Имя существительное конспект урока 2 класс школа россии с презентацией
Обновлено: 06.07.2024
Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс II часть Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой, рабочие тетради, презентация урока в Power Point, мультимедийная доска.
– Скажете, что поможет нам общаться друг с другом и понимать друг друга.
– Молодцы! До города, который называется Речь, мы уже добрались.
2. Характеристика [йа]
– Прочитай для всех, Катюша!
– Как вы её понимаете?
– Одно хорошо знакомое вам слово в пословице поможет провести чистописание. Вы его узнали?
– Внимательно посмотрите на буквы и соединения букв, которые сегодня предстоит вам написать.
Надеюсь, что вы будете писать красиво буквы и соединения, чтобы написанное вами всегда было приятно читать любому.
– Кто может дать характеристику букве Я?
– Кто может привести пример такого слова?
– Как бы вы хотели поработать с этой пословицей?
– Кто хочет прочитать?
Язык до Киева доведёт.
Язык до Киева доведёт.
Язык до Киева доведёт.
1. Прочитать по-разному (с разным логическим ударением)
2. Списать пословицу.
3. Подчеркнуть главные слова.
Списывают и самостоятельно определяют главные члены.
Язык до Киева доведёт.
Осуществляют взаимопроверку.
Поднимают руки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ КТО? ЧТО?
ПРЕДМЕТЫ НАЗВАНИЯ РЕК ГОРОДОВ ПРОФЕССИИ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ Т.Д.
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ ИЛИ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ
Выбранный для просмотра документ имя сущ.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс Все получится у нас!
М…рковь, в…робей, дев…чка, к…ньки, м…шина, ж…лтый, уч…ник, к…рабль, п…тух.
Морковь, воробей,девочка, коньки, машина, жёлтый, ученик, корабль, петух
Морковь, воробей,девочка, коньки, машина, ученик, корабль, петух.
Имена Существительные Русский язык
Всему название дано, - и зверю и предмету Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету, И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, - Означено словами.
Морковь, воробей,девочка, коньки, машина, ученик, корабль, петух Русский язык На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в два столбика
Одушевленные Неодушевленные Кто? Что?
Проверь себя Одушевленные КТО? воробей девочка ученик Неодушевленные ЧТО? морковь коньки машина Русский язык
ФИЗМИНУТКА Имя существительное. Очень удивительное. На вопросы кто? И что? Отвечать оно должно! Если слово будет отвечать на вопрос кто? Поднимите руки вверх. Если на вопрос что? Руки вперёд. Если встретятся другие слова - присесть
Русский язык А только ли предметы обозначает имя существительное?
Пёс, петух, корова, кошка - Кукла, мячик и гармошка - Лук, редиска, огурцы - Молоток, топор, щипцы – Платье, юбка и рубашка - Бак, стакан, кастрюля, чашка - Василёк, ромашка, роза – Ветер, дождик и морозы – … ЖИВОТНЫЕ … ИГРУШКИ … ОВОЩИ … ИНСТРУМЕНТЫ … ОДЕЖДА … ПОСУДА … ЦВЕТЫ … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ФРУКТЫ : … , … , … РЕКИ : … , … , … ГОРОДА : … , … , …
Запомни! Имя существительное обозначает предметы, животные, названия рек и городов, явления природы или события и т.д. Русский язык
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . (дятел, снег, лиса, заяц ) 1. Весной животные любят греться на солнце. 2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы. 3. Только не спит в своей берлоге медведь.
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным.
Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… Русский язык
я все понял(а,), было интересно ничего не понял(а), было скучно
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Оборудование: пластмассовые шарика, коврики (для физминуток), карточки со словами: морфология; фрукты, реки, города; снег, заяц, лисицы, дятел; изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного;
Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )
Ребята, у каждого на парте есть листочки с домиком, это листы оценивания. После каждого задания вы будете ставить в них оценки.
на доске: М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.
Запишите эти слова, всавляя пропущенные буквы. (Взаимопроверка)
Оценки за это задание ставим в фундаменте нашего дома.
- Что общего? (это всё словарные слова)
- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)
- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)
- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.
- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)
А давайте вместе прочитаем стихотворение
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи (а какие части речи вы знаете. ) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.
IV. Работа по теме.
- У каждого жома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).
И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)
- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)
- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)
-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые. (Самопроверка)
Оценки за данное задание ставим во первый этаж нашего дома.
Имя существительное. Очень удивительное.
На вопросы кто? И что? Отвечать оно должно!
Если слово будет отвечать на вопрос кто?
Поднимите руки вверх.
Если на вопрос что? Руки вперёд.
Если встретятся другие слова - присесть.
Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок , красный.
Классификация существительных
- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.
Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:
Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ
Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ
Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ
Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ
Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА
Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА
Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ
Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- Подбери ещё названья
Фруктов, рек и городов.
- Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый)
Фрукты: Реки: Города:
- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)
Роль существительных в речи и предложении.
на доске текст: Пуш..стый …. (сне г ) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).
- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)
- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)
- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.
Запишите эти предложения себе в тетрадку.
- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)
- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.
1. Весной животные любят греться на солнце.
2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.
3. Только не спит в своей берлоге медведь.
(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)
- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).
- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)
Оценки за это задание мы ставим в третий этаж.
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).
- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).
Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)
- самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи.
Личностные результаты:
- развивать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: развивать умения принимать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; прогнозировать предстоящую работу.
Познавательные УУД: развивать умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; извлекать информацию из текстов; на основе анализа объектов делать выводы; классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: развивать умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.
Тема: Имя существительное (обобщение)
Цели: создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи; развивать умение распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам.
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку), высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Личностные результаты: Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Орг. момент. Создание мотивации на учебную деятельность.
Чтобы наш урок начать,
Всем сначала нужно встать,
И друг другу улыбнуться.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Аутогенная тренировка.
- Теперь закройте глаза и мысленно повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.
- Пусть урок принесет вам радость!
- Сядьте на стул удобно. Сделайте вдох и медленный выдох.
Вспомним, как ученик сидит за партой? ( слайд № 3)
Каллиграфическая разминка: пропишем сегодня букву М( слайд). Запишите 3 слова, в состав которых входи эта буква. Запишем слово МОРОЗ. ?) Сколько слогов в слове? Сколько звонких согласных звуков? Сколько глухих звуков? Как проверить написание согласного, в котором происходи оглушение?( проверочное слово-МОРОЗЫ) .
Самоопределение.
Всему название дано и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Учитель: О какой части речи это стихотворение? В гостях у нас сегодня Имя существительное!
Что вы знаете об имени существительном?( слайд_4)
Дети: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.
Учитель: Для чего следует изучать имена существительные?
Дети: Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи.
Учитель: Итак, вперёд! Задание №1 ( слайд_5-9_) Вам нужно отгадать загадки и записать в тетрадь отгадки в 2 столбика в зависимости от вопроса. Каждый столбик нужно озаглавить правильно.
?) К какой части речи относятся слова, которые мы записали?
?) Как нужно озаглавить группы слов? ( Проверка слайд__)
Вывод: имена сущ с вопросом КТО? –одушевл., с вопросом ЧТО?- неодушевленные.
Задание №2. Зрительный диктант. Это задание вы будете выполнять в группах. 1 вариант- запоминают и выписывают одушевленные сущ., 2 вариант-неодушевленные. Советуйтесь и помогайте друг другу.
Проверим: слайд№ ____
Задание№3
Подумай и определи, по какому признаку существительные распределены на группы: ( слайд__) Ответ: собственные и нарицательные.
Вспомним, по каким признакам мы относим сущ. К собственным и нариц. , каковы правила их правописания. ( слайд____)
Задание №4. Списать предложение , выбрав нужный вариант написания буквы. Прочитать, объяснить свой выбор.( слайд_______)
Задание №5. Карточки. Работаем в парах. После выполнения задания зачитывают свои ответы.
Задание №6. Какое слово лишнее и почему? ( слайд___) Что показывает число имени существительного?
Задание № 7. (Слайд____) Комментированное письмо.
Записать сущ. во множеств. числе. Какие изученные орфограммы вы обнаружили? В каком сущ. такая замена невозможна? О чём это говорит?
ВЫВОД (слайд № ____) не все имена сущ. изменяются по числам.
Задание №8. Мы вспомнили основные морфологические признаки имени существительного. Теперь предлагаю вам потренировать себя в употреблении сущ. в речи. Попробуйте составить из данных слов предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы! ( слайд____)
Во 2-м предложении подчеркните грамматическую основу( что это? Как подчеркив. подлежащее, сказуемое?). Какая часть речи играет роль подлежащего? А остальные сущ. ( назовите их) какими членами предложения будут?
Задание №9. Дать морфологическую характеристику слова ПТИЦЫ( разбор под цифрой 3) –работаем коллективно.
( слайды_________________) вот такой удобный маршрут по всему разделу у нас получился. Даю каждому из вас его на память( раздаю в печатном варианте каждому ученику)
Наш урок подходит к завершению и каждый из вас может дать оценку собственным успехам или неудачам на этом занятии .( рефлексия) Прошу вас оценить свою работу с помощью сигналов светофора.
И ответить на вопросы( слайд________)
Обобщение знаний об имени существительном.
Февраль.2019 год.
У нас все ОБЯЗАТЕЛЬНО
Кла сс ная работа
-Здравствуйте!
Я - имя существительное.
Что вы знаете обо мне?
Я обозначаю
предмет и отвечаю
на вопросы: Кто? Что?
Отгадать загадки, отгадки записать в 2 группы в зависимости от вопроса. Дай название каждой группе слов.
Распредели слова в 2 столбика .
С начинкой твердой в середине.
В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица .
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки, -
Что угодно для души.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей – ка! Можешь и нарисовать Что такое я.
Читайте также: