Исход из египта конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

4 Моисей после призвания Господом вернулся в Египет к своему народу и показал чудеса, которые открыл ему Бог. Народ поверил ему и радовался, что скоро будет конец его страданиям. После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

5 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. И приказал еще больше угнетать народ.

6 Через некоторое время Моисей опять пришел с братом Аароном к фараону. Чтобы его убедить, Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.

7 И призвал фараон мудрецов и чародеев и каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Жестокий фараон снова не послушал их.

8 Тогда Моисей по повелению Божию навел на Египет 10 казней – великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить народ еврейский из Египта.

9 Казнь 1 И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

10 Казнь 2 если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои …и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

11 Казнь 3 и 4 3 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персмь] мошками по всей земле Египетской. И были мошки на людях и на скоте. 4 Налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.

12 Казнь 5 Будет моровая язва весьма тяжкая; и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.

13 Казнь 6 Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте.

14 Казнь 7 И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал. Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града.

15 Казнь 8 Если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область: она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле.

16 Казнь 9 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской. И была густая тьма по всей земле Египетской три дня; Не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

17 Все эти казни были не в одно время, но одна после другой, и страдали от них только египтяне, а евреям они не делали никакого вреда. Египетские мудрецы своими чарами не могли сделать ничего, похожего на казни, которыми Господь поражал Египет. Фараон видел, что Господь карает египтян, и во время каждой казни давал обещание отпустить евреев, но как только казнь кончалась, он опять не отпускал их. После девятой казни он велел Моисею с Аароном и на глаза ему не показываться.

18 Перед 10 казнью Господь повелел каждой семье еврейской выбрать ягненка – агнца, заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом (бездрожжевой) и горькими травами, не сокрушая костей, а кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.

19 Казнь 10 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.

20 И двинулись [сыны Израилевы] Всех вышедших из Египта было человек, кроме жен и детей. Для евреев началось трудное путешествие в землю Ханаанскую, которую Господь обещал еще Аврааму. Они называли ее земля обетованная (то есть обещанная). Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле. День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день праздник Пасха. Каждый год вечером этого дня евреи готовили агнца и ели его с пресным хлебом.

21 Слово Пасха означает- прохождение мимо или избавление от беды (смерть прошла мимо еврейский жилищ) Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца и воскрес после еврейской Пасхи, поэтому Воскресение Христово (Христианская Пасха) празднуется церковью после еврейской Пасхи. Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообраз – Спасителя, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет верующих от погибели.

22 Ветхозаветная Пасха – прообраз Пасхи Новозаветной. Смерть прошла мимо жилищ евреев и они были освобождены от рабства и получили обетованную землю Так и в Христианскую Пасху, смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь. Избавление от смерти первенцев еврейских Избавление от вечной смерти христиан Освобождение от рабства египтян Освобождение от рабства диавола Земля Обетованная Жизнь вечная

23 Ответь 1. Что Моисей сказал фараону? 2. Что он сделал, когда фараон не поверил? 3. Что такое казни египетские? 4. Сколько их было? 5. Какая была десятая казнь египетская? 6. Что такое пасхальный ягненок? 7. Как его надо было есть? 8. Сколько евреев покинули Египет? 9. Как Господь указывал евреям путь? 10. Как называлась земля обетованная? 11. Почему Моисею удалось вывести из Египта свой народ? 12. Что означает слово Пасха? 13.Агнец, которого закалывали – прообраз кого? 14.Докажи, что ветхозаветная Пасха – прообраз Новозаветной.

24 Lets Speak English Exodus |ˈeksədəs| Исход the Hebrew |ˈhiːbruː| Еврей basket |ˈbɑːskɪt| корзинка Moses |ˈməʊzɪz| Моисей Pharaoh's daughter |ˈfeərəʊz ˈdɔːtə| Дочь фараонова the Egyptian |ɪˈdʒɪpʃn| Египтянин a thorn-tree |θɔːrn| терновый куст was on fire |ˈfaɪər| горел огнем was not burned up |bɜːrnd| не сгорал the burning bushburningbush |bʊʃ| неопалимая купина take out of Egypt |teɪk ˈaʊt| выведи из Египта

25 Match Соедини 1. a thorn-tree Дочь фараонова 2. the Hebrewнеопалимая купина 3. was on fire Исход 4. Moses Еврей 5. Pharaoh's daughterкорзинка 6. the burning bushburningbush 7. Exodusне сгорал 8. the Egyptian Моисей 9. was not burned upтерновый куст 10. take out of Egyptгорел огнем 11. basket Египтянин

Цель: Показать, что Бог спасает и помогает нам, когда мы решили идти за Ним. Учить детей идти за Богом, преодолевая трудности.

Догматика: Бог — всемогущий.

Практическое христианство: Любовь к Богу (решение идти за Ним).

Заинтересованность:

Учитель берет в руки игрушку черепахи (желательно большую.)

  • Что это за животное? Что вы о нём знаете?
  • Где живут черепахи? (Учитель коротко рассказывает о море.)
  • Наша сегодняшняя история происходила на берегу моря, там, где живут черепахи.

Библейская история:

Вопросы:

  • Как народ Божий узнавал, куда им идти?
  • Куда пришли израильтяне?
  • Кто погнался за израильтянами?
  • Что делали израильтяне в опасности?
  • Что сказал Бог Моисею?
  • Что Бог сделал с морем?
  • Легко ли было израильтянам переходить море?
  • Что стало с египетским войском?
  • Что сделали израильтяне на другом берегу?

За правильный ответ дети получают рисунок, который потом раскрасят.

Поделка:

Золотой стих:

Применение:

Игра на применение:

— В нашей жизни тоже бывают трудности, как и у Израильского народа. Чтобы не сбиться с правильного пути, нам нужно поступить так, как говорит Библия.

  • Тебя стукнули в садике кулаком по спине. Ты обернешься и тоже стукнешь?
  • В садике всем раздали на полдник сок и по 3 печенья. Пока ты мыл руки, Вовка стащил у тебя одно печенье. Что ты ему скажешь?
  • Мама не разобралась и наказала тебя вместо сестры. Что ты скажешь сестре, стоя в углу?
  • Братишка пролил чай на стол. Мама попросила тебя вытереть. Что ты сделаешь?

Иногда нам бывает очень трудно идти за Богом. Но Он обязательно поможет нам преодолеть все препятствия, если мы попросим Его об этом.

Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии.

Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых:

Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабством политическим положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии. Эта та государственная форма, в которой единственным властителем народа является Бог.

С рождения Моисея начинается период, который отсчитывается таким образом: вся жизнь Моисея делится на три периода по 40 лет: от рождения до бегства в землю Мадиамскую, от пребывания в земле Мадиамской у священника Иафора до возвращения в Египет – еще 40 лет; 40 лет – странствования по пустыне. Итого получается 120 лет Моисея. Но мы берем не годы Моисея, а время до выхода из Египта. Таким образом получается 430 лет. Составителем книги является Моисей, об этом говорится в главах 17, 34 и ряде других мест, т.е. все исследователи Св.Писания приходят к мысли, что автором книги Исход является сам Моисей, по крайней мере – основной ее части.

Эти библейские источники подтверждаются так же исследованиями известного египтолога, который говорит, что только такой человек, как Моисей, знавший как положение своего народа, так и все обычаи египетского двора, мог написать такую по содержанию книгу.

Книга Бытие описывает в основном грехопадение человека, Исход говорит об избавлении, о спасении из рабства через силу Господню. Народ не сам ушел, он вечно был бы в рабстве, сила Господня выводит его из рабства.

Книга начинается с описаний бедствий и кончается прославлением Бога в скинии. В течение этого времени Господь выбирает себе Пасхального агнца и вносит в историю народа избавление.

Книга делится на следующие разделы:

В книге Исход Господь являет нам шестикратное откровение Своего Лица. Прежде всего Он Избавитель в виде Пасхального агнца. Это избавление положило начало пролитию крови, которое начинается с того момента, когда Господь повелевает заколоть животных, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. Эта практика, которая постепенно теряется и мельчает в Израиле, восстанавливается с исходом. Устанавливается праздник Пасхи. Господь снова со Своим народом и через этот народ со всеми нами, потому что Он приближается к Своему народу как Искупитель.

Второе явление. Бог Яхве, Бог-вождь, Он является в огненном облачном столпе, как Защитник Израиля. Всю ответственность принимает на Себя Сам Господь. Если представить себе карту Северной Африки, Аравийский полуостров и землю Обетованную, если логически мыслить, то проще всего Израилю было идти в землю Обетованную по побережью моря, как и ходили все караваны. На самом деле избирается совершенно другой путь. Моисей ведет свой народ по указанию Божию к югу и делает большой крюк, логически необъснимый. Господь освобождает народ, заставляя его идти тем путем, который кажется непонятным, чтобы очистить народ. Смысл такой, что пути Господа не всегда самые удобные и простые, но они всегда правильные, даже если люди не понимают этого.

Четвертое явление. Господь является, как Исцелитель народа, он берет на Себя заботу о телесном благосостоянии народа при том условии, что народ будет ему верен.

Пятое явление. Господь – Податель жизни, Который проявляет Себя в виде манны, хлеба небесного, в исторжении воды из камня, во множестве падающих перепелов. Каково многочисленному народу в пустыне без пищи? Только Господь своим Промыслом чудесным образом ведет этот народ.

Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

Моисей поселился у мадиан, потомков Авраама, т.е. это были родственники по крови. У Авраама после смерти его жены были еще женщины и вот от них родился Мадиам, который и стал родоначальником этого народа. Это было бедуинское племя, которое, в общем, далеко было от той чистоты духовной жизни, которая была у Иакова с его семейством. Важно, что Иофор был священником, т.е. там было сохранено истинное Богопочитание, что и позволило Моисею жить у них. Иофор одновременно называется Рагуилом, но это одно и то же лицо.

Моисей пробыл у Иофора до того времени, пока умер царь египетский. Это царское правление, согласно хронике, длилось 40 лет. После смерти фараона Моисей, видимо, получил весть, что он может возвратиться к себе в землю. Весть о возвращении в Египет совпала с особым моментом в жизни Моисея, избранием его на служение Богу как пророка. Об этом нам говорят следующие слова 3 главы книги Исхода:

Весь период времени, который провел Моисей у своего тестя Иофора, был периодом предуготовления. Он попадает в чуждую среду. Перед ним пустыня, Синайские горы, голубое небо, и у него было много раздумий, внутренних переживаний, созерцаний, которые предуготовили его к богооткровению.

Значение и важность этого эпизода, о котором мы говорим, нельзя понять до тех пор, пока мы отчасти не представим себе, какую силу имя имело для древних, особенно для семитов. Назвать какое-либо существо, как это сделал Адам по отношению к твари, значит овладеть им, познать его сущность. Действительно, внутренняя природа существа познается через имя, отсюда в семитском понимании – магическая сила имени. Кто им владеет, тот обладает в некоторой степени личностью того, кого он назовет.

Тем, что Господь открывает Свое Имя, Он показывает Свое бескорыстие и милость. Для Яхве открыть Свое Имя означает дать Себя Израилю из любви, это неслыханный дар, который будет в дальнейшем принимать различные образы: союз Бога и Израиля, который наблюдается и у пророков малых и великих, в Песне Песней. Назвать народу Свое Имя – самое великое, что Бог мог сделать, чтобы сделать его своим. При таком освещении союз Бога с Израилем оказывается таким тесным и таким глубоким, что никакому другому описанию не поддается.

Моисей должен возвестить своим братьям, что Сущий, Иегова послал его. Он, конечно, спрашивает: какие знамения Ты дашь, кто меня послушает? Было два знамения, это – трость, которая превращается в змея, и рука, которую он, убирая за пазуху, вынимает оттуда, она покрывается проказой, затем опять достает исцеленной. Правда, Моисей опять чувствует препятствия, ему этого мало, он знает, что он косноязычен, и говорит, что он не речист, таким он был вчера и позавчера. Поэтому Господь указывает ему на его брата Аарона, сказав для него такие слова: ты будешь для него как бы Богом, а он будет говорить за тебя, обращаясь к людям.

Вдохновленный Богом, Моисей отправляется из земли Мадиамской в Египет, чтобы исполнить данное ему Богом поручение: вывести народ из земли рабства. Моисей получает одновременно с призванием дар чудотворения. Но, однако, он не возгордился и остается тем же простым смиренным человеком, которым он был и до этого.

Дальше в Библии говорится следующее:

Своему народу, чтобы они поверили, он показал жезл и руку. Происходит покаяние, которое приносит народ.

Следующая глава 5, избавление Божие, начало исхода из Египта, которое сопряжено с нежеланием фараона отпустить народ Божий и здесь видим то, что происходит с землей Египетской. Попробуем понять, почему совершились те или иные казни египетские. Когда фараон отказывается отпустить народ Израильский, то страну постигает первое бедствие: вся вода обращается в кровь. Все казни египетские имели не просто стихийный характер, но глубокий религиозно-нравственный смысл. Они имеют своей целью не только сломить упорство фараона, но и подорвать в глазах народа значение тех богов, которым поклонялись в Египте.

Первая казнь была направлена против первого главного божества страны – это Оирис, или Озирис, который олицетворял собою Нил, который оказался бессильным защитить страну от этого бедствия. Часть казней, которые делал Моисей повторяли жрецы, этим еще более усиливая страдания народа. Их чары обращались против них. Вода оказалась негодной к употреблению, рыбы умирали в ней и египтяне вынуждены были копать себе новые колодцы, чтобы не погибнуть от жажды.

Вторая казнь – это жабы, которые своей многочисленностью вышли из Нила и наполнили Египет. Эта казнь направлена против богини Хет, она считается гонительницей жаб, всякой нечисти и изображается с головой жабы. И она со своими чарами ничего не могла сделать. Жабы и лягушки – это явление распространенное в Египте. Когда было наводнение и Нил разливался, то, естественно плодились и размножались эти земноводные, тогда обращались к богине, чтобы уничтожить их. В данном случае их молитвы не помогали, и авторитет богини пал. Вторая казнь прошла, фараон обратился к Моисею и Аарону, тут же показал им первый признак уступчивости, но потом упрямство вышло на первое место.

Пришла третья казнь, она пришла уже без предостережения. Вся земля наполнилась мошками и насекомыми. Если логически мыслить, что если умирает множество жаб, то их тела начинают поедать насекомые, которые родятся и плодятся на них. Это было стихийное бедствие, которое пришло под воздействием первых двух. Оно направлено против бога именем Себ, или отца богов, он является как бы властителем земли. Вся земля подверглась осквернению через мошек, и авторитет его тоже снизился.

Четвертая казнь – это появление песьих мух, злые ядовитые мухи, тучами носящиеся по Египту, И как правило, после этого начиналась моровая язва – пятая казнь. Покровители скота считались в Египте Изирис и Изида, и против них направлена эта казнь. Они оказались бессильными это бедствие предотвратить. Один из самых почитаемых богов в Египте был бог Апис; считалось, что если он погибнет, то Египет погибнет.

Шестая казнь касалась самих людей. Моисей бросил пепел, произвел язву, поразившую не только скот, но и людей, казнь эта так же направлялась против идолопоклонства. Дело в том, что в городах, посвященных богу Себу или Пифону, ежегодно приносились в жертву люди, имеющие волосы рыжего цвета. Жертва была страшная, их сжигали живьем на костре, и пепел их развевался по воздуху, как бы очищая атмосферу от вредных стихий. И вот теперь, пепел, брошенный Моисеем, произвел противоположное действие, вместо очищения – зараза и язва пошла на всех людей.

Седьмая казнь – страшный град, который выпал на землю и опустошил египетские поля.

Восьмая казнь – саранча, тоже уничтожение всего зеленого, посевов. Саранча – явление привычное для этих мест. Девятая казнь – это тьма, которая наступила по всей земле, направленная против бога солнца. Бог солнца покровительствовал Египту, был верховным божеством Египта, и теперь он показывал свое бессилие перед лицом грозного Бога Израиля. Страну поглотила непроницаемая тьма, которая продолжалась три дня, что люди не могли видеть друг друга. Всякая деятельность была остановлена.

Последняя, десятая казнь – это смерть первенцев в Египте, которой предшествовало заклание пасхального агнца. В тех израильских домах, где был заклан пасхальный агнец и где кровью были помазаны косяки дверей, Ангел смерти не коснулся никого, в остальных домах смерть унесла многих младенцев, всех первенцев египетских.

И сделался великий вопль по всей земле Египетской, и не было дома, где не было бы мертвеца. Во дворце фараона умер наследник, и фараон оплакивал его. Вот заканчивается период казней египетских, и после этого начинается исход из земли Египетской.

Источник: Ветхий Завет: Курс лекций. / Соколов Н. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2.

ОРКИСЭ. Модуль - основы мировых религиозных культур. Этот урок посвящен изучению возникновения иудейской религии. Предполагается работа в группах, формируются умения поиска информации, развивается пространственная речь. Увлекательное путешествие в историю позволяет познакомиться с основными понятиями культуры другого народа.

ВложениеРазмер
urok_4_.docx 486.25 КБ
dumler_t.p.pptx 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя : Думлер Татьяна Петровна, учитель рисования

ОУ: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №30 г.Томска

Наименование модуля: Основы мировых религиозных культур.

Целевая аудитория : 4 класс

Тема урока: Возникновение религий.

Цель: Изучение возникновения Иудейской религии.

Задачи: 1) формировать умения поиска информации, умения выделять основное;

2) формировать умения работать в группе;

3) развивать осознанное построение речевого высказывания, выразительное и интересное;

3) воспитывать осознанное и уважительное отношение к истории и культуре другого народа.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Методы обучения: информационно- коммуникативный, проектный, словесный.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ожидаемые учебные результаты

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные: понимание и значение основных понятий, связанных с историей первой в мире монотеистической религией;

- Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать, оценивать учебные действия; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; извлечение из текста необходимой информации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, овладение навыком смыслового чтения; умение слушать собеседника и вести диалог.

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта:

  1. Работа с учебником
  2. Работа в тетради
  3. Выступление 1 группы

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности

Мотивация. Предварительная подготовка к уроку учащихся. Класс разделён на 4 группы.

  • Земля обетованная
  • Скиния
  • Манна небесная
  • Скрижали
  • Завет
  • Моисей
  • Иерусалимский храм
  1. Орг. Момент. (приветствие, проверка готовности)
  2. Актуализация знаний.

- Что называют религией? ( ответы детей)

- Какие бывают Религии? (ответы детей)

III. Выявление места и причины затруднения.

-А как религии появились? Кто их основал? В чём их особенности?

-Вы можете однозначно ответить на эти вопросы? Где можно найти ответы на эти вопросы?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы.

  1. Работа с учебником.
  2. Работа в тетради.
  3. Выступление первой группы.
  4. Закрепление новых знаний.

V. Реализация построенного проекта.

Работа с учебником.

- Прочитайте текст на странице 10. Найдите ответ на вопрос: почему древни люди заботились о душах своих предков?

Чтение текста вслух по цепочки. Ответы детей.

Веру в духов сменила вера в богов. Все вместе боги назывались пантеоном, также пантеоном называли храм.

- Сегодня мы познакомимся с религией народа иудейского.

Всем остальным предлагается записать в тетрадь в столбик все новые слова, понятия, которые они встретят во время презентации.

ИУДАИЗМ – религия, народ- евреи, страна – Израиль

Первый человек, который поверил в Единого бога, был патриарх Авраам . Сам Авраам жил в городе Ур, который находился на берегу Евфрата. Около двух тысяч лет до н.э. Ур подвергся нападению, что и побудило Авраама увести еврейским народом на новые земли. Вместе с женой Сарой он ушёл из страны своих предков и поселился на земле обещанной Богом, тогда занимавшей примерно область современного Израиля.

Приблизительно в XVII веке до н.э., засуха заставила многих евреев двинуться на юг к северным рубежам Египта. Поначалу египтяне и евреи жили по соседству дружно. Со временем евреи оказались на положении рабов: выполняли тяжелую работу, подвергались жестокому обращению. Испугавшись бунта фараон приказал умертвить всех младенцев иудейских.

В этот час рождается Моисей , и мать, опасаясь за жизнь ребёнка, прячет его в тростнике у реки. Но дочь фараона находит младенца и забирает во дворец, Моисей вырос среди египетской знати, в достатке, не зная страданий. Он очень сострадал народу еврейскому.

Однажды он получил повеление Бога вывести народ иудейский в землю обетованную Ханаан. Не сразу Фараон согласился отпустить евреев. Но Египет поразили страшные болезни и беды, фараон перестал упорствовать и позволил им уйти из Египта.

Отпустив евреев, фараон передумал и пустил войско им вслед. Колесницы стали настигать евреев, когда те приблизились к Чермному морю (Красное). Израильтянам удалось перебраться по морю как посуху, а многие египтяне утонули.

Евреям удалось бежать. Моисей повел свой народ обратно в землю обетованную. Сорок лет евреи блуждали по пустыне, преодолевая трудности.

Во время странствий на горе Синай Моисей общался с Богом и заключил с ним Завет (договор). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

Моисей получил от Бога каменные таблички- скрижали. На них были нанесены заповеди- законы, по которым нужно жить народу израильскому.

В пустыне евреи всегда строили Скинию – походный храм евреев. Скиния была местом, где Бог обнаруживает своё присутствие и говорит с Моисеем . А так же местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения . Также в Скинии хранились святыни – скрижали.

Блуждая много лет по пустыне, народ израильский не раз обращался к Богу за милостью. Каждое утро они собирали манну , посланную Богом с неба. Поедая манну, молодые люди чувствовали вкус хлеба, старики – меда, а дети – масла.

Пройдя испытания народ еврейский достиг рубежей земли обетованной . Бог воззвал Моисея на гору Нево, показал издали Ханаан. Там Моисей умирает. А его приемники повели народ дальше.

Для строительства Соломон использовал труд большого количества людей (30 тыс. работников для рубки и перевозки брёвен, 80 тыс.- для тески и подгонки камней)

Через некоторое время на царство иудеев напали могущественные соседи. Иерусалимский храм разрушили, а иудеев переселили в другое государство – Вавилонию. Нашествия на земли израильские продолжались, власть перешла в руки римлян.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- прочитайте основные слова темы, которые вы записали в тетрадь

- сравним с таблицей (слайд 20)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

-Дать определение понятиям: записать в тетради напротив слова его определение (дома, если не успели на уроке )

- Сравним с таблицей (слайд 21)

VIII. Рефлексия учебной деятельности

- У какого народа возникла вера в Единого Бога?

- Была ли для вас интересной история народа Иудейского?

- Хотите ли узнать, как возникли другие мировые религии?

- На следующем уроке другие группы представят нам свои презентации. Капитаны групп возьмите конверты, в них ключевые слова для вашего представления, распределите их. Дома подготовьте рассказ из 4 предложений, раскрывающий смысл этого слова.

  1. Пол Оливер. Мировые религиозные верования.- М.:ФАИР-ПРЕСС, 2003
  2. Шахнович М.М. Религиоведение: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2008

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Иудаизм ИУДАИЗМ – религия народ- евреи страна – Израиль

400 лет в неволе Выполняли тяжелую работу, подвергались жестокому обращению.

Моисей - родился и вырос в Египте, - очень сострадал народу еврейскому

Получил повеление Бога вывести евреев в землю обетованную Ханаан.

гора Синай Завет

Скрижали – 10 заповедей

Бог показал Моисею с горы Нево Ханаан.

C XI века до н.э. Израилем правят цари: Саул Давид Соломон

Иерусалимский храм разрушен

Опорные слова Новое слово Его объяснение Авраам Земля обетованная Моисей Завет Скрижали Скиния Манна небесная Иерусалимский храм

Опорные слова Новое слово Его объяснение Авраам Первый человек, поверивший в единого бога Земля обетованная Земля обещанная евреям Богом Моисей Вывел еврейский народ из Египта Завет Договор с Богом Скрижали Дощечки с заповедями (законами) Скиния Походный храм евреев Манна небесная Еда посланная Богом Иерусалимский храм Центром религиозной жизни еврейского народа ( X в. до н. э. и I в. н. э. )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 4 "Возникновение религий"

урок в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур".

урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"

урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур".


Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана.

Возникновение религий.Религии мира и их основатели.

Учащихся получат первоначальные представления о культурологических основах мировых религий,познакомятся с возникновением мировых религий и их основателями, изучат понятия.


Конспект урока ОРКиСЭ "Возникновение религии"

Тема урока: Возникновение религий.Цель: Изучение возникновения Иудейской религии.Задачи: 1) формировать умения поиска информации, умения выделять основное;2) формировать умения работать в .



Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели."

В данной разработке представлен подробный конспект урока и презентация для самостоятельной деятельности учащихся.

Читайте также: