Хождение за три моря конспект по географии 5 класс домогацких

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Исакова Татьяна Анатольевна

Населенный пункт: Оренбургская область, город Бугуруслан

Тип урока: урок-путешествие.

Цель урока: формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

Задачи

- продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);

- формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

-знать русских путешественников, изучавших другие страны

-уметь сопоставлять древние названия физико-географических объектов с их новыми названиями

Личностные: (личностные УУД)

-аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знания

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Организационная структура урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствие учащихся, проверка присутствующих

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя

2.Актуализация опорных знаний

-Какая главная мысль эпиграфа?

Взаимопроверка по эталону.

Марко Поло. Какие географические путешествия он совершил?

Обучающие читают эпиграф, рассуждают и делают вывод.

Отвечают на вопросы рабочего листа. Проверяют и оценивают работу.

Выступление учащегося по домашнему творческому заданию.

Уметь слушать других, договариваться и приходить к единому мнению.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

3. Определение целей и задач урока. Целеполагание

В сундучке находится то, что почти всегда есть на наших столах.

Когда полчища варваров обрушились в 408 году на Рим, они потребовали в качестве дани не только 5000 фунтов золота, но и 3000 фунтов этого продукта — как еще большую драгоценность!

Получают это из семян душистого растения, которое часто сажают на огородах нашей местности.

Это ароматная добавка, которая делает пищу более вкусной.

Семена чаще бывают черной, белой, зеленой, красной окраски. (Перец)

Как перец мог попасть на столы европейцев? (привозили купцы из стран Азии)

Как вы думаете, могли ли русские купцы отправляться в дальние страны?

Сегодня мы продолжим знакомиться с выдающимися путешествиями и путешественниками и поговорим об удивительном путешествии нашего соотечественника Афанасия Никитина.

Давайте сформулируем тему нашего урока

Цель, задачи.

Какие предположения вы можете сделать по названию темы?

Хожение (хождение) - старославянское слово. 1. Странствие, путешествие. 2. Жанр древнерусской литературы - описание путешествия.

Вспомните, что такое море? (уточните по словарю терминов и понятий)

Объем урока - 1 час.

Тип урока : Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Задачи урока:

образовательные: предметные

Формирование информационных компетенций через работу с атласом, рисунком учебника.

развивающие : метапредметные

Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.

Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём.

Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.

воспитательные : личностные

Развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.

Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде.

1. Мотивационно-целевой этап.

а) Вступление
б) Мотивация, тема урока, цели для уч-ся

2. Операционный этап

1. Отвечаем на поставленные вопросы, записываем вопросы и ответы в тетрадь

2.Работа с рисунком учебника, атласом

3 . Работа учащихся в группах по созданию маршрута Афанасия Никитина в конт карте;

5. Перечисление новых географических объектов

9. Информация учителя по новому материалу

10. Завершение маршрута (новые географические объекты)

11. Обращение к социальному опыту

Работа учащихся в группах - Сравнение маршрута в контурной карте с маршрутом на экране, на рисунке в учебнике.

Организовать совместную деятельность учащихся по формированию представлений о путешествии А.Никитина. Умение строить высказывание. Задачи: Организовать работу по изучению маршрута А.Никитина (предметный результат). Развитие умения выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географическими информации (метапредметный результат).

Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к географии, развитие внимания, памяти.

Технологическая карта. Хождение за три моря

Афанасий Никитан

1.Кто являлся первыми путешественниками?

2.Кто по профессии были первые путешественники?

3.Путешествие Марко Поло: его цель, маршрут исследования, значение.

4.Используя физическую карту Евразии совершите воображаемое путешествие от берегов Китая к берегам Европы.

5.Зачем европейцы искали путь в Китай? Молодцы!

Создание проблемной ситуации. Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?

Первичные условия новых знаний

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?

1. Какая будет тема урока? Составьте план изучения темы

Составлять различные виды планов.

Объясняют и формулируют тему.

Вступают в диалог.

Участвуют в обсуждении.

Проговаривают и осознают значимость решения проблемной ситуации.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Цель: Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

- обучающие: углубить знания о планете Земля;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: сформировать представление о значении путешествия Афанасия Никитина.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: урок - исследование.

11. Формы работы учащихся: коллективная, парная.

12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер.

Учебник, тетрадь практикум.

6. Цель: Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

- обучающие: углубить знания о планете Земля;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: сформировать представление о значении путешествия Афанасия Никитина.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Читайте также: