Идентификация органических соединений конспект

Обновлено: 09.07.2024

Таблица “Качественные реакции на органические вещества”.

Таблица “Техника безопасности на уроках химии”.

Выполняется на листочках.

“Если вы добросовестно занимались в течении года, вам, безусловно, будет интересно узнать насколько хорошо вы овладели практическими умениями и можете ли применять химические знания при выполнении химического эксперимента. Предлагаемые практические работы помогут вам осуществить такой самоконтроль”.

2. Предлагает перед работой повторить качественные реакции на органические вещества (Таблица).

3. Предлагает рассмотреть образец оформления экспериментальной задачи

4. Предлагает вспомнить правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием.

Смотрят таблицу “Качественные реакции на орг. вещества” (Приложение 2)

Смотрят “ Правила безопасной работы с веществами и оборудованием”. (Приложение 4)

Слушают “Условия выполнения экспериментальной работы”:

1) Работу выполнять в малой группе (по 2 человека).

2) Не пользоваться рабочей тетрадью или учебником.

3) Результаты проведенных опытов сохранять до тех пор, пока преподаватель не посмотрит.

4) Результаты работы записывать в таблицу в тетради для лабораторных и практических работ.

5) Оценка зависит от самостоятельности при выполнении эксперимента, аккуратности выполнения, оформления работы (запись наблюдений, уравнений и вывод); чистоты на рабочем месте, соблюдения правил по охране труда.

1. Выписать в рабочую тетрадь формулы и названия органических и неорганических соединений, использованных сегодня на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Образовательные: сформировать представление о качественных реакциях на органические вещества, продолжить учить составлять уравнения химических реакций.

Развивающие: способствовать формированию умения сравнивать, анализировать полученную информацию , находить существенные признаки соединений, делать выводы; адекватность самооценки.

Штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички.

Реактивы: в пробирках под номерами 1,2,3,4,5,6,7 даны вещества: этиловый спирт, раствор фенола, формалин, растворы глицерина, глюкозы, уксусной кислоты, крахмальный клейстер.

Реактивы для определения: растворы сульфата меди двухвалентной, гидроксида натрия, аммиачный раствор оксида серебра, раствор хлорида железа ( III ), лакмус, раствор йода, медная проволочка,

приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

коммуникативные: проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия

1) собственно вызов

Предлагает записать тему практической работы в тетрадь,

Предлагает сформулировать цель практической работы.

Знакомит учащихся с правилами техники безопасности при работе с веществами

Предлагает следующую информацию о качественных реакциях на вещества

( см. Приложение 1)

Выслушивает предложения учащихся, одобряет план определения вещества.

На основе прослушанной информации предлагает сделать вывод о каком веществе идет речь

Организует работу учащихся по определению предложенных веществ.

Подводит итог 2 этапа урока: определить вещества можно с помощью качественных реакций.

Записывают тему и формулируют цель практической работы

Повторяют правила техники безопасности при работе с веществами

Выдвигают алгоритм определения веществ:

определить вещество по запаху. Предположить , что это за вещество.

Провести качественную реакцию на данное вещество.

В пробирке под номером 1 чувствуется запах спирта. Проведем качественную реакцию на этиловый спирт.

После одобрения предложения учителем приступают к практическому распознаванию веществ.

Нагреем медную проволочку и опустим в пробирку с веществом. Чувствуется запах зелёного яблока.

Записывают вывод в тетрадь.

Выдвигают предположения и определяют вещества в пробирках под номерами 2,3,4,5,6, и 7.

познавательные: систематизируют информацию о веществах,;

определение основной и второстепенной

постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение.

регулятивные: планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Цель работы: Повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ.

Ход работы:

1. Посмотрите видео-эксперименты.

2. Оформите таблицу №1 письменно в тетради. Запишите уравнения соответствующих химических реакций, назовите все вещества, укажите условия проведения реакций.

3. Проведите мысленный эксперимент.

В трёх пронумерованных пробирках №1,2,3 находятся вещества – этанол, глицерин и уксусная кислота. Предложите подробный план распознавания веществ. Запишите уравнения соответствующих химических реакций, назовите все вещества, укажите условия проведения реакций. Оформите отчёт.

Оборудование:
физический,
пробирки, штатив химический, штатив
спиртовка, спички, держатель для пробирок.
Реактивы:
согласно методичке.
Цель урока:
научиться
1.Распознавать органические вещества
2. проводить экспериментальные доказательства наличия данного
вещества

3. пример оформление работы Таблица (на 2 страницы)


з
А
д
Формулы и Наблюдения признакиов
названия
химических реакций
исходных
веществ
Уравнения химических
реакций
Вы
вод
1.
С 2Н5 ОН – 1. сделаем пробы .
CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓
+K2SO4
2 Сu +O2 → 2СuO
В
пробирке
№ 1№2-
этанол
НСООНмуравьиная
кислота
Сu(OH)2 –
гидроксид
меди
Сu- медная
спираль
2.получим гидроксид меди
(II) –Cu(ОН)2
для этого прильём к CuSO4
NaOH или КОН
3.добавим гидроксид меди
(II) в обе пробирки с
пробами
4. наблюдаем: там, где
выпал Сu2 О кирпичнокрасный осадок находится
муравьиная кислота.
и т. д.

4. продолжение

№з
А
д
Формулы и
названия
исходных
веществ
Наблюдения признакиов химических реакций
5. значит в другой пробирке этанол ,
докажем это с помощью качественной
реакции с оксидом меди СuO
6. прокалим медную спираль в пламени
спиртовки и опустим её в спирт. Проделаем
так несколько раз. Обнаружим резкий запах
альдегида.
7. запишем № пробирок
Уравнения
химических
реакций
Вы
вод

5. ЗАДАЧА № 1 текст

В двух пробирках без этикеток
содержатся следующие вещества:
1 вариант
этиловый спирт и муравьиная кислота
2 вариант
растворы глюкозы и глицерина
3 вариант
растворы формальдегида и белка
4 вариант
крахмальный клейстер и глицерин

7. ВАРИАНТ 1 Матрица 1

Реагент/реактив
СuO
медная
спираль
C2 H5 OH
Резкий
запах
альдегида
HCOOH
-
лакмус
_
краснеет
№ пробирки
№…
№…

9. ВАРИАНТ 1 (пошаговая инструкция к выполнению)

1. сделаем пробы .
2. добавим лакмус в обе пробирки с пробами
3. наблюдаем покраснение лакмуса в пробирке с
муравьиной кислотой
4. значит в другой пробирке этанол , докажем это с
помощью качественной реакции с оксидом меди СuO
5. прокалим медную спираль в пламени спиртовки и
опустим её в спирт. Проделаем так несколько раз.
Обнаружим резкий запах альдегида.
6. запишем № пробирок

10. уравнения

HCOOH → H + + COOH _
лакмус краснеет
2 Сu +O2 → 2СuO
C2 H5 OH + СuO → CH3COH ↑+ Сu + H2O
Резкий запах альдегида

11. ВАРИАНТ 1 матрица 2

12. ВАРИАНТ 1 (пошаговая инструкция к выполнению)

13. Реакция муравьиной кислоты с гидроксидом меди(II)

14. уравнения

15. ВАРИАНТ 2 матрица

Реагент/
реактив
Сu(OН)2 без
C6 H12 O6
темно-синий
прозрачный
раствор
C 3 H 8 O3
нагревания
темно-синий
прозрачный
раствор
-
Сu(OН)2 c
нагреванием
№ пробирки
кирпичнокрасный осадок
№…
_
№…

16. Вариант 2 (пошаговая инструкция к выполнению)

1. сделаем пробы .
2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2
для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН
3.добавим гидроксид меди (II) в обе
пробирки с пробами
4.Наблюдаем тёмно-синий прозрачный
раствор

17. Качественная реакция на многоатомные спирты ( и глицерин и глюкоза)

18. Вариант 2 продолжение

5.Нагреем обе пробирки с тёмно-синим
прозрачный раствором
6.В пробирке с глюкозой появляется
кирпично-красный осадок закиси меди
Cu2о
7.значит в другой пробирке глицерин
8. запишем № пробирок

19. Качественная реакция на альдегидную группу ( глюкоза)

20. ВАРИАНТ 2 уравнения

1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO4
2).С H2OH- (CH OH)2-CH OH-CH OH-COH
+ Сu(OH)2 ↓ →
С H2OH- (CH OH)2-(CH O)2 Cu-CH O +2 H2O
3). С H2OH- (CH OH)4-COH +2 Сu(OH)2 →
Сu2O ↓ + С H2OH- (CH OH)4-COOH + 2 H2O
4). С H2OH- CH OH-CH2OH + Сu(OH)2 →
С H2OH- CH O-CH2O + 2 Н2О
\
|
Сu

21. ВАРИАНТ 3 матрица

Реагент/
реактив
Сu(OН)2 с
нагреванием
№ пробирки
белок
фиолетовое
окрашивание
№…
HCOH
кирпично№…
красный осадок

22. Вариант 3 (пошаговая инструкция к выполнению)

1. сделаем пробы .
2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2
для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН
3.добавим гидроксид меди (II) в обе
пробирки с пробами
4.подогреем
5.Наблюдаем фиолетовое окрашивание в
пробирке с белком

23. Биуретовая реакция на белок

24. Вариант 3 продолжение

6.значит в другой пробирке альдегид, т.к.
появился кирпично-красный осадок закиси
меди Cu2о
7. запишем № пробирок

25. Вариант 3 качественная реакция на альдегид

26. уравнения

1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO4
2).HCOH + 2Сu(OH)2 → HCOOH + Сu2O ↓+
2 H2O
3). Белок + Сu(OH)2 → фиолетовое
окрашивание

27. ВАРИАНТ 4 матрица

Реагент/
реактив
Сu(OН)2
№ пробирки
без
нагревания
Синее
окрашивание
(C6 H11 O5) n
крахмальный
клейстер
C 3H8 O3
глицерин
йод
темносиний
прозрачный
раствор
-
№…
№…

28. Вариант 4 (пошаговая инструкция к выполнению)

1. сделаем пробы .
2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2
для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН
3.добавим гидроксид меди (II) в обе
пробирки с пробами
4.наблюдаем тёмно-синий прозрачный
раствор в пробирке с глицерином

29. Качественная реакция на многоатомные спирты

30. продолжение

5.значит в другой пробирке крахмал .
6. сделаем новую пробу .
7.докажем это с помощью качественной
реакции с йодом, увидим синее
окрашивание.
8.запишем № пробирок

31. Качественная реакция на крахмал

32. уравнения

1).С H2OH- CH OH-CH2OH + Сu(OH)2 →
С H2OH- CH O-CH2O + 2 Н2О
\
/
Сu
2).(С6 H10O5) п + I 2 → синее окрашивание
крахмал

33. Задача № 2

34. Качественная реакция на многоатомные спирты

35. Взаимодействие с гидроксидом меди

36. решение

1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO4
Глюкоза- многоатомный спирт
2).С H2OH- (CH OH)2-CH OH-CH OH-COH
+ Сu(OH)2 →
С H2OH- (CH OH)2-(CH O)2 Cu-CH O +2 H2O
Глюкоза- альдегид
3). С H2OH- (CH OH)4-COH +2 Сu(OH)2 →
Сu2O ↓ + С H2OH- (CH OH)4-COOH + 2 H2O

37. Задача № 4

38. глюкоза

39. крахмал

40. решение

1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO4
2).С H2OH- (CH OH)2-CH OH-CH OH-COH
+ Сu(OH)2 →
С H2OH- (CH OH)2-(CH O)2 Cu-CH O +2 H2O
3). С H2OH- (CH OH)4-COH +2 Сu(OH)2 →
Сu2O ↓ + С H2OH- (CH OH)4-COOH + 2 H2O
4).(С6 H10O5) п + I 2 →синее окрашивание
крахмал

41. СПАСИБО ЗА РАБОТУ

42. Используемые источники

Читайте также: