Ислам в советском союзе 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Ислам в России имеет многовековую историю. Но непосредственно в сегодняшний день он пришел из недавнего советского прошлого, когда в стране господствовала лишь одна - коммунистическая идеология, и нормой отношения к любой религии считался атеизм. Однако это вовсе не означает, что "в СССР Ислама не было" - скорее, наоборот, - считает историк Владимир Ардаев.

В середине 80-х автору этих строк довелось работать в тогдашней Туркменской ССР. Согласно отчетам партийной верхушки, с Исламом в республике было полностью покончено.

В столице - Ашхабаде - не оставалось ни одной легально действующей мечети, хотя действовала православная церковь. Однако все без исключений коренное население продолжало жить по нормам и традициям Ислама, в чем приходилось убеждаться практически каждый день.

Известный исследователь Ислама - заместитель директора Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко вспоминает, что в кишлаках и аулах советских республик Средней Азии клубы и "красные уголки" (позднее - "Ленинские комнаты") в реальности использовались как мечети или молельные помещения.

Так было в самый расцвет "периода застоя" - вплоть до падения коммунистического режима и распада СССР. А начиналось все - как это ни удивительно звучит сегодня - со вполне мирного сосуществования Ислама и пришедшего к власти большевизма.

24 ноября 1917 года - меньше, чем через месяц после состоявшегося октябрьского переворота - Совнарком РСФСР распространил обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока".

". Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. ", - говорилось в документе, который подписали предсовнаркома Владимир Ленин и нарком по национальным делам Иосиф Сталин.

Довольно скоро лозунг "свободу мусульманам" разделил судьбу всех других революционных лозунгов, обещавших рабочим заводы, крестьянам землю, народам мир, а голодным - хлеб. Заводы и земля остались государственными, войн и голода было немало.

Но вначале большевики делали серьезную ставку на мусульманскую часть населения бывшей империи, старательно показывая ему свою лояльность и покровительство - в отличие, скажем, от всех христианских конфессий, в которых революционеры видели только своих врагов.

В шифрованной телеграмме, отправленной 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе, Ленин предписывал "действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее".

Полгода спустя, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана Сталин говорил о необходимости управления Дагестаном "согласно его особенностям", выделяя "серьезное значение Шариата": "Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию", - подчеркивал Сталин. Алексей Малашенко в своей книге "Исламские ориентиры Северного Кавказа" отмечает, что в начале 20-х годов советская администрация даже финансировала деятельность шариатских судов.

Так было не только на Северном Кавказе, но практически и во всех других регионах компактного проживания мусульман: в Средней Азии, Закавказье, в Поволжье и в Сибири.

Исследователь Л.Малицкая утверждает, что "вплоть до 1923 года мусульманское духовенство в Тюменской губернии помимо изъятия из его ведения школ никакого вмешательства со стороны советских органов не испытывало".

Но союз советской власти с Исламом продолжался недолго. Во второй половине 20-х в СССР стартовал "крестовый поход" против религий и культов, который возглавил "Союз воинствующих безбожников" под предводительством Е.Ярославского.

"Опиум для народа"

Главной мишенью "безбожников" была Русская православная церковь. Ислам не казался столь опасным воинствующим атеистам, но и он, как и любой другой "опиум для народа", подлежал искоренению.

"Большевизм как идеология, как социокультурная система претендовал на столь же абсолютную роль (как и религия), и уже в силу этого не мог терпеть присутствия могущественного конкурента, обладающего вековыми навыками влияния на человека и общество", - пишет Малашенко.

В разных регионах с Исламом боролись по-разному. На Северном Кавказе, где сопротивление было наиболее активным, большевики и чекисты использовали противоречия между разными направлениями религии, в итоге ослабляя влияние и тех, и других, уничтожая затем наиболее авторитетных служителей культа. Тем не менее, продолжали работать многие закрытые мечети, действовали подпольные кружки по изучению Корана и арабского языка.

В Поволжье, на Урале и Сибири, где "безбожники" не встречали столь активного сопротивления, процесс проходил более мирно. Вместо религиозных обрядов пытались внедрять светские - точнее, советские.

Еще в 1923 году среди татаро-башкирской молодежи был впервые организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды - "комсомольский Байрам", проведение которого было приурочено к мусульманскому празднику жертвоприношения - Курбан-Байраму.

Система религиозного исламского образования также перешла под контроль государства.

Может быть, самый сокрушительный удар по Исламу Советская власть нанесла, когда был произведен повсеместный переход с арабской графики на латинскую, позже замененную кириллицей. В ходе "революции алфавитов" была уничтожена масса книг на арабском - прежде всего, религиозных.

По утверждению живущего в Германии узбекского исследователя Боймирзы Хайита, Ислам в СССР лишился всех своих основ. Так, запрет религиозной собственности лишил его экономического базиса. Уничтожение религиозной литературы выбило из-под него духовную основу. Запрет на выезд из страны и въезд в нее, невозможность совершать паломничество прекратил связи с другими исламскими народами. А закрытие мечетей, борьба с религиозными праздниками и постами оставили ислам в СССР и без его социального основания.

По разные стороны линии фронта

В годы Второй мировой войны "исламский фактор" в СССР использовали в своих интересах обе воюющие стороны.

Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири опубликовало "Обращение ко всем мусульманам Советского Союза", в котором призвало верующих подняться на борьбу с агрессором. Среди советских мусульман тысячи Героев Советского Союза, сотни тысяч награжденных боевыми орденами и медалями.

В свою очередь, германское командование имело на советских мусульман свои виды, о чем, к примеру, говорит известная "Зеленая папка" - "Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных областях", подготовленные Берлином осенью 1942 года. Там прямо говорилось о важности использования для закрепления оккупационных сил на Кавказе исламского фактора.

Гитлеровцы "педантично подчеркивали свое уважение к Исламу, - описывает Алексей Малашенко. За относительно короткое время военных действий на Северном Кавказе, в период его оккупации здесь даже имело место своего рода возрождение Ислама.

Эффект маятника

После войны верующие мусульмане почувствовали некоторое послабление. Власти менее строго, чем прежде, относились к деятельности религиозных общин, иногда удовлетворяли просьбы об открытии новых мечетей и даже разрешали хадж - паломничество в Мекку и Медину. Но снова это продолжалось недолго.

Вскоре после смерти Сталина в СССР начался новый поход против религий. Директивой к нему стало постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов.

С конца 70-х роль Ислама в СССР начала меняться. Это было связано с исламской революцией в Иране и с войной в Афганистане. В страну стали проникать идеи радикализма под исламскими лозунгами, и власти, опасаясь их распространения в нелегальных кружках и организациях, то шли по пути их легализации, регистрации новых общин и даже открытия новых мечетей, то вновь "закручивали гайки".

В 80-е годы власти предпринимали еще ряд попыток решительного наступления на религии, в том числе - и конкретно на Ислам. Но становившаяся все более ожесточенной идеологическая война звезды с полумесяцем завершилась с падением СССР.

Так был ли Ислам в СССР?

Многолетние и многократные запреты и гонения, конечно же, оказали влияние на эволюцию Ислама в СССР, однако они неспособны были полностью нейтрализовать его развитие. Более того, даже запрещенный официально, Ислам продолжал жить, глубоко проникнув в социально-бытовую сферу.

Если во многих семьях, где старшие поколения традиционно исповедовали православие, в советские годы практически совсем отошли от совершения обрядов крещения детей, венчания супружеских пар, отпевания усопших и других церковных церемоний, то в регионах компактного проживания традиционно исламского населения часто все было иначе.

Как и остальные религии, Ислам подвергался преследованиям со стороны правительства СССР. Известно, что в 1980-х годах местная административная верхушка в Туркменской ССР заявляла центральным властям в Москве, что ей удалось совершенно уничтожить эту религию в республике. На тот момент в Ашхабаде совсем не осталось работающих мечетей, только несколько из них действовало в подполье. Но коренные народы Средней Азии и Кавказа всегда оставались искренне верующими людьми. Они жили и живут по законам Ислама, несмотря на все гонения и запреты.

Во времена существования СССР, население советских республик, где превалировала именно эта религия, отличалось стойким сохранением своих традиций и консервативностью. Это отмечали все люди, которые прибывали из других советских республик, в которых доминировало атеистическое мировоззрение.

Из исторических данных известно, что в самом начале власти большевиков в России, они рассчитывали на серьезную поддержку среди народов Азии и Кавказа, регионов, где традиционно исповедуется Ислам. Ленин по этому поводу писал, что при вступлении в эти регионы большевистскому правительству следует быть крайне осторожным. Нужно проявлять максимальную благосклонность после прихода к мусульманам, особенно на территории Дагестана. Большевики должны всячески поддерживать стремление к национальной независимости среди народов, исповедующих Ислам, обещать им максимальную автономию и поддержку, писал Ленин.

Ослабление гонений на религию в СССР было отмечено в 1941— 45 годы, во время войны с Германией. Большевики в этот период, наоборот, стали проявлять симпатию и заботу в отношении священнослужителей различных религий в СССР, в том числе и к Исламу. Этим советское правительство хотело продемонстрировать своим согражданам свою мнимую заботу о человеке.

Советский режим нанес большой вред исламской культуре. Чаще всего главной бедой Ислама в СССР принято считать отмену большевиками арабской письменности и закрепление за кириллицей статуса государственной письменности. Из-за этих мер были потеряны или уничтожены неповторимые сочинения на арабском языке. Культурологи и историки Ислама считают этот акт вандализма — страшнейшим преступлением против религии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советская Россия и ислам: от союзничества к подавлению.

Ислам в годы Великой Отечественной войны.

Ислам в СССР в 1950-1980 годах.

Ислам в современной России.

Исламское возрождение в конце XX– начале XXI вв.

Становление системы исламского образования.

Введение

История появления Ислама

После того, как ислам появился на территории современной России впервые, он сразу же распространился в Поволжье и на Кавказе, а затем и по всей российской территории, с тех пор и по сей день ислам играет в жизни российского государства значимую роль.

Началось распространение ислама в России со взятия арабами-мусульманами в 651 году города Дербента в Дагестане, где была построена первая мечеть еще в восьмом веке.

На территориях, которые сейчас являются частью России, существовали независимые исламские государства в течении тысячелетия – от начала Волжской Булгарии до самого завершения Кавказской войны: мусульмане проживали в течение всего этого периода как на территории русских княжеств, так и на территории Российской империи.

Вассальная зависимость христианских княжеств от мусульманских ханств и улусов сохранялась на протяжении всего периода правления Золотой Орды с 1312 год по 1480 год. Когда Иван III и его преемники объединили русские земли, частично исламские ханства перешли в зависимость от православного царства, некоторые же из них были Российским государством аннексированы. В тот момент ислам в России стал религией, которую исповедовало большое число царских подданных.

Советская Россия и ислам: от союзничества к подавлению

Советская Россия и ислам: от союзничества к подавлению. После победы Октябрьской социалистической революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе советская власть пыталась привлечь мусульман на свою сторону, использовать их для пропаганды идей большевизма и социализма в странах Востока и в борьбе с другими социальными группами немусульманского общества.

Для реализации этих планов в 1917 г. в составе Наркомнаца был создан комиссариат по делам мусульман. Но по мере реализации религиозной политики советского государства в регионах традиционного распространения ислама возрастало недовольство среди верующих-мусульман. Даже коммунисты высказывались в пользу сохранения устоявшихся традиций и образа жизни своих народов, основанных на исламских принципах. Подобное понимание проблемы присутствовало и у прагматически настроенных коммунистических и военных лидеров. Иной точки зрения придерживались Сталин и его окружение.

В 1922 г. политика властей уже была чётко ориентирована на жёсткий контроль над духовенством и религией. Экономические свободы, данные в период нэпа, не должны были сопровождаться политическими свободами. Вооружённое антисоветское сопротивление в Средней Азии и на Северном Кавказе, боязнь политического альянса мусульманских народов даже под коммунистическими лозунгами неизбежно вели к стремлению центра поставить под свой контроль Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и не допустить превращения мусульманских съездов в форумы своих политических оппонентов.

К тому же мусульманское духовенство не собиралось сдавать свои позиции. В октябре-ноябре 1926 г. состоялся съезд духовенства в Уфе, который выступил с предложением расширения прав в области вероучения. Несмотря на внешнюю лояльность руководства ЦДУМ, было ясно, что его не устраивала политика советского государства. Тем более что за этой организацией стояла довольно мощная сила: в 1927 г. ЦДУМ объединял 14 825 приходов, что само по себе не могло не настораживать власти, рассматривавшие каждую из общин как центр сопротивления политике партии.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в 1920–1930-е гг. руководство партии проводило в жизнь целенаправленную политику ограничения гражданских прав служителей культа. Это выражалось в дискриминационной налоговой политике, ограничении и запрете религиозного образования, лишении избирательных прав, запрещении распространения религиозной литературы. Кроме того, к мусульманским священнослужителям применялись меры административного и уголовного преследования. В период коллективизации многие из них попали в число раскулачиваемых.

После смерти в апреле 1936 г. муфтия Ризаэтдина Фахретдинова встал вопрос об избрании нового муфтия. В соответствии суставом ЦДУМ это должно было произойти на съезде организации. Но муфтием был назначен Габдрахман Расулев, что фактически означало полное подчинение мусульманского духовенства властям.

Ислам в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны в результате массированной атеистической пропаганды и нескольких общесоюзных кампаний по закрытию молитвенных зданий позиции ислама в СССР еще больше ослабли. К тому времени по всей стране были закрыты шариатские суды, не осталось и сети религиозных образовательных учреждений.

Однако реалии военного времени вынудили руководство партии отчасти пересмотреть свою политику в сфере религии. С одной стороны, это было связано с патриотической позицией, занятой религиозными организациями в годы Великой Отечественной войны. Верующие принимали самое активное участие в военных действиях и в сборе материальных средств для нужд Красной Армии. С другой стороны, жёсткий контроль, установленный сталинским режимом над всеми формами общественной активности, и подавление любых проявлений несоответствия с советским образом жизни в условиях войны были невозможны. В результате многие верующие начали открыто высказывать свои религиозные взгляды, посещать молитвенные здания и отправлять обряды, игнорируя многие запреты и ограничения.

Одной из причин корректировки религиозной политики стала международная ситуация. Перед Советским Союзом стояла важная задача — открытие второго фронта. В этих условиях демократизация некоторых сторон жизни советского общества могла благоприятно сказаться на ходе переговоров с союзниками. Черчилль и Рузвельт дали Сталину понять, что настроить общественное мнение их стран в пользу Советского Союза могут сведения о религиозной свободе в СССР. Не случайно официальное признание властями заслуг религиозных организаций и верующих произошло накануне переговоров на высшем уровне в Тегеране.

В мае 1944 г. был учреждён Совет по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров. Новый орган был призван осуществлять связь между правительством и религиозными объединениями. В его функции входило своевременное информирование партийных и государственных структур о состоянии и деятельности конфессиональных организаций, составление статистических сводок об уровне религиозной активности населения.

В 1948 г., впервые за 22 года, был созван меджлис Центрального духовного управления мусульман (переименованного на съезде в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири — ДУМЕС). Однако принятые на съезде решения лишь подтвердили ограниченность прав верующих и духовенства в тот период. Из ведения Духовного управления были изъяты такие полномочия, как право организовывать конфессиональные школы и курсы для подготовки служителей культа и составлять метрические книги. В его компетенции оставались функции богословского характера, а также отныне ему предписывалось вести учёт мечетей и молитвенных домов.

Завершение краткосрочной разрешительной политики Советского государства в отношении религии совпало по времени с окончанием послевоенного периода. В 1948 г. Совет по делам религиозных культов разослал своим уполномоченным циркуляр, предписывавший прекратить вынесение положительных решений по ходатайствам о регистрации религиозных общин. В 1949 г. в СССР осталось всего 415 мечетей, в 1952 г. — 351, в 1965 г. — 305.

Ислам в СССР в 1950-1980 годах.

Сохранению мусульманских традиций на бытовом уровне способствовали правила исполнения мусульманских обрядов, которые можно было отправлять в домах и квартирах. Едва ли не самым важным обстоятельством выживания ислама были традиции, связанные с бракосочетанием и рождением ребенка, похоронные и поминальные обряды, объединявшие мусульманские общества и облегчавшие приобщение молодёжи к исламу на примере старшего поколения.

Середина 1970-х годов ознаменовалась разрядкой напряжённости международных отношений, одним из проявлений которой стало вступление в силу в 1976 г. на территории СССР Международного пакта о гражданских и политических правах. В статьях пакта, имевших отношение к духовной сфере, декларировалась свобода принимать религию по своему выбору, исповедовать ее как единолично, так и сообща с другими. В действительности же, как и прежде, всё свелось к декларации свободы вероисповедания.

Рубеж 1970–1980-х годов ознаменовался усилением роли ислама в международных отношениях. Вторжение советских войск в Афганистан и борьба с его мусульманской оппозицией не могли способствовать улучшению отношений между властью и мусульманами. В этот период государство чётко разделило ислам на две категории. К первой был отнесен прогрессивный ислам, то есть миротворческое мусульманское духовенство Советского Союза, ко второй — реакционное духовенство за рубежом. Наличие последнего позволяло власти поддерживать в советском обществе определённый страх перед исламом в целом, создавая у людей заведомо предвзятое отношение к нему как к одной из причин дестабилизации за рубежом и потенциальной опасности внутри страны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Культура ислама.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мечеть Джума-Джами. Евпатория

Выбранный для просмотра документ культура ислама.docx

Тема: Культура Ислама.

Цель и задачи урока:

· П олучени е целостного представления о мусульманской культуре.

· Знакомство обучающихся с основами исламской культуры.

· Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

предметные : работать с исторической архитектурой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику исторических событий и личностей;

метапредметные УУД: формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, строить логические цепочки рассуждений.

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории, религии и культуры.

Виды работы: индивидуальная работа, фронтальная.

Оборудование: проектор, презентация, аудио , видео .

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке . Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три смайлика : веселый – “я в хорошем настроиении и готов активно работать на уроке”, грусный – “я не готов к активной работе, нет настроения”, безразличный – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, тот, смайл который соответствует вашему настроению сейчас. (Слайд 1). Вы все готовы активно работать на уроке. Молодцы!

II. Мотивационно-целевой этап.

( Слайд 2). Звучит азан и учащиеся, прослушав аудио запись, объясняют, что это призыв к намазу, который совершается пять раз в день.

- Как вы думаете какая сегодня у нас тема урока? (Ислам. Культура ислама). (Слайд 3)

Какие национальности исповедуют ислам? (арабы, турки, узбеки, татары и др.).

- Какие народы, живущие на нашей родине исповедуют ислам? (крымские татары). Правильно, молодцы, ребята!
III. Объяснение нового материала.

· Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.

· Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.

· Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.

· В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.

· Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж. (Слайд 6)

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

· истории и географии;

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. (Слайд 7). В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.
В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.
В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ.

В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

Мусульманские страны также известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава.

Поэзия ислама прославляла победы в боях, возвышенное чувство любви, в ней говорилось о жизни и смерти. Самые известные мусульманские поэты это - Алишер Навои, Саади Гулистан и Низами . (Слайд 13).

Некоторые мусульманские книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

Три мечети считаются в исламе главными святынями:

· мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке, (Слайд 19)

· мечеть Пророка в Медине, (Слайд 20)

· мечеть аль-Акса в Иерусалиме. (Слайд 21).

(Слайд 22) - А теперь, ребята поговорим немного о крымских татарах, ведь это основная нация в Крыму, которая исповедует ислам. Скажите, вы знаете, какие традиции есть у крымских татар? Что вы знаете об их устоях и жизненном укладе? (ответы учащихся).

Ответы заранее подготовленных учеников.

(Ученик 1) - У крымских татар много национальных праздников. Звериный календарь, привнесенный монголами, отображает влияние определенного животного в каждый год из двенадцатилетнего цикла. Весна — начало года, поэтому Навруз (Новый год) отмечается в день весеннего равноденствия. Связано это с началом полевых работ.

(Ученик 2) - 6 мая — Хыдерлез — день двух святых Хыдыра и Ильяса. У христиан — день святого Георгия. Осеннее равноденствие совпадало с праздником Дервиз — сбор урожая. Пастухи возвращались с горных пастбищ, в поселениях устраивали свадьбы. В начале празднования по традиции проводилась молитва и ритуальное жертвоприношение. Потом жители поселения шли на ярмарку и танцы.

(Ученик 3) - Праздник начала зимы — Йыл Геджеси - приходился на зимнее солнцестояние. В этот день принято печь пироги с курицей и рисом, делать халву, ходить ряжеными по домам за сладостями.

V . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

- А сейчас ребята, проверим что как вы запомнили, то что услышали на сегодняшнем уроке. Я буду зачитывать вопросы и варианты ответа, а когда вы услышите правильный ответ, ваша задача хлопнуть один раз в ладоши. Поехали.

1. Пророк, основатель ислама – Исмаил, Мухаммед, Ибрагим.

2. Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в – Станбул, Бухару, Мекку.

3. Ислам подарил нам арабсую систему – цифр, букв, цветов.

4. Задолго да Васко да Гамы, на мысе Доброй Надежды мусульмане были с целью. – захвата земель, распространения своей веры, торговли.

6. Омар Хайам известен своими четверостишиями, которые называются – хоку, танка, рубаи.

- Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, какие области исламской культуры, мы не повторили в этом задании? Расскажите , что вы еще запомнили на уроке? Сравните христианство и ислам, что общего и различного?

VI . Домашнее задание.

-Закончить этот урок хочется словами великого Омара Хайама:

Хоть и не ново, я напомню снова:
Перед лицом и друга и врага,
Ты — господин несказанного слова,
А сказанного слова — ты слуга. (Слайд 23)

Читайте также: