Информационная инфраструктура конспект урока 9 класс география алексеев

Обновлено: 07.07.2024

Цель и задачи для ученика

Цель и задачи для учителя

Формируемые на уроке УУД

Цель : усвоить информацию о различных видах транспорта, их особенностях, значении.

Цель: Дать представление о различных видах транспорта и их значении для экономики государства.

- на знание: Называть основные понятия темы: грузооборот, пассажирооборот, транспортная магистраль, транспортный узел.

• Познакомить учащихся с основными понятиями темы: грузооборот, пассажирооборот, транспортная магистраль, транспортный узел.

•Сформировать у учащихся представление об особенностях различных видов транспорта.

Сопоставлять уже изученный материал с новым

Сотрудничества с учителем и сверстниками

-на понимание: Характеризует различные виды транспорта.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Делает вывод о значении транспорта для хозяйства, оценивает достоинства и недостатки различных видов транспорта.

•Сделать вывод, о роли транспорта для экономики государства.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Воспитывать бережное отношение к природе; экономическое воспитание.

Осознавать необходимость изучения географии

Время урока: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

–Скажите, пожалуйста, все ли присутствуют сегодня на уроке?

–Хорошо! Начнем наш урок.

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Определение темы и постановка цели урока.

Изучить виды транспорта, их особенности; роль и значение для экономики страны.

- Подсказали эти фразы тему урока?

- Хорошо. Запишем в тетради тему урока.

Ответы: Да. Транспорт, о транспорте.

Ответы: Изучить различные виды транспорта, их особенности, значение.

Записывают тему урока в тетрадь.

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Изучение нового материала

Цель: Изучить виды транспорта, их особенности; роль и значение для экономики страны.

- Классификация видов транспорта: 1. Наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный). 2. Водный (морской и речной). 3. Воздушный.

- Как Вы думаете, по каким критериям можно оценить работу транспорта?

-Хорошо. Давайте попробуем вместе это сделать.

- Какие выводы Вы можете сделать по результатам работы?

- Поработайте с §31. Выпишите значение терминов транспортная магистраль, транспортный узел.

Записывают в тетрадь.

Ответы: стоимость, скорость, безопасность, экологичность и т.д.

Вместе с учителем заполняют таблицы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, целостного мировоззрения.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, работать с текстами, выделять главную информацию.

Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся, которые они приобрели на уроке.

- Что узнали нового на уроке?

- Можно ли Оренбург назвать крупным транспортным узлом?

- Поработаем с картой. Найдите и покажите на карте крупнейшие портовые города, упомянутые в учебнике.

Ответы: виды транспорта, их достоинства и недостатки, технические особенности.

Ответы: Да (почему). Нет (почему).

Находят порты на карте, показывают местоположение.

Регулятивные: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся, коррекция.

Изучить §31 и записи в тетради.

Записывают домашнее задание в дневник.

Зависимость от погоды

Комфортность (для пассажирского)

Особенности, технические условия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.


ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр.


Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос.


Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии.

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени.

Политико-административная карта России. Физическая карта России. Обучающая программа “Фобус” (Системные требования: Windows 95/98/NT/2000/XP; Pentium 200 МГц; 32 Мб оперативной памяти; разрешение экрана 800x600 с глубиной цвета 16 бит; 250 Мб свободного места на жестком диске;CD-ROM; клавиатура; издатель: Новый диск, раздел “Интернет” Особенности программы: Практика вместо теории. Углубленное изучение основ работы в Интернете. Полная имитация среды изучаемых программ. Анализ и комментарии всех действий пользователя. Развитие навыков практической работы с компьютером за минимальный срок. Уникальная методика обучения на основе активного диалога с компьютером. Индивидуальный подход); учебный класс с компьютерами, книги, тетради; мультимедийный проектор и экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель географии: Познакомимся с непроизводственной отраслью современного хозяйства, информационной инфраструктурой; главным ресурсом инфраструктуры – информацией. Рассмотрим влияние информационной инфраструктуры на территориальную организацию общества и жизнь людей, выполним практическую работу на контурной карте.

II. Совершенствование знаний учащихся по текущей теме.

Учитель географии: Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.

Элементы инфраструктуры представлены на схеме: (схема на экране)

Инфраструктура:

В чем состоит значение информации для современного общества?

Ученик: Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.

Учитель информатики: Вспомним определение информации. Назовите пять свойств информации.

Ученик: Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей. Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность.

Учитель информатики: Что такое Всемирная паутина? Как найти информацию с помощью всемирной паутины “Интернет”?

Ученик: Интернет – это телекоммуникационная сеть. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет. Лидер этой сети – Москва.

Учитель географии: В результате интеграции различных типов телекоммуникационных сетей – радио и телевидение, телефонной, мобильной, сотовой связи, компьютерных сетей, передача разных видов информации происходит по одним и тем же каналам .С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи. Какие виды связи вы знаете?

Ученик: Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.

Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.). Уровень развития почтовой связи высок: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек.

Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи – сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.

Учитель географии: Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?

Ученик: Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа.

Ученик: Под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина – значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Размещение таких центров обуславливает география телекоммуникационных сетей. Это крупные города – Москва, Санкт-Петербург.

Учитель географии: С развитием телекоммуникаций возникает новый вид “груза” – это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Усиление роли информации принимает всеобщий характер. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы. Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании, контролировать телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.

III. Практическая работа.

Учитель географии: отметим на контурной карте центры оптико-волоконных линий. Для этого разделимся на группы.

Учитель информатики: С помощью компьютерной программы найдем информацию о пещерах Крыма. Вспомним ТБ при работе на компьютере.

1 группа: работа с тестом и на контурной карте. Отметим на контурной карте центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих “хребет” телекоммуникаций страны.

2 группа: работа за компьютером. Найти информацию о пещерах Крыма. Дать определение браузера.

1. Запустить обучающую систему “Фобус”. Ярлык на рабочем столе .


2. Следуя инструкциям программы открыть тему №1 . Записать в тетрадь определения: WWW (Всемирной паутины), web-страницы, браузера.


3. Перейти на следующую страницу .


4. Перемещаясь по гиперссылкам, нашли информацию о пещерах Крыма .


5. Нашли информацию о пещерах Крыма .


6. Записали в тетрадь каким образом можно сохранять web-страницы полностью или в виде текстового файла, как можно сохранить рисунки .


7. Определили, каким образом можно сохранить ссылку на страницу, в Избранное .


IV. Подведение итогов урока.

Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами работали при помощи географических карт, текста учебника, статистических данных.

Учитель информатики: Вы выполнили практическую работу: давайте сделаем выводы по нашей теме.

  1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?
  2. Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
  3. Как наш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию?
  4. Влияет ли информационная структура на образ жизни людей?
  5. Что такое браузер, web-страница, гиперссылка?
  6. Как сохранить информацию из web?

Выводы.

    С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид “груза”, это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион.
  • Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение.
  • Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей (транспорт, банковское дело, рекреационное хозяйство, не говоря уже о промышленности).
  • Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги.
  • Модернизация и развитие всей инфраструктуры – жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей.
  • Используя ПК можно проследить всю этапы информационных процессов, используя предметную область – география.

Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурсы: ИКТ, проектор, компьютер, презентация к уроку.

Предметные: Различать виды транспорта, природные факторы от которых зависит их работа, особенности каждого транспорта.

Метапредметные: Смыслового чтение текста, анализу информации.

Приводить примеры крупных магистралей России, выявлять особенности географического положения.

Личностные: Повысит патриотическое чувство к своей родине.

Конспект урока с элементами ФГОС 9 класс по географии

Цель: Ученик получит представление о транспортной системе как о составляющей части инфраструктурного комплекса и значении его в развитии хозяйства

Дать понятие об инфраструктуре и ее элементах.

Познакомиться с видами транспорта

Выявить влияние природных условий на его развитие

Научить сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себе стоимости, пассажирообороту, грузообороту)

Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации, с картами различного характера ,уметь их анализировать и сопоставлять.

Формировать навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в группах, умение слушать.

Информационно образовательная среда.

Ресурсы: ИКТ, проектор, компьютер, презентация к уроку.

Учебник под редакцией А.А Алексеева стр 69-73 пар № 13

Рабочая тетрадь к учебнику Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А Низовцева, под ред. А.А Алексеева

Таблица для оценивания

Ученик научится:

Предметные: Различать виды транспорта, природные факторы от которых зависит их работа, особенности каждого транспорта.

Метапредметные: Смыслового чтение текста, анализу информации.

Приводить примеры крупных магистралей России, выявлять особенности географического положения.

Личностные: Повысит патриотическое чувство к своей родине.

Ученик получит возможность научиться:

Особенности рельефа и климата, их влияние на хоз. деятельность.

Форма работы на уроке: групповая.

Учащимся предлагается работа в группах .Учащиеся делятся на 4-е группы. Им предлагается работать по картам атласа, учебнику, дополнительной литературе, презентациям.

Задание: Сравнить обеспеченность разных районов страны разными видами транспорта. Сделать вывод. Отразить полученный результат в виде диаграммы.

Приветствие класса. Вопрос классу: вы готовы начать работу? Тогда улыбнитесь мне и своим одноклассникам. Смайл на доске. Каждый раз на нашем уроке мы будем продолжать учиться слушать друг друга ,понимать и помогать друг другу.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, а какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ответы учеников: Химическую промышленность.

Взаимопроверка. Учащимся прилагается поменяться рабочими тетрадями и сравнить с ответами на слайде у учителя. Поставить отметки с комментариями. Внести в таблицу для оценивания.

Приложение №1

Затрудняюсь ответить

Учитель: Не забывайте, с маленькой удачи начинается большой успех!

Учитель: С какими отраслями народного хозяйства мы с вами познакомились на протяжении нескольких уроков

Ответы учеников: Отрасли материальной сферы, обрабатывающей и перерабатывающей промышленности

Учитель: А сегодня нам предстоит познакомиться с отраслями третичного сектора- нематериальной сферы. А так же с составом инфраструктурного комплекса. Который мы можем увидеть по схеме в учебнике стр. 68 (записывается на доске)

Ответы учеников: Это то, без чего не возможно развитие современного хозяйства, жизнедеятельность страны, ее населения Части третичного сектора. Работа с учебником стр. 68

Учитель: А как вы думаете, что является важнейшим звеном инфраструктурного комплекса? Благодаря чему мы можем обеспечить надежную связь России с другими государствами, между отраслями народного хозяйства страны?

Актуализация деятельности: (Транспорт)

Ответы учеников: Движение, груз, дорога, работа и т.д.

Учитель: Так скажите какая сегодня тема нашего урока?

Мотивация и целеполагание:

А как вы думаете, с какой целью, мы должны изучать эту тему? Для того, чтобы ответить на вопрос я вам приготовила вот такие листочки с таблицей и прошу ее заполнить в начале урока. Только первые два столбика.


Презентация позволит познакомить учащихся с тем, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.

Описание разработки

Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения

Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет.

Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина.

Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность

Интернет – это телекоммуникационная сеть. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет.

Лидер этой сети – Москва.

С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи.

Какие виды связи вы знаете?

Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.

Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.).

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания.

Презентация по географии Информационная инфраструктура

Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?

Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?

Читайте также: