Игрушки наших предков конспект

Обновлено: 06.07.2024

Конспект для закрепления знаний о народных промыслах.О развитии интереса к русской народной игрушке, о связи между поделками и людьми, их сделавшими и
совершенствовании навыков росписи, воспитании любви к русской народной игрушке и людям, сделавшим ее;

Оценить 1889 0

Старший дошкольный возраст.

закрепление знаний о народных промыслах.

- развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду;

- помочь установить связь между поделками и людьми, их сделавшими;

- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;

- учить сравнивать игрушки, находить сходства и различия;

- обогащать лексику яркими эпитетами, сравнениями;

- побуждать к самостоятельному выбору образа декоративной игрушки, использованию своих умений и знаний для ее украшения декоративными деталями, узорами;

- воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, сделавшим ее;

- формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Последовательность интегрированной деятельности:

Педагог. Дети, какое ваше самое любимое занятие?

Дети. Мы любим играть.

Педагог. Во что вы любите играть?

Дети перечисляют любимые игрушки и игры.

Педагог. Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных?

Дети. Современные сделаны из металла, пластмассы, резины, воска, фарфора. В старину игрушки мастерили из дерева, бересты, глины.

Современные игрушки могут издавать звуки, говорить, передвигаться, шевелить руками, ногами, смеяться.

Педагог. Кто может объяснить, что такое ДОБРО?

Дети. Это добрые дела, поступки, сердечные люди, забота о ком либо, любовь к родным, близким.

Педагог.Давайте заглянем в сундук! (открывают). Ой, сколько здесь добра! А добро ли все это?

Дети. Да! Потому что это игрушки для детей, их сделали добрые люди, они старинные.

На стол выставляются: матрешка, барыня - водоноска, конь, птицы, свистульки.

Педагог. Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо - люди - мастера!

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (ответы).

Дети. Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.

Педагог. Из какого материала сделаны эти игрушки?(ответы).

Педагог: У каждого народа есть свои традиции. Они передаются от одного поколения к другому. Традиция народной игрушки возникла давно и сохранилась до наших дней.

Дети. Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Каков мастер, такова и работа.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не будет скуки, коли заняты руки.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства!

Педагог. Вы говорили, что игрушки делали из глины, дерева. Но ведь они светлые, бесцветные. А эти игрушки такие нарядные! Как это получилось? (ответы).

Отгадайте, о ком эта загадка:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

Дети.Матрешка!

Педагог. Как похожи друг на друга матрешки! Приглядитесь повнимательнее! Что вы заметили?

Дети. Они разные! У них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по своему нарисованы щечки - у одной розовые, у другой красные.

Они и летом, и зимой

Любят жить одна в одной,

Принесите им сапожки

И пойдут плясать. матрешки!

Дети. Они добрые, трудолюбивые, догадливые, умные, веселые.

Педагог. Да, именно этими качествами обладают мастера, придумавшие такую интересную, забавную игрушку. А из чего сделаны эти замечательные птички и зверушки?(ответы). Это не простые игрушки - свистульки. Это филимоновские игрушки. Лесов вокруг деревни Филимоново мало, зато много оврагов, а в них полно глины: белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта этих игрушек?

Дети. Они веселые, разноцветные, красивые, разнообразные.

Педагог.Взглянешь - в глазах рябит - слепит, как от солнышка. Почему так радуются эти игрушки? Какие руки у людей, сделавших их? (добрые, ласковые, теплые, мастеровые, сильные, золотые). На Руси много сел и деревень, в них живут люди добрые да умелые. Смотрите, это тоже глиняные игрушки, но совсем другие. Кто подскажет, как их называют?

Дети. Дымковские.

Он копытом бьет, удила грызет.

Мои руки крендельком,

Щеки, будто яблоки.

Со мной издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

По улице мостовой

Шла девица за водой,

Шла девица за водой,

За холодной ключевой.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил,

Хвост, как солнечный цветок,

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!

(Птичка-свистулька.)

Педагог. Молодцы! Какие краски использовали мастера, расписывая эти игрушки?

Дети. Яркие: малиновые, желтые, красные, зеленые, оранжевые, синие. Все цвета радуги!

Педагог. Каждый цвет словно соперничает с другим, и поэтому пестро и весело от такого хоровода красок! Мастерица легонько коснулась кисточкой фигурок, и они засветилась и стали ненаглядными! На них нельзя наглядеться! Какое настроение у вас от всего увиденного?

Дети. Радостное, веселое, праздничное.

Синие цветы, синие листья, нежно-голубые бутоны.

Сарафан, платок, передник.

Стройный, выносливый, красивый.

Ведра, коромысла, кокошник.

Пушистый хвост, алая головушка, высокий гребешок.

Педагог. Давайте поиграем с этими игрушками. Возьмите игрушки в руки, и они вам о себе много расскажут. Подумайте, что может рассказать игрушка, постарайтесь понять ее, только тогда она вам расскажет о себе. Кто смог понять? (Ответы, рассказы.) Молодцы! Интересные рассказы у вас получились. Наверное , так и играли в прежние времена.

Я тоже играла со своей игрушкой. Это козлик . Он рассказал мне ,как его лепили из глины. Глина волшебная, мягкая, податливая. В добрых ласковых руках она превратилась в козлика. Украшали ее с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, волшебные знаки.

Давайте еще раз полюбуемся на деревянную и глиняную игрушку. Положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу становится тепло? Все почувствовали? Знаете почему? Это доброта , ласка , любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушки, подарили вам свою любовь, Такие замечательные игрушки делают только в нашей России. И греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле!

Педагог. Хотелось бы вам превратиться в мастеров - народных умельцев?(Ответы.)

Дети подходят к столу №1

Педагог. Какие игрушки можно сделать из приготовленных материалов?

Дети. На этом столе изделия мастеров дымковской игрушки.

Педагог. Как вы догадались?

Дети. Увидели знакомые фигуры: барыню, всадника… Здесь приготовлены яркие краски и образцы дымковских узоров: кругов, точек, колец, полосок.

Педагог. Правильно, здесь будут работать мастера дымковской игрушки.

Дети подходят к столу №2

Педагог. Что можно сделать из этих материалов?

Дети. Матрешек! Можно их расписать.

Педагог. Молодцы!

Дети подходят к столу №3

Педагог. Здесь всего две краски: синяя и голубая. Какие игрушки мы можем расписать, используя только эти цвета?

Дети. Сувениры из Гжели.

Педагог. Вы можете выбрать себе дело по душе!

Педагог.

Это мы видим! Это диво!

Сколько радости вокруг!

Все игрушки так красивы,

Аж захватывает дух!

Педагог. Молодцы дети! Ваши изделия радостные, добрые и веселые, такие,

Картинки с изображением старинных игрушек в виде презентации, игрушки приготовленные заранее из платочка, коробки и т.д. Ножницы, ленты, нитки и т.д.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня утром, почтальон принес мне посылку. Хотите посмотреть, что там?

Дети: Да, хотим

Воспитатель достает пирамидку, куклу, машинку, матрешку, мячик.

В-ль: Что это такое? Как можно назвать это одним словом?

Дети: Игрушки.

В-ль: Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Ребята, а чем вы играете в группе и дома?

Дети: игрушками

В-ль: С самого рождения у каждого из вас появляются игрушки, но самая первая из них какая, угадайте:

Тронешь – сразу загремит

И младенца удивит.

Что за яркая игрушка? –

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности тоже была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Матери напевали колыбельные песни, постукивая этими погремушками. Считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов от ребенка.

- Древние русские игрушки появились еще в IX в. Их делали из дерева и глины, называли- потешки. Это были – деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие предметы. Их использовали для игр, и в качестве талисманов. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу- оберег, то она бдет защищать и оберегать всех членов семьи. Кукла делалась из лоскутков ткани.

А вы любите игрушки?

Дети: Да.

В-ль: Какие вы любите игрушки?

Ответы детей

В-ль: А что вы делаете с игрушками?

Дети: Играем.

В-ль: Какими свойствами и качествами обладают наши игрушки?

Дети: Они бывают пластмассовые, железные, мягкие.

В-ль: Дима, принеси мне пожалуйста железную игрушку.

Даша, а ты принеси мне пожалуйста пластмассовую игрушку.

В-ль: Как вы думаете какими игрушками играли бабушки, прабабушки, дедушки и прадедушки.

Ответы детей

В-ль: Я хочу вам показать игрушки которыми играли ваши прабабушки (показ презентации). В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Это яркие, современные игрушки, которые умеют разговаривать, петь, прыгать, взлетать, самостоятельно ездить. А как вы думаете, мы можем сами изготовить игрушку?

Ответы детей

В-ль: Посмотрите, ребята, какие игрушки я сделала сама( показываю куклу сделанную из носового платочка и т.д.) А вот эти игрушки вы делали дома с родителями. Дети с любопытством рассматривают.

В-ль: А вы хотели бы сделать игрушку своими руками?

Дети: Да.

В-ль: Но прежде проведем небольшую физкультминутку.

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

Хоть разминка коротка, отдохнули мы слегка.

А теперь, посмотрите, у меня на столе лежат нитки нескольких цветов, тесьма, ленты и т.д. А делать мы с вами будем куклу из ниток. Выберите нитки понравившегося цвета, возьмите заготовки картона и начните работу.

Дети с интересом изготавливают свою. Игрушку, воспитатель помогает и подсказывает если у ребят что- то не получается .В конце занятия дети рассматривают свои игрушки.

На этом наше занятие закончено. Я предлагаю вам поиграть в ваши новые игрушки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект совместного мероприятия для детей и родителей

Цель: - формировать представление воспитанников о народных традициях на

Руси, научить изготавливать русскую народную куклу - Счастье .

Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол , ролью куклы в народном быту . Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы . Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности. Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Развивать мышление, речи, творческое восприятие, творческие способности.

Воспитывать патриотическое чувство, уважение к традициям русского народа.

Ход занятия.

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады видеть вас у себя в гостях.

Сегодня мы попробуем заняться новым интересным делом. Надеемся, что вам будет интересно, ведь разговор пойдет о волшебном мире тряпичных кукол .

- Жива традиция, жива,

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Так что усаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте.

Вот какие универсальные куклы завещали нам пра-пра-прабабушки. В чем же их универсальность? Во-первых, ее можно сделать всегда и везде. В любом месте, в поликлинике, в самолете или на прогулке можно достать из кармана носовой платочек и буквально за минуту связать узелковую куклу. Во-вторых, она будит фантазию и будоражит воображение. В-третьих, развивает мелкую моторику, когда делаешь куклу сам или даже когда он просто шуршишь ее начинкой: крупой или сухой травой. В-четвертых, дает первые уроки моделирования и развивает вкус. В-пятых, просто доставляет удовольствие. Узелок за узелком – и уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом.

Что нужно иметь для куколок?

Нужны ткани – кусочки хлопковых, льняных и любых нарядных тканей. Эти лоскутки и лоскуты хорошо бы выкладывать в короб, чтобы они не мялись.

Отдельную коробочку хорошо завести для разных лент, тесемок, пуговичек и перышек, бисера, в общем, для разной мелкоты.

Для набивки нужны марля, ветошь, вата

Трава, палочки, рогульки и береста.

Клубочки ниток шерстяных, мулине, ириса для изготовления кос, волос и поясков.

Иголки, нитки и ножницы.

Ко всему перечисленному приложить старание, и получится чудесные куклы, например, такая как эта: кукла на счастье . (Показ готовой куколки - Счастье)

Название говорит само за себя. Кукла Счастье единственная из народных кукол имеет своеобразные туфельки - лопаточки, которые помогают ей на пути поиска вашего счастья, потому что путь бывает долгим, что наверно и символизирует длина косы, превышающая рост самой куклы на счастье.

(По ходу изготовления идет показ этапов работы на экране)

Изготовление куклы.

2. Из светлой ткани 10х10 см делаем скрутку-столбик и закрепляем его по краям нитками.

3. С обеих сторон столбика формируем обувь куклы – кружочки трикотажа 3 см

4. Перегибаем столбик пополам, на сгибе формируем голову – накручиваем пучок ниток, сверху накрываем светлым куском ткани 10х10 см и затягиваем ниткой

5. Ручки делаем как у всех узелковых кукол, перетягивая на груди ниткой крест-накрест. Нитку не обрываем!

6. Крепим кукле волосы, приматывая их ниткой в районе шеи. Заплетаем косу.

7. Надеваем кукле юбку и фартук.

Посмотрите, какие красивые получились у вас куколки. Вас понравилась наша встреча, что нового вы узнали? Попробуйте дома вместе с ребята сделать другую куколку, которая вам понравится и принесите нам.




А сам стал играть сучком дерева, похожим на зайку. Когда они вернулись с сенокоса, отец привез им, с ярмарки, новые игрушки: кукла тряпичная – для Манечки,




(воспитатель задает вопросы детям младшей подгруппы)
- Из чего сделана эта игрушка? Какая она? (Соломенная, деревянная, глиняная, тряпичная.)
- Как с ней можно поиграть?

- А вы хотите поиграть с этими игрушками?
(Дети младшего возраста идут играть, ООД продолжается со старшей подгруппой)






Бирюльки. Мелкие деревянные игрушки, которые нужно было подцепить крючком и перенести себе. Кто больше соберет, тот и выиграл.








Деревянный желобок. Как дети здесь играют? Как вы думаете, какие правила в этой игре? (Нужно выбить, как можно больше яиц. Скатить яйцо по желобку так, чтобы столкнулось с другим) Можно было так играть и с камушками.



Каталка – бычки и тележка. Из чего сделаны эти игрушки? (из дерева) Кто делает, на этой картине, игрушки?












Тряпичная кукла – полено. У таких кукол, лицо было не прорисовано, считалось, что кукла с прорисованным лицом приносит вред. Из чего сделаны эти игрушки?




- Как вы думаете, что нужно сначала сделать, чтобы получилась такая кукла?
- Скатать из одного платочка бревнышко, укутать его так, чтоб не размоталось ниточкой или лентой, завязать платочек или закутать как маленького ребенка. Ребята, вспомните, почему у таких кукол было не прорисовано лицо?
- Как можно с ними поиграть?
- Я, например, делала для куклы вот такую колыбельку – зыбку, из коробки и веревочки.



- Давайте повторим, это новое для вас, слово зыбка. Так называлась детская кровать, для младенцев, подвешенная к потолку.


- В такой колыбельке мне, маленькой, приходилось в гостях у бабушки спать.
- Как можно сделать такую колыбельку?
Хотите попробовать сделать такие игрушки? Сами поиграете и дадите малышам. Мальчики будут делать зыбки, так как их делали только мужчины, а девочки сделают кукол.
(самостоятельная работа детей)

Итог:
- Давайте покачаем наших куколок в новых зыбках. (дети объединяются парами) У вас получились замечательные игрушки! Что вы нового узнали?( В какие игрушки играли наши прабабушки.) Что научились делать? (зыбку, куклу)

Читайте также: