Индия и центральная азия в 19 веке конспект 8 класс
Обновлено: 05.07.2024
Доброго времени суток. Мы продолжаем изучение Всеобщей истории. Мы рассмотрели страны Европы и США в первой половине XIX века. Теперь наша задача - изучить страны Востока и Латинской Америки.
Давайте вспомним, какие существуют типы обществ?
Уверена, что каждый из Вас прокрутил в голове 3 названия:
- традиционное
- индустриальное
- постиндустриальное
Страны Европы в XIX веке относились к индустриальному обществу, чего нельзя сказать о восточных странах. Европейские государства активно пользовались отставанием в развитии, вмешиваясь в их внутреннюю политику. Например, Великобритания владела огромными территориями Индии.
Для того, чтобы познакомиться с положением Индии в 19 веке, предлагаю Вам посмотреть 2 небольших фильма, пройдя по ссылкам:
1. Индия в первой половине 19 века
2. Индия во второй половине 19 века
Великобритания старалась подавить движение за независимость в Индию, но большую угрозу англичане видели в политике других европейских государств, поэтому Великобритания старалась подчинить себе соседние с Индией страны. В первую очередь это касалось Персии и Афганистана.
В качестве закрепления ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Каковы основные виды хозяйственной деятельности в Персии? Почему страна разорялась?
- Что такое "бабизм"? Назовите причины
- Какие страны соперничали за лидерство в Афганистане? Кто выиграл?
Как вы поняли, многие восточные страны являлись колониями европейских стран, которые постоянно соперничали друг с другом. Страны Востока относились к традиционному обществу, экономический разрыв способствовал захвату европейцами этих территорий. Но движения за независимость активно начинают разрастаться во второй половине 19 века.
На этом мы завершаем наш урок, если у Вас появились вопросы, задавайте их по электронной почте.
Домашнее задание: п.13, ответить на вопросы, подготовка к самостоятельной работе
-- способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Оборудование урока : техническое обеспечение показа слайдов, проигрыватель, карта «Индия в
Юдовской А.Я., термины: сипаи, свадеши.
На перемене проигрывается индийская колыбельная и на экран выводится мультфильм по мотивам индийского эпоса.
I. Организационный момент:
1. Представление учителя.
2. Знакомство с темой урока: его целями и задачами.
3. Инструкция по работе с опорным листом.
II. Актуализация знаний: самостоятельная работа с систематизирующей таблицей опорного листа
по Японии и Китаю.
III. Изучение нового материала:
1. Характеристика английской колонизационной политики в Индии в середине 19 –го века.
2. Положение индийских ткачей и состояние крестьянской общины в середине 19-го века.
3. Проблема двойственного характера колониализма (теория цивилизующей роли колониализма)
-- самостоятельная работа в группах с текстом учебника на стр. 232 по выделению отрицатель-
ных и положительных последствий колониализма.
4. Особенность английского колониализма.
5. Причины, повод и последствия восстания 1857 года:
-- выделение причин и повода восстания;
IV. Закрепление изученного материала.
1. Заполнение систематизирующей таблицы опорного листа по Индии, самоконтроль заполне-
ния, подсчет баллов.
2. Сравнение исторических условий перехода от традиционного общества к индустриальному
Японии, Китая, Индии по таблице.
V. Объявление отметок за урок, домашнего задания.
I. Организационный момент:
Здравствуйте! Меня зовут Терехина Елена Викторовна. Я учитель истории и обществознания МОУ СОШ №19 Железнодорожного района г. Воронеж.
II. Актуализация знаний.
В целях повторения вам предлагается заполнить таблицу по Японии и Китаю (до 2-х минут)
III. Изучение нового материала.
1. Характеристика английской колонизационной политики в Индии в середине 19 –го века.
-- Что называют модернизацией? ( Модернизация – длительный и сложный процесс, входе которого на основе индустриализации изменяются все стороны жизни общества: экономика, политика, духовная жизнь. Индустриализация – процесс вытеснения ручного труда машинным, производство мамин при помощи станков, углубление разделения труда, усложнение технологических процессов .)
-- ( работа с картой, слайд 3 ) Индию называли жемчужиной в короне Британской империи. Она была разделена на две части: Британскую Индию, находившейся под управлением Ост-Индской компании и раздробленную более чем на 550 индусских и мусульманских княжеств, формально независимых, но фактически зависимых от английских колониальных властей.
2. Положение индийских ткачей и состояние крестьянской общины в середине 19-го века.
-- ( слайд 5 )рассказ учителя о разорении индийских ткачей, позиции крестьянской общины;
3. Проблема двойственного характера колониализма (теория цивилизующей роли колониализма)
-- 4. Особенность английского колониализма: английские предприниматели препятствовали развитию национальной промышленности, поощряли развитие сырьевого сектора.
5. Причины, повод и последствия восстания 1857 года
-- ( слайд 9 ) рассказ ученика о Лакшми Бай.
--( слайд 10) рассказ учителя о уступках английской колониальной системы, создании первой национальной политической организации Индийского Национального Конгресс. Запись в опорные листы даты 1885 год.
--( слайд 11 ) рассказ ученика о Балгангадхаре Тилаке
6. ( слайд 12) Выводы:
1.В 19 веке в Индии происходит насильственное разрушение традиционного общества.
2.Колонизаторы препятствуют процессу модернизации .
3.Усиливается национально-освободительное движение, создаётся первая политическая организация Индийский Национальный Конгресс (ИНК).
IV. Закрепление изученного материала.
1.Заполнение систематизирующей таблицы опорного листа по Индии.
3. ( слайд 14 )проверка правильности заполнения словаря терминов, записей дат событий.
4. Сопоставление сравниваемых позиций по Японии, Китаю, Индии, их сочетаний и влияние на модель исторического развития.
V. Объявление отметок за урок, домашнего задания – параграф №29
Сформированы оптимальные цели и задачи урока:
Цели урока : -- изучить особенности перехода к индустриальному обществу в Индии в середине
-- продолжить воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других
-- отработать умения обобщать и систематизировать знания, устанавливать причин-
но-следственные связи, формулировать выводы, аргументировать свою точку
Задачи урока : -- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и
развивать мыслительные процессы;
-- выявить степень усвоения пройденного учебного материала, а также пробелы
в знаниях, умениях, навыках;
-- способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Визуально мною в процессе урока было определено отношение учащихся класса к учебному процессу как соответствующее возрасту, активность на уроке, работоспособность удовлетворительные, учебно-познавательная деятельность имеет место, учащиеся обладают общеучебными и специальными навыками и умениями для проведения урока.
Структура урока и оптимальность её выбора отвечает структуре комбинированного урока: организационный момент, актуализация знаний, изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний, закрепление.
Содержание каждого этапа урока соответствует содержанию требований программы, реализации в содержании уроков принципов последовательности, научности, систематичности, доступности, связи обучения с жизнью. Выбранные формы и методы обучения оказались целесообразными, так как тема урока подразумевает работу со значимым теоретическим материалом, поэтому словесные методы – объяснения, наглядные методы – слайды, видео-, аудио материалы, практические задания, на мой взгляд, сыграли познавательную роль в изучении нового материала и создании ситуации успеха в конце урока.
Методы контроля и самоконтроля соответствуют возрасту.
Характер взаимодействия учителя с учащимися на протяжении всего урока позитивный.
Результативность урока высокая.
Это позволяет сделать вывод о том, что поставленные цели урока достигнуты, задачи урока решены.
Цель использования такой карты на уроке ? создать условия для самостоятельного изучения и усвоения учащимися материала об Индии в 17-18 вв, Работая с картой учащиеся не только проявляют индивидуальность, но и взаимодействуют друг с другом. Результаты работы в виде итогового контроля и оценки зависят от того насколько четко и слаженно сработала пара.
Технологическая карта урока всемирной истории 8 класс
Цель: создать условия для изучения и усвоения учащимися материала о.Индия в XVII – XVIIIвв.
Учащиеся должны
Знать:– иметь представление о Государстве Великих Моголов, о его распаде колонизации Индии европейцами,ключевые слова и понятия: джагир, заминдар, вакф, инам, сикхи, маратхи.
Уметь: характеризовать экономическое положениеИндия в XVII – XVIII вв.,характеризовать общественные явления в развитии с выделением причин и следствий.
Государство Великих Моголов во второй половине XVIIв.
Образование независимых государств в Индии. Государства сикхов и маратхов.
Распад Великой Могольской империи.
Начало колонизации Индии европейцами.
Экономическое развитие Индии.
Содержание деятельности учащихся
I. Прочитай § 6 Государство Великих Моголов во второй половине XVIIв.
(пункт 1 )
- определи факты образования Делийского султаната;
Распад Делийского султаната
Кем, его родословная
1П – перескажи соседу
2П – проверь соседа
Задание 2: определи функции падишаха Аурангзеба, заполни таблицу
Закрепление: сделать вывод о форме правления падишаха
Выяснить причины ослабления Могольской империи:1., 2., 3., 4., 5.
Задание 4 (повторенние) Вспомни кастовую систему в Индии, заполни схему, соотнеси касты с частями тела Брахмы ( кшатрии, вайши, брахманы, шудры, неприкасаемые), посоветуйся с соседями
Ознакомься с текстом со слов В Великом Могольском государстве…до 2 пункта по методу 5 П
1П – прочитай текст
2П – подчеркни карандашом ключевые слова и выпиши в тетрадь 5-7 слов
3П – придумай 3 вопроса по содержанию, запиши их в тетрадь.
4П – перескажи соседу
5П – проверь соседа
II. Прочитай пункт 2 Образование независимых государств в Индии
Задание: Заполни таблицу по варианту
1 вариант Сикхи
2 вариант Маратхи
Закрепление: – перескажи соседу
- Сделайте совместный вывод по тексту, запишите в тетрадь.
III. Прочитай пункт 3 Распад Великой Могольской империи
Задание: Назовите 2 основных причины распада:
IV. Прочитай пункт 4 Начало колонизации Индии европейцами
Задание 1:прочитай текст, заполни схему
Европейские страны
Закон 1773г
Задание 2: выясни положение населения Индии по варианту, перескажи соседу, проверь соседа.
1 вариант Положение англичан
2 вариант Положение индийцев
2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:
А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.
3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.: А. Московская. В. Ост-Индская.
С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания. Е. Гвинейская.
4. Касты в Древней Индии – это: А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.
Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.
А) Говинде. В) Чандрагупте . С) Акбаре. D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.
7. Джагиры в Индии-это:
№ слайда 1
Центральная Азия в 19 веке. Новая история (2-я часть)
№ слайда 2
План урока. 1.Персия.2.Закабаление Индии.3.Антиколониальное движение.4.Афганистан.
№ слайда 3
Задание на урокВыделите общее и особенное в развитии стран Центральной Азии?
№ слайда 4
1.Персия.В сер.80-х гг.XVIIIв.в Ира не возвысился Ага Му-хаммед.В 1796 г.он стал шахом и перенес столи-цу в Тегеран.В 1797г.Ага был зарезан и к власти пришел его племянник-Фатх-Али из династии Каджаров.Они грабили соседей и по-лучили огромные бога-тства,но население в это время нищало.В войнах с Россией персы потеряли ряд земель.
№ слайда 5
1.Персия.Он направил в Тегеран войска и меджлис был расстрелян из орудий.В 1909 г. отряды восстав-ших ворвались в Теге-ран и свергли шаха.В 1911 г.Россия и Англия вмешались в события-в Персию вошли русские казаки.Они подавили восстании и распустили меджлис.Персия стала полуколони-ей. В 1918 г. Россия вы-вела оттуда свои войска
№ слайда 6
2.Закабаление Индии.Маркиз Хестингс-победитель маратховВ сер.18 в. Англия стала владычицей Индии,но фор-мально у власти оставались раджи.Злоупотребле-ния администрации достигли огромного размаха.В н.19в.к английским владениям присоединились все княжества.Английская буржуазия добилась ликвидации Ост-Индийской компании,чтобы занять ранок.
№ слайда 7
2.Закабаление Индии.В 40-е гг.сикхи вели насто ящие войны,по потерпе ли поражение и Пенд-жаб и Синд потеряли независимость.Англичане для снижения недовольства создали отряды сипаев, но в 1857 г. они начали Ве-ликое Индийское Наци-ональное восстание.В 1859 г. восстание было подавлено и английс-кий парламент объявил Индию колонией.
№ слайда 8
3.Антиколониальное движение.ОснователиИндийскогонациональногоконгресса.В 1859 г.англичане провели земельную реформу.Жи-тели получили право арендовать землю,были упо-рядочены налоги. В сипайской армии увеличили число англичан.С севера на юг строились железные дороги.В резуль-тате старый уклад был разрушен,стали насаждать-ся капиталистические отношения.
№ слайда 9
3.Антиколониальное движение.Несмотря на это основная часть населения стра-дала от голода.Тогда индийцы создали свою организацию-Индийс-кий Национальный конгресс.Целью ИНК стало мир-ное сопротивление ан-гличанам-бойкотиро-вание английских то-варов,блокирование работы колониальных органов власти,ноше-ние национальной одежды.
№ слайда 10
3.Антиколониальное движение.Но лидер радикального крыла ИНК Б.Тилак призвал к вооружен-ной борьбе.В 1907 г. ИНК расколол-ся. Вскоре радикалы были арестованы. В от-вет по всей стране нача лись акции протеста.В 1914 г. Тилак отказался от борьбы и новым ли-дером ИНК стал М.Ган ди,будущий национа-льный герой Индии и ее вождь.
№ слайда 11
4.Афганистан.В 18 в. возникло самостоятельное афганское госуда-рство,которое стало звеном в торговле с Индией.В 1826 г.шах Дост Мухаммед объявил себя эмиром,и укрепил власть.За влияние на страну боролись Англия и Россия.В 1830 г.англичане сорвали заключение российско-афганского торгового договора.
Читайте также: