Индия и центральная азия в 19 веке конспект 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Доброго времени суток. Мы продолжаем изучение Всеобщей истории. Мы рассмотрели страны Европы и США в первой половине XIX века. Теперь наша задача - изучить страны Востока и Латинской Америки.

Давайте вспомним, какие существуют типы обществ?

Уверена, что каждый из Вас прокрутил в голове 3 названия:

  1. традиционное
  2. индустриальное
  3. постиндустриальное

Страны Европы в XIX веке относились к индустриальному обществу, чего нельзя сказать о восточных странах. Европейские государства активно пользовались отставанием в развитии, вмешиваясь в их внутреннюю политику. Например, Великобритания владела огромными территориями Индии.

Для того, чтобы познакомиться с положением Индии в 19 веке, предлагаю Вам посмотреть 2 небольших фильма, пройдя по ссылкам:

1. Индия в первой половине 19 века

2. Индия во второй половине 19 века

Великобритания старалась подавить движение за независимость в Индию, но большую угрозу англичане видели в политике других европейских государств, поэтому Великобритания старалась подчинить себе соседние с Индией страны. В первую очередь это касалось Персии и Афганистана.

В качестве закрепления ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Каковы основные виды хозяйственной деятельности в Персии? Почему страна разорялась?
  2. Что такое "бабизм"? Назовите причины
  3. Какие страны соперничали за лидерство в Афганистане? Кто выиграл?

Как вы поняли, многие восточные страны являлись колониями европейских стран, которые постоянно соперничали друг с другом. Страны Востока относились к традиционному обществу, экономический разрыв способствовал захвату европейцами этих территорий. Но движения за независимость активно начинают разрастаться во второй половине 19 века.

На этом мы завершаем наш урок, если у Вас появились вопросы, задавайте их по электронной почте.

Домашнее задание: п.13, ответить на вопросы, подготовка к самостоятельной работе

-- способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование урока : техническое обеспечение показа слайдов, проигрыватель, карта «Индия в

Юдовской А.Я., термины: сипаи, свадеши.

На перемене проигрывается индийская колыбельная и на экран выводится мультфильм по мотивам индийского эпоса.

I. Организационный момент:

1. Представление учителя.

2. Знакомство с темой урока: его целями и задачами.

3. Инструкция по работе с опорным листом.

II. Актуализация знаний: самостоятельная работа с систематизирующей таблицей опорного листа

по Японии и Китаю.

III. Изучение нового материала:

1. Характеристика английской колонизационной политики в Индии в середине 19 –го века.

2. Положение индийских ткачей и состояние крестьянской общины в середине 19-го века.

3. Проблема двойственного характера колониализма (теория цивилизующей роли колониализма)

-- самостоятельная работа в группах с текстом учебника на стр. 232 по выделению отрицатель-

ных и положительных последствий колониализма.

4. Особенность английского колониализма.

5. Причины, повод и последствия восстания 1857 года:

-- выделение причин и повода восстания;

IV. Закрепление изученного материала.

1. Заполнение систематизирующей таблицы опорного листа по Индии, самоконтроль заполне-

ния, подсчет баллов.

2. Сравнение исторических условий перехода от традиционного общества к индустриальному

Японии, Китая, Индии по таблице.

V. Объявление отметок за урок, домашнего задания.

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Меня зовут Терехина Елена Викторовна. Я учитель истории и обществознания МОУ СОШ №19 Железнодорожного района г. Воронеж.

II. Актуализация знаний.

В целях повторения вам предлагается заполнить таблицу по Японии и Китаю (до 2-х минут)

III. Изучение нового материала.

1. Характеристика английской колонизационной политики в Индии в середине 19 –го века.

-- Что называют модернизацией? ( Модернизация – длительный и сложный процесс, входе которого на основе индустриализации изменяются все стороны жизни общества: экономика, политика, духовная жизнь. Индустриализация – процесс вытеснения ручного труда машинным, производство мамин при помощи станков, углубление разделения труда, усложнение технологических процессов .)

-- ( работа с картой, слайд 3 ) Индию называли жемчужиной в короне Британской империи. Она была разделена на две части: Британскую Индию, находившейся под управлением Ост-Индской компании и раздробленную более чем на 550 индусских и мусульманских княжеств, формально независимых, но фактически зависимых от английских колониальных властей.

2. Положение индийских ткачей и состояние крестьянской общины в середине 19-го века.

-- ( слайд 5 )рассказ учителя о разорении индийских ткачей, позиции крестьянской общины;

3. Проблема двойственного характера колониализма (теория цивилизующей роли колониализма)

-- 4. Особенность английского колониализма: английские предприниматели препятствовали развитию национальной промышленности, поощряли развитие сырьевого сектора.

5. Причины, повод и последствия восстания 1857 года

-- ( слайд 9 ) рассказ ученика о Лакшми Бай.

--( слайд 10) рассказ учителя о уступках английской колониальной системы, создании первой национальной политической организации Индийского Национального Конгресс. Запись в опорные листы даты 1885 год.

--( слайд 11 ) рассказ ученика о Балгангадхаре Тилаке

6. ( слайд 12) Выводы:

1.В 19 веке в Индии происходит насильственное разрушение традиционного общества.

2.Колонизаторы препятствуют процессу модернизации .

3.Усиливается национально-освободительное движение, создаётся первая политическая организация Индийский Национальный Конгресс (ИНК).

IV. Закрепление изученного материала.

1.Заполнение систематизирующей таблицы опорного листа по Индии.

3. ( слайд 14 )проверка правильности заполнения словаря терминов, записей дат событий.

4. Сопоставление сравниваемых позиций по Японии, Китаю, Индии, их сочетаний и влияние на модель исторического развития.

V. Объявление отметок за урок, домашнего задания – параграф №29

Сформированы оптимальные цели и задачи урока:

Цели урока : -- изучить особенности перехода к индустриальному обществу в Индии в середине

-- продолжить воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других

-- отработать умения обобщать и систематизировать знания, устанавливать причин-

но-следственные связи, формулировать выводы, аргументировать свою точку

Задачи урока : -- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и

развивать мыслительные процессы;

-- выявить степень усвоения пройденного учебного материала, а также пробелы

в знаниях, умениях, навыках;

-- способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Визуально мною в процессе урока было определено отношение учащихся класса к учебному процессу как соответствующее возрасту, активность на уроке, работоспособность удовлетворительные, учебно-познавательная деятельность имеет место, учащиеся обладают общеучебными и специальными навыками и умениями для проведения урока.

Структура урока и оптимальность её выбора отвечает структуре комбинированного урока: организационный момент, актуализация знаний, изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний, закрепление.

Содержание каждого этапа урока соответствует содержанию требований программы, реализации в содержании уроков принципов последовательности, научности, систематичности, доступности, связи обучения с жизнью. Выбранные формы и методы обучения оказались целесообразными, так как тема урока подразумевает работу со значимым теоретическим материалом, поэтому словесные методы – объяснения, наглядные методы – слайды, видео-, аудио материалы, практические задания, на мой взгляд, сыграли познавательную роль в изучении нового материала и создании ситуации успеха в конце урока.

Методы контроля и самоконтроля соответствуют возрасту.

Характер взаимодействия учителя с учащимися на протяжении всего урока позитивный.

Результативность урока высокая.

Это позволяет сделать вывод о том, что поставленные цели урока достигнуты, задачи урока решены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель использования такой карты на уроке ? создать условия для самостоятельного изучения и усвоения учащимися материала об Индии в 17-18 вв, Работая с картой учащиеся не только проявляют индивидуальность, но и взаимодействуют друг с другом. Результаты работы в виде итогового контроля и оценки зависят от того насколько четко и слаженно сработала пара.

Технологическая карта урока всемирной истории 8 класс

Цель: создать условия для изучения и усвоения учащимися материала о.Индия в XVII – XVIIIвв.

Учащиеся должны

Знать:– иметь представление о Государстве Великих Моголов, о его распаде колонизации Индии европейцами,ключевые слова и понятия: джагир, заминдар, вакф, инам, сикхи, маратхи.

Уметь: характеризовать экономическое положениеИндия в XVII – XVIII вв.,характеризовать общественные явления в развитии с выделением причин и следствий.

Государство Великих Моголов во второй половине XVIIв.

Образование независимых государств в Индии. Государства сикхов и маратхов.

Распад Великой Могольской империи.

Начало колонизации Индии европейцами.

Экономическое развитие Индии.

Содержание деятельности учащихся

I. Прочитай § 6 Государство Великих Моголов во второй половине XVIIв.

(пункт 1 )

- определи факты образования Делийского султаната;

Распад Делийского султаната

Кем, его родословная

1П – перескажи соседу

2П – проверь соседа

Задание 2: определи функции падишаха Аурангзеба, заполни таблицу

Закрепление: сделать вывод о форме правления падишаха

Выяснить причины ослабления Могольской империи:1., 2., 3., 4., 5.

Задание 4 (повторенние) Вспомни кастовую систему в Индии, заполни схему, соотнеси касты с частями тела Брахмы ( кшатрии, вайши, брахманы, шудры, неприкасаемые), посоветуйся с соседями

Ознакомься с текстом со слов В Великом Могольском государстве…до 2 пункта по методу 5 П

1П – прочитай текст

2П – подчеркни карандашом ключевые слова и выпиши в тетрадь 5-7 слов

3П – придумай 3 вопроса по содержанию, запиши их в тетрадь.

4П – перескажи соседу

5П – проверь соседа

II. Прочитай пункт 2 Образование независимых государств в Индии

Задание: Заполни таблицу по варианту

1 вариант Сикхи

2 вариант Маратхи

Закрепление: – перескажи соседу

- Сделайте совместный вывод по тексту, запишите в тетрадь.

III. Прочитай пункт 3 Распад Великой Могольской империи

Задание: Назовите 2 основных причины распада:

IV. Прочитай пункт 4 Начало колонизации Индии европейцами

Задание 1:прочитай текст, заполни схему

Европейские страны

Закон 1773г

Задание 2: выясни положение населения Индии по варианту, перескажи соседу, проверь соседа.

1 вариант Положение англичан

2 вариант Положение индийцев

2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:

А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.

3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.: А. Московская. В. Ост-Индская.

С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания. Е. Гвинейская.

4. Касты в Древней Индии – это: А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.

Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.

А) Говинде. В) Чандрагупте . С) Акбаре. D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.

7. Джагиры в Индии-это:

Центральная Азия в 19 веке. Новая история (2-я часть)

№ слайда 1

Центральная Азия в 19 веке. Новая история (2-я часть)

План урока. 1.Персия.2.Закабаление Индии.3.Антиколониальное движение.4.Афганиста

№ слайда 2

План урока. 1.Персия.2.Закабаление Индии.3.Антиколониальное движение.4.Афганистан.

Задание на урокВыделите общее и особенное в развитии стран Центральной Азии?

№ слайда 3

Задание на урокВыделите общее и особенное в развитии стран Центральной Азии?

1.Персия.В сер.80-х гг.XVIIIв.в Ира не возвысился Ага Му-хаммед.В 1796 г.он стал

№ слайда 4

1.Персия.В сер.80-х гг.XVIIIв.в Ира не возвысился Ага Му-хаммед.В 1796 г.он стал шахом и перенес столи-цу в Тегеран.В 1797г.Ага был зарезан и к власти пришел его племянник-Фатх-Али из династии Каджаров.Они грабили соседей и по-лучили огромные бога-тства,но население в это время нищало.В войнах с Россией персы потеряли ряд земель.

1.Персия.Он направил в Тегеран войска и меджлис был расстрелян из орудий.В 1909

№ слайда 5

1.Персия.Он направил в Тегеран войска и меджлис был расстрелян из орудий.В 1909 г. отряды восстав-ших ворвались в Теге-ран и свергли шаха.В 1911 г.Россия и Англия вмешались в события-в Персию вошли русские казаки.Они подавили восстании и распустили меджлис.Персия стала полуколони-ей. В 1918 г. Россия вы-вела оттуда свои войска

2.Закабаление Индии.Маркиз Хестингс-победитель маратховВ сер.18 в. Англия стала

№ слайда 6

2.Закабаление Индии.Маркиз Хестингс-победитель маратховВ сер.18 в. Англия стала владычицей Индии,но фор-мально у власти оставались раджи.Злоупотребле-ния администрации достигли огромного размаха.В н.19в.к английским владениям присоединились все княжества.Английская буржуазия добилась ликвидации Ост-Индийской компании,чтобы занять ранок.

2.Закабаление Индии.В 40-е гг.сикхи вели насто ящие войны,по потерпе ли поражени

№ слайда 7

2.Закабаление Индии.В 40-е гг.сикхи вели насто ящие войны,по потерпе ли поражение и Пенд-жаб и Синд потеряли независимость.Англичане для снижения недовольства создали отряды сипаев, но в 1857 г. они начали Ве-ликое Индийское Наци-ональное восстание.В 1859 г. восстание было подавлено и английс-кий парламент объявил Индию колонией.

3.Антиколониальное движение.ОснователиИндийскогонациональногоконгресса.В 1859 г.

№ слайда 8

3.Антиколониальное движение.ОснователиИндийскогонациональногоконгресса.В 1859 г.англичане провели земельную реформу.Жи-тели получили право арендовать землю,были упо-рядочены налоги. В сипайской армии увеличили число англичан.С севера на юг строились железные дороги.В резуль-тате старый уклад был разрушен,стали насаждать-ся капиталистические отношения.

3.Антиколониальное движение.Несмотря на это основная часть населения стра-дала о

№ слайда 9

3.Антиколониальное движение.Несмотря на это основная часть населения стра-дала от голода.Тогда индийцы создали свою организацию-Индийс-кий Национальный конгресс.Целью ИНК стало мир-ное сопротивление ан-гличанам-бойкотиро-вание английских то-варов,блокирование работы колониальных органов власти,ноше-ние национальной одежды.

3.Антиколониальное движение.Но лидер радикального крыла ИНК Б.Тилак призвал к во

№ слайда 10

3.Антиколониальное движение.Но лидер радикального крыла ИНК Б.Тилак призвал к вооружен-ной борьбе.В 1907 г. ИНК расколол-ся. Вскоре радикалы были арестованы. В от-вет по всей стране нача лись акции протеста.В 1914 г. Тилак отказался от борьбы и новым ли-дером ИНК стал М.Ган ди,будущий национа-льный герой Индии и ее вождь.

4.Афганистан.В 18 в. возникло самостоятельное афганское госуда-рство,которое ста

№ слайда 11

4.Афганистан.В 18 в. возникло самостоятельное афганское госуда-рство,которое стало звеном в торговле с Индией.В 1826 г.шах Дост Мухаммед объявил себя эмиром,и укрепил власть.За влияние на страну боролись Англия и Россия.В 1830 г.англичане сорвали заключение российско-афганского торгового договора.

Читайте также: