. Наиболее распространёнными программными средствами для создания слайдовых презентаций являются Microsoft PowerPoint и OpenOffice Impress.

Потоковые презентации предназначены для непрерывного воспроизведения последовательности (потока) объектов с предварительно определённым временем показа каждого из них. Пример программы для создания таких презентаций — Windows Movie Maker (Киностудия Windows).

Следует придерживаться следующих этапов создания презентации:

1) планирование (разработка структуры) презентации;
2) создание и редактирование слайдов, монтаж презентации;
3) репетиция выступления с разработанной презентацией, устранение выявленных недочётов.

Процесс создания презентации будет значительно проще при использовании разработанных профессиональными дизайнерами тем (стилей) презентаций. При разработке собственного стиля презентации следует учитывать закономерности восприятия информации человеком.

Разумное (умеренное) использование анимационных эффектов обеспечивает лучшую наглядность и динамичность показа и в результате — большую эффективность презентации.

Вопросы и задания

1. Для каких целей создаются презентации?

2. Назовите виды компьютерных презентаций и инструменты для их создания.

3. Каковы основные этапы разработки компьютерной презентации? Вспомните основные этапы разработки программного обеспечения. Соотнесите их с разработкой компьютерной презентации.

4. Исследуйте и попытайтесь классифицировать анимационные эффекты, которые можно использовать в имеющемся в вашем распоряжении редакторе презентаций. Всегда ли использование анимационных эффектов способствует большей эффективности презентации?

6. С помощью редактора презентаций создайте электронное учебное пособие по математике для учеников первого класса. Презентация должна содержать не менее девяти слайдов. На каждом слайде должно быть изображено некоторое количество одинаковых предметов и цифры от 1 до 9. При щелчке мышью по числу, соответствующему количеству изображённых предметов, должна зазвучать короткая поощрительная мелодия, а все прочие числа должны исчезнуть. В случае ошибочного ответа выбранное число должно исчезнуть. Вот возможный вид слайда:


7. Слайдовую презентацию, созданную в редакторе презентаций, можно сохранить в нескольких форматах. Исследуйте возможности сохранения презентации в форматах PDF-документа и видеофильма. Какой формат позволяет превратить слайдовую презентацию в потоковую?

8. С помощью редактора презентаций Петя решил создать слайд-шоу со звуковым сопровождением. В слайд-шоу последовательно воспроизводится 10 слайдов с неповторяющимися изображениями, размером 1024 х 512 точек, закодированных с использованием цветовой палитры, содержащей 65 563 цвета. Каждый слайд проигрывается 4 секунды. Переключение слайдов выполняется мгновенно. На протяжении всего слайд-шоу проигрывается моноаудиофайл, кодированный с частотой дискретизации 32 000 Гц при глубине звука 16 бит. Известно, что сжатие изображений и звука не производилось, а вся служебная информация об организации слайд-шоу занимает 10 Кбайт. Сможет ли Петя сохранить своё слайд-шоу на флешке ёмкостью 2 Гбайта, если известно, что она уже заполнена на 90%? Укажите размер слайд-шоу в килобайтах.

9. Кто такой Роберт Гаскинс и каков его вклад в создание программы для подготовки презентационных материалов с использованием компьютера?

Дополнительные материалы к главе смотрите в авторской мастерской.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация (от англ. presentation – представление) – публичный способ представления информации, наглядный и эффектный.

Компьютерная презентация – электронный мультимедийный документ, который создают и используют для подачи информации широкой аудитории в наглядном и лаконичном виде.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

СЛАЙДОВЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПОТОКОВЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайдовые презентации Слайдовая презентация разрабатывается как последовательность слайдов – отдельных экранных страниц, каждая из которых может содержать текстовые, графические, видео- и аудиообъекты, а также гиперссылки. Наиболее распространённые программы для создания слайдовых презентаций: Microsoft PowerPoint и OpenOffice Impress.

Слайдовые презентации

Слайдовая презентация разрабатывается как последовательность слайдов – отдельных экранных страниц, каждая из которых может содержать текстовые, графические, видео- и аудиообъекты, а также гиперссылки.

Наиболее распространённые программы для создания слайдовых презентаций: Microsoft PowerPoint и OpenOffice Impress.

Потоковые презентации Потоковые презентации предназначены для непрерывного воспроизведения последовательности (потока) объектов с предварительно определённым временем показа каждого из них. Программа для создания потоковых презентаций – Windows Movie Maker ( Киностудия Windows ). Web-сервис Prezi ( prezi.com ) позволяет создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов).

Потоковые презентации

Потоковые презентации предназначены для непрерывного воспроизведения последовательности (потока) объектов с предварительно определённым временем показа каждого из них.

Программа для создания потоковых презентаций – Windows Movie Maker ( Киностудия Windows ).

Этапы создания презентации ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ определение цели презентации планирование содержания презентации формирование структуры и логики подачи материала СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ создание и редактирование слайдов монтаж презентации РЕПЕТИЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ репетиция выступления с разработанной презентацией устранение выявленных недочётов

Этапы создания презентации

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  • определение цели презентации
  • планирование содержания презентации
  • формирование структуры и логики подачи материала

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  • создание и редактирование слайдов
  • монтаж презентации

РЕПЕТИЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Цветовая гамма слайдов

Для создания эффективной и гармоничной презентации следует правильно выбрать её основной цвет – цвет фона большинства слайдов. Во время выбора основного цвета рекомендуется учитывать так называемую психологическую характеристику цвета, выражающую его влияние на психическое состояние человека.

Комментарии

Лупа – переход на скрытый слайд с доп. Материалами

Важной составляющей цветовой гаммы презентации является цвет символов текста . Он должен быть как мож-но более контрастным по отношению к фону. С белым фо-ном лучше всего сочетаются чёрный, синий и красный цвета.

Психология цвета

Зелёный цвет – физиологически наиболее благоприятный для человека, уменьшает напряжение и успокаивает нервную систему, на длительное время увеличивает работоспособность

Оранжевый цвет – цвет радости, удовольствия, бодрости, стремления к достижениям; оказывает благотворное действие на психику человека, снимает напряжение

Красный цвет – энергичный, агрессивный, возбуждающий, на определённое время активизирует все функции организма, поднимает настроение, но потом наступает утомление, снижается внимание и реакция

Синий цвет – вызывает ощущение расслабленности, покоя снимает эмоциональное напряжение, снижает активность жизненных процессов, а также вызывает состояние созерцательности и размышления.

Голубой цвет – выражает легкость, свежесть и невесомость; оказывает расслабляющее и успокаивающее действие, понижает эмоциональное напряжение, немного уменьшает активность

Фиолетовый цвет – самый пассивный из всех цветов, вызывающий снижение жизненного тонуса, понижение активности; при длительном воздействии возникает состояние угнетенности и беспокойства

Жёлтый цвет – уменьшает утомляемость, стимулирует органы зрения и нервную систему, помогает сосредото-читься, повышает творческую активность, способствует умственной деятельности и решению проблем

Во время выбора основного цвета рекомендуется учитывать так называемую психологическую характеристику цвета, выражающую его влияние на психическое состояние человека. Это влияние может различаться в зависимости от возраста, социального статуса и настроения человека. Также следует учитывать, что воздействие цвета на психику человека ослабевает при уменьшении его интенсивности и яркости.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Задание: заполнить таблицу по презентации (заполнить все направления и минимум. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Задание: заполнить таблицу по презентации (заполнить все направления и минимум – по три представителя и произведения): Культура СССР в 60-80-е годы.

Середина 50-х С середины 50-х годов развернулся процесс демократизации жизни советского общества, что создавало благоприятные условия для развития культуры. Важным шагом на этом пути был XX съезд партии, осуждение культа личности Сталина, реабилитация тех, кто безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Так, в 1957 году на общество "Знание" было возложено руководство всей лекционной пропагандой (ранее находилась в ведении Министерства культуры). Расширились права союзных республик в области культурного строительства. Ряд вузов и техникумов были переданы в ведение республик. Больше прав в области культурно-бытового строительства и народного образования получили местные Советы. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции, организовываться ее встречи с руководителями партии и правительства. Они являлись демократической формой обсуждения актуальных общественных и профессиональных проблем.

Конец оттепели и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. С уходом с политической арены Н.С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. В печати прекратилась критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение сталинских репрессий. Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело тяжелые последствия для развития науки в целом. Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Министром культуры с 1974-1986гг. был П.Н. Демичев.

Литература Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала "Новый мир" во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

Театр Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности (Иркутская история и Город на заре А. Арбузова; Материнское поле Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои производственных пьес (спектакли Человек со стороны Н.М.Дворецкого; Сталевары (пьеса инженера и журналиста Г.Бочкарева), Премия А.И.Гельмана и др.). В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.). В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова. Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

Музыка Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, Казнь Степана Разина), Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием) и др. В 60-е гг. наметился отход от глобальных симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д.Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г.Н.Попов, Б.И.Тищенко, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай, Б.А.Чайковский, Э.В.Денисов. Дирижировали симфоническими оркестрами Е.А.Мравинский, Г.Н.Рождественский, Е.Ф.Светланов и др. Кроме симфонической музыки развивался песенный эстрадный жанр (М.Фрадкин, Я.Френкель, С.Туликов, А.Пахмутова и др.). С середины 60-х гг. у молодежи получила популярность рок-музыка.

Кинематограф Кинематограф 60-70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы была осуществлена экранизация произведений классической русской и зарубежной литературы - Война и мир, Братья Карамазовы, Идиот, Гамлет и др. В художественных фильмах режиссеров - С. Герасимова, В. Шукшина, А.Миты, Э. Рязанова, А.Михалкова-Кончаловского, Н.Михалкова, С.Ростоцкого и др. поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. Александрова кинорежиссер Л.И. Гайдай. Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны). Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем 20 века, получила свое особое художественное звучание также в 60-80-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм - панорама тех лет "У озера" С.А. Герасимова.

Живопись В живописи в 60-е годы художники разрабатывают так называемый "суровый стиль". (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления - П.Ф. Никонов. А.П. и С.П. Ткачевы, Д.Д Жилинский, Н.И. Андронов, Т.Т. Салахов, М.А. Савицкий, В.Е. Попков - стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать "правду жизни". Расширился диапазон тем - в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни" геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны (А.Н.Андронов "Плотогоны", 1959 - 1961; П.Ф. Никонов "Наши будни", 1960; В.Е. Попков "Строители Братской ГЭС", 1961; Т.Т. Салахов "Ремонтники", 1963). В поисках "правды жизни" эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения "сурового стиля" с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. Но это не означает, что все художники указанного направления похожи один на другого. Художников "сурового стиля" связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занимаются жанром портрета, ибо искусство - прежде всего исследователь человеческой души. На выставках 60-х и позже 70-х годов широко представлены автопортреты. К примеру, у В.Е. Попкова множество автопортретов-картин: "Мать и сын" (1970), "Работа окончена" (1971), "Шинель отца" (1972) и другие. Язык этих картин символичен.

Читайте также: