Идейно художественное своеобразие драмы гроза конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с творческой историей пьесы; выявить художественные особенности конфликта и жанра произведения.

Оргмомент. Самостоятельная работа (одно из заданий по выбору преподавателя):

- перечислите особенности театра Островского.

- перечислите основные периоды творчества драматурга. Дайте им краткую характеристику.

II. Вступительное слово.

III. История создания произведения.

1. 1856 год – по инициативе Морского министерства была организована литературная экспедиция с целью изучения быта жителей Волги. Включение в число участников Островского. Вынужденное прерывание путешествия. 1857 год – продолжение экспедиции: Ярославль, Углич, Кострома.

- Как вы думаете, почему появилась эта версия? (История семьи Кабановых была типичной для провинциальных городов Росиии).

3. 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе Большую Уваровскую премию. Учёный мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства произведения.

IV. Беседа по первому восприятию произведения.

- Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось? Почему?

- Что является содержанием пьесы? Отказ от идеализации купечества, патриархального быта.

- С чем это связано? Произведение во второй половине 1850-х годов, когда драматург отходит от поэтизации купеческого уклада жизни, осознавая все острейшие социальные проблемы общества.

V. Идейно-художественное своеобразие произведения.

1. Смысл названия пьесы.

- Как вы поняли смысл названия пьесы?

- Как вы думаете, каково значение образа грозы в пьесе? Это и образ душевного переживания, и образ страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

2. Тема произведения.

- Попробуйте определить тему пьесы. Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между угнетателями и угнетёнными, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Общая тема произведения влечёт за собой ряд частных тем:

рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества;

излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания героев, писатель с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства;

отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорого, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

3. Конфликт произведения.

- Дайте определение понятию конфликт в литературном произведении.

- Из-за чего возникла конфликтная ситуация в пьесе? В результате попытки личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь омертвелым догмам.

Какой конфликт составляет основу сюжета пьесы? Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности (конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой).

Основной конфликт произведения объединяет все остальные конфликты. Попробуйте выделить их:

- конфликт Кулигина с Диким и Кабанихой;

- конфликт Кудряша с Диким;

- конфликт Бориса с Диким;

- конфликт Варвары с Кабанихой;

- конфликт Тихона с Кабанихой.

Действие 1 – социально-бытовой фон конфликта; неизбежность, предчувствие конфликта.

Действие 3 – свобода, обретённая Катериной, - шаг к трагической гибели героини;

Действие 4 – душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретённой ею;

Действие 5 – самоубийство Катерины как вызов самодурству.

4. Особенности жанра произведения.

Впервые в своём творчестве Островский привёл драматургический конфликт к трагической развязке.

- Вспомнить определения драмы, трагедии.

Трагедия - действие развивается в трагедийном ключе, конфликт между героями приводит к трагическим последствиям, масштабность образов героев, символико-мифологические ассоциации.

Драма – широкая распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в произведении событий.



VI. Итог.

Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста; предмет изображения, те факты и явления жизни, которые запечатлел в своем произведении писатель.

Конфликт – столкновение, противостояние, воплощённое в сюжете произведения.

Сюжет – развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях.

Драма – пьеса с острым конфликтом, который не возвышен, приземлён, обычен и так или иначе разрешён.

Трагедия – пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, чьё разрешение чаще всего завершается гибелью героя.

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)

Методическая разработка по литературе I курс на тему:

Пахомова Светлана Александровна

Тип урока: урок-лекция, урок-беседа.

I. Образовательная: 1). Раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; 2). Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

II.Развивающая: Развивать умение анализировать, вычленять необходимую информацию из большого потока материала, рассуждать, делать выводы.

III. Воспитывающая: Воспитывать интерес к литературе и творчеству А.Н.Островского.

Метод: репродуктивный, метод творческого чтения, эвристический метод.

Формы работы: лекция, беседа, рассказ, конспектирование, чтение учителем и учащихся художественного текста с комментариями, чтение по ролям, ответы на вопросы.

I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказать о таком направлении как реализм, его видах, основных жанрах, видах романа; назвать основные этапы жизни и творчества А.Н.Островского.

III. Запись темы, эпиграфа, плана урока.

1. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр.

3. Тема, идея, конфликт пьесы.

4. Композиция пьесы, жанр.

«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку

художественных произведений, для сцены создали

свой особый мир. Вы один достроили здание, в

основание которого положили краеугольные камни

Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас

мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас

есть свой русский драматический театр. Он по

справедливости должен называться «Театр

(Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому)

Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.

Островский – замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии - экспозиции драмы – знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории литературы.

Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем Артистического кружка, Общества русских драматических писателей, постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1866 г. драматург скончался.

И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Тема: Идейно-художественное своеобразие

Цель: раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Оборудование: тексты пьесы.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

2. План урока:

б) Тема, идея, конфликт пьесы.

в) Композиция пьесы, жанр.

3. Беседа по первому восприятию пьесы:

- Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось, почему?

- О чём это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

- Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

- Какие события, наблюдения, переживания автора отразились

в содержании пьесы?

5. Лекция учителя и беседа о жанре и композиции пьесы.

- Как вы считаете, о чём эта пьеса, какова её тема? Идея?

- В чём заключается конфликт?

Попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы литературоведы.

Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

а) Рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально- правового положения всех слоёв общества той эпохи.

б) Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов.

и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде.

г) Отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии

торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.

д) Наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

И.А. Гончаров писал:

Таким образом, предреформенная Россия представлена в ней

и в социально-экономическом, и в культурно-нравственном,

и в семейно-бытовом облике.

-Какова же композиция пьесы?

Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов (Д.1, явл.1-4).

Развитие конфликта – в природе дважды собирается гроза (Д.1, явл.9).

Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома (конец Д.4).

Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде.

Первая кульминация - Катерина признаётся в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью:

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене:

Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

6. Домашнее задание.

1. Пересказ лекции.

3. Выучить наизусть отрывок из пьесы:

Д.1, явл.3 – Кулигин:

4. Перечитать Д.1. Знакомство с героями, городом.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода.

Из 26 оригинальных пьес, поставленных в Москве за период с 1853 года по год смерти Косицкой (1868), т. е. за 15 лет, она участвовала в 9.

Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.

В октябре 1859 года на квартире Л.П. Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. На Варвару прочили Бороздину, на Дикого – Садовского. Тихона должен был играть Сергей Васильев, Кабаниху – Рыкалова.

Но прежде, чем репетировать, надо провести пьесу через цензуру. Островский сам поехал в Петербург. Нордстрем прочёл драму так, как если бы перед ним лежало не художественное сочинение, а шифрованная прокламация.

И заподозрил, что в Кабанихе выведен… покойный государь Николай Павлович. Островский долго разубеждал цензора, говорил, что никак не может поступиться ролью Кабанихи…

Пьесу получили из цензуры за неделю до премьеры. Впрочем, в те времена сыграть пьесу с пяти репетиций никому не казалось диковинкой.

Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для учителей литературы. Тема урока: А.Островский. "Гроза".

Конспект урока литературы

Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Оформление доски: запись темы, репродукция картины, иллюстрации.

Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

1.1 Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?

1.2. Отражает ли название комедии сущность её основного конфликта?

2. Слово учителя (итог)

Итак, мы можем сказать, что комедия отличается правдивостью изображения жизни , типичностью образов, яркостью бытовых картин. Драматург показал — и это было шагом вперед в истории драматического искусства, - как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение.

Изучение нового материала.

2. Тема, идея, конфликт пьесы.

3. Композиция пьесы, жанр.

1. Слово учителя и беседа по первому восприятию пьесы.

1.1. Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно за помнилось, почему?

1.2. О чем это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

1.3. Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

2. Слово учителя.

4.1. Какие события, наблюдения, переживания автора отразились в содержании пьесы?

5. Лекция учителя и беседа о жанре и композиции пьесы

5.1. Лекция

5.1.1. Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее тема? Идея?

5.1.2. В чем заключается конфликт?

Попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы литературоведы.

а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;

д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

5.2. Беседа

5.2.1. Какова композиция пьесы?

(Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4).

Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса — и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4).

(По всем признакам жанра, пьеса Гроза — трагедия, так как конфликт между героями приводит трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин.

Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.)

Итог урока и выставление оценок.

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами на уроке познакомились с еще одним прекрасным произведением Островского.

2.1. Давайте вспомним какова тема и идея драмы? ( тема — столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, идея — смелое обличение социальных порядков, беспощадная правда, с которой изображаются нравы правящих классов и положение трудового люда).

2.2. Каково жанровое своеобразие пьесы? (трагедия с элементами комизма).

После подведения итогов учитель выставляет учащимся отметки в журнал.

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции.

3. Опережающее задание. Учить наизусть на выбор отрывки:

4. Перечитать д. I. Знакомство с героями, городом. Подготовиться к беседе.

Конспект урока литературы

Тема: «Базаров — нигилист"

Оборудование: текст произведения, оформление доски.

Оформление доски: запись темы.

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа.

Нигилизм — это.

— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

Проверка заполнения таблицы.

Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.

2. Слово учителя (итог).

2.1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

— С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

Беседа.

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

2.1. Как изменяется разговор с появлением Базарова?

3. Комментарий учителя.

Беседа.

4.1. С чем связано обращение автора к картине предреформенной деревни?

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

4.2. Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

4.3. Какова роль третьей сцены?

5. Слово учителя.

6. Аналитическая беседа.

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

6.1. Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

6.3. В чем выражается духовный кризис Базарова?

6.4. Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

6.5. Какой выход для человека предлагает Тургенев?

III. Итог урока и выставление оценок.

Слово учителя.

Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Беседа.

2.1. Давайте вспомним, что такое нигилизм? ( это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государственных институтов).

2.2. Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам? (для ответа детям предлагается выписать цитаты из текста).

После подведения итогов учитель выставляет учащимся отметки в журнал.

IV. Домашнее задание

Конспект урока литературы

Цель урока: провести параллель между творчеством и жизнью Пушкина; закрепление навыков анализа лирического текста.

Оформление доски: запись темы, портреты Пушкина и Воронцовой.

Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

1.2. Кто их русских композиторов торжественный взлет радости и восторга воспроизвел в музыке своего романса? (М.И. Глинка посвятил свой романс дочери А.П. Керн).

II. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Произведение тогда талантливо и совершенно, когда оно задевает сокровенные струны в душе каждого, находит отклик в сердцах многих. И, в сущности, не так уж важно, по какому поводу оно написано, кому посвящено. Для читателя такое произведение становится своим, глубоко личным, он находит в нем себя, узнает свою боль или радость.

Летом 1823 года поэт был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова, в Одессу. Здесь он и познакомился с его женой, одаренной, культурной женщиной, которая к тому же была хороша собой.

Сестра поэта вспоминает, с каким нетерпением поэт ожидал писем из Одессы. Получив долгожданную весточку, он уходил в свою комнату и запирался, чтоб никто не мешал беседовать с той, которая покорила его сердце. Потом сжигал ее письма.

2. Чтение и анализ стихотворения

2.1. Выразительное чтение стихотворения

2.2. Комментирование и анализ текста.

2.2.1. Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?

(Письмо для него — не просто лист бумаги со словами любви. Оно от любимой. Оно для него — часть возлюбленной, и поэт обращается к нему, как к живому существу.)

2.2.2. Покажите одушевленность сжигаемого письма.

2.2.3. Велела! Почему выбран именно этот глагол? Можно ли его заменить? Подберите и сравните синонимы.

2.2.4.Почему поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, точно обрывает ее.

(Герой не в состоянии вымолвить приговор, и спазмы перехватывают горло. Фраза словно захлебнулась, оборвалась.)

Беседа.

3.1. Возможна ли для поэта такая хитрость как ослушание?

3.2. Вспомним, чем завершается письмо Татьяны Евгению Онегину:

Кончаю! Страшно перечесть.

Стыдом и страхом замираю.

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю.

3.3. Найдите строки, свидетельствующие о мучительном переживании перед принятием тяжкого решения.

3.4. Какой эффект достигается повторением: как долго. как долго?

(Мы чувствуем напряженность момента. Создается ощущение высокой патетики. )

(Час пробил — напрашивается поневоле. Час настал, час пробил — так говорят о важном решении. Вместе с уничтожением письма гибнет и часть души поэта.)

3.6. Какими словами передается полная отрешенность поэта от внешнего мира?

(Провиденье — это Бог, Судьба. Поэт сокрушен, он ищет в Боге духовную опору.)

3.9. Перед нами два письма о любви. Одно от Нее, ему суждено быть сожженным. А другое. от кого? Кому принадлежит?

(Второе письмо — горестный монолог самого поэта, где каждое слово дышит неподдельной любовью.)

Подведение итогов и выставление оценок.

1. Слово учителя.

Беседа.


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что дала Островскому служба в совестном и коммерческом судах?

• Перечислите и охарактеризуйте основные периоды творчества драматурга.

• В чём заключается творческий подвиг А. Н. Островского?

IV. Работа над темой урока

1. Вводная беседа

• Обратите внимание на афишу пьесы. Какую особенность вы заметили?

• Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему?

• Как вы объясняете развязку драмы?

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Презентация результатов работы представителями групп (запись на доске и в тетрадях)

1-я группа. История создания пьесы

«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

2) Коллективная работа по составлению сопоставительной таблицы

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Нравственные проблемы:
•проблема человеческого достоинства;
•проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
•проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

3-я группа. Своеобразие конфликта

В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы. Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы — это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.

3) Коллективная работа по составлению сравнительной таблицы

Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона не то чтобы по любви, а потому, что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой

Противоречивость в характере и поступках героини
Её благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина лишает себя жизни

Отличия Катерины от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания

Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым.

А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.

Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ
ТВОРИТ ДОБРО, И ЖЕНУ И ДОМОЧАДЦЕВ ТОМУ УЧИТ — ПРИМЕТ ОТ БОГА МИЛОСТЬ

Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит,— и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своём спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоден ствии и по-божески жизнь свою проживёт и милости Божией удостоится.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• В чём смысл названия пьесы?

• Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе?

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)


Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н.Островского "Гроза". 1916 г.
См. подробнее: Эскизы А.Я.Головина к драме "Гроза"

Читайте также: