Именительный и винительный падежи 4 класс школа россии конспект

Обновлено: 06.07.2024

Класс: 4.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Образовательные: совершенствовать умения учащихся распознавать существительные в именительном и винительном падежах.
  2. Развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
  3. Воспитательные: создать условия для развития умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Задачи урока: Создать условия для знакомства учащихся с алгоритмом распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Звенит веселый колокольчик.
Забавы все свои оставь.
Гостей нам нужно поприветствовать,
И у столов красиво встать.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.

Запишите число, классная работа. На полях изобразите своё настроение. Кому вы бы хотели передать (подарить) своё хорошее настроение?

2. Словарная работа

Разгадывание кроссворда (на карточках). Фронтальная работа.

– Что объединяет записанные слова? Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю.

Проверка. Оценка на полях.

– Какое новое слово вы видите по вертикали? ПАДЕЖ

– Запишите его в тетрадь.

– Назовите глухие согласные звуки [ п ] , [ ш ]

– Чем они отличаются? [ ш – всегда твердый ]

– Как проверить согласный звук на конце слова?

– Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.

– Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ

– Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? (форма слова, однокоренное слово).

Падеж – словоизменительная категория имени (лексическое значение [одна из категорий имени существительного])

– Что вы знаете о существительном?

  • одушевленное, неодушевленное;
  • собственное, нарицательное;
  • имеют род.

Непостоянные признаки: изменяется по числам, падежам;

– Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете? Помогите придворным и определите падеж слова солнце в этих предложениях.

Взошло яркое солнце.
Туча закрыла солнце.

– Почему оказались разные падежи?

– Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?

Давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока.

(Именительный и винительный падеж имен существительных.)

– Что мы уже знаем по данной теме?

Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

– Что вы узнаете на сегодняшнем уроке?

– Самое главное сегодня на уроке научиться распознавать именительный и винительный падежи имен существительных?

Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.

4. Работа по теме урока

– Предлагаю вам поработать самостоятельно в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Обсудите это в группе и составьте алгоритм.

Работа в группе.

– Если будет трудно, то поднимите руку.

Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного

  1. Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
  2. Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным).
  3. Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже.

– Расскажите, как же отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа.

– Как вы, используя свой алгоритм, смогли определить падеж слова солнце в наших предложениях.

– Сравните ваши ответы с выводом учебника. Стр. 81.

5. Работа по учебнику

– Авторы учебника предложили свою памятку, чем они похожи, чем отличаются?

– А я вам хочу предложить такое стихотворение

Что? – вопрос двух падежей
Различить ты их сумей.
Именительный падеж – это подлежащее,
А в винительном – обстоятельство или дополнение
Разберешься, если знаешь члены предложения.

– Как вы думаете, где пригодятся эти знания?

На зарядку солнышко приглашает вас
Из-за парт вставайте по команде раз!
А теперь, не зевай, веселее повторяй!

– Ребята, предлагаю вам посмотреть задания учебника.

– Как вы думаете, какие упражнения нам помогут лучше научиться распознавать именительный и винительный падежи.

– Да, действительно, эти упражнения помогут. Выполните одно на выбор.

Работа по учебнику.

Прочитайте задание и объясните, какое задание будете выполнять.

– Расскажите, как отличить именительный падеж от винительного?

– Зачем выполняли это упражнение?

– Что вам помогало распознавать падежи?

Оцените свою работу на полях.

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.

– Ребята, а на что же похожи одуванчики?

– Когда эти цветы распускаются?

– Значит, они радуются солнышку.

– Но радуются солнцу не только одуванчики, но и вся природа

Предлагаю поработать с текстом. Текст не совсем обычный, в нем есть ошибки в определении падежей.

6. Закрепление

Выпишите предложения, в которых были допущены ошибки и исправьте их.

Задание

– С какой целью выполняли это задание?

Взаимопроверка.

Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, а для этого предлагаю правильно выполненное задание.

Поставьте оценку на полях.

Я потом проверю, насколько вы были внимательны.

– Какие знания пригодились, чтобы правильно выполнить эту работу?

7. Контроль знаний

Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

Я. без предлогов

Г. у, из, до, около

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

Т. второстепенным членом


IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении
Уронило солнце лучик золотой.

8. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, научились ли вы различать именительный и винительный падежи имен существительных? Покажите это на шкале знаний.

Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи имен существительных, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной. Я тоже оценила вашу работу на сегодняшнем уроке.

9. Рефлексия

Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях.

Домашнее задание.

Предлагаю задание на выбор. Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное стояло в И.п., в другом – в В.п. (ветер, голос, море)

Сценарий урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по программе "школа России".

ВложениеРазмер
Сценарий урока по теме "Именительный и Винительный падеж имён существительных" 25.87 КБ
Презентация к уроку русского языка "Именительный и Винительный падеж имён существительных" 817 КБ
Задание к уроку 22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Подготовила: Жиркова Г. В.

учитель ГБОУ "Школа 2122"

Цели: актуализировать знания об именительном и винительном падежах, познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п . - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам ; синтез; построение ; логической цепи рассуждений; доказательство; к . - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л .- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник, ЭП к учебнику, индивидуальные карточки, картины художников, толковый словарь.

Записать число, определить орфограммы в слове "восьмое", к какой части речи относится это слово.

3.Работа над изученными орфограммами

- Списать пословицы, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы и смысл пословиц.

1. Не сп. ши . зыком, т. ропись делом.

2. Малое слово б. льшую обиду тв. рит.

- Над какой частью речи работаем на уроках русского языка? (существительное)

(Учитель выставляет карточку)

4.Самоопределение к деятельности

- Назовите грамматические признаки имен существительных. (одушевлённые, неодушевлённые; собственные, нарицательные; число; падеж; склонение; род )

- Что такое склонение имён существительных? (изменение существительных по падежам)

- Определить склонение существительных в пословицах.

- Что общего между существительными 1 предложения? (Т. п. и 2 склонение)

- Чем отличаются? (род)

- Что общего между существительными 2 предложения? (вопрос что?)

(Учитель выставляет карточки)

- В каком падеже встречаются эти вопросы? (И. п. и В. п)

(Учитель выставляет карточки с названиями падежей)

- Какая тема сегодняшнего урока? (Именительный и Винительный падеж имен существительных) (на экране появляется тема урока)

- Какая цель нашего урока? (Вспомнить что мы уже знаем и познакомиться с новыми признаками И. п. и В. п., отвечающие на вопрос что?)

6.Работа по теме урока

- Прочитайте стихотворение Никитина, определить падеж выделенных имён существительных и член предложения.

- О чем хочет напомнить нам хитрая лиса?

( В И. п. "лиса", в В. п. "лису" )

( На доске карточки)

В полдень дождь перестал, Ночь прошла. Рассвело.

И, что белый пушок, Нет нигде облачка.

На осеннюю грязь Воздух лёгок и чист,

Начал падать снежок. И замёрзла река .

-Какой вывод вы сделали ? ( Подлежащее в И. п., второстепенный член предложения в В. п.)

( На доске карточки)

- Посмотрите на инфографику в упражнении 185. В каком виде она представлена? ( таблицы )

- Чем ещё отличаются эти падежи? ( И. п. без предлогов, а В. п. с предлогами )

( На доске карточки)

О! (правая рука вверх)

Вэ! (левая рука вверх)

На! (правая рука вперёд)

Про! (левая рука вперёд)

Под! (две руки над головой в форме крыши)

За! (руки переводятся за шею)

Сквозь! (руки переводятся вперёд, смотрим сквозь пальцы)

Через! (пальцы правой руки пропускаем через пальцы левой руки)

(появляются карточка с предлогами)

О, в, на, про, под, за, сквозь, через.

7.Работа по учебнику Упр.189 с. 106 (доказать при помощи слова "лиса")

Вспомнить правило с.84.

8. Закрепление изученного материала

Упр. 188 с. 106 (работа в парах)

Тест на карточках

1.На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А) Кто? Что? В) Кем? Чем?

Б) Кого? Что? Г) Кого? Чего?

2. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А) в, на, через В) к, по

Б) без предлогов Г) у, около, из

3. Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?

Б) второстепенным членом

4.В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении?

Уронило солнце лучик золотой.

- Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать именительный и винительный падежи)

- Поднимите руку кому еще нужна помощь.

- Поднимите руку кто может сказать, что я очень хорошо понял тему урока.

10. Подведение итогов урока

- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК Школа России) на тему

2. Воспроизведение знаний о признаках имён существительных в именительном и винительном падежах (учебник, упр. 185), наблюдение за различием окончаний имён существительных 1-го склонения, одушевлённых имён существительных 2-го склонения в именительном и винительном падежах.

3. Упражнение в распознавании имён существительных в именительном и винительном падежах, определение их склонения (учебник, упр. 186).

5. Упражнение в определении имён существительных в именительном и винительном падежах (учебник, упр. 187). Выполнение заданий упражнения. Обоснование правильности определения падежа. Вывод о том, что окончания в данных падежах различаются: 1) у имён существительных 1-го склонения; 2) у одушевлённых имён существительных 2-го склонения. (Обращается внимание на трудные случаи распознавания падежа. Имя существительное в именительном падеже обычно обозначает главное действующее лицо (предмет) в предложении и является подлежащим. Имя существительное в винительном падеже обозначает, что действие главного действующего лица направлено на другой предмет (лицо). Действие лисицы в первом предложении направлено на сыр, имя существительное сыр стоит в винительном падеже).

Домашнее задание: Составление предложений с однородными членами (учебник, упр. 190) и их запись. Возможные варианты предложений: 1) Бабушка надела пальто и шапку и вышла на улицу. 2) Девочка одела брата и сестрёнку. 3) Девочка надела на брата и сестрёнку пальто и шапку. 4) Девочка помогла надеть брату и сестрёнке пальто.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе

Тип урока: урок введения нового знания.

актуализировать знания об именительном и винительном падежах,

познакомить с написанием окончаний и со способами различия именительного и винительного падежей.

Развитие умения определять падеж существительного;

Знакомство с особенностями именительного и винительного падежей;

Отработка приёмов различия именительного и винительного падежей.

Развитие культуры речи, творческого мышления, памяти, внимания;

Развитие активности и самостоятельности на уроке;

Развитие коммуникативных умений.

Воспитание интереса к родному языку, как средству общения.

1. Организационный момент.

- Мы начинаем урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

- О какой части речи мы говорили на прошлых уроках русского языка?

- Что вы знаете об имени существительном?

Устная фронтальная работа.

существительное

- Подробнее остановимся на склонении имён существительных.

- Что называется склонением имени существительного? (изменение по падежам)

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

3. Постановка проблемы.

- Мы продолжим изучение падежей. Но о каких падежах будем говорить сегодня?

- Попробуйте ответить на этот вопрос, поработав в парах.

- Работаем устно. Обсуждаем предложенный вопрос и формулируем тему урока.

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, земля, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенал, окно, море, ружьё, тень

- О каких падежах будем говорить на уроке?

(Именительный и винительный падеж)

Значит, какая тема урока?

Открыта тема на доске и запись темы в тетрадь.

На доске тема урока :Именительный и винительный падежи.

(на доске карточки с названием падежей)

Именительный винительный

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?)

(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)

- Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах)

- Научим придворных различать близнецов? Прочитайте предложения на доске и запишите их в тетрадь..

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

- Что общего в этих предложениях? (слово корабль)

- На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? (что?)

- На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? (что?)

- Как нам определить падеж, слова корабль, в этих предложениях. С чего мы начнем? (разберем предложения по членам)

Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные в тетрадях. Коллективная проверка.

- Какой вывод сделали? (В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во – втором второстепенный).

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном)

- В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (в винительном.)

(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога)

- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (Нет не имеет)

(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)

Без предлогов имеет предлоги

- Сделайте вывод:

1) существительное в именительном падеже является подлежащим, а винительном - второстепенным членом.

2) именительный падеж не имеет предлогов. У винительного падежа могут быть предлоги.

- Вернитесь к вашим карточкам, скажите в каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких – разные?

- сделайте вывод: одинаковые окончания у неодушевленных существительных 2-го скл. А так – же у существительных 3-го склонения.

- Проверим, верно ли мы сделали выводы. (электронный учебник анимация)

5. Первичное закрепление. (упражнение в электронном учебнике)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику упр. 188, с.106.(проверка)

Резерв, упр189, с. 106.

8. Рефлексия деятельности (самоанализ деятельности и её результатов)

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие получились результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Свои ответы можно начать со слов:

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Мне это пригодится…

Расскажу дома, что …

9. Оценка своих достижений.

Давайте оценим нашу совместную работу.

У каждого из вас три яблока: красное, жёлтое и зелёное.

Читайте также: