Храмовый синтез искусств 9 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры , декоративноприкладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи .

Возникновение, развитие и сущест вование искусства разных народов мира обладает удивительным сходст вом. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах , верованиях , религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов , музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии ( христианство , буддизм , ислам ), ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . .

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок , сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах , в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России .

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет , создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с разными видами религий и их воплощением в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки.

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Тамбовская область, г. Моршанск

КОНСПЕКТ УРОКА ИСКУССТВА В 9 КЛАССЕ

Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории

Цель: знакомство с разными видами религий и их воплощением в

произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

Рассказ учителя проходит на фоне презентации:

Ученье - свет, а неученье - тьма.

На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Россия, в отличие от Запада, развивалась особым, предназначенным ей путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. В них писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества.

Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы убедимся, что храм объединяет все виды искусства.

Храмы — это культовые постройки, воплощающие образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Звучит колокольный звон.

Храм - как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? - Обилие икон. Прочитание икон - это зримое выражение самой сути Православия.

1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?

2. Чем икона отличается от картины?

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Синтез искусств можно встретить в разных сферах художественной деятельности.

С древних времен известен синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности.

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы (знаменный распев) созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.

В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции (партесное пение), символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а’cаpеllа). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Вопросы и задания:

Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?

Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?

Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.

На слайде – изображение собора Парижской Богоматери и храма Покрова на Нерли.

Обучающийся читает отрывок из Р. Киплинга:

Запад есть Запад, Восток есть Восток.

Не встретиться им никогда –

Лишь у подножия Престола Божия

В день Страшного суда!

Учитель. Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов.

Обучающиеся пытаются дать сравнительную характеристику готического и православного храмов - особенности архитектурных стилей.

Предлагается изложить эти особенности в таблице и записать на доске. В результате получается: Готический собор.

Архитектурные детали - шпили, арки, стрельчатые окна, трансепты, контрфорсы, аркбутаны, витражи, окно-роза, башни, своды. Купол, барабан, аркатурный пояс, закомары, четверик, антропоморфность.

Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И. Снегова:

Свечой на ладони - на голом лугу -

Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.

Мерцает в излучине, будто из туч,

Сквозит к нему некий единственный луч.

Пропорций бесспорность иль магия лет? –

Струящийся в небо единственный свет!

И сколько б ни шел ты назад допоздна,

Идет за тобою его белизна. (Храм Покрова на Нерли)

Кульминация

На экране - слайд с изображением Собора Василия Блаженного.

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

И велел благодетель,-

Гласит летописца сказанье,-

В память оной победы

Да выстроят каменный храм

И к нему привели

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Лился свет в слюдяное оконце,

Был дух вельми спертый.

И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.

Можете ль церкву сложить

Чтоб была благолепней

И, тряхнув волосами,

И ударились в ноги царю.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестись на восход,

Ремешками схватив волоса,

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Узоры из каменных кружев,

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

И в царском притворе самом.

Монаха Андрея Рублева

Византийским суровым письмом.

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах,

А утрами истошно вопил,

Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очесок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы,

Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом

Та церковь была –

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту, -

Стояла у Лобного места

Глядела на ту красоту.

А как храм освятили,

В шапке монашьей,

Обошел его царь –

От подвалов и служб

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

И, тряхнув волосами,

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

И клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Что словно приснилась.

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Вопрос на закрепление: Какие виды искусства воплощает в себе храм?

Задание на дом: Подумать, представить и описать, каким вы представляете себе храм будущего.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока искусства в 9 классе по теме "Храмовый синтез искусств". материал к урокам № 6 и 7 по программе Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской. Урок позволяет расширение знаний школьников о значении искусства в религиях мира, его воздействии на духовную сферу человека.В конспекте представлены этапы урока, его планирование. Исходя из современнных требований к уроку он построен в соответствии с мультимидийной презентацией, в которой приутствуют и фрагмент кинофильма, и музыка. Также на уроке используется виртуальная экскурсия по православерму храму.

Конспект урока по искусству

учитель Орда В.А

Дата: 14 октября 2014

Дата 17 октября 2014

Цель урока: формирование умения ориентироваться в системе нравственных, эстетических ценностей, представленных в произведениях искусства. Задачи: 1. расширение знаний и представлений учащихся об искусстве; 2. развитие умения понимать и интерпретировать художественные образы;

3. развитие умения применять критерии художественности, композиционной грамотности.

Выполнение творческого задания (графические зарисовки храмов).

Подведение итогов урока

Песня со словами

Слушание, определение темы урока.

Фрагменты из кинофильма

Что такое синтез? Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое

или представляющее набор. Термин происходит от греч. σύνθεσις — совмещение, помещение вместе (σύν — с, вместе и θεσις — положение, помещение).

Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие.

Какие виды искусства соединяются в храме?

Храмы древнего мира

Что их объединяет?

Римско-католический храм непорочного зачатия Девы Марии

Для католического храма характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны,

богато украшенный фасад с резными деталями. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль.

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучат особенно возвышенно во взлетающем пространстве интерьера.

Огромные ажурные окна с цветными стеклами – витражи – делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.

Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет создает в храме необычную цветовую среду, отличную от внешней, символизируя свет христианского познания.

Мечеть Джами Маджида

Великий купол мусульманского храма – мечети – символизирует единого Бога (Аллаха),

а минарет (башня около мечети) – его пророка (Магомета).

Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал.

Каллиграфический орнамент, мусульманская молитва

На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. Изображение живого существа в культуре ислама считается святотатством, поэтому художественный стиль ислама – декоративный, орнаментальный. Бесконечный орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения.

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит,

был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность.

В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики, раскачивающиеся при каждом порыве ветра и наполняющие окружающее пространство мелодичным звоном. Одновременно колокольчики служили защитой святилища от проникновения злых духов и использовались в религиозных обрядах.

Мантра представляет собой звуковой символ. Она символизирует божество. То есть она является как бы звуковым эквивалентом этого божества.

Ом мани падме хум

“Мани” означает драгоценность, “падме” – в лотосе, таким образом, “мани падме” означает “драгоценность в лотосе”, так что эту мантру, или, по крайней мере, часть этой мантры можно перевести, хотя начальный слог “ом” и заключительный “хум” не переводятся.

Храм Христа Спасителя. Пространство и убранство православного храма. Виртуальная экскурсия по храму.

Особенным символом является купол храма, символизирующий, помимо всего прочего, свод небес. Четыре стены храма обозначают четыре стороны света, говорят о том, что духовная власть распространяется во все стороны, везде. Особенным направлением является восток.

Так же душа должна хранить божественную тайну так, как храм хранит чудотворные иконы, святые мощи, священные предметы или пустоту, наполненную божественным присутствием, как в мечети.

Алтарь – сердце храма, самая главная его часть. Также и у человека сердце должно быть главным советчиком во всех поступках. Не голова, не ум, а именно сердце, которое может быть и милосердным, и снисходительным, и смиренным. Такие уроки дает нам древняя архитектура.

Храмы каких религий вы видите? Как определили? Что сближает все храмы? Графическая

Подведение итогов урока:

Список литературы/интернет-ресурсов:

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Класс: 9 класс
Автор: Кириллова Татьяна Геннадьевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 24.69 Kb

Конспект урока по искусству в 9 классе

Цель урока: 1.познакомить учащихся с особенностями храмовой

архитектуры христианства: внешним и внутренним

обликом храмов, символическим значением частей

здания храма, типами храмов; расширить знания учащихся о храмовой архитектуре

Задачи: 1..познакомить с историей Древнерусских храмов: Дмитриевским собором во

Владимире, храмом Покрова на Нерли, Успенским собором Московского Кремля.

2.формировать художественную и духовную культуру учащихся;

3.формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и

безобразное в жизни и в искусстве.

Тип урока: комбинированный: рассказ учителя в сочетании с беседой, демонстрацией слайдов,

макетов, докладами учащихся, викториной, работой с рисунками.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: слайды, макеты храмов, учебник, таблицы, музыкальный фрагмент

(звон колоколов), вопросы викторины – для учителя;

учебник, тетрадь, рисунки фасада и плана храма, ручки – для

1.Организационная часть урока (1-2 мин.)

2.Вводное слово учителя. (1-2 мин.)

3.Повторение изученного. (3-5 мин.)

Демонстрация слайдов и фронтальный опрос.

4.Изучение нового материала. (13-15 мин.)

1.Рассказ учителя в сочетании с демонстрацией слайдов, макета.

2.Практическая работа – работа по рисункам.

3.Беседа с учащимися о расположении храмов, символике храмов, первых храмах на Руси.

4. Храм поселка Володарского. (2-3 мин.)

6.Закрепление – проверка знаний учащихся по теме урока.

Викторина. (6-8 мин.)

7.Подведение итогов урока – фронтальный опрос . (3-4 мин.)

-Что нового узнали на уроке?

- Чем отличаются христианские храмы от храмов других религий?

Оценка работы учащихся на уроке.

8.Задание на дом:

демонстрация слайдов, постановка задачи. (2-3 мин.)

2 -3.На предыдущем уроке мы начали знакомиться с храмовой архитектурой разных религий.

? Ребята, назовите, пожалуйста, самые массовые религии, существующие сегодня?

Ответ: буддизм, ислам и христианская религии.

? Как называются их храмы?

Ответ: буддийские храмы – это ступы погребальные холмы в виде полушарий, исламские храмы –

это мечети, минареты и медресе.

Мечеть – это самая ранняя храмовая архитектура. Здесьсобирались верующие для молитвы

(мусульмане). Рядом с мечетью располагался минарет – это стройная башня, с верхней

площадки которой их священник – муэдзин – 5 раз в день созывал верующих молиться.

Мечеть может иметь до 8 минаретов (таково количество минаретов в священной Мекке).

Мечеть и минарет составляют единый ансамбль. Минарет – символ Мусульманской

Другой тип мечети – это медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся

на мелкие помещения – худжи, в которых живут семинаристы.

Давайте, ребята еще раз посмотрим эти храмы.

4. Сегодня на уроке, ребята, мы более подробно познакомимся с храмовой архитектурой

христианства, одной из многочисленных религией в мире, так и в нашей стране.

? Ребята! Вспомните из истории, когда произошло крещение Руси, в каком веке?

Ответ: Крещение на Руси произошло в 10 веке.

Итак, появилась на Руси Новая религия. Значит, начали на Руси строить новые храмы.

Архитекторы придумывали их внешний вид, вспоминая при этом любимых сказочных героев,

героев былин - богатырей.

Демонстрация слайда (фасад храма).

Любой православный храм венчают купола с крестами – это образ неба.

Количество куполов могло быть различным: от 1 до 13.

Количество куполов имеет символический смысл.

? Ребята! Может быть кто-то из вас знает, что означают купола?

Ответ: определенное количество куполов над храмами означает:

2- проявление божественного и человеческого на Христе;

3- как ипостаси, т.е. сущности Бога (отец, сын и святой дух);

5- как Христос и 4 евангелиста;

Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга.

Получалась красивая пирамидальная композиция.

Каждый купол опирался на барабан.

Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или

? Ребята, а что такое арка?

Ответ: арка – это 2 опоры и перекинутая между ними дуга.

Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов.

Один из древнейших храмов Древней Руси, например, Софийсекий собор в Киеве

насчитывает более 40 внутренних опор.

Демонстрация слайда. (Софийский собор).

Демонстрация слайда – (фасад храма)

Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается

Количество апсид зависит от размера храма. Их может быть: 1, 3, 5.

Нередко храм украшает арктурный пояс.

Купола с крестами и апсиды - -самые характерные детали храма, отличающие его от других

? Но каково же внутреннее устройство храма?

Кто, ребята, из вас был в храме?

Вы сейчас мне и ребятам поможете выяснить, как располагаются и как называются внутренние помещения храма, совершить экскурсию по православному храму.

Демонстрация слайда и макета плана храма.

Из уроков ОБЖ вам всем хорошо известно, что православные храмы располагаются входом на запад, а алтарем на восток.

Поднимемся на паперть и теперь заглянем внутрь храма. Это притвор.

В притворе во время богослужения находятся те, кому за совершенные грехи запрещается вход в храм, а также те, кто только собирается принять крещение. Притвор от церкви отделяется глухой стеной с дверью.

Пройдем дальше. Это внутреннее пространство церкви. Оно делится на 2 части. В самой просторной, той что ближе к западному входу,

Во время богослужения находятся верующие.

В восточной части храма расположено святилище – алтарь.

В древние времена он был отделен невысокой преградой, установленной иконами.

В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол. Это

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посредине.

Во время главного православного богослужения – литургии на нем готовят для причащения священные дары – хлеб и вино.

В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и его помощник , диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы и хранятся, отсюда второе название –ризница.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собой космос, где купола и своды – символизируют небо, а стены и столбы- землю.

Первоначально церкви на Руси строили из дерева.

? Ребята, как вы думаете,почему?

Ответ: На Руси очень много леса.

Но потом поняли, что деревянные постройки недолговечны. Они могут сгореть. И они действительно сгорали, удивительные архитектурные сооружения превращались в угольки.

И тогда решили строить церкви из камня. Такая постройка намного дороже, но жизнь ее длиннее. До нашего времени дошли древнерусские храмы, построенные еще в 12 веке. Все первые храмы были белые. Белый камень оказался очень подходящим материалом: морозостойкий,

прочный и долговечный. До сих пор стены Московского Кремля надежно покоятся на фундаменте из белого камня.

Позже, начиная с 15 века, научившись у итальянцев, русские зодчие стали возводить постройки из кирпича, но параллельно использовали белый камень, что позволило им придать храмам особую нарядность.

Они умело сочетали красный цвет кирпича и белый камень, вырезали из белого камня топором украшения для фасадов.

Из-за холодных суровых зим на Руси строили церкви двух типов:

Зимние – отапливаемые, небольшие по размеру. И летние, более просторные без печки.

1.Одна из древнейших построек – это Дмитриевский собор.

2.А сейчас вы видите маленькую церковь, расположенную не на холме, а на берегу реки.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: