Искусство сцены 2 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок усвоения новых знаний .
1.Воспитывать интерес к театральному искусству.
2.Сформировать представление о театре. Познакомить с жанрами театрального искусства. Дать представление о профессиях связанных с театром. Подготовить учащихся к изучению новых музыкальных терминов.
3.Развивать произвольное внимание, речь и воображение. Развивать эстетическое восприятие. Развивать умение импровизировать, находить творческое решение.
Оборудование:
1.Слайды с видами театров России и других стран.
2.Слайды с театральными профессиями.
Работа над темой:
1.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний:
а) различные виды искусства;
б) история создания театра;
2. Усвоение новых знаний:
а) театры России и других стран;
б) театральные профессии
3. Закрепление новых знаний:
III . Итог урока.
IV . Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель : Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из видов искусства.
Работа над темой.
1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель : Во все времена человеческой натуре свойственно стремление к прекрасному. Это вызвало появление различных видов искусства. У каждого искусства есть свой особый язык. Например, язык живописи – рисунок и краски. Основой поэтического искусства является слово и рифма. Танцевальное искусство основано на умении человека красиво и выразительно двигаться под музыку. Музыка тоже обладает своим особым языком – звуком.
Наш урок посвящён одной из разновидностей искусства – театру. Основой театрального искусства является игра актёров, их способность перевоплощаться. Театр представляет собой сочетание многих видов искусства: живописи, музыки, поэзии, литературы, танца. Театральное искусство зародилось до нашей эры.
Показ 1-го слайда.
Учитель : Строить театры люди начали очень давно. Самыми известными были театры древней Греции. Чуть позже театральное искусство переняли римляне. Они строили огромные сооружения, которые назывались амфитеатрами. В них проводились масштабные театрализованные представления и гладиаторские бои. Один из них, как памятник сохранился до наших дней.
Показ 2-го слайда.
Учитель : Это древнеримский театр Колизей, что в переводе на русский означает огромный. Он был построен в 75-80 г. н. э. и вмещал в себя 50 тыс. зрителей.
Показ 3-го слайда.
Учитель : В XVII веке театры стали появляться в России. Состоятельные люди строили на свои деньги собственные театры. В них играли крепостные актёры. Сейчас вы видите перед собой зрительный зал со сцены театра, который существует в Останкинском дворце графа Н.П.Шереметева. Расположен он не совсем обычно сцена внизу (её украшают белые колонны из дерева), а зрительные места чуть выше.
2. Усвоение новых знаний.
Показ 4-9 слайда.
Учитель : Перед вами театры крупных городов России и других стран: Большой театр г. Москва, театр Советской Армии, театр оперы и балета г. Киева, театр г. Санкт-Петербурга, театр г. Челябинска, детский кукольный театр г. Магнитогорска.
Учитель : Ребята, как вы думаете, откуда люди узнают, какая постановка будет проходить в театре?
Ученик : Из газет, радио, рекламы.
Показ 10-го слайда.
Учитель :Есть специальное театральное объявление, которое называется афиша. Именно оттуда можно узнать, как называется опера или балет, в какой день они будут проходить, кто их сочинил, время показа и стоимость билета.
Показ 11-го слайда.
Учитель : Куда же дальше направляются будущие зрители? Чтобы попасть на само представление нужно приобрести билет в кассе театра.
Показ 12-го слайда.
Учитель : Но люди не спешат в зал, потому что верхнюю одежду принято оставлять в гардеробе, получив взамен номерок.
Показ 13-го слайда.
Учитель :И вот мы оказываемся в зале театра.
Зрительные залы этих и других театров создают атмосферу праздника, так красиво они украшены. Но не только красота на первом месте - это ещё и сложные инженерные сооружения со световыми установками, акустикой (звук должен долетать до самого последнего ряда), специальными эффектами на сцене.
Прежде чем мы увидим спектакль, балет и услышим оперу над их созданием трудится много людей: драматург пишет пьесу, актёры долго репетируют, художники – декораторы готовят сцену, костюмеры шьют костюмы, композиторы пишут музыку.
Показ 14-го слайда.
Учитель : Перед вами русский композитор С.В.Рахманинов, который сочинил много хорошей музыки, среди которой есть оперы и балеты.
Показ 15-го слайда.
Учитель : Музыку композитора исполняет симфонический оркестр. Количество музыкантов в современном симфоническом оркестре доходит до ста человек.
Показ 16-го слайда.
Показ 17-го слайда.
Учитель : Сейчас вы видите дирижёра Федосеева.
Во главе оркестра стоит дирижёр. Он не просто руководит исполнителями: даёт знак вступления каждому инструменту или указывает, где нужно играть громче, где тише. Дирижёр – душа, мозг оркестра.
Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует. Итак, прозвучали последние аккорды и на сцене появляются артисты.
Учитель : Подумайте и ответьте на вопрос. Может ли Волк выйти на сцену в платочке и в пышной юбке?
Ученик : Нет, он серый у него хвост и большие зубы.
Учитель : Как, по-вашему, Фея носит джинсы и мини-юбку.
Фея носит красивое платье и у неё волшебная палочка.
Учитель : Правильно. У каждого героя соответствующий костюм.
Показ 19-го слайда.
Учитель : Его шьют костюмеры в специальных театральных мастерских.
Показ 20-го слайда.
Учитель : Чтобы зрители поняли, какой герой перед ними ему изменяют лицо при помощи париков, усов, носов, т.е. тщательно гримируют лицо и делают это люди ещё одной театральной профессии – гримёры.
Учитель : Ребята, а как же узнать в какое время года разворачиваются события, где находятся герои в замке или деревушке? Как должна выглядеть сцена?
Ученик : Если зима, то сугробы, снег. Летом зелёные деревья на сцене.
Показ 21-го слайда.
Учитель : Художник–декоратор придумывает, как должна выглядеть сцена, где и как расставить декорации, а осветитель прожекторами разных цветов даёт понять, какое в данный момент время суток. На нашем уроке мы рассмотрим музыкальные театральные жанры: балет, оперу. Послушайте, как о балете писал А.С.Пушкин.
Показ 22-го слайда.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И взвившись, занавес шумит
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она
Одной ногой касаясь, пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всём мире. Что же это такое – балет?
Показ 23-го слайда.
Учитель : В переводе с итальянского балет – это танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.
Показ 24-го слайда.
Учитель : Опера – это смешанный жанр, появившийся на основе содружества различных искусств. Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И всё это время не утихают споры о том, что в ней главное – музыка или текст. Автор слов – поэт – либреттист, а музыку пишет композитор.
Главное в опере – всё–таки музыка. Вот герой поёт арию . Эта песня рассказывает о сокровенных чувствах, мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ещё в опере есть пение похожее на громкое чтение стихов, оно называется речитатив . Речитатив важен для развития действия. С помощью хора в опере, композитор изображает картины народной жизни, где требуется присутствия на сцене большого количества людей.
Существуют детские оперы с одной из которых вы знакомы. Назовите название и автора.
Учитель : Правильно ребята.
Показ 25-го слайда.
Учитель : Кроме оперы и балета существуют драматические театры сатиры и юмора, в которых ставятся спектакли, мюзиклы.
3. Закрепление новых знаний.
Показ 26-го слайда.
Учитель : В спектаклях тоже есть песни, танцы, но не в таком количестве как в опере или балете. Сегодня на уроке вы узнали о театре, людях, чьи профессии нужны для того, чтобы мы могли увидеть любую театральную постановку.
Учитель : Попробуйте вспомнить профессии нужные театру.
Ученик : Композитор, музыкант, артист, гримёр и т. д.
Показ 27-го слайда.
Учитель : Ребята, представьте себе, что вас пригласили работать в театре, кем бы вы стали?
( Дети выбирают предложенные в тесте профессии). После того как выбор сделан, и класс поделился на группы, раскрываются задания.
Художник берёт карандаши и бумагу, костюмер выбирает детали костюма для Золушки, гримёр при помощи косметики, маски и парика гримирует мачеху. Танцоры, певцы и актёры импровизируют.
Итог урока.
Учитель : Что нового вы узнали на уроке?
Информация о домашнем задании и инструкция по её выполнению.
Учитель : Молодцы, вы все справились с заданием.
К следующему уроку вам необходимо найти иллюстрацию театра из журнала или книги, можно нарисовать самим. Ваш урок окончен до свидания.
2. Учить детей ч етко и внятно про износить слова, развивать интонаци онную выразительность.
3. Закреплять знан ия детей о театре, умение прав ильно вести себя в н ем.
4. Воспитыва ть вежливость, дружески е отношения, соч увствие друг к др угу.
5. Совершенств овать моторику, ко ординацию, пла вность, переключа емость, целенаправл енность
6. Совершенств овать навыки раб оты с пластелино м, закреплять приемы прямого раскатыван ия и
7 . Закреплять знан ия детей о сь едобных и несьед обных грибах. Формиро вать основы
Активизация сл оваря: театр, арт исты, кассир, к онтролер
Материалы: биле ты, костюмы , касса, ширма, кукл ы для кукольного теа тра, декораци и к сказке
(удочка, ведерк о, кружки, башмач ок, шаблон рыбки, пл оскостные грибы , пластилин, дощечки ,
- Дети, что такое театр? (Это здание , в котором по казывают представления)
- Как зовут тех, к то приходит в театр см отреть предс тавление? (Зрител и.)
- Как зрители по падают в театр ? (Они покупают б илеты и находя т свое место.)
Как нужно вес ти себя в театре? (В теа тре нельзя шуметь, переговариваться
Нужно хлопать ар тистам по окончан ию спектакля, выходи ть из зала спо койно не толкаясь.)
- Сегодня мы с вами пойдем в теа тр, будем смотр еть интересную с казку.
Артисты займит е свое место, а вы зрит ели покупай те билеты и зан имайте свои м еста. Платой за
билет будет вежл ивость. Кто не буде т вежлив, т ому не дадут бил ет.
Василиса: Здравс твуйте, дети! Здравс твуйте, доро гие гости! Я сказочница Вас илиса. Я знаю мн ого
сказок и люблю их рассказыва ть. И сейчас с одн ой из своих сказ ок я вас познакомлю, а называется
Ведущий. Жили - был и Дед и Бабка. Пош ли они однаж ды в лес. Бабка взяла корзину — грибы
Бабка. Дед, а Дед, см отри, сколько грибов в лесу, давай с обирать.
Дед. Где ты, Баб ка, грибы находишь? Я вот ни одного н е вижу! Вот, один нашел! (Подходит к
Бабка. Да, Дед, видн о, совсем ты ст арый стал, коль ничего не видишь! Разве можно такие грибы
собирать? Ребята, подскажите Д едушке, как этот г риб называется? Скажите, можно его рвать?
Бабка. Иди, Дед, л учше к речке, лови рыб у, а грибы я сама собирать буду.
Дед (садится на ш ирму, свешива ет ноги, забрасыв ает удочку за ширму). Л овись, ловись, рыб ка,
большая и мал енькая! (Вытаскивает туфельку куколки.) Н ет, мне туфелька н и к чему! Мне рыб ка
нужна! Буду ещ е ловить: лови сь, рыбка, больша я и маленькая! (Выта скивает рыбку.) Вот хорошо!
Рыбку поймал. П ойду бабушке п окажу! (Появляетс я бабка.)
Ох! Уморилась, сяду, отдохну! Ох - ох - ох! Уморилас ь! Никого у нас с т обой нет, Дед! Ни вн учки, ни
3. воспитывать эстетические чувства у детей, воспитывать интерес к уроку.
Ход урока.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Е. С. и сегодня я проведу у вас необычный урок ИЗО.
II. Вводная беседа.
- Скажите, кто из вас был в театре?
- А какие спектакли вы смотрели?
- Что вы чувствовали, когда были в театре? (ощущение волшебства, тайны)
- Что вы видели на сцене? (занавес, декорации, героев)
Всё происходящее на сцене это одновременно и вымысел, и правда. Потому что театр это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда.
- Как называются предметы, окружающие героев пьесы? (декорации)
- Какими могут быть декорации? (печка, дом, скамейка, деревья…)
- Верно, но прежде, чем все декорации начнут делать больших размеров, художник сочиняет их небольшими.
Он делает свой маленький театр, театр на столе, который называется – макет.
Все декорации сцены состоят из двух частей: задняя стена и основная сцена.
- Скажите, что мы можем увидеть на задней стене декораций? (отображение быта произведения с помощью красок, здесь мы показываем то место, где происходит действие)
- Что расположено на основной части сцены? (объёмные декорации)
- Где происходит действие? (в огороде)
- Хорошо! Значит, что мы с вами изобразим на задней стенке? (небо, деревья, грядки, солнышко, кустарники…)
- А какие декорации у нас будут на основной сцене? (репка, дом, лавочка, пугало, деревья…)
- Ну что же мы определили все декорации, но что-то всё-таки упустили, кто мне скажет, что? (главных героев)
- Верно, а какие это герои? (дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)
III. Работа над заданием.
- Хорошо, а теперь давайте с вами распределим, кто, что будет делать.
Детям даётся задание с объяснением и индивидуальной помощью. Одни делают декорации и героев, а остальные – задник.
IV. Выставка.
- А сейчас, всё, что у нас получилось, давайте расставим на макет. Посмотрите, что у нас получилось?
- Чего не хватает в нашем театре? (занавеса)
- Все ли декорации и герои присутствуют на вашем макете?
V. Итог.
- Уборка рабочих мест.
Содержимое разработки
Тема: Художник в театре.
Цель: 1. Ознакомить детей с культурным театром и работой художника в нём, попробовать сделать вместе с детьми свой мини-театр;
2. продолжить работу по развитию кругозора, мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей;
3. воспитывать эстетические чувства у детей, воспитывать интерес к уроку.
для учащихся: цветная бумага, цветной картон, клей, краски, кисточки, ножницы.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Е.С. и сегодня я проведу у вас необычный урок ИЗО.
- Скажите, кто из вас был в театре?
- А какие спектакли вы смотрели?
- Что вы чувствовали, когда были в театре? (ощущение волшебства, тайны)
- Что вы видели на сцене? (занавес, декорации, героев)
Всё происходящее на сцене это одновременно и вымысел, и правда. Потому что театр это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда.
- Как называются предметы, окружающие героев пьесы? (декорации)
- Какими могут быть декорации? (печка, дом, скамейка, деревья…)
- Верно, но прежде, чем все декорации начнут делать больших размеров, художник сочиняет их небольшими. Он делает свой маленький театр, театр на столе, который называется – макет. Все декорации сцены состоят из двух частей: задняя стена и основная сцена.
- Скажите, что мы можем увидеть на задней стене декораций? (отображение быта произведения с помощью красок, здесь мы показываем то место, где происходит действие)
- Что расположено на основной части сцены? (объёмные декорации)
- Где происходит действие? (в огороде)
- Хорошо! Значит, что мы с вами изобразим на задней стенке? (небо, деревья, грядки, солнышко, кустарники…)
- А какие декорации у нас будут на основной сцене? (репка, дом, лавочка, пугало, деревья…)
- Ну что же мы определили все декорации, но что-то всё-таки упустили, кто мне скажет, что? (главных героев)
- Верно, а какие это герои? (дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)
III. работа над заданием
- Хорошо, а теперь давайте с вами распределим, кто, что будет делать.
Детям даётся задание с объяснением и индивидуальной помощью. Одни делают декорации и героев, а остальные – задник.
- А сейчас, всё, что у нас получилось, давайте расставим на макет. Посмотрите, что у нас получилось?
Тех-карта, план-конспект по изобразительному искусству.
Предмет: Изобразительное искусство
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать у учащихся знания о том, что такое театр, как искусство.
1) Образовательная: расширить представления о изобразительных, художественных образах в искусстве;
2) Развивающая: развивать внимание, память, мышление, речь, творческие способности;
Планируемые результаты:
личностные УУД
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
познавательные УУД
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
регулятивные УУД
- организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля;
коммуникативные УУД
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивация к учебной деятельности
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Начнём скорей урок.
Сопутствуют нам везде.
Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и скорее начнем урок.
Эмоциональный настрой на работу.
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале
- Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
- Что вы себе представляете, слыша слово ТЕАТР?
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Хорошо. Какова цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться?
- Верно, сегодня мы разберем такое искусство, как театр и изобразим это все в красках.
Слушают прочитанное учителем стихотворение.
Мы представляем большое красивое помещение, где всегда происходят интересные выступления.
Сегодня на уроке мы будем говорить о театре, как об искусстве.
Сегодня на уроке мы должны научиться изображать театральный макет.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля;
Выявление места и причины затруднения
- Театр – это царство игры и фантазии.
- Все на сцене, весь мир вокруг героев спектакля – и дворец короля, и убогая лачуга дровосека, и дремучий лес и море.
- Но, прежде чем все декорации начнут делать в больших размерах, художник сочиняет их небольшими: рисует, лепит, клеит. Он делает свой театр – театр на столе, который называется -макет.
- Если мы сделаем театр-макет, то играть, кто будет в нем?
- Чтобы куклы могли участвовать в одном спектакле, нужно договориться, какого размера они будут, и как должны выглядеть.
Читайте также: